Ольга РЯБИКОВА,
учитель школы № 2,
р. п. Исса,
Пензенская область
Добрыня Никитич
Литературное чтение
2-й класс
Тема. «Добрыня Никитич» (былина).
Цели. Сформировать у учащихся
понятие о былине – виде устного народного
творчества, создать у детей целостный образ
героя; развивать речь учащихся; работать над
выразительностью и техникой чтения; воспитывать
устойчивый интерес к чтению произведений
устного народного творчества.
Оборудование. Учебник «Родная
речь» (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова и др.);
репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»;
толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон;
аудиозапись «Ростовские звоны».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель. Ребята, на протяжении
нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.
Сказка – это вид устного народного творчества.
Какие еще виды устного народного творчества вам
известны?
Дети. Пословицы, поговорки,
потешки, небылицы.
– Скороговорки, докучные сказки.
У. Сейчас я прочитаю вам отрывок
из произведения, которое тоже относится к
устному народному творчеству. Послушайте его
внимательно.
Учитель читает отрывок из книги
«Русская старина», с. 58:
«Как
во стольном граде Киеве собрались три богатыря
святорусских, три брата названых: старый казак
Илья Муромец да молодые Михайло Потык с Добрыней
Никитичем. И сказал Илья таковы слова:
– Хватит нам, русским богатырям, по домам
сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести
службу богатырскую – ехать по дальним
землям-краям, глядеть, не собирается ли походом
недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да
силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за
синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто
поле, в дальнее раздолюшко...»
– Известен ли вам вид этого
произведения?
Д. Немножко похоже на сказку.
– Нет, это не сказка. Это
произведение читается плавно, нараспев. Сказки
так не читают.
У. Ребята, сегодня мы
познакомимся с новым видом устного народного
творчества – былиной.
III. Рассказ учителя о былине
У. Быль, былина, бывальщина... Как
вы понимаете значение этого слова?
Дети отвечают.
– Прочитайте, как Владимир Иванович
Даль поясняет значение этого слова.
На доске:
Былина – рассказ о том, что
было, что случилось, рассказ невымышленный и
правдивый. |
– Жили когда-то на Руси Великой люди –
песенники-сказители. Они сочиняли и
пели-рассказывали былины – разные истории про
богатырей русских, про битвы с лютыми врагами,
про царства-государства чужеземные, про великого
князя Киевского Владимира Красно Солнышко и
княжну Апраксию, их дружинушку могучую, про
чудеса невиданные: Змеище Горынище, морского
царя Водяника.
И сложено было этих былин и ходило их по Руси
великое множество.
Есть былины веселые и грустные – о царях и
простых людях, о мужестве, трусости и глупости.
Долгие годы, целые века передавались былины от
человека к человеку, от одного к другому. И часто
первые сведения о земле, на которой живут, дети
получали из уст певцов-сказителей.
IV. Первичное восприятие текста
У. Сейчас я прочитаю былину
«Добрыня Никитич». Вам встретится выражение
«гусли яровчатые».
Учитель показывает иллюстрацию с
изображением гуслей и читает сноску внизу
страницы.
– Представьте себе седовласого
старца, который сидит в окружении внимательно
слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются
струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется
неторопливая спокойная мелодия. Певец-сказитель
начинает былину про Древнюю Русь, про времена
стародавние.
Учитель читает текст под негромкое
звучание «Ростовских звонов».
– Что показалось вам необычным?
Д. Распевное чтение
произведения.
– Много слов, значение которых непонятно.
У. Как звали народного героя?
Д. Добрыня Никитич.
V. Беседа по изобразительному
искусству
У. Многие русские художники
обращались в своем творчестве к изображению
былинных героев. Посмотрите внимательно на
репродукцию картины. Знакома ли она вам?
Д. Я видел эту картину в кабинете
изобразительного искусства.
– А я видела в книге, в которой рассказывалось
о художнике Васнецове.
У. Да, ребята, это картина
«Богатыри» Виктора Васнецова. Она создавалась
художником с 1881 по 1898 год. Кто на ней изображен?
Д. Я вижу на картине богатырей.
– Это всадники, они вышли в дозор.
У. Изображенные на богатырском
выезде всадники, по словам художника, «примечают
в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где
кого?». В центре группы – Илья Муромец, слева от
Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич,
справа – Алеша Попович, он весь порыв и смелость.
Давайте остановим свой взор на образе Добрыни
Никитича, ведь он главный герой урока.
Опишите его внешность.
Д. Добрыня Никитич одет в
богатырские доспехи.
– В правой руке держит меч, он готов к бою.
– У Добрыни мужественное лицо, большая борода,
широкие плечи.
– Конь под ним богатырский.
У. Да, ребята, вы правы: художник
изобразил Добрыню Никитича мужественным,
отважным воином, готовым сию минуту вступить в
бой с врагами земли Русской...
VI. Работа с текстом
У. Прочитайте последний абзац
былины.
Дети читают текст.
– Каким был Добрыня Никитич? Какой
образ вам представился?
Д. Добрыня был широк в плечах,
брови у него черные, глаза зоркие.
– Волосы у Добрынюшки кудрявые, лицо румяное.
– Он очень сильный и ловкий.
– Добрыня был защитником Родины, как и другие
богатыри.
У. Прочитайте весь текст про
себя. Подчеркните слова, значения которых вы не
знаете.
Дети выполняют задание.
VII. Словарная работа
Учитель вместе с детьми разбирает
значения слов, записанных на доске.
На доске:
Преставился
– умер.
Бывальщина – то, что было на самом
деле.
Муж честной – надежный,
правдивый, кому можно во всем доверять (В.И. Даль).
Грамота в науку пошла – научился
грамоте, стал много знать.
Писать орлиным пером – пером
орла.
Единый сын – единственный.
Складывать песни – сочинять
песни.
Овдовела – осталась одна, без
мужа.
|
У. Найдите и прочитайте
слова, в которых описано отношение Добрыни к
учебе, к любви, к матери.
Дети выполняют задание.
VIII. Наблюдение за языком былины
У. Былина – русская народная
эпическая песня, сказание о богатырях. Былина –
произведение устного народного творчества.
Давайте понаблюдаем за ее языком. Какие
выражения делают язык былины
изобразительно-выразительным?
Д. Гусли звонкие, яровчатые; море
синее; добрые люди.
У. На какие повторы слов вы
обратили внимание?
Д. Рос-подрастал, скорым- скоро,
жил-поживал.
У. В каких произведениях устного
народного творчества вы уже встречали такие
слова и выражения?
Д. Некоторые из этих слов нам
встречались в сказках.
IХ. Итог урока
У. Что нового вы узнали на уроке?
Д. Мы познакомились с новым
видом устного народного творчества – былиной.
– Узнали о русских богатырях.
У. Каким был Добрыня Никитич?
Д. Добрыня Никитич был смелым,
мужественным воином.
– У богатыря широкие плечи,
огромная борода, доброе сердце.
У. Чему нас учит былина?
Д. Былина учит нас быть добрыми,
любить свою Родину.
– Защищать Родину от врагов в
трудное время.
Х. Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению
былины.
|