Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена АТАМАНОВА,
учитель начальных классов школы № 19 г. Белгорода

Язык и стар, и вечно нов!

Если в учебнике, по которому вы работаете, нет темы «Омонимы», а вы хотите познакомить ребят с этим интересным языковым явлением, то предлагаемый материал поможет вам в этом.

Тема. «Омонимы».

Цели. Познакомить учащихся с омонимами; показать их использование в речи.

Оборудование. Учебник «Русский язык» 2-й класс, часть 2 (авт. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова), графические изображения настроения человека, карточки с шутливыми стихотворениями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Дети готовятся к работе в тетради, разминают руки.

Учитель. Разогрели руки (дети трут одну руку о другую).
Слепили снежок (массаж пальчиков). Играем в снежки (разминка кистей рук). Нарисовали узоры на стекле (разминка кистей рук). Нарисовали узоры на доске (дети в воздухе обводят элементы чистописания, написанные на доске, ом, он).
А теперь прописываем целую строчку этих сочетаний. Соблюдаем наклон, обращаем внимание на соединения. (Дети пишут сочетания ом, он.)

III. Словарная работа

У. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом и научимся его правильно записывать. Это слово платок. Мне показалось интересным, что в этимологическом словаре рядом со словом платок написано слово платье. Попробуем разобраться?

Что общего между этими словами и почему они стоят рядом? Дело в том, что в основе слов платок и платье лежит древнерусское слово плать, что означает «кусок материи», отсюда и гласная а в корне этих слов.

Придумайте предложения со словом платок.

Дети. Красивый платок висит на стуле.

У. О чем говорится в предложении?

Д. О платке.

У. Что он делает?

Д. Висит.

У. Эти слова платок, висит – главные члены предложения.

Дети записывают предложение, подчеркивают подлежащее и сказуемое.

IV. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

У. Послушайте стихотворение А.Шибаева.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

– Сегодня мы продолжим работу по изучению родного языка. Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.
Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.
Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваши личные словари пополняются двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.
Из материалов блока «Как устроен наш язык» вы узнали, что бывают слова: синонимы, антонимы, фразеологические обороты. Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

Д. Близкие по значению.

У. Замените фразеологические обороты синонимами.

Учитель диктует, ученики записывают на доске и в тетради.

На доске:

1. В час по чайной ложке – медленно.

2. Рукой подать – близко.

3. Повесить нос – грустить.

4. Раз, два и обчелся – мало.

5. Куры не клюют – много.

6. Кожа да кости – худой.

– Зачем нужны синонимы в русском языке?

Д. Чтобы речь была красивой, не было повторов.

У. Какие слова называются антонимами?

Д. Противоположные по своему значению.

У. Угадайте слова и придумайте к ним антонимы.

Дети записывают задание в тетрадь, один ученик работает у доски.

На доске:

[маладой’] – старый

[в’исолый’] – грустный

[мал’ин’к’ий’] – большой

– А теперь из пословицы выпишите слова-антонимы.

На доске:

День да ночь – сутки прочь.

Слушай больше, а говори меньше.

Кто много говорит, тот мало делает.

V. Изучение нового материала

У. Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?

Д. Чтобы речь была красивой, выразительной.

У. Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и познакомимся со словами, о которых Я.Козловский написал:

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Что это за слова, нам поможет узнать наш учебник. Откроем его на с. 62. Обратите внимание на значок «Сова». О чем он говорит?

Д. «Давай, подумаем».

У. Посмотрите на картинки. (Коса – прическа, коса – инструмент.) Можно ли сказать, что эти два предмета мы называем одним и тем же словом?

Д. Да.

У. Докажите, что эти слова разные по значению.

Д. Слова обозначают прическу, инструмент.

У. Ниже дана рубрика «Подсказка». Какой вывод можно сделать?

Д. Каждое слово имеет свое значение.

У. А вот познавательная рубрика «Тайна языка» введет нас в мир истории происхождения слов.

Учащийся читает об «омонимах».

Так что это за слова «омонимы»?

Д. Одинаковые по звучанию и написанию.

У. А хотите ли узнать об их роли в русском языке? Узнаем, но только после небольшого отдыха.

VI. Физкультминутка

VII. Первичная проверка понимания нового материала

У. Прочитайте упражнение № 2 на с. 63. Что нужно сделать, чтобы смысл предложения стал ясен?

Д. В словах поставить ударение.

У. Прочитайте первое предложение сначала так, чтобы речь шла о месте, где живут, затем так, чтобы говорилось о предмете, который запирает дверь.
Наконец мы нашли старый замок.
Прочитайте второе предложение так, чтобы сначала речь шла о муках, затем о том, из чего пекут хлеб.

Это была настоящая мука.

– Прочитайте третье предложение так, чтобы сначала речь шла о карте, затем о материи.

В магазине продавался старинный атлас.

Давайте сделаем вывод: какие встречаются слова в русском языке?

Д. Слова, которые пишутся одинаково, но при произношении (по месту ударения) они не совпадают.

У. Сейчас я хочу предложить вам выполнить очень интересное задание в рубрике «Трудное задание».
Кто из вас любит шутки, забавные истории?
Авторы учебника приготовили для вас шутку-прибаутку. Познакомьтесь с текстом.

Учитель дает текст упражнения № 3 на слух.

– Что вы заметили необычного?

Д. Человек ел хлеб, а были кости.

У. Кто сразу ответит, на чем основана шутка?

Д. На использовании омонимов.

У. Как называется суп из рыбы?

Д. Уха.

У. А теперь посмотрите на доску.

Учитель пишет на доске.

Хлеб сухой – хлеб с ухой.

– Как звучат эти слова?

Д. Одинаково.

У. А пишутся?

Д. По-разному.

VIII. Самостоятельная работа

У. Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице.

На доске:

1. Одинаково звучат и пишутся.

2. Одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Одинаково пишутся, звучат по-разному.

В упражнении № 4 на с. 63 мы можем их увидеть в предложениях.
Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки, название каждой группы вам подскажет таблица.

1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. (В 1-ю колонку.)

2. 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. (В 3-ю колонку.)

3. Сложный код. Пушистый кот. (Во 2-ю колонку.)

IХ. Обобщение и систематизация знаний

У. С какими новыми словами вы познакомились?

Д. С омонимами.

У. Какие слова называются омонимами?

Д. Одинаковые по звучанию и написанию.

У. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

Карточка

1. Собирала Маргаритка
Маргаритки
на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки
во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.

3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

Дети выполняют задание.

Х. Проверка рефлексивной деятельности учащихся в процессе обучения

У. Наш урок подошел к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение настроения человека.
– Какое у вас настроение после урока русского языка? Обведите его карандашом.

ХI. Домашнее задание

Упражнение № 5 на с. 64.