Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

Тема курса:

Уроки литературного чтения в современной начальной школе

Авор:

ЛАЗАРЕВА Валерия Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры словесности и музейной педагогики Московского института открытого образования, учитель высшей категории. Автор учебников по литературному чтению для начальной школы, а также пособий и статей по вопросам методики преподавания литературы.
Главным делом своей жизни Валерия Алексеевна считает работу в школе, которой занимается уже более сорока лет. Она преподавала литературу в вечерней школе, физматшколе Новосибирского Академгородка, лицее, гимназии, в обычных средних школах. Ее интерес к методике и совершенствованию форм организации учебной деятельности учащихся на уроках литературы и литературного чтения объясняется желанием учить детей как можно глубже и тоньше понимать художественные произведения, воспринимать их нравственный потенциал.

Концепция курса:

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А. Рыбникова), а главное – он сам должен уметь анализировать художественный текст. Наш курс – это и есть попытка помочь учителю в его нелегком, но очень важном сегодня деле воспитания детей на великих нравственных образцах, завещанных человечеством своим потомкам.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Цели и задачи современной школы, роль «литературного чтения»
в нравственном воспитании учащихся

18

Лекция 2. Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

19

Лекция 3. Деление художественной литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Предмет и способы изображения, существенные особенности.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Принципы и технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике

21

Лекция 5. Анализ лирического текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний

22

Лекция 6. Особенности работы над драмой, чтение по ролям и инсценирование как путь глубокого читательского вхождения в образ.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 30 декабря 2005 г.)

23

Лекция 7. Мировой литературный процесс и великие литературные открытия

24

Лекция 8. Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 фераля 2006 г.)

Лекция 1.

Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся

Школа как учреждение, призванное обучать и воспитывать детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов «телеящиков», которые стали для многих наших детей единственным «окном» в мир, его «учат жить» туповатые уродцы, семейка Адамсов и, в лучшем случае, Бэтмэн? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Главная цель, поставленная сегодня перед школой, – образование учащихся. Это понятие в государственном «Законе Российской Федерации об образовании» определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства…». В связи с этим все школьные предметы входят в «образовательные области», а внеклассная воспитательная работа даже называется «дополнительным образованием». Размышляя над педагогическим содержанием процесса образования, думая над путями и способами решения этих задач, авторы государственных образовательных стандартов пишут: «Образование – это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы, имеющие социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе культуры общества».

Прежде всего необходимо разобраться с самим понятием «образование», уяснить его содержание и определить пути и методы получения образования.

Начнем с того, что в педагогике совсем недавно на равных употреблялись три близких понятия: обучение, воспитание и образование. Как эти понятия определяются в словаре, обучение – это передача учащимся знаний и навыков; воспитание – формирование навыков поведения, принятых в определенном обществе. А вот по поводу образования в словаре говорится следующее: «обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением: медицинское, среднее, специальное и т.д.». Как видим, объяснение и прояснение смысла понятия требуется более всего последнему термину.

Чтобы разобраться в смысле слова «образование», поступим как филологи: вдумаемся и всмотримся в само слово, его корень – «образ», значит, образование – создание образа, как говорят психологи, образа «я». Где человеку найти образцы для формирования своего образа? В церковной педагогике ответ очень четкий: человек формируется «по образу и подобию Божию». А где черпать образцы, если их нет в жизни, особенно в наше безобразное время, когда вместо прекрасного образа Человека часто видишь очередную образину? Ответ очевиден: в Культуре, потому что Культура человечества – это и есть отобранные им же за века образцы эстетических и нравственных представлений человечества, отношений между людьми, норм и правил поведения человека. Одно из главных предназначений Культуры – в трансляции культурных и нравственных ценностей следующим поколениям. Значит, образование человек приобретает на путях вхождения в Культуру человечества и своего народа. А помочь ему в этом должна школа.

Именно школа вводит ребенка в мир Культуры, всерьез и системно знакомит с Искусством. В школе детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Именно школа должна удовлетворять и сохранять детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом. Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь. Ведь образование – это процесс становления человека Человеком, взращивание в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это – духовная работа самого человека над собой, а школа как образовательный институт общества должна организовать этот труд ума и души ученика по восприятию (в себя принятию), освоению и присвоению (корень этих слов – «свой») общих для всех людей нравственных норм и правил. И не только предоставить растущему человеку «материал отличного качества, который вливается в душу» (К.Д.Ушинский), каким являются литература и искусство, но и вооружить его способами освоения этого материала, создания своего личностного образовательного пространства на всю оставшуюся жизнь.

