Аркадий КУЗНЕЦОВ
Продолжение. См. № 34, 41, 46/2004; № 2, 11/2005.
Сказки бывают разные
Повесть «Среди слов»
– У нас в школе вчера отмечали двести лет со
дня рождения Андерсена, – сообщила в начале
занятия Агафья.
– И что же у вас было? – спросила Анна
Александровна.
– После уроков все показывали сказки. Я
играла Штопальную иглу. А ведь как интересно:
сказка про обычную иголку! Это так у Андерсена
бывает: одна сказка про гороховый стручок, другая
– про цветы, еще одна – про елку, и все оживают,
говорят, думают...
– Сегодня мы как раз поговорим о сказках, –
обратилась к ребятам преподавательница. О
народных сказках вы уже, наверное, говорили на
занятиях по введению в историю.
– Да, мы путешествовали в страну
исторических источников, в область, где живут
народные сказки, – вспомнил Юлик. – Там живут
Баба-Яга, Соловей Разбойник, Иван-Царевич, Емеля...
– Но сказки Андерсена не похожи на
народные, – заметила Агаша.
– Смотря какие сказки. Разве «Огниво» не
похоже на народную сказку? А «Ганс-чурбан»?
А «Маленький Клаус и Большой Клаус»? –
спросила преподавательница.
– Да, это похоже, – согласился Юлик. – Я все
это читал.
– А как вы думаете, чем похоже?
– В народной сказке есть цари и короли и в
«Огниве» – король и принцесса. И есть простой
герой, смекалистый и сам себе устраивающий жизнь.
Ему помогают волшебные силы. Так же и в «Огниве».
И Ганс-чурбан очень похож, между прочим, на Емелю.
– Ты хорошо это подметил, Юлик. Но вот та же
«Штопальная игла». Тут что-нибудь похоже на
народную сказку?
– Нет, – сказал, задумавшись, Юлик. – В
народных сказках игла не оживает.
– Игла – это, например, смерть Кощеева, –
добавила Диана.
– Но она не оживает. Да и «Стойкий оловянный
солдатик» – там оживают солдатик, черт из
табакерки, игрушки – такого нет в народных
сказках.
– Ведь всё это – и игла, и игрушки, и
статуэтки пастушки и трубочиста – существует в
реальной жизни, но начинает жить по особым
сказочным законам, – заметила Анна
Александровна. – Значит, писатель, создавая
сказку, может подражать народной, но может и
перенести сказочные чудеса в обычный
современный дом, двор, в жизнь обычных людей. Ведь
сказка как бы живет вместе с ним. И лучше всего
это, конечно же, подтвердил Ганс Христиан
Андерсен.
– А до Андерсена писатели сочиняли сказки? –
спросил Федот.
– Сочиняли – и Шарль Перро, и Вильгельм Гауф,
и Эрнст Теодор Амадей Гофман, и у нас в России,
например, Василий Андреевич Жуковский. Но чаще
всего они стилизовали свои сказки под народные. А
вот у Андерсена, пожалуй, впервые на первый план
выходит сказка, созданная не по законам народной.
Это авторская фантазия о сказочных чудесах и
приключениях в самой обычной жизни.
На экране компьютера появился портрет
Андерсена и рядом – его слова.
– Прочитайте вслух.
Ребята прочитали:
«Материала у меня бездна, больше, чем для любого
другого рода поэзии; часто мне кажется, будто
каждый плетень, каждый самый маленький цветочек
говорит мне: “Только взгляни на меня, и тебе
откроется история всей моей жизни”».
И действительно, стоит мне сделать так, как они
велят – и рассказ о каждом из них готов».
– Так и было в жизни самого Андерсена, –
заметила Анна Александровна. – Если он видел
шкаф, то для него это был целый сказочный мир с
оживающими статуэтками. Если он видел розовый
куст, то он что-то рассказывал Андерсену. А еще в
молодые годы на улице один мальчик подарил ему
оловянного солдатика без одной ноги...
– И Андерсен написал о нем сказку «Стойкий
оловянный солдатик»! – оживился Юлик.
– А иногда все в жизни остается на своем
месте: дети учатся в школе, проказничают дома,
взрослые заняты своими делами, и вдруг
появляется, откуда ни возьмись, персонаж из
сказочного мира. Попробуйте назвать примеры.
– Например, Карлсон, который живет на крыше,
– предложила Диана. – Он же прилетает к Малышу –
обычному мальчику.
– А еще кто прилетает, приходит или как-то
возникает?
– Старик Хоттабыч, – оживился Юлик, – возник
из бутылки, которую тоже обычный мальчик нашел. И
вот еще старушка, у которой был
цветик-семицветик.
– А может быть наоборот, – вмешалась Агафья.
– Например, в фильме «Там, на неведомых дорожках»
мальчик из реального мира попадает в русские
народные сказки, а его бабушка оказывается
Бабой-Ягой.
