Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2005

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Продолжение. См. № 34, 41, 46/2004; № 2, 11/2005.

Сказки бывают разные

Повесть «Среди слов»

– У нас в школе вчера отмечали двести лет со дня рождения Андерсена, – сообщила в начале занятия Агафья.

– И что же у вас было? – спросила Анна Александровна.

– После уроков все показывали сказки. Я играла Штопальную иглу. А ведь как интересно: сказка про обычную иголку! Это так у Андерсена бывает: одна сказка про гороховый стручок, другая – про цветы, еще одна – про елку, и все оживают, говорят, думают...

– Сегодня мы как раз поговорим о сказках, – обратилась к ребятам преподавательница. О народных сказках вы уже, наверное, говорили на занятиях по введению в историю.

– Да, мы путешествовали в страну исторических источников, в область, где живут народные сказки, – вспомнил Юлик. – Там живут Баба-Яга, Соловей Разбойник, Иван-Царевич, Емеля...

– Но сказки Андерсена не похожи на народные, – заметила Агаша.

– Смотря какие сказки. Разве «Огниво» не похоже на народную сказку? А «Ганс-чурбан»?
А «Маленький Клаус и Большой Клаус»? – спросила преподавательница.

– Да, это похоже, – согласился Юлик. – Я все это читал.

– А как вы думаете, чем похоже?

– В народной сказке есть цари и короли и в «Огниве» – король и принцесса. И есть простой герой, смекалистый и сам себе устраивающий жизнь. Ему помогают волшебные силы. Так же и в «Огниве». И Ганс-чурбан очень похож, между прочим, на Емелю.

– Ты хорошо это подметил, Юлик. Но вот та же «Штопальная игла». Тут что-нибудь похоже на народную сказку?

– Нет, – сказал, задумавшись, Юлик. – В народных сказках игла не оживает.

– Игла – это, например, смерть Кощеева, – добавила Диана.

– Но она не оживает. Да и «Стойкий оловянный солдатик» – там оживают солдатик, черт из табакерки, игрушки – такого нет в народных сказках.

– Ведь всё это – и игла, и игрушки, и статуэтки пастушки и трубочиста – существует в реальной жизни, но начинает жить по особым сказочным законам, – заметила Анна Александровна. – Значит, писатель, создавая сказку, может подражать народной, но может и перенести сказочные чудеса в обычный современный дом, двор, в жизнь обычных людей. Ведь сказка как бы живет вместе с ним. И лучше всего это, конечно же, подтвердил Ганс Христиан Андерсен.

– А до Андерсена писатели сочиняли сказки? – спросил Федот.

– Сочиняли – и Шарль Перро, и Вильгельм Гауф, и Эрнст Теодор Амадей Гофман, и у нас в России, например, Василий Андреевич Жуковский. Но чаще всего они стилизовали свои сказки под народные. А вот у Андерсена, пожалуй, впервые на первый план выходит сказка, созданная не по законам народной. Это авторская фантазия о сказочных чудесах и приключениях в самой обычной жизни.

На экране компьютера появился портрет Андерсена и рядом – его слова.

– Прочитайте вслух.

Ребята прочитали:

«Материала у меня бездна, больше, чем для любого другого рода поэзии; часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорит мне: “Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни”».

И действительно, стоит мне сделать так, как они велят – и рассказ о каждом из них готов».

– Так и было в жизни самого Андерсена, – заметила Анна Александровна. – Если он видел шкаф, то для него это был целый сказочный мир с оживающими статуэтками. Если он видел розовый куст, то он что-то рассказывал Андерсену. А еще в молодые годы на улице один мальчик подарил ему оловянного солдатика без одной ноги...

– И Андерсен написал о нем сказку «Стойкий оловянный солдатик»! – оживился Юлик.

– А иногда все в жизни остается на своем месте: дети учатся в школе, проказничают дома, взрослые заняты своими делами, и вдруг появляется, откуда ни возьмись, персонаж из сказочного мира. Попробуйте назвать примеры.

– Например, Карлсон, который живет на крыше, – предложила Диана. – Он же прилетает к Малышу – обычному мальчику.

– А еще кто прилетает, приходит или как-то возникает?

– Старик Хоттабыч, – оживился Юлик, – возник из бутылки, которую тоже обычный мальчик нашел. И вот еще старушка, у которой был цветик-семицветик.

– А может быть наоборот, – вмешалась Агафья. – Например, в фильме «Там, на неведомых дорожках» мальчик из реального мира попадает в русские народные сказки, а его бабушка оказывается Бабой-Ягой.

– Только сначала была книга, – уточнила Анна Александровна. – Сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке».