Думая о путях и способах организации этого процесса в рамках всей школьной жизни ребенка, обучения его отдельным предметам, хотелось бы подчеркнуть прежде всего, что образование – это не заучивание кем-то сформулированных моральных заповедей (что мы «проходили» уже в своей советской жизни), а взращивание их в себе. И чтобы этот процесс «запустить», чтобы в итоге возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни. В процесс этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка, которое и есть воспитание. Поэтому образование – это обучение и воспитание вместе взятые. Речь идет об образовании в широком смысле слова, как говорил о нем Л.Н.Толстой, – т.е. об «образовании обнимающем и воспитании», суть которого – «внимание к собственно человеческому в человеке – духовности, нравственности».

Несмотря на то что осмыслением проблемы воспитания подрастающего поколения человечество занимается с самого начала своего существования, нет более значимой и актуальной в любые времена проблемы, чем эта. Особенно важно для нас ее педагогическое осмысление в ХХ веке, самом ближайшем по времени к нашему веку. Здесь среди множества педагогических идей и систем выделяется система Л.В.Занкова, автор которой разработал систему общего развития учащихся, т.е. развития «ума, чувств и воли» – главных составляющих личностного развития человека.

Л.В. Занков в своей работе «О начальном обучении», вторая глава которой так и называется – «Вопросы воспитания», определяет цели, задачи и методы воспитательной работы с учащимися следующим образом: «В целостном процессе общего развития особое место… занимают развитие нравственных чувств, убеждений и воспитание воли». Говоря о путях и средствах действенного и действительного воспитания, педагог выделяет следующее: «знание учащимися моральных норм, организацию содержательной и разносторонней деятельности школьников, практика нравственного поведения». Начальные ступени формирования человека очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эта деятельность организована и на уроке, и вне его, «образовывает стройную систему» и, кроме того, проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания молодого поколения, – формирование глубоких и нравственных убеждений будет достигнута.

Особое значение Л.В. Занков придавал урокам чтения – школьному предмету, главной задачей которого, как он полагал, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Он считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства». Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди».

Именно на этих теоретических основаниях выстроен наш учебно-методический комплект «Литературное чтение», состоящий из учебников, хрестоматий, методических поурочных разработок и пособия для учителя по методике анализа художественного текста. В основу его положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках и во внеклассной работе. Для проведения последней в конце каждого учебника помещена пьеса, а в самих учебниках приводится много разнообразных игр. Параллельно и в соотнесении с литературным материалом в учебниках помещены репродукции картин художников, обсуждение которых тоже является средством эстетического воспитания и частью системы эстетического воспитания. Все тексты, помещенные в учебниках, имеют глубокое нравственное содержание, для выявления которого учащимся предлагается система вопросов и заданий. И сами тексты, и задания год от года становятся сложнее и глубже, а степень самостоятельности учеников-читателей – все выше.

Другим основанием нашего комплекта является литературоведческая грамотность и усложняющаяся год от года читательская деятельность учащихся по анализу произведений и глубокому личностному принятию извлеченных из произведений нравственных ценностей. Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им. Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия. Оно является фундаментом нравственных представлений и убеждений учащихся.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры. Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Искусство, любое, каждый его вид – литература, живопись, музыка, – создает особыми своими средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Слушая музыку, глядя на картину, «читая слова» в художественном произведении, человек попадает в плен «добровольной галлюцинации», такими яркими и глубокими бывают вызванные воображением картины жизни, нарисованные художником. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует им или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними. Да и взрослый читатель, и даже такой умудренный опытом не только чтения, но и написания произведений, как Л.Н.Толстой, ищет в произведении человека, «похожего на себя», а найдя, соотносит себя, свой характер, поступки, свою жизнь с жизнью и характером героя. Поэтому, как говорит Д.С. Лихачев, «Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни… дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке. …Человек, много читавший, прожил три жизни…»

Вхождение ребенка в литературу, другими словами – в Культуру, Искусство начинается, или, во всяком случае, должно начинаться, в начальной школе на уроках «Литературного чтения». Конечно, в идеале все это происходит или должно происходить с самого момента рождения ребенка, в семье. Первые мелодии, которые слышит ребенок, – это колыбельные песни матери, первые произведения литературы – это сказки, рассказываемые бабушкой. Но так не всегда, к сожалению, бывает, особенно в наше время. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература, в деле воспитания и образования учащихся. Только это можно противопоставить тлетворному влиянию окружающей среды, ТВ, с развращающим влиянием которых за души детей очень трудно бороться.

Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно-игровое восприятие такого текста у дошкольников уже способно перерасти в художественно-аналитическое. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Чем мы можем и должны помочь ученику, что нам надо знать и уметь, как жить самим, чтобы быть образцом для детей? Как работать с детьми на уроке, чтобы ученикам и потом, после школы, захотелось читать замечательные произведения русской и мировой литературы, воспитательный потенциал которых просто трудно переоценить, и читать, вбирая в себя нравственные и эстетические сокровища, понимая, что «чтение есть лучшее учение»?

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Но как организовать этот процесс? Чем должны отличаться уроки литературного чтения от других предметов? Что изучают на этих уроках? Какова специфика учебной деятельности учащихся, как ее оценивать и как отслеживать литературное развитие учащихся? Весь опыт моей учительской работы и работы с учителями в качестве методиста убеждает меня в том, что это важнейшие вопросы, решать которые мало кто помогает учителю. Основы герменевтики, науки о принципах и способах интерпретации, толкования художественного текста, не читаются в педвузах, методической литературы, помогающей учителю в этом вопросе, почти нет. Поэтому одновременно с первым учебником «Литературное чтение» для первого класса я написала пособие для учителя по методике и технологии анализа художественных произведений на уроке. Такая помощь особенно нужна педагогу начальной школы, который уникален в том отношении, что ведет все предметы, – и такие, основу которых составляют научные знания: математика, русский язык, природоведение; и такие, которые по сути своей являются искусством: литература, рисование, а иногда и музыка.

Огромную помощь в организации работы с учениками-читателями на уроке литературного чтения учитель начальной школы может почерпнуть из методики преподавания литературы, ведь не важно, в каком классе изучается произведение: принципы и методы анализа будут едины, разница в возрасте учащихся, их жизненном опыте и психических возрастных особенностях. Очень точным и емким определением методики работы на уроках «Литературного чтения» и до сих пор могут служить представления М.А. Рыбниковой, прекрасной методистки, к сожалению, забытой сегодня, о том, что на уроках литературы «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами». Что это значит? И почему именно о таком понимании школьной литературы мы говорим сегодня, почему именно сегодня мы вспоминаем слова М.А. Рыбниковой? Да потому, что именно такой подход к предмету литература как к области образования Человека отвечает целям современной школы и помогает нам решать задачи воспитания детей на великих и прекрасных образцах, сохраненных человечеством в искусстве и культуре.

Традиционная школа прекрасно умела учить, передавать знания. И ее наработки в этом вопросе нам не надо выбрасывать, как мы делаем очень часто сегодня, необоснованно и необдуманно подчиняясь моде на «инновации» и неуемному зуду реформаторства. Вооружить детей прочными знаниями – задача школы и сегодня. На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая. Но одного этого для развития мало, тем более – для развития личности, ее образования. Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя, – хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, ее развития этого недостаточно.

Всякое строительство, а значит, и развитие, в том числе личностное, начинается с закладывания фундамента. Фундаментом развивающейся личности являются знания того, что до ее прихода в мир выработало человечество, к которому она, эта личность, принадлежит. Это и знания, и нравственные ценности, опираясь на которые жило человечество, сохраняясь как вид, т.е. оставаясь человечеством. Нравственные ценности – это знания с личностным отношением к ним, нравственные понятия, принятые человеком, ставшие его убеждениями, которые, как говорят психологи, есть осмысленные и прочувствованные личностью знания нравственных норм, ставшие основой поведения человека. Значит, школа должна не только познакомить детей с общечеловеческими нравственными ценностями, но и организовать педагогический процесс принятия их и закрепления в поступках учащихся. «Урок литературы – это обретение детьми системы знаний, методов анализа и этических норм и правил как ориентиров в жизни», – утверждает современный философ и педагог В.А. Разумный.

Но эти задачи требуют коренного изменения работы школы, и на наших глазах происходит смена обучающей парадигмы на образовательную. Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено, во-первых, соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному освоению учениками, во-вторых, знаниями и умениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению учениками. Эта часть педагогической работы сегодня по причинам нравственного, а вернее, безнравственного состояния общества особенно важна.

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае – «Литературного чтения» должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.

Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в Культуру?

На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

– думали над прочитанным;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своей жизнью;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.

Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей. Л.Н. Толстой говорил: «Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его». Значит, читательская работа – воспринять авторское отношение к изображаемому, и тогда нравственные ценности писателя могут стать достоянием читателя. Мы говорим – «могут», потому что, для того чтобы это произошло, нужно прежде всего помочь маленькому читателю распознавать эти известные (писателю!) «внешние знаки».

