ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
ЛАЗАРЕВА Валерия Алексеевна
Уроки литературного чтения в
современной начальной школе
План лекций по курсу
|
Номер газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Цели и задачи
современной школы, роль «литературного чтения»
в нравственном воспитании учащихся |
18 |
Лекция 2.
Художественный текст, его образная природа.
Способы художественного изображения,
особенности читательского восприятия |
19 |
Лекция 3. Деление
художественной литературы на роды и виды. Эпос.
Лирика. Драма. Предмет и способы изображения,
существенные особенности.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения
— до 15 ноября 2005 г.) |
20 |
Лекция 4. Принципы и технология
анализа художественных произведений в их
родовой и жанровой специфике |
21 |
Лекция 5. Анализ лирического
текста исходя из особенности предмета
изображения – внутреннего мира человека и его
переживаний |
22 |
Лекция 6. Особенности работы над
драмой, чтение по ролям и инсценирование как путь
глубокого читательского вхождения в образ.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения
— до 30 декабря 2005 г.) |
23 |
Лекция 7. Мировой литературный
процесс и великие литературные открытия |
24 |
Лекция 8. Воспитательные
возможности урока литературного чтения, способы
и методы их реализации.
Итоговая работа (срок выполнения — до 28
фераля 2006 г.) |
Лекция 2.
Художественный текст, его образная
природа.
Способы художественного изображения,
особенности читательского восприятия
Задача учителя, научившего детей
читать, – научить их читать художественный
текст, полноценно и глубоко воспринимая его.
Что значит научить читать
художественный текст? В чем особенности
восприятия этого вида текста и почему этому надо
учить специально? Почему учитель литературы и
замечательный методист ХIХ века В.И. Водовозов
говорил: «Преподаватель словесности вторично
научает читать»? Что это означает и, самый важный
для учителя вопрос, – как это сделать?
Слово художника, кроме обычной
информации, несет в себе еще и
эмоционально-образную информацию. Читатель,
читая художественный текст, представляет
картины, которые нарисовал автор-художник;
сочувствует его героям и выходит на понимание
идеи произведения, его главной мысли. Разница
между художественным и нехудожественным текстом
– в способе отображения действительности. Вот
как об этом говорил В.Г. Белинский: «Философ
говорит силлогизмами, поэт – образами и
картинами, а говорят они об одном и том же.
Политэконом, вооружась статистическими числами,
доказывает, действуя на ум своих читателей или
слушателей, что положение такого-то класса в
обществе много улучшилось или много ухудшилось
вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт,
вооружась живым и ярким изображением
действительности, показывает в верной картине,
действуя на фантазию своих читателей, что
положение такого-то класса в обществе
действительно много улучшилось и ухудшилось от
таких-то и таких-то причин. Один доказывает,
другой показывает, и оба убеждают, только один
логическими доводами, а другой – картинами».
Проиллюстрируем мысль критика на
примерах. В научном издании, в Толковом словаре
так объясняется, что такое дождь как явление
природы:
«Дождь – атмосферные осадки в виде
водяных капель».
Теперь сравните это описание с тем, как
рисует дождь поэт Н.А. Некрасов – художник слова:
И по дороге моей, светлые, словно из
стали,
Тысячи мелких гвоздей шляпками вниз заскакали.
Или:
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзились струи дождевые.
Это разные дожди, и для них в языке есть
разные названия: грибной дождь и ливень.
Приведем еще более подробное, более
детальное изображение трех разных дождей:
«Слово спорый означает – быстрый,
скорый. Спорый дождь льет отвесно, сильно. Он
всегда приближается – с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его
капля выбивает в воде круглое углубление,
маленькую водяную чашу, подскакивает, снова
падает и несколько мгновений, прежде чем
исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши.
Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По
высоте этого звона догадываешься, набирает ли
дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких
туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не
звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть
заметно возится в кустах, будто трогает мягкой
лапкой то один лист, то другой...
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе
говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце
капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому
же и плакать такими сияющими слезами горя или
радости, как не сказочной красавице царевне!»
