Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации

Русский язык

Проверочные и контрольные работы
за I четверть для 1 – 4 классов

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец I четверти.

1-й класс

Цель работы – проверить умение писать под диктовку изученные буквы, составлять и записывать слова простейшей слоговой структуры.

1. Запиши буквы, с которых начинаются имена людей:

Иван, Лариса, Зоя, Вера, Анна, Слава, Егор, Эмма, Гриша.

Подчеркни гласные буквы.
Вспомни, какие цветы растут на лугу, в саду.

Запиши буквы, с которых начинаются названия цветов:

ромашка, василек, колокольчик, астра, роза.

Подчеркни согласные буквы.
Вспомни и запиши имена людей, которые начинаются с этих букв (2–3 слова).

2. Какие капельки-слоги выпали из тучки?

Запиши названия предметов.

С «с» я рыба,

     

С «к» бесформенная глыба,

     

С «л» помог колоть я лед,

     

С «д» народ во мне живет.

     

Какие слова «спрятались»? Выпиши их.

о    р    л    ы     к    о    р    а     к    и    р    а     н    а    к    а     р    а    с    ь

Выдели в этих словах слоги.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с оформлением и записью предложений; с написанием гласных после шипящих, сочетаний чк, чн, с записью слов с мягким знаком на конце и в середине слова; с написанием большой буквы в именах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов, рек.

Объем работы: 25–35 слов.

СТРАШНЫЙ СОН

Хозяин назвал собаку Теткой. Тетка спала на маленьком коврике у двери. Ей снился страшный сон. Тетка взвизгнула и проснулась от страха. Она разбудила всех жителей дома. Гусь стал грозно шипеть.

Слово для справки: хозяин.

СКОРО ЗИМА

Я люблю ходить по лесу на лыжах с собачкой Чиж. Кругом тишина. Только снег скрипит под лыжами. Вот и норка. Я быстро мчусь на лыжах и падаю в пушистый снег.

ЛЕТО КОНЧИЛОСЬ

Все лето мальчики прожили в деревне Власово. Наступила осень. Ребята собрали последние спелые груши. Они были сочные, бочка румяные. Зачастил дождь. Затихли птицы. Скучно стало в саду.

Слова для справок: собрали, последние, кончилось.

УТРО

Первым встречал утро зяблик. Бодрая песня птицы будила лес. Вот пушистая ель. Под ней норка. Показалась мордочка. Это ежик. Он побежал по сухим иголочкам. Надо добывать пищу. Солнышко осветило чащу леса.

Слова для справок: показалась, побежал, охватило.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски без пропусков и замены букв.

ВЕРТУШИНКА

Я очень люблю названия маленьких рек и речушек. Маленькую нашу речушку зовут Вертушинка. Начало она берет среди широкого луга. Весной она широко разливается и в ней попадаются щуки. Под корнями деревьев прячутся налимы.

(По И. Соколову-Микитову)

В ДОРОГЕ

Машина мчалась по дороге к фронту. Луна освещала лесок и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась под шинами. Митя Корнев дремал. Он укрылся шинелью. Скоро деревня Васильки. Там их полк.

(По. А. Митяеву)

 РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение составлять и озаглавливать тексты на тему; выбирать слова, логически связанные с текстом.

I. Составить предложение по схемам. Записать весь текст. Озаглавить.

|________ ______ ______ . Наступила осень. Падают листья. |_____ __________ лежит ковер _________ ______ . |_______ _______ _____ !

II. Мы сочиняем.

Ветер уснул. Цветы наполнили воздух чудным ароматом. У моих ног сидела лягушка.
Мы с братом решили написать рассказ. Я написал первые два предложения.
Брат написал третье.

Какими предложениями ты закончишь текст?
Спиши. Допиши свои предложения. Подчеркни главные члены.

III. Прочитай.

... наступила,
Высохли ...,
И глядят уныло
Голые ... .

(лето, осень, цветы, земля, кусты, ромашки)

(А.Н. Плещеев)

Запиши стихи, вставляя пропущенные слова.
Подчеркни в каждом предложении основу – подлежащее и сказуемое.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение выделять в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, в соответствии с этим ставить знаки препинания; проследить, как идет закрепление материала по пройденным ранее темам (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак, звонкие и глухие согласные в конце слова).

Объем диктанта: 35–45 слов.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

После грозы и дождя все дорожки купались в лучах. Звонко бежит по улице ручей. Ребята с радостью спешат к ручью. Вот где раздолье! Уже готовы лодки к пуску. Внизу у ручья мальчики сделали запруду. Слышны ребячьи голоса. Кругом веселье и смех.

Слова для справок: готовы, внизу, сделали.

НА ПОЛЯНЕ

Последний осенний месяц. Серые унылые краски в лесу не радовали глаз. Но вот выпал снег. Я отправился на знакомую полянку. Под белым ковром возвышались сухие луговые васильки и соцветия разных трав. Вот зимний букет. Бери и неси домой! Вспомни теплые ясные деньки!

Слова для справок: отправился, возвышались, соцветия.

КТО ВИНОВАТ?

Все каникулы я провожу у бабушки в деревне. На дворе у нее живут свинья, коза и утки. Я ухаживаю за животными и птицами.
Однажды пропали два утенка. Их утащил тощий кот. Дачники уехали, а про кота забыли. Кот одичал и стал сам искать себе пищу.

Слова для справок: у нее, ухаживаю, одичал.

РУСАЧОК

Долго бегал Русачок по лесу. Всех зверей повидал. А вот и лесное озеро. В озере плавали желтые листья. Ветер кружил их. А это что за зверь? Ноги длинные, а глаза добрые. На голове красивые рога. Зайка узнал лося. Лось щипал траву. Заяц поспешил домой.

