Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2005

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Людмила ДОНСКИХ,
учитель СОШ № 34,
г. Cтарый Оскол

Кит и Кот

 

 

 

 

Тема. «Звуки [к], [к’], буквы К, к. В мире сказок».

Цели. Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами; формировать навык плавного послогового чтения; развивать фонематический слух учащихся: упражняться в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речь учащихся; прививать интерес к творчеству Шарля Перро.

Оборудование. Книги Шарля Перро; картинки; схемы; таблица «Буквы К, к»; магнитофон; аудиозапись сказки «Кот в сапогах», видеоаппаратура, видеозапись мультфильма «Приключения кота Леопольда».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами.

II. Повторение пройденного

У. С какими звуками и буквами мы познакомились на прошлом уроке?

Дети. Со звуками [с] – согласным, твердым, глухим и [с’] – согласным, мягким, глухим. С буквами – С, с.

У. Давайте прочитаем слоги и слова.

На доске:

– Как надо произносить звук [с] в этих словах?

Д. В первом и третьем столбиках надо произносить звук [с] твердо, потому что буквы о, ы, а обозначают твердость этого звука, а в словах второго столбика – мягко.

У. Прочитайте стихотворение «Слон» на с. 51 вашей Азбуки. Найдите слово, в котором звук [с] – мягкий.

Д. Звук [с] мягкий в слове соседней.

У. Почему?

Д. Потому что буква е обозначает мягкость согласного звука.

III. Сообщение темы урока

Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображениями предметов, названия которых начинаются с буквы к.

У. Назовите, что изображено на рисунках.

Д. Кот, коса, коньки, ключ, кит.

У. С какого звука начинаются слова?

Д. Со звука [к].

У. Сегодня на уроке вы познакомитесь с этим звуком и его обозначением на письме.

IV. Знакомство с новыми звуками и буквами

У. Произнесите названия изображенных предметов еще раз. С одинакового звука они начинаются?

Д. Слова кот, коса, коньки, ключ начинаются со звука [к] – согласного, твердого, глухого.

– Слово кит – со звука [к’] – согласного, мягкого, глухого.

У. Выполним слого-звуковой анализ слов кот и кит.

На доске:

Д. В слове кот – один слог. Он состоит из слияния двух звуков [к] – согласного, твердого, глухого и звука [о] – гласного, а также звука [т] – согласного, твердого, глухого. Схему раскрашиваем так: нижний треугольник синий, верхний треугольник – красный, а квадрат – синий.

– В слове кит – один слог. Он состоит из слияния двух звуков [к’] – согласного, мягкого, глухого и звука [и] – гласного, а также звука [т] – согласного, твердого, глухого. Схему раскрашиваем так: нижний треугольник – зеленый, верхний – красный, а квадрат – синий.

У. Измените слово кот, чтобы звук [к’] стал мягким.

Д. Киска.

У. Звуки [к], [к’] обозначают буквами К, к.

Учитель прикрепляет на доску таблицу.

Печатные буквы

большая К, маленькая к

мы читаем

Письменные буквы

прописная К, строчная к

мы пишем

– Давайте напечатаем эти буквы в тетради.

Учитель показывает образец. Дети выполняют задание.

– Кто быстро и правильно произнесет скороговорку:

Клубок упал на пол, Кот катал клубок.

Дети тренируются в быстром и правильном произношении.

– А теперь потренируемся в чтении слогов и слов с новой буквы.

На доске:

– В каких слогах звук [к’] – мягкий?

Д. В слоге – ки.

У. А в каких слогах звук [к] – твердый?

Д. В слогах – ка, ко, ку, кы.

У. Прочитайте слова на с. 54.

со : к
со : ки

ко | ни
ни | но

со : к
су : к

V. Физкультминутка

VI. Работа с книгами

Учитель открывает выставку книг Шарля Перро.

У. Рассмотрите обложки этих книг. Кто из вас читал эти сказки? Что объединяет все эти произведения?

Д. Их написал Шарль Перро.

У. Я предлагаю викторину, составленную из отрывков сказок Шарля Перро. Вам надо угадать: из какого произведения взяты строки?

Викторина «Отгадай сказку!»

1. «Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?..» («Красная Шапочка».)

2. «Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка».)

3. «А еще меня уверяли, – сказал он, – но уж этому-то я никак не могу поверить, что Вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». («Кот в сапогах».)

У. Молодцы! Многие из вас знают произведения французского сказочника. Но он не сразу стал сказочником. Шарль Перро был адвокатом, архитектором, служащим при дворе, признанным ученым и поэтом, членом Французской академии.
Придуманные сказки Шарль Перро рассказывал своему сыну, когда тот был маленький. А когда поэт был в возрасте 68 лет, вышел сборник его сказок, которые очень полюбили маленькие дети. Сказки очень полюбились русскому писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу, который написал: «Сказки Шарля Перро пользуются в целой Европе особой популярностью. Они веселы, занимательны, непринужденны...» По этим сказкам поставлены балеты Петра Чайковского «Спящая красавица» и Сергея Прокофьева «Золушка».
Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со сказкой «Кот в сапогах».

Учитель включает аудиозапись. Дети слушают сказку.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 52–53. Какому моменту сказки она соответствует? Прочитайте пословицы на с. 52. Какая из них подходит к сказке?

Д. Конец – делу венец.

У. Объясните смысл пословицы: «Каков мастер, такова и работа».

Д. Если мастер хороший, то свою работу он выполнит качественно.

У. Как вы понимаете смысл пословицы: «Корень ученья горек, а плод сладок»?

Д. Учиться читать трудно, но, когда научишься, будешь много знать.

У. С кем встретился кот?

Д. С косарями.

У. Кто такие косари? В чем заключается их работа?

Д. Они косят траву.

У. Прочитайте предложения на с. 53.

Дети читают.

– Какие это предложения по цели высказывания?

Д. Первое предложение – вопросительное; второе и третье – повествовательные; четвертое предложение – побудительное.

У. Кто такие Антон? Никита? Почему эти слова написаны с большой буквы?

Д. Эти слова – имена мальчиков. Они всегда пишутся с большой буквы.

У. Что такое коса?

Д. Коса – орудие труда.

– Коса – вид прически.

У. Где можно встретить такое орудие труда?

Д. В деревне.

У. Какую технику используют, когда нужно заготовить много сена?

Д. Комбайны, косилки.

У. С какой буквы начинаются эти слова?

Д. С буквы к.

VII. Итог урока

У. С какими звуками и буквами мы познакомились?

Д. На уроке мы познакомились со звуком [к] – согласным, твердым, глухим; звуком [к’] – согласным, мягким, глухим и буквами К, к.

У. С какой сказкой вы познакомились? Кто ее написал?

Д. Со сказкой «Кот в сапогах» Шарля Перро.

У. В каких мультфильмах вам встречались герои-коты?

Д. «Том и Джерри», «Кто сказал «мяу!»?», «Приключения кота Леопольда», «Кошкин дом».

У. Чей это призыв: «Ребята, давайте жить дружно!»?

Д. Это призыв кота Леопольда.

Учитель включает фрагмент из мультфильма «Приключения кота Леопольда».

Если на уроке останется время, то дети могут исполнить песню «Если добрый ты» из этого мультфильма.