– Только сначала была книга, – уточнила Анна
Александровна. – Сказка Эдуарда Успенского
«Вниз по волшебной реке».
– А еще Гарри Поттер! – вспомнил Федот. – Он
попал в волшебную школу и стал волшебником.
– Ты не совсем прав, – возразила Агата. –
В «Гарри Поттере» и то, и это – и чудеса в
реальной жизни, и герой попадает в волшебную
жизнь.
– Видите, как интересно! – заметила
преподавательница. – Но вы не назвали еще один
вид тех сказок, которые пишут писатели. Кстати,
такие сказки называют авторскими или
литературными. Теперь я включу наш компьютер.
На экране появился заголовок «Литературные
сказки».
– И сейчас, я надеюсь, начнутся самые что ни
на есть сказочные чудеса. Я вызову один из
разрядов авторских сказок.
Появилась надпись: «Сказки – стилизации под
народные».
– И вот теперь появится один из героев таких
сказок.
– Может быть, Ганс-чурбан? Или
Конек-Горбунок? – стали спрашивать ребята.
Но на экране возник человечек в феске и
башмаках с длинными носами.
– Я Маленький Мук! – представился человечек.
– Знаю, был мультик такой! – сказал Федот.
– «Маленький Мук» – это сказка Вильгельма
Гауфа, – уточнила Анна Александровна.
– Я хочу видеть своих друзей из разных
сказок. Где они? – спросил Маленький Мук.
Анна Александровна вызвала надпись: «Сказки с
перемещением из обычного мира в чудесный».
Маленький Мук тем временем соскочил с экрана
вниз – на то и волшебный компьютер! – а на экране
появилась девочка. Она поклонилась и
представилась:
– Меня зовут Алиса. Вы знаете сказку Льюиса
Кэрролла «Алиса в Стране чудес»?
– Я читала, – сказала Диана. – Я знаю: ты
попала в страну чудес через нору.
– И таких, как я, много, – продолжала Алиса. –
И много таких, кто, наоборот, попал из сказки к
обычным детям. Например, моя соотечественница
Мэри Поппинс.
– А теперь, наоборот, кликнем сказки, где из
волшебного мира что-то переносится в
реальный, – продолжила Анна Александровна.
На
экране компьютера зажглось: «Сказки с
перемещением из чудесного мира в обычный». И тут
же появился, нет – вылетел с экрана Карлсон.
– А, Карлсон! – воскликнули ребята.
– Спокойствие, только спокойствие, –
произнес Карлсон. – Вся компания в сборе?
– Нет! – сказала Алиса. – Нет еще четвертого.
Четвертого типа сказок.
– Сейчас и этот тип будет, – сказала
преподавательница.
– А какой еще тип? – поинтересовался Юлик.
– А вот какой. – На экране появилось: «Сказки
с особым, придуманным автором миром».
На этот раз вниз спрыгнул сразу узнанный всеми
Незнайка.
– А Незнайка действительно из придуманного
писателем мира, потому что Цветочного города нет
ни в одной народной сказке, – заметил Юлик.
– А Маленький Мук – не из придуманного? –
возразил Федот.
– Я появился на свет в одной из стран
Востока, – ответил Маленький Мук. – Мою сказку
рассказывали во дворцах султанов и падишахов,
как и прославленные арабские сказки «Тысячи и
одной ночи».
– То есть его сказка похожа на народную, –
пояснил Незнайка. – А вот моя совсем даже ни на
что не похожа!
– Неужели ни на что? Может быть, Незнайка
хвастает? – спросила Агафья.
– Если быть очень точным, – заметила Анна
Александровна, – писатель Николай Носов не
совсем самостоятельно придумал страну
коротышек, а взял ее из зарубежной литературы. И
герой, похожий на Незнайку, в том произведении
тоже был. Но повести Носова совершенно не похожи
на то, что он прочитал, – еще меньше, чем
приключения Буратино на приключения Пиноккио.
Там – все, что было понятно детям именно в нашей
стране, и новейшие достижения науки в то время,
когда человек полетел в космос.
– Да, есть еще книга «Незнайка на Луне», –
сказала Диана.
– Конечно! И в Солнечном городе я был, и на
Луну летал, – мечтательно произнес Незнайка.
– Да это что! Вот я могу летать со своим
пропеллером куда угодно, – прервал его Карлсон.
– И на Луну, и на Марс, и на эту... как ее... Альфу
Центавра!
– А спорим, что я бегу в сапогах-скороходах
быстрее, чем ты летишь! – воскликнул Маленький
Мук.
– Но попасть в другой мир можно и никуда не
летая, и без сапог, – сказала Алиса. – Можно хотя
бы очутиться по ту сторону зеркала.
– Девчонки всегда воображают! – отрезал
Незнайка.
– Я прошу вас, не надо спорить! Все ваши
приключения одинаково интересны. Надеюсь, это
подтвердят читатели, – сказала Анна
Александровна.