(К. Паустовский)
Автор художественного произведения
изобразил словами дождь – явление природы. И
читатель художественного текста представляет
себе эти дожди, и не только сами дожди, но и рябую
от ямочек, оставляемых каплями, поверхность реки,
кажется, ощущает теплую воду этих луж и даже
слышит этот стеклянный звон. Представляет, если
автор нарисовал. А если – нет? Сравните тексты,
в которых описывается зима. Последите за собой:
читая какой из этих текстов, вы не смогли
представить себе картины, потому что автор их не
нарисовал словами? И что представилось при
чтении других?
1.
Снег по области пройдет –
На дорогах гололед,
Будет резкое паденье
Атмосферного давленья.
В понедельник – минус пять,
Ветер западный опять.
Над заливом скорость ветра –
Девять с половиной метров.
2.
Идут белые снеги,
Как по нитке скользя…
3.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод…
4.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
5.
...Недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветки все
Клоками снега…
6.
Лапы елок,
лапки,
лапушки…
Все в снегу,
а теплые какие!
7.
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на крыши строгих зданий...
Первый текст – не художественный, это
зарифмованная сводка погоды. А в других – не
просто картины, а разные зимние картины: не
простое сообщение о том, что пойдет снег (1), а
изображение того, как снег идет (2 – Е. Евтушенко, 3
– Б. Пастернак).
А вот снег лежит в знаменитом
пушкинском «Зимнем утре», изумительная картина
русской зимы, многоцветная, вся в бриллиантовом
блеске! И тот же, но совершенно другой снег,
лежащий новогодней ватой на ветках сосен и
придающий лесу нахмуренную красу (4 – А.С.
Пушкин).
Тот же ватный снег, но нарисованный
с совершенно другим чувством В. Маяковским (5). И
снег С.Я. Маршака (6) поработавший в городе,
изображенный . И все эти прекрасные поэты ИЗОБРАЖАЮТ,
рисуют словами. Им подвластно изображение всего,
что есть на земле, и не только на земле: картин и
явлений природы, предметов, человека, животных и
др.
Эту разницу между художественным и
нехудожественным текстами дети чувствуют очень
рано, выбирая сказки и песенки для чтения, причем
выбирая простое по форме, доброе по смыслу
художественное произведение. Поэтому мы уже в
учебнике для 1-го класса (В.А. Лазарева.
Литературное чтение. 1-й класс. М.: Оникс 21 век) с
первых уроков показываем детям эту разницу на
простых и понятных текстах. Более того, они сразу
видят, что авторы художественных произведений
рисуют одно и то же животное по-разному. Так, как
эти замечательные поэты:
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь…
Шея – словно рука балерины,
Уши – словно чуткие листья,
Ноздри – словно из серой замши…
(Д. Самойлов)
Савраска, запряженный в сани,
Понуро стоял у ворот…
Немало и тут доставалось –
Возил ты тяжелую кладь,
В жестокую бурю случалось,
Измучась, дорогу терять.
Видна на боках твоих впалых
Кнута не одна полоса…
(Н. Некрасов)
Дети читают тексты и рисуют «портреты»
этих лошадей по своим представлениям. И все как
один – у первой красавицы лошади рисуют гордо
поднятую голову, а у второй, некрасовской
заморенной непосильным трудом клячи, – согнутую,
низко опущенную шею, изображают полосы кнута на
ее боках и даже чувствуют авторское отношение к
ним: восторженное любование первой и сочувствие
и сострадание ко второй.
Настоящий поэт или писатель может
нарисовать словами всё, даже фантастическую,
необыкновенную картину, то, чего не бывает на
свете, – и мы всё это можем вообразить.
Представляем мы себе, например,
Бабу-Ягу или Буратино, которых не было на самом
деле. Мы можем себе представить, посочувствовать
и понять, почему такое происходит с
фантастической героиней стихотворения
«Колдунье не колдуется» М. Бородицкой. Ведь и у
нас тоже бывало плохое настроение, когда все из
рук валилось.
КОЛДУНЬЕ НЕ КОЛДУЕТСЯ
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.
Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
А появился – здрасьте вам! –
Из Арктики – буран.
Наколдовала к ужину
В стаканчике пломбир,
Но убедилась с ужасом:
В стаканчике – кефир!