– А еще Гарри Поттер! – вспомнил Федот. – Он попал в волшебную школу и стал волшебником.

– Ты не совсем прав, – возразила Агата. – В «Гарри Поттере» и то, и это – и чудеса в реальной жизни, и герой попадает в волшебную жизнь.

– Видите, как интересно! – заметила преподавательница. – Но вы не назвали еще один вид тех сказок, которые пишут писатели. Кстати, такие сказки называют авторскими или литературными. Теперь я включу наш компьютер.

На экране появился заголовок «Литературные сказки».

– И сейчас, я надеюсь, начнутся самые что ни на есть сказочные чудеса. Я вызову один из разрядов авторских сказок.

Появилась надпись: «Сказки – стилизации под народные».

– И вот теперь появится один из героев таких сказок.

– Может быть, Ганс-чурбан? Или Конек-Горбунок? – стали спрашивать ребята.

Но на экране возник человечек в феске и башмаках с длинными носами.

– Я Маленький Мук! – представился человечек.

– Знаю, был мультик такой! – сказал Федот.

– «Маленький Мук» – это сказка Вильгельма Гауфа, – уточнила Анна Александровна.

– Я хочу видеть своих друзей из разных сказок. Где они? – спросил Маленький Мук.

Анна Александровна вызвала надпись: «Сказки с перемещением из обычного мира в чудесный». Маленький Мук тем временем соскочил с экрана вниз – на то и волшебный компьютер! – а на экране появилась девочка. Она поклонилась и представилась:

– Меня зовут Алиса. Вы знаете сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»?

– Я читала, – сказала Диана. – Я знаю: ты попала в страну чудес через нору.

– И таких, как я, много, – продолжала Алиса. – И много таких, кто, наоборот, попал из сказки к обычным детям. Например, моя соотечественница Мэри Поппинс.

– А теперь, наоборот, кликнем сказки, где из волшебного мира что-то переносится в реальный, – продолжила Анна Александровна.

На экране компьютера зажглось: «Сказки с перемещением из чудесного мира в обычный». И тут же появился, нет – вылетел с экрана Карлсон.

– А, Карлсон! – воскликнули ребята.

– Спокойствие, только спокойствие, – произнес Карлсон. – Вся компания в сборе?

– Нет! – сказала Алиса. – Нет еще четвертого. Четвертого типа сказок.

– Сейчас и этот тип будет, – сказала преподавательница.

– А какой еще тип? – поинтересовался Юлик.

– А вот какой. – На экране появилось: «Сказки с особым, придуманным автором миром».

На этот раз вниз спрыгнул сразу узнанный всеми Незнайка.

– А Незнайка действительно из придуманного писателем мира, потому что Цветочного города нет ни в одной народной сказке, – заметил Юлик.

– А Маленький Мук – не из придуманного? – возразил Федот.

– Я появился на свет в одной из стран Востока, – ответил Маленький Мук. – Мою сказку рассказывали во дворцах султанов и падишахов, как и прославленные арабские сказки «Тысячи и одной ночи».

– То есть его сказка похожа на народную, – пояснил Незнайка. – А вот моя совсем даже ни на что не похожа!

– Неужели ни на что? Может быть, Незнайка хвастает? – спросила Агафья.

– Если быть очень точным, – заметила Анна Александровна, – писатель Николай Носов не совсем самостоятельно придумал страну коротышек, а взял ее из зарубежной литературы. И герой, похожий на Незнайку, в том произведении тоже был. Но повести Носова совершенно не похожи на то, что он прочитал, – еще меньше, чем приключения Буратино на приключения Пиноккио. Там – все, что было понятно детям именно в нашей стране, и новейшие достижения науки в то время, когда человек полетел в космос.

– Да, есть еще книга «Незнайка на Луне», – сказала Диана.

– Конечно! И в Солнечном городе я был, и на Луну летал, – мечтательно произнес Незнайка.

– Да это что! Вот я могу летать со своим пропеллером куда угодно, – прервал его Карлсон. – И на Луну, и на Марс, и на эту... как ее... Альфу Центавра!

– А спорим, что я бегу в сапогах-скороходах быстрее, чем ты летишь! – воскликнул Маленький Мук.

– Но попасть в другой мир можно и никуда не летая, и без сапог, – сказала Алиса. – Можно хотя бы очутиться по ту сторону зеркала.

– Девчонки всегда воображают! – отрезал Незнайка.

– Я прошу вас, не надо спорить! Все ваши приключения одинаково интересны. Надеюсь, это подтвердят читатели, – сказала Анна Александровна.

– Сказки действительно бывают разные, – продолжила рассуждать Алиса. – Совершенно случайно можно попасть в страну, где все по-другому.