– Сказки действительно бывают разные, –
продолжила рассуждать Алиса. – Совершенно
случайно можно попасть в страну, где все
по-другому.
– А можно и в обычном доме устроить все
по-другому – небольшой беспорядок и большой
тарарам! – провозгласил Карлсон.
– Ну, это можно сделать и не выходя за
пределы сказочной страны, – заметил Маленький
Мук.
– Причем любой, и в стране коротышек
тоже! – подхватил Незнайка. – Но прежде всего
надо верить в чудеса. И уметь их делать. У меня, к
сожалению, не всегда это получалось.
– Я понял! – сказал Юлик. – Писатель пишет
сказку, чтобы люди верили в чудеса, помогающие
добру победить зло. И зовет в самую обычную жизнь
какого-нибудь волшебника или что-нибудь
чудесное. Или, наоборот, мальчик, или девочка, или
взрослый человек вдруг оказывается в
какой-нибудь сказочной стране. И там он сам
совершает чудеса.
– Или сам, или с помощью друзей, как Элли в
«Волшебнике Изумрудного города», – добавила
Агата.
– А еще надо пройти очень много испытаний, –
напомнила ученикам Алиса.
– А ведь испытания герой проходит и в
народных сказках, – заметил Федот. – Например,
Иван-Царевич.
– У Алисы испытания даже немного на это
похожи, – отметила Диана.
– Мне вот что кажется. Чтобы написать сказку,
писатель должен многому учиться. Как я когда-то
понял, что всякому делу надо учиться, – сказал
Незнайка. – И прежде всего писатель учится у тех,
кто многие века складывал народные сказки.
Учится, как показывать чудеса, как учить героя
сказки все преодолевать. Только обо всем этом он
рассказывает по-своему.
– Послушайте! – заволновалась вдруг
Алиса. – Нас, героев сказок, ждут и другие
читатели. Поэтому мы должны уйти в свои книги. До
свидания, уважаемые ученики!
– Верьте в чудеса, этого вам желает лучший в
мире... – успел крикнуть Карлсон, и все, кто
появился из компьютера, снова вернулись туда.
Анна Александровна выключила компьютер и
обратилась к ребятам:
– Но ведь сказки пишутся не только затем,
чтобы мы ждали чудес.
– А еще зачем? – спросил Федот.
– А давайте опять обратимся к Андерсену. Вот
что он писал в начале всем вам известной сказки
«Снежная королева»: «Ну, начнем! Вот дойдем до
конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем
теперь».
Подумайте – ведь и для этого нужны
литературные сказки. Писатель хочет, чтобы мы,
читатели, что-то узнали. Может быть, эти слова
прежде всего обращены к детям, которые все узнают
заново? Вот вы что-нибудь узнали, прочитав
«Снежную королеву»?
– Конечно, узнали, – сказала Агаша. – Узнали
про Кая и Герду, про их приключения.
– А теперь скажите, приключения ли главное
в этой сказке?
– Главное то, что Герда оказалась сильнее
Снежной королевы, – ответил Юлик.
– Вы правы. Хотя, конечно, в сказке
описывается и обычная жизнь детей в их городе, и
волшебный сад колдуньи, и королевский дворец, и
разбойничий лес.
– А потом еще Герда попадает на Север, к
лапландке и финке, – вспомнила Диана.
– Кстати, к какому типу вы отнесли бы эту
сказку?
– Я думаю, к стилизации под народную, –
сказал Федот.
– Нет, тут в обычном мире появляется
волшебная сила – зеркало тролля и Снежная
королева, – возразил Юлик.
– Конечно, появляется, причем – злая сила, –
согласилась Анна Александровна. – Но здесь,
наверное, есть что-то от разных типов авторской
сказки – ведь есть и царство Снежной королевы,
придуманное самим Андерсеном. В народных
сказках в точности такого мы не найдем.
– А история принца и принцессы все же похожа
на народную сказку, – заметила Агата. – И
животные там тоже помогают людям.
– И все вместе – сказка, где переплетаются
чудо и реальность, переплетаются различные
творческие приемы. И это нас волнует, и мы, читая,
во все верим – не так ли?
– Конечно! – сказал Юлик.
– Я предлагаю такое домашнее задание, –
стала завершать занятие Анна Александровна. –
Вспомните более современные сказки – хотя бы
написанные в двадцатом веке, где смешались
приметы нескольких разновидностей этих
произведений. И, если вы можете, назовите
побольше таких сказок, в которых автор сам
придумал какой-нибудь фантастический мир.
А в качестве задания потруднее...
– Сочинить сказку? – предположила Агафья.
– Вы угадали. Может быть, вы не будете при
этом думать, к какому типу она относится, а может
быть, и будете.
Но потом, когда напишете, определите,
стилизация ли это, путешествие ли современного
героя в сказочный мир, перемещение сказки в нашу
жизнь или вы придумали приключения и законы
совершенно своего, как говорят, оригинального
мира. И прочитайте свои сказки на следующих
занятиях.
|