Ну что за невезение,
Ну что за наказание –
Не радует ни пение,
Ни даже рисование:
Нарисовала курицу,
А вышел пистолет…
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
А может быть, кто дуется –
Тому и не колдуется?
У писателей есть свои приемы и способы,
с помощью которых они могут создать
фантастический образ. Художник помещает его в
узнаваемую нами реальность, окружает реальными
деталями.
Вспомните гоголевского черта, который
украл месяц. «Между тем черт крался к месяцу и уже
протянул было руку схватить его, но вдруг
отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал
пальцы, заболтал ногою и забежал с другой
стороны, и снова отскочил и отдернул руку… Вдруг
схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя,
перекидывал его из одной руки в другую, как мужик,
доставший голыми руками огонь для своей
люльки…» «Фантастическое до того должно
соприкасаться с реальным, что вы должны почти
поверить ему», – говорил Ф.М. Достоевский.
Обратите внимание, как читатель вместе
с героем стихотворения перемещается из
реальности в фантастический мир и возвращается
обратно:
СКАЗКА
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,
В белое, густое.
А за первым облаком –
Облако второе,
Облако пуховое,
Облако из снега.
А за третьим облаком
Начиналось небо…
(Д. Самойлов)
Вот эта способность словами
нарисовать картину, изобразить, создать
художественный образ действительности и вызвать
его в воображении читателя художественного
произведения и является главной особенностью
искусства, любого вида его, в том числе и
литературы. Только способы создания
художественного образа в разных видах искусства
– разные. Художник создает его с помощью линии и
красок, музыкант рисует звуками, а писатель и
поэт рисуют картины словами.
Как же создается художественный образ,
как автор находит те особые слова, которыми можно
нарисовать картину, и всегда ли они особые?
Слова эти могут быть самыми обычными.
Например, что может быть проще и обыденнее слов: ночь,
улица, фонарь, аптека, свет, тусклый, живи, умрёшь,
всё повторится...?
А поэт А. Блок поставил их в особом
порядке и создал пронзительно-горькое, щемящее
душу стихотворение:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Значит, самое обычное слово художник
может сделать особенным. Вот как об этом сказал
замечательный поэт нашего времени Д. Самойлов:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
Правда, процесс поиска нужного слова,
рисующего картину или передающего чувства
человека (ведь в слове чувствуется и отношение
автора), долгий и трудный. Проиллюстрируем это на
примере.
У А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее
утро» первоначально было:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами...
Но слово необозримые
применительно к коврам, да еще с учетом, что вид
из окна – все-таки обозримый, ограниченный, – не
понравилось Пушкину, и он заменяет это слово
другим: великолепными.
Следующая строка этого стихотворения
переделывалась несколько раз. Сначала было:
«Лежит, как саван, белый снег». Но слово саван
придает слишком мрачный оттенок солнечному
яркому пейзажу, и поэт пишет: «Простерлись белые
снега», затем меняет на «Простерты новые снега».
(Подумайте и вы, почему его не устроила эта фраза!)
И наконец находит нужные слова: «Блестя на
солнце, снег лежит».
Итак, автор ищет точные, рисующие
образ, передающие чувства слова, и самое
обыкновенное слово может под рукой Мастера стать
волшебным средством изображения предмета,
природы, человека и т. д. Например, слово хрустальный
в предложении «На столе стояла хрустальная
ваза» обозначает то, из чего сделана ваза. А в
поэтической тютчевской строке:
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера!
Слово хрустальный имеет значения: яркий,
сверкающий, ясный, звонкий, хрупкий и т. д.
Свойства хрусталя переносятся на очень, казалось
бы, далекое понятие, но поэт находит нечто
сближающее: прозрачность хрусталя и осеннего
воздуха, чистота и звонкость звука, хрупкость
красоты. И это неожиданное сопоставление
помогает нам представить себе именно такой
осенний день. Воистину:
Когда потеряют значенья слова и
предметы,
На землю для их обновленья приходят поэты.
Но есть и особые слова, в которые
заложено сравнение одного предмета с другим,
слова, употребляемые в переносном значении для
достижения особой выразительности. Их называют тропами.
К тропам относятся: эпитет, метафора, сравнение,
гипербола (преувеличение) и др.
