Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2005

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

 

Из чего ты сделано, солнышко?

«Почему ребенок все время выдумывает или лопочет что-то никому не понятное? Может быть, у него какие-то проблемы?» – такие вопросы часто задают родители, придя на прием к психологу. Какое объяснение детскому фантазированию находят специалисты?

МЫ – ТЕАТРАЛКИ

Варечке повезло с родителями. Они только тем и занимаются, что думают, как сделать дочке приятное. А она и не догадывается, что, делая приятное ей, они совмещают это с полезным. У Варечки с родителями заключен договор на бумаге. Варечка, хотя читает еще не вполне, а только умеет складывать слоги, знает, о чем написано в договоре. А там написано: «Если Калинина Варя в течение одной недели обязуется себя хорошо вести, а именно, собираться в детский сад без хныканья, вести себя там так, чтобы не жаловались воспитатели, а по вечерам не огорчать маму, папу, не досаждать приставаниями песику – шарпею Ванечке, то родители обязуются в один из выходных дней доставить Варечке удовольствие, то есть сходить с ней в театр, в гости, в зоопарк или в то место, которое Варечка выберет по своему усмотрению».

Договор подписан мамой и папой, скреплен отпечатком Варечкиного пальчика, а также отпечатком лапы Ванечки. Без его подписи документ был бы недействителен. Понятное дело – кому охота сидеть дома одному, когда все уходят получать удовольствие. Но шарпей так любит девочку, что готов терпеть одиночество ради ее радости.

Собственно говоря, Варечка себя всегда хорошо ведет, потому что она не понимает, зачем дети себя плохо ведут, дерутся и отказываются завтракать. Варечка всегда съедает свою порцию и подходит к воспитательнице со словами: «Будьте любезны, положите мне еще немного кашки». Воспитательница бывает рада, а папа часто говорит: «Щи да каша – пища наша.» Правда, Варечка никогда не видела, чтобы папа ел кашу. Вероятно, он делает это на работе. «Работа» в представлении Варечки – что-то вроде детского сада для взрослых. Если они хорошо себя там ведут, то им дают деньги и что-нибудь вкусненькое. Вкусненькое взрослые приносят домой детям. Папа каждый день с работы приносит что-нибудь сладенькое для Варечки. А мама его ругает и говорит, что девочка от этого будет, как кубышка. И она не права. На работе никогда не дадут того, чего детям есть нельзя.

Так вот, на этой неделе Варечка вела себя хорошо и идет в театр. Театр она очень любит. Во-первых, ей наденут красное платьице с белым воротничком, в котором она, как та красавица, про которую пел солдат печально: «Моя Ка-а-а-рмен». Во-вторых, ей очень нравится, когда в зале гаснет свет. Это очень приятно и торжественно. В-третьих, ей нравится то, что происходит на сцене. Сегодня Варечка идет на спектакль «Не все коту масленица». Мама долго спорила с бабушкой о том, что «ребенку еще рано». А бабушка что-то отвечала, но Варечке было не слышно, потому что разговор шел по телефону. Бабушка, видимо, победила, потому что в воскресенье Варечку повезли к ней. У бабушки – мягкие руки, синее бархатное платье, а в маленькой сумочке – теплые духи. У Варечки – красное бархатное платье и тоже маленькая сумочка, в которой лежит надушенный бабушкиными духами носовой платочек. «Мы – театралки», – гордо говорит Варечка. Она твердо знает, что значит «быть театралкой». Это духи, прическа, нарядное платье и мягко гаснущий свет. И еще – тихо сидеть на спектакле. А вопросы – потом. Варечка тихо смотрит представление. А после него, когда бабушка спрашивает: «Варечка, тебе понравилось?» – девочка серьезно отвечает: «Очень понравилось, бабуля!» А чуть позже со вздохом добавляет: «Вот только кота почему-то не показали».

Комментарий психолога

В этом примере налицо все особенности восприятия ребенка старшего дошкольного возраста: буквальность мышления («Вот только кота почему-то не показали»), или неумение пока абстрагироваться; внешняя мотивированность (любовь к театру состоит из внешних эффектов: красного платья, духов, маленькой сумочки и мягко гаснущего света); «магичность» детского мышления: правильные поступки девочки заключены в письменную форму и скреплены ее личной печатью.

У НАС ЗАВЕЛИСЬ ОБЕЗЬЯНКИ

Шестилетний Сашик с другом и его родителями посетил Зоологический музей. Это произвело на него огромное впечатление. Сегодня он рассказывал родителям: «Там мамонтиха такая большая. Ее откопали в ледниковый период. И мамонтенок. Мама мертвая, а он живой. Он заживо заморозился у нее в животике. А теперь разморозился и ожил». Он очень убедительно рассказывает, но мама, твердо знающая, что этого не может быть, спрашивает: «И где же он там живет?» – «В вольере специальном. Там за ним женщина ухаживает. Кандидат наук». – «Чем же он питается?» – задает свой каверзный вопрос папа. «Раньше ничего не ел, – не сбиваясь, продолжает Сашик. – У них же там своя пища была. Но сейчас к яблокам стали приучать…» – «Сашик, не ври, – говорит умный папа, – этого не может быть, потому что не может быть никогда!» Сашик рыдает, сквозь всхлипы можно услышать слова, полностью доказывающие его правоту: «Он мне хобот протягивал!»