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
– сопереживать героям и автору;
– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Итак, каким же должен быть урок, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также нравственных представлений учащихся? Прежде всего скажем, что это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст. Мы специально обращаем на этот аспект внимание учителя начальной школы, так как именно ему приходится преподавать все школьные предметы, каждый из которых имеет свою логику изучения и свое основание. И на уроке литературного чтения содержание работы учителя, логика этой работы, методика, его результаты – тоже другие. См. схему на с. 9.

Мы видим, что содержанием урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Учитель работает не репродуктивными, а продуктивными методами, используя интерактивные, т.е. внутренне активные методы обучения «на уровне искусства и по возможности его методами» (рисунок, инсценирование, игра и т.п.), как советовала М.А. Рыбникова. Результаты учебной деятельности учащихся – во внутренних личностных духовных изменениях, освоении и присвоении эстетических и нравственных ценностей учениками-читателями. Причем сущность этих результатов такова, что они могут проявиться при отстраненном контроле.

Остановимся особо на некоторых интерактивных формах организации специфической деятельности учащихся на уроке литературного чтения, в частности, на рисунке, чтобы прояснить наши позиции по отношению к этому известному и вполне законному методическому приему, используемому в начальной школе как «устное словесное рисование».

На наших уроках дети много рисуют, причем именно на уроке, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем и особенно при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к произведениям учитель может получить очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. Мы попросили однажды детей нарисовать Синюшкин колодец из сказа П.П. Бажова и получили шесть рисунков, где был изображен посреди двора обыкновенный сруб с журавлем. Это означало, что учащиеся подменили авторский образ своим, а ведь это один из серьезнейших дефектов восприятия художественного произведения, как говорит психолог О.И. Никифорова, и показатель того, что ученик-читатель не осознает образной природы искусства и не умеет «вызвать» работу своего воображения и представить адекватный художественный образ. И, кроме того, если читатель не вошел в художественное пространство, дальнейшая работа над ним, восприятие авторской идеи, системы образов, интерес к способам их изображения не приведут к желаемым результатам.

В процессе многолетнего осмысления этого методического приема мы выяснили, что с помощью рисунков детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения. Например, мы попросили детей нарисовать главного, а точнее, заглавного героя сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок». И с грустью выяснили, что почти половина наших учеников-читателей не поняли авторской идеи сказки, поскольку нарисовали не вырастающий на скудной почве, пробивающийся через сор и камни трудолюбивый Цветок, а просто красивый, безликий, обычный цветок. То есть мысль писателя о труде души человека по самотворению, о терниях, через которые приходится пробиваться, о том из «какого сора», на каком «пустыре» может вырасти прекрасное создание, будь то стихи, цветок или человек, эта великая истина не была воспринята читателями. А ведь учитель добросовестно прочитал произведение, по вопросам учебника проанализировал, как говорится, «прошел» его по программе, но, по сути дела, прошел мимо него.

Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети. Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли. Конечно, и в соревновательных играх происходят те же процессы, но в них нет вхождения в ситуацию жизни другого человека, проигрывания различных нравственных ситуаций, поисков выхода, необходимости организации взаимодействия с другими – того, что требуют условия ролевой игры.

Самые простые по организации – игры «типа спортивные», по классификации философа Ю.А.Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. Они могут быть очень простыми: например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова: кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит. Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске. Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую. Например, мы использовали для проверки знаний учащихся по объемной и сложной теме «Мифы» игру «Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю. Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения. Мы проводили игру «Мой любимый бог и герой мифа», где дети не только представляли греческих и русских богов и героев, но и инсценировали мифы об амазонках и Костроме и Купале.

Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя», как говорят представители очень перспективного направления современной трансперсональной психологии (К. и Н.Роджерс). У каждого человека, утверждают они, есть «внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески… Они учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя». Очень важны сегодня следующие мысли ученых: «Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Перекрыть этот процесс – значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. …Порой очень рано наша творческость может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами… беспощадной критикой того, что мы делаем». Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках – необходимое, особенно сегодня, направление педагогической деятельности. Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребенка его литературное творчество на уроке и дома. Конечно, думать, что всех учеников можно, например, научить писать стихи, не стоит. Но призвать их попытаться создать свое лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение, увидеть мир и других людей через призму своего осознания и свою душу – это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития? «…Стихи – продолженье мое и начало», – как сказал поэт. А М.А. Рыбникова подарила нам, учителям литературы, такую замечательную методическую формулу: «От маленького писателя – к большому читателю», где обозначила и главный принцип, и путь развития не только читательского, но и личностного. Работа над развитием творческих способностей учащихся ведется на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь. Мы имеем в виду и сами тексты, и степень самостоятельности, и уровень «творческости», креативности, как сегодня говорят. Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «голому, неукрашенному», как определи сами дети, нехудожественному тексту. Это – подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того, как дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности, над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не просто любые определения. Или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Особенно хороши в этом смысле миниатюры В.А. Сухомлинского.

