Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Г.Ю. ВИШНЕВСКАЯ,
учитель школы № 53,
г. Калининград

К 125-летию со дня рождения А. Блока

Урок литературного чтения

Ребенка важно научить не только механически читать, но и слушать произведение, задумываться о его содержании, настроении. Если педагог постоянно работает над этим, то к окончанию начальной школы его ученики могут стать хорошими и вдумчивыми читателями.
Предлагаем вам конспект урока литературного чтения в 1-м классе, в котором показаны многие приемы работы с художественным произведением в период обучения грамоте.

Тема. «Стихи о животных. Александр Блок. “Зайчик”».

Цели. Познакомить учащихся с творчеством А. Блока и его произведением «Зайчик»; развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения; воспитывать чувство сопричастности, сопереживания.

Оборудование. Книги А. Блока, портрет поэта; рисунок с изображением зайчика; бубны, магнитофон; аудиозапись «Ноябрь» П. Чайковского ; физкультминутки «Зайчики»; листы для моделирования обложки, цветные карандаши; костюмы зайчиков; альбомные листы; мягкая игрушка – зайка; рисунки «настроение».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию стихотворения

Учитель загадывает загадку.>

Учитель.

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
Кто это?

Дети. Это заяц.

Учитель показывает игрушку – зайку.

У. Вот видите, какой хороший, красивый, мягкий зайка! И этого зайку хозяйка бросила на скамейке под дождем. Давайте вспомним стихотворение про этого зайку. Вы его все знаете.

Д. 

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

У. Бедный зайка!

III. Знакомство со стихотворением

У. А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого. Написал стихотворение Александр Блок. Оно так и называется – «Зайчик».

Учитель читает текст.

IV. Работа над содержанием прочитанного текста

Учитель задает детям вопросы по содержанию стихотворения.

  • Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

  • Что изменилось в природе с приходом осени?

  • Какой стала жизнь зайчика?

  • О чем он мог думать, о чем переживать?

  • Какие чувства у вас вызывает это произведение: вам весело, грустно, жалко зайчика?

  • Какое настроение было у вас, когда вы услышали начало стихотворения?

  • Какое настроение стало потом?

Дети отвечают на вопросы.

– Давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились вам в тексте:

  • Ложбинка – узкий неглубокий овраг (углубление).

  • Тешили – забавляли, развлекали, доставляли удовольствие.

  • Косится – смотрит искоса, сбоку.

Предлагаю вам побыть зайчиками.

К доске приглашаются 2–3 ученика, которые надевают костюмы зайчиков. Учитель читает стихотворение. Дети передают движениями, мимикой настроение зверька. Класс выбирает лучшего зайчика.

V. Знакомство с жизнью и творчеством А. Блока

Учитель помещает на доску портрет А. Блока.

На доске.

Александр Александрович Блок

Александр Александрович Блок
(1880–1921)

– Александр Александрович Блок родился в городе Петербурге 125 лет назад. В его семье все увлекались литературой, переводили и сочиняли стихи.
В 5 лет он написал свое первое стихотворение и «опубликовал» его в журнальчике, который сделал в подарок маме.
Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и даже мечтал стать моряком. Кроме того, он часто рисовал корабли красками, обвешивал ими стены своей комнаты и дарил знакомым.
В детстве Саша читал много сказок. Он любил сказки за то же, за что любит их каждый из нас: в них добро одерживает верх над злом, ум – над глупостью, скромность и труд – над корыстью и бездельем. А если, например, сказку читать перед сном, то, засыпая, можно представить, что и сам ты вместе с всадником мчишься освобождать плененную царевну и убиваешь огнедышащего дракона.
Александр Блок очень любил животных. В деревне у него была собака Диана, с которой он бродил по лесам.
Однажды был такой случай: поэт написал вполне серьезное стихотворение и посвятил его Григорию Е. Рядом в книге стихи посвящались известным писателям и художникам. Но это посвящение было каким-то странным – никто не знал этого Григория. Потом выяснилось, что стихотворение посвящено обыкновенному ежу по имени Григорий, который жил у Блока.
Александр Блок всю жизнь прожил в Петербурге, но на лето нередко уезжал под Москву, в сельцо Шахматово. Маленьким он ходил с дедом по лесам, отыскивая редкие растения, или, захватив хлеба и молока, уезжал с кем-нибудь из крестьян на работу в поле.
Стихи Блока отличались напевностью и музыкальностью. Известно, что когда поэт читал их, слушатели шепотом повторяли вместе с ним строфы. Поэзия Александра Блока проникнута задушевностью и лиричностью, это искренняя поэтическая песня о природе, родине, чувствах человека.

VI. Работа с книгами Александра Блока

Дети получают книги Александра Блока «Снег да снег», «Зайчик», «Стихотворения».

У. Внимательно посмотрите на обложки этих книг. Кто их написал? Где указана фамилия автора? Какое заглавие у книг, где оно расположено? Давайте вместе прочитаем.
Итак, книги написал Александр Блок. Они о природе, и в них может быть стихотворение «Зайчик». Чтобы убедиться в этом, перелистаем книги и попробуем найти нужное нам стихотворение. Смотрите внимательно. Когда увидите разворот с этим стихотворением, поднимите руки.
Составьте модель обложки к произведению «Зайчик».

На листе бумаги дети размещают вверху узкую полоску красного цвета (кто умеет писать, вписывает в нее имя автора книги); внизу – узкую полоску синего цвета (в нее вписывают заглавие книги).
Так как это стихотворение, дети рисуют треугольник. Произведение посвящено животному, поэтому треугольник раскрашивают коричневым цветом.

VII. Физкультминутка «Зайчики»

У. Заиньки, выходите!
Серенькие, выходите!
Вот так, этак выходите!
Вот так, этак выходите!

Звучит музыка. Дети встают в круг. Два «зайчика» в центре бьют в бубны. Дети прыгают, скачут, приседают.

VIII. Беседа о жизни зайцев

У. Прочитайте слова, написанные на доске.

На доске.

Заяц – зайчик.

– Как еще можно назвать зайца?

Д. Косой, длинноухий, трусишка, заинька.

У. А еще зайчат можно назвать листопадниками. Почему? Кто из вас знает?

Дети отвечают.

– У зайца за лето бывает три приплода: первый – в конце апреля и в мае, второй – в начале июля, третий – в конце августа – начале сентября, когда начинают опадать листья с деревьев. Эти самые поздние зайчата так и называются – листопадники.
Как вы думаете: куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору?

Д. Наверное, с горы.

У. У зайца передние ноги короткие, а задние – длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.

IХ. Творческая работа

Ученики повторно слушают стихотворение и получают задание – выполнить иллюстрации на темы: «Природа летом», «Природа осенью», «Мечты зайчика».
Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Х. Итог урока

Обсуждение выставки рисунков.

У. Наш урок подходит к концу.
Покажите ваше «настроение» в конце урока. Объясните, почему у вас такое настроение? Какой момент на уроке вам понравился больше всего? Что интересного запомнилось?