…Вот сидит Маша и лениво возит ложкой в тарелке с супом. «Ешь, не думай!» – говорит ей мама. А как можно не думать? Вот морковка, они вчера лепили такую в детском саду из пластилина. А потом смяли и слепили лисичку… Лисичка цветом похожа на морковку, только у лисички хвостик рыжий, а у морковки зеленый. Должен быть тут, в супе, или где он? «Маша, ешь, не думай!» Девочка вздрагивает, съедает морковку, опять замирает, и поток ее мыслей снова неспешно направляется в область, далекую от кулинарии… И вообще, кто может догадаться, о чем думает маленькая девочка, когда она ест суп? А может, это и не суп вовсе, а озерцо дачное, и морячок с лодочки-картошки передает Маше пламенный привет.

…Пятилетняя Анечка, засыпая, смотрит на шторы. На них – причудливые цветы, перевитые замысловатыми листьями и еще чем-то. Постепенно, чтобы Анечке не было скучно засыпать одной, из витиеватых листьев начинают выпрыгивать обезьянки. И баловаться, и шалить, и шкодить. Временами они надоедают Анечке, и утром спросонья она жалуется маме: «Опять не выспалась из-за этих обезьян. Так мешали, так мешали…» Мама не верит Анечке, а девочке обидно. Однажды утром она просыпается и кричит, показывая пальчиком на кучку, оставленную случайно зашедшей соседской кошкой под телевизором: «Мама, гляди, я же говорила, что у нас обезьянки завелись! Вон они даже под телевизором накакали».

Комментарий психолога

В дошкольном возрасте ребенок часто сводит воображаемый мир до уровня реального, видимого (реальны сны, мечты и т.д.).

«ВОКРУГ МЕНЯ ВСЕ ЖИВОЕ И РАЗУМНОЕ»

Воспитательница в детском саду раздала карандаши и сказала, что каждый может нарисовать что захочет. Рисунок четырехлетнего Сережи называется «Пожар в лесу». В углу листа изображены оранжевым огнем полыхающие деревья. В центре рисунка по пригорку шеренгой семенят горестные ежики, покидающие родную обитель. Вверху, в небе, красуется своевременно подоспевший вертолет, уже спустивший для спасения ежиков подвесную лестницу, а потому – улыбающийся. Предполагается, видимо, что ежики, когда увидят лестницу, ловко ухватятся за нее лапками, поднимутся в кабину к вертолетчику, пожмут ему радостно руку и перелетят в другое, более безопасное место проживания.

Гуляя с бабушкой, Сережа рассказывает ей обо всем, что видит: «Солнышко сегодня веселое. И водичка в лужах смеется, блестит. Вчера ветер дул, дул щеками. И водичка морщилась. И машинки сегодня веселые, улыбаются. Глазками блестят. А эта… Глазки закрыла, щурится… А вот собачка гуляет. Одна, без бабушки…»

...У трехлетней Али дочка, ходящая кукла Оля. С Олей – беда: она совсем Алю не слушается, грубит. Аля жалуется на нее маме: «Я вся расстроилась опять. Оля меня совсем не слушается. Всё по-своему. Вот отвернусь – она шалит, шевелится, а посмотрю на нее – лежит себе молча. Ты пойми – у меня тоже нервы, и даже в зубах».

Комментарий психолога

Дети одушевляют и даже очеловечивают все, что находится вокруг них.
Ребенок считает, будто все природные явления сделаны из подручных материалов, либо руками человека, либо каким-то сказочным существом. Варечка, например, говорит, что солнышко сделано «из маслица сливочного: его слепили, а потом подогрели». Она удивляется, зачем на крышу люди накидали снег, – там же нельзя кататься на санках. А Аля говорит, что солнышко само выросло, потому что так президент велел. А еще она считает, что сны раздают гномики.

ДУША БОЛИТ, И СЕРДЦЕ ДУЕТСЯ

Настя Акимова едет из детского сада. Они что-то не поделили с подружкой, и Настя огорчается: «Так обидно, прямо сердце дует!» Вообще она специалист по неологизмам. «Настенька, я старенький!» – говорит дедушка. «Нет, ты не старенький, просто лицо сломанное». Настя выходит из ванной: «Ой, у меня ручки мятые и ноги сонные». Настя болеет: «Мне чего-то поплохело… У меня во рту таблетка малеет» (уменьшается). Настя на даче: «Пойдемте скорее огородничать!» У Насти сосед с бородой, она смотрела на него, смотрела, а потом задумчиво спросила: «Мама, а у дяди Алеши – собака? У собаки на лице волосы, и у него волосы…» На улице Настя увидела афганскую борзую и радостно кричит: «Мама, смотри, кофта пошла!» А еще она говорит, что в реке водится рыба, потому что ходят пароходы.

