Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Резида Салиховна СУНГАТУЛЛИНА,
учителья начальных классов гимназии № 5
г. Зеленодольска Республики Татарстан,
комментарии Н.В. НЕЧАЕВОЙ, С.Г. ЯКОВЛЕВОЙ

Грани урока

Урок – это целостный организм, в котором все части взаимообусловлены и взаимосвязаны. Для чего предлагается то или иное задание? Как связано оно с темой урока, с предыдущим и последующим заданиями? Это те вопросы, ответы на которые помогают спланировать урок, провести его и проанализировать.
Мы благодарим Резиду Салиховну Сунгатуллину, учителя начальных классов гимназии № 5 г. Зеленодольска Республики Татарстан за замечательный урок, проведенный ею во втором классе по теме «Разделительные ъ и ь знаки». Он дает нам возможность вместе подумать над поставленными выше вопросами, и каждому найти свой ответ.
Далее приводится текст учителя, а курсивом – наш комментарий.

Тема. «Разделительные ъ и ь знаки».

Задачи урока. Наблюдение за позицией написания ъ и ь; открытие правила правописания разделительных ъ и ь; повторение понятий словообразования: состав слова, родственные слова, чередующиеся согласные в корне.

Оборудование. Словарь С.И. Ожегова; учебник «Русский язык» для 2-го класса (авт. Н.В. Нечаева); рабочая тетрадь № 2 (авт. С.Г. Яковлева); таблицы