– А можно и в обычном доме устроить все по-другому – небольшой беспорядок и большой тарарам! – провозгласил Карлсон.

– Ну, это можно сделать и не выходя за пределы сказочной страны, – заметил Маленький Мук.

– Причем любой, и в стране коротышек тоже! – подхватил Незнайка. – Но прежде всего надо верить в чудеса. И уметь их делать. У меня, к сожалению, не всегда это получалось.

– Я понял! – сказал Юлик. – Писатель пишет сказку, чтобы люди верили в чудеса, помогающие добру победить зло. И зовет в самую обычную жизнь какого-нибудь волшебника или что-нибудь чудесное. Или, наоборот, мальчик, или девочка, или взрослый человек вдруг оказывается в какой-нибудь сказочной стране. И там он сам совершает чудеса.

– Или сам, или с помощью друзей, как Элли в «Волшебнике Изумрудного города», – добавила Агата.

– А еще надо пройти очень много испытаний, – напомнила ученикам Алиса.

– А ведь испытания герой проходит и в народных сказках, – заметил Федот. – Например, Иван-Царевич.

– У Алисы испытания даже немного на это похожи, – отметила Диана.

– Мне вот что кажется. Чтобы написать сказку, писатель должен многому учиться. Как я когда-то понял, что всякому делу надо учиться, – сказал Незнайка. – И прежде всего писатель учится у тех, кто многие века складывал народные сказки. Учится, как показывать чудеса, как учить героя сказки все преодолевать. Только обо всем этом он рассказывает по-своему.

– Послушайте! – заволновалась вдруг Алиса. – Нас, героев сказок, ждут и другие читатели. Поэтому мы должны уйти в свои книги. До свидания, уважаемые ученики!

– Верьте в чудеса, этого вам желает лучший в мире... – успел крикнуть Карлсон, и все, кто появился из компьютера, снова вернулись туда.

Анна Александровна выключила компьютер и обратилась к ребятам:

– Но ведь сказки пишутся не только затем, чтобы мы ждали чудес.

– А еще зачем? – спросил Федот.

– А давайте опять обратимся к Андерсену. Вот что он писал в начале всем вам известной сказки «Снежная королева»: «Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь».

Подумайте – ведь и для этого нужны литературные сказки. Писатель хочет, чтобы мы, читатели, что-то узнали. Может быть, эти слова прежде всего обращены к детям, которые все узнают заново? Вот вы что-нибудь узнали, прочитав «Снежную королеву»?

– Конечно, узнали, – сказала Агаша. – Узнали про Кая и Герду, про их приключения.

– А теперь скажите, приключения ли главное в этой сказке?

– Главное то, что Герда оказалась сильнее Снежной королевы, – ответил Юлик.

– Вы правы. Хотя, конечно, в сказке описывается и обычная жизнь детей в их городе, и волшебный сад колдуньи, и королевский дворец, и разбойничий лес.

– А потом еще Герда попадает на Север, к лапландке и финке, – вспомнила Диана.

– Кстати, к какому типу вы отнесли бы эту
сказку?

– Я думаю, к стилизации под народную, – сказал Федот.

– Нет, тут в обычном мире появляется волшебная сила – зеркало тролля и Снежная королева, – возразил Юлик.

– Конечно, появляется, причем – злая сила, – согласилась Анна Александровна. – Но здесь, наверное, есть что-то от разных типов авторской сказки – ведь есть и царство Снежной королевы, придуманное самим Андерсеном. В народных сказках в точности такого мы не найдем.

– А история принца и принцессы все же похожа на народную сказку, – заметила Агата. – И животные там тоже помогают людям.

– И все вместе – сказка, где переплетаются чудо и реальность, переплетаются различные творческие приемы. И это нас волнует, и мы, читая, во все верим – не так ли?

– Конечно! – сказал Юлик.

– Я предлагаю такое домашнее задание, – стала завершать занятие Анна Александровна. – Вспомните более современные сказки – хотя бы написанные в двадцатом веке, где смешались приметы нескольких разновидностей этих произведений. И, если вы можете, назовите побольше таких сказок, в которых автор сам придумал какой-нибудь фантастический мир.

А в качестве задания потруднее...

– Сочинить сказку? – предположила Агафья.

– Вы угадали. Может быть, вы не будете при этом думать, к какому типу она относится, а может быть, и будете.

Но потом, когда напишете, определите, стилизация ли это, путешествие ли современного героя в сказочный мир, перемещение сказки в нашу жизнь или вы придумали приключения и законы совершенно своего, как говорят, оригинального мира. И прочитайте свои сказки на следующих занятиях.