Комментарий психолога

Поскольку запас слов у детей дошкольного возраста пока ограничен, речь их причудлива и поражает обилием неологизмов. Умозаключения детей часто неожиданны, так как они думают совсем по-другому. Взрослый мыслит от частного к общему или от общего к частному, дошкольник же – от частного к частному, минуя общее.

БА-БАХ – И ВСЁ…

Два мальчика увлечены игрой. Военные действия проводятся на территории всей комнаты. Один занят воздушными операциями. второй удерживает позиции внизу, на земле. Играют дети вместе – и каждый как будто отдельно. Мы не услышим прямого диалога: каждый участник комментирует лишь свои действия. Потому что у каждого из них в мыслях – своя картинка и свое понимание военных действий: один в это время защищает от фашистов Москву, так как видел вчера такой фильм по телевизору, а другой просто вывел солдат на мирные учения.

Шестилетний Димочка попытался рассказать фильм. Вот его краткое содержание первой серии: «…он побежал туда, где взрыв, около него стояли те, кто вчера был на свадьбе, и невеста там, на машине ехала. Потом ба-бах – и всё…»

Комментарий психолога

Мышление ребенка в дошкольном возрасте эгоцентрично, он не способен встать на позицию другого, что отражается в его речи. Внутри него скрыт целый мир, вход в который закрыт не только взрослому, но и другому ребенку… Без речевого эгоцентризма невозможен переход к социализированной речи. Сначала ребенок учится проговаривать свои действия, а уже затем доводить смысл действий до окружающих.

О ДЕТСКОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ

О, эта детская непосредственность! Как часто, ведя ребенка с какого-нибудь публичного сборища, мама и папа, наполовину смеясь, наполовину сердито выговаривают чаду: «Ты невозможный! Мы с тобой больше никуда не пойдем!»

…Мама, папа и дочка пришли в гости, разделись, причесались. Хозяева приглашают за стол. И в тот торжественный момент, когда наполнены бокалы и все ждут первого тоста, раздается звонкий голос девочки: «Мама, ты сегодня опять парик надела?» Мама готова провалиться сквозь землю. Тут хозяйка дома и одновременно именинница, чтобы как-то сгладить неловкость, говорит: «Сейчас Юрик прочитает стихотворение, которое он мне приготовил тайно ко дню рождения». Одаренного трехлетнего Юрика торжественно ставят на стул. Мальчик артистично выбрасывает вперед правую руку и с чувством произносит:

«Мама не жирная, не худая –
Она у меня как свинья, молодая…»

Мама резко встает, краснеет и убегает на кухню. Гости, давясь от смеха, выпивают за здоровье именинницы.

…В школе – елка. Дед Мороз говорит традиционное: «Детки, попросим нашу лесную красавицу: елочка, зажгись!» Дети послушно набирают в легкие воздух. Но их благие побуждения прерываются непосредственным замечанием философа Егорки: «Дед, дед, а елка-то искусственная, не из леса!» Все задумываются. Сценарий испорчен.

Комментарий психолога

Непроизвольность поведения детей происходит от того, что они еще не усвоили общепринятых правил: не знают, где и как себя вести.
Вышеописанные особенности поведения и речи дошколят – абсолютная норма. К моменту поступления ребенка в школу или в первые месяцы обучения его поведение и восприятие окружающего мира должны измениться.
Мы советуем родителям детей-дошкольников заранее подготовить их к новой школьной жизни, поскольку кризис семи лет по сложности равняется кризису переходного возраста. А процесс подготовки ребенка к школе необременителен для родителей и очень интересен детям. Помимо общего развития, научите их жить «по правилам», которые они сами смогут освоить в процессе игры, требующей распределения ролей. Научите их играм, в которые вы сами играли в дошкольном возрасте: дочки-матери, прятки, школа, казаки-разбойники и любые другие, подсказанные вам вашей фантазией. Играйте с ребенком сами, пусть он играет с другими детьми – и вы увидите, как изменится его поведение.
В школе у ребенка начнется другая жизнь, в корне отличная от той, которой он жил раньше. В семье ребенок – центральная фигура, солнышко, вокруг которого вращается всё и вся. В школе он станет равным среди равных, и ему самому придется определять свое место в коллективе, строить отношения с одноклассниками. В его жизни появится новая фигура – учитель. Ребенок перейдет из одного мира (мира безграничной родительской любви и полного приятия) в другой, в котором придется жить, подчиняясь общим законам.