Слова для справок: повидал, поспешил.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски, не искажая слов, не пропуская букв, выделяя орфограммы.

* * *

Тут Соловей-разбойник засвистел по-соловьиному, закричал по-звериному, зашипел по-змеиному. И словно буря налетела. Кусты к земле пригнулись. Деревья ломались. Богатырский конь уперся всеми четырьмя копытами в землю. Илья Муромец вынул стрелу и выстрелил. Полетела стрела, вышибла Соловья-разбойника из гнезда.

НЕОЖИДАННОЕ ВЕЗДЕ

Цветок белой кувшинки бросили в таз. Он аккуратно, как и в озере, каждый вечер складывал лепестки и окунался в воду. Утром он выныривал и раскрывался. Хоть часы по нему проверяй! Кувшинка и сорванная «видела», отличала день от ночи. Не за это ли назвали кувшинки «глазами озер»? Может, они и нас с вами видят?

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение заканчивать текст по вопросу, дописывать начало и конец текста; писать сочинение, отражающее взгляд самого ученика.

ЗВЕРИ ЗИМОЙ

На дворе сильный мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятел стучит по коре деревьев.

Закончи текст по вопросу: как звери проводят зиму?

Петушок пришел к дому, где жили Краски. Он низко поклонился им. Красная Краска раскрасила Петушку гребешок и бороду, Синяя – перышки на хвостике, Зеленая – крылышки, Желтая Краска – грудку.

Придумай конец текста.

ТВОЙ ГОРОД

Немало городов встречаем мы – больших и малых, шумных и тихих. Есть города молодые, а есть убеленные каменными сединами.

В каком городе (селе, деревне) живешь ты?
Запиши несколько предложений о родном городе.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили тему «Однородные члены предложения», как идет совершенствование навыка грамотного письма по темам программы начальной школы (правописание гласных и согласных в корне слова и др.).

Объем диктанта: 60–65 слов.

НА ФРОНТЕ

Ночь выдалась тихая. В небе не горели ракеты.
Наступил рассвет. Все боевые машины свернули с шоссе, поехали полем и остановились на опушке соснового бора.
Автомобили один за другим медленно продвигались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали, если колеса буксовали. В небе показался вражеский самолет-разведчик. Все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их мохнатыми ветками.

(По А. Митяеву)

Слова для справок: свернули, за ними, подталкивали.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятой перед словом если и дефиса в названии самолет-разведчик.

В СТАРОМ САДУ

В старом саду все дорожки и грядки заросли крепкими лопухами и укропом. Крапива встала густой стеной и жглась. В бочке с дождевой водой поселилась лягушка. Она вылезала из бочки поздно вечером, сидела около крыльца, смотрела на скворцов. Скворцы часто дрались с галками. Бабушка Ксения выходила на крыльцо, стыдила скворцов, махала на них тряпкой. Скворцы отлетали, садились на верхушку старой груши и замолкали.

Слова для справок: лопухи, заросли.

НА БЕРЕГУ РЕКИ

Тишина. Какое счастье – сидеть белой ночью на маленькой скамье над самым обрывом великой Печоры! Рядом замер могучий кедр. Волны одна за другой набегают на берег. Шуршит песок и галька.
Почему бег речной воды всегда манит твой взгляд? Река – вечный двигатель. Текла она сотни лет назад, течет и сегодня. Человек не должен разрушать то, что создано природой. Я смотрю на реку, и чувство тихого восхищения охватывает меня.

Слова для справок: Печора, восхищения.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ЗИМЫ

Зарябило в пустом осиннике. Удары снежной крупки о стволы и ветки сливались в таинственный шепот. Темная земля стала седеть. Словно сказочные молочные реки, петляли и уходили далеко белые дороги. По свежей пороше из лесных чащ к жилью человека потянулись цепочки следов. Лоси, косули, зайцы устремились на свежие вырубки и стали глодать кору с осин и ив. А снег валил и валил. Зима вступала в свои владения.

Слово для справки: словно.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка, связанного с орфографической зоркостью.

УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО

Какое чудо самое удивительное? Это самая обыкновенная книга. А из книжки выходят герои сказок, рассказов. В книге прячутся и моря и корабли и ветер.
Были перед нами белые страницы. Вдруг появилось бурное море. Летучий ветер гонит корабли, бьет волну о скалы. Помогли нам увидеть чудо волшебные знаки. Ты, конечно, догадался – это буквы. Нам хорошо знакома сила азбуки. Какие книги ты любишь читать? Кто твой любимый герой?

Задание. Списать с доски, поставить недостающие знаки препинания.

НАШЕЛ ДРУЗЕЙ

Мы ушли на Глухое озеро, а щенка Мурзика не взяли. На третий день ночью я увидел при свете костра мохнатую морду Мурзика. Он прыгал и визжал от радости. На шее его болтался обрывок веревки. Щенок дрожал, в шерсть набился мусор. Глаза покраснели от усталости и слез.
Мы покормили Мурзика мясом. Он наелся и лег спать возле костра. Во сне собака тяжело вздыхала и скулила. Страшно было маленькому щенку бежать ночью через лес.

(По К. Паустовскому)

Подчеркни предложения с однородными членами.

 РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения записывать текст-рассуждение, составлять и записывать текст по плану.

I. Запиши ответ на вопрос.

В русском языке тысячи слов. Слово «хлеб» поставлено на первое место.

Почему?

II. План для сочинения

1. Рассвет.
2. Лес ожил.
3. Луг проснулся.

Составь текст. Озаглавь его и запиши по плану.

III. Запиши несколько пословиц про осень.