Простейший вид тропа – сравнение, в
нем впрямую, через союзы или творительный падеж (запел
соловьем, полились слезы ручьем) переносятся
свойства одного предмета или явления на другой,
чтобы через знакомое и понятное было легче
представить то, чего не видели.
Сравнение – сопоставление
одного явления или предмета с другим:
«Лес, словно терем расписной...» (И.
Бунин);
«Глаза девочки были похожи на мокрую
черную смородину.» (Л.Н. Толстой);
«Налево, как будто кто чиркнул по
небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая
полоска и потухла.» (А.П. Чехов);
«Под ним струя светлей лазури.»
(М.Ю. Лермонтов).
Эпитет – образное определение,
выражающее сущность предмета или явления, дающее
ему дополнительную характеристику в виде
скрытого сравнения. Например:
«Утесов нагие громады» (А.С.
Пушкин);
«С деревьев ржавый лист
валился...» (Ф.И. Тютчев);
«Где-то в яблочном захолустье» (Ю.
Друнина);
«Четкий воздух свеж и чист» (М.
Волошин).
Эпитетами чаще всего бывают
прилагательные, но иногда и наречия при глаголах
(гордо реет буревестник) и даже
существительные (старик океан,
мужичище-деревенщина).
В фольклорных произведениях эпитеты –
постоянные: солнце красное, поле широкое,
удалой добрый молодец и др.
Метафора – перенесение свойств
одного предмета на другой, например, по их
сходству:
или с одушевленного – на
неодушевленный (олицетворение):
«...И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу» (А. Блок);
«Гром из-за тучи, зверея, вылез,
Громадные ноздри задорно высморкал» (В.
Маяковский).
Настоящие мастера для создания образа
используют даже определенные звуки. Как,
например, А.С. Пушкин:
Буря мглою небо кроет...
(Гласные о, у создают
впечатление воя ветра.)
...То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(Взрывные к, т, п передают
стук.)
Или Н.А. Некрасов:
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
(Звук с передает свист ветра.)
Такой специальный подбор согласных
звуков для создания определенной картины, более
точного изображения художественного образа
называется звукопись, или аллитерация, а
повторение гласных звуков – ассонанс.
Не надо думать, что художественный
образ создается с помощью какого-то одного
приема. В приведенном некрасовском
четверостишии, кроме аллитерации, используются
эпитеты: рябой и пестрый ручей, сухая и
острая струя холодного воздуха. В знаменитом
стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
рядом почти с каждым существительным стоит
эпитет, а кроме того, поэт использует и
аллитерацию, и метафоры, и сравнения.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!…
Наличие тропов всегда показатель
высокой художественности, мастерства и масштаба
таланта поэта. Посмотрите, сколько нейтральных,
не несущих художественной информации слов в
начале пушкинского стихотворения «19 октября»:
«Роняет лес багряный свой убор, // сребрит мороз
увянувшее поле». Всего три: лес, мороз, поле. Все
остальные слова – тропы.
Но в художественном слове содержится
еще (в лирике – всегда) и отношение автора к
изображаемому, и мы тоже его понимаем, вернее,
чувствуем. В слове хрустальный – несомненный
восторг, любование прекрасным осенним днем.
Иногда это авторское отношение
передается впрямую, например, когда
Н.А. Некрасов говорит об одном своем герое:
«Лапки скрестивши, стоит, горемыка...», мы
чувствуем сочувствие автора к этому зайчику. Но к
другой героине его стихотворения – иное, чуть
насмешливое отношение, но тоже с любовью автора:
Глядь, у куста копошится зайчиха –
Еле жива, а толста, как купчиха!
Как же читателю передается чувство
автора или героя произведения? Наверное, это
самое трудное – ведь в жизни мы догадываемся о
чувствах людей, об их отношении к нам, например по
глазам человека, жестам, которые выдают его
душевное состояние. Но как это сделать с помощью
слов, написанных на бумаге? Некрасов называет
зайчика горемыкой, и сразу становится ясно,
что он жалеет его как человека, как ребенка, –
это один из приемов создания образа.
Накал чувств может передаваться восклицанием:
Ах, как небо высоко!
(Л. Шипахина)
Или:
Звезды ночи осенней, холодные звезды!