Затем степень самостоятельности ученика-читателя увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они еще не могут. Эта работа – тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета (по В.Я. Проппу – функции. См. его работу «Морфология сказки»), а затем придумывали свои сюжеты. Много очень интересных видов творческих работ детей над сказкой учитель найдет в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии». А затем – собственно творчество учащихся, когда они сочиняют стихи и рассказы, создают самые настоящие творческие проекты, как, например, после чтения «Мехового интерната» Э.Н. Успенского дети должны были придумать свою школу, с любыми учениками: зверушками (были собачьи и кошачьи и даже пингвинья школы), птицами (попугаячья) и людьми (автор этого проекта отобрал из своего класса 12 человек, которых бы он хотел учить). Авторы проекта должны были, кроме того, создать макет школы, нарисовать класс и «рассадить» своих учеников по партам, а также написать «конспект» любого урока.

Вопрос, очень важный при решении образовательных задач, – как оценивать результаты учебной деятельности учащихся в рамках развивающего урока. В традиционной школе, где цель урока – передача знаний учащимся, все очень просто: учитель рассказал новый материал, закрепил, т.е. повторил то, что рассказывал, дети прочитали текст, пересказали его, ответили на вопросы учителя, заучили – и все: чем ближе к тому, о чем рассказывалось, тем выше оценка. А как «замерить» литературное или, что еще труднее, нравственное развитие? Тем более что под развитием понимается не только количественное накопление знаний и умений, но главным образом – качественные внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способности самостоятельного решения задач. Как оценить самостоятельный анализ художественного произведения, где мнения читателей могут не совпадать и расходиться с учительским? Как оценивать сочиненную учениками сказку или рассказ? К сожалению, этот важнейший вопрос о критериях литературного развития, способах выявления его уровня и оценки самостоятельной и творческой работы учащихся сегодня еще до конца не проработан.

Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод:

1) показателем литературного развития учащихся являются их собственные навыки анализа художественных произведений разных литературных родов при знании основных литературоведческих понятий, определенных стандартами начального литературного образования;

2) качественными показателями уровня восприятия художественного произведения можно считать, на наш взгляд, умение учеников-читателей увидеть картину, нарисованную автором в произведении, адекватно авторскому замыслу, включиться в резонансное сопереживание и понять авторскую идею;

3) оценивая самостоятельный анализ произведений учащимися, мы считаем низким, вторым, уровнем («тройка»), если ученик хорошо пересказывает текст, думая в основном над тем, что в нем происходит и кто и как действует; третьим («четверка») – если ученик, пересказывая сюжет, размышляет над тем, каковы герои, почему они так поступают и почему они такие; высоким, четвертым («пятерка»), когда ученик-читатель выходит на осмысление художественной формы произведения как «дела авторских рук», идеи произведения как цели создания произведения автором, системы образов и способов их создания и высказывает свое личное отношение к тому, о чем говорит. Конечно, все это – на уровне возможностей ученика начальной школы и в соответствии с требованиями стандартов начального литературного образования.

Еще труднее «замерить» результаты нравственного развития учащихся, да еще в таком возрасте. Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься. Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности. Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учитель начальной школы очень близок и открыт детям – общаясь с ними, он сохраняет и культивирует в себе детскость и творческость, без чего нельзя работать с детьми этого возраста. И, самое главное, он видит учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях учащихся гораздо точнее и серьезнее, чем слова.

Вопросы для самопроверки:

1. Какая цель поставлена сегодня перед школой? Чем она отличается от других целей и задач?

2. Что такое образование? Почему для решения образовательных задач не подходят традиционная модель урока (опрос, объяснение нового и закрепление) и репродуктивный метод обучения?

3. Какие методы работы учителя и формы организации учебной деятельности учащихся предполагает развивающее обучение? Почему именно такие?

4. Какие возможности имеет литература для решения образовательных задач? Как педагогически верно реализовать эти возможности?

5. Как отслеживать результаты литературного и нравственного развития учащихся?

Рекомендуемая литераура:

Литературное чтение в современной школе: сборик статей / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. М., 1999.

Лавлинский С.П. Технология литературного образования. М., 2003.

Российское образование в ХХI веке: новые рубежи. М., 2001.

Толстой Л.Н. Антология гуманной психологии. М., 1997.

Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М., 1993.