Как угрюмо и грустно мерцаете вы.
(И. Бунин)
Этот прием используется не только в
стихах, но и в прозе:
Турбины и не заметили, как в крепком
морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О
елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем!
Мама, светлая королева, где же ты?
(М. Буглаков)
Здесь автор задает риторический вопрос,
т.е. не требующий ответа. Он как бы сам с собою
разговаривает, но мы невольно включаемся в его
размышления и переживания, быть может, потому,
что «елочный дед» был и у нас. А вот о маме так
скажет не каждый.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «На
смерть Поэта» риторические вопросы передают
душевное состояние автора:
Зачем от мирных нег и дружбы
простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил их словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
Взволнованность в этих строках
передается еще и с помощью инверсии, т. е.
изменения порядка слов. Посмотрите, как будет
звучать «исправленная» фраза: «Зачем он бежал в
этот завистливый и душный свет от мирных нег и
простодушной дружбы?» Не правда ли, гораздо
спокойнее? Перестановка слов, которая на первый
взгляд кажется нарушающей грамматический
порядок речи, придает выразительность фразе.
Сравним два обращения в письме: «Моя дорогая
мама» и «Мама, дорогая моя!» (здесь без
восклицательного знака не обойтись).
С помощью инверсии можно показать
стремительность, как в пушкинской фразе:
...Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням...
Или горестные чувства, как у М.Ю.
Лермонтова:
...он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Еще один прием передачи чувства – повтор
одних и тех же слов. Это как бы подчеркивает мысль
автора, придает словам особую выразительность и
убедительность.
Вспомните знаменитые строки К.
Симонова с многочисленными повторениями слов
«жди меня», звучащими от этого как заклинание:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...
Или такое обращение к любимому:
Милый, позволь мне,
Позволь мне, хороший,
Стать у дороги плакучею ивой...
В повторе просьбы позволь мне
звучит особая щемящая нота, поскольку сразу
понятно, что любовь эта – непозволительная,
запретная. И этот повтор, и ласковые обращения,
которые героиня себе позволяет в этом, наверное,
никогда не отправленном Ему письме, автор
использует, чтобы передать нам душевное
состояние своей героини, сделать для нас
«внятным» то, «что сердце говорит», и вызвать
сочувствие.
Так определенные приемы: инверсия,
повторы, интонация, обозначенная на письме
знаками препинания, способы сочетания слов
(поэтический синтаксис) и, кроме того, сами слова,
подобранные автором-художником, – усиливают
выразительность и передают настроение и чувства
героев произведения, отношение автора к
изображаемому. А мы, читатели, воспринимаем то,
что трудно передать словами на бумаге, –
чувства людей. Л.Н. Толстой сказал: «Искусство
есть деятельность человеческая, состоящая в том,
что один человек сознательно известными
внешними знаками передает другим испытываемые
им чувства, а другие люди заражаются ими и
переживают их». Об этих знаках, в которых
обозначена выразительность и изобразительность,
являющиеся главными признаками художественного
текста, мы и говорили.
Подведем некоторые итоги.
Автор художественного произведения
изображает мир, в котором мы живем, и, конечно же,
человека с помощью своих особых средств
изображения, «зашифровывая» своё видение мира,
отношение к нему, а читатель текста воссоздаёт
эти образы, всё это воспринимает, т. е. в себя
принимает. Поэтому создание художественного
произведения художником и воссоздание его в
воображении читателя – две стороны одного
процесса – чтения художественного произведения.
Причём, без первого нет второго, но и без второго
тоже не будет первого. «Что есть чтение, как не
разгадывание, толкование, извлечение тайного,
оставшегося за строками... Чтение – прежде всего
сотворчество», – писала М. Цветаева.
Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие художественного текста
от научного?
2. Почему, с помощью какого приема
художник может достоверно изобразить то, чего не
бывает на свете?
3. Какие существуют в литературе
средства изображения? Почему одни из них
называются тропами?
4. Какое прилагательное можно назвать
эпитетом?
5. Как читателю передаются чувства героя,
отношение автора к изображаемому?
Рекомендуемая литература
1. Литературное чтение в современной школе:
дополнительные материалды к курсу лекций / Сост.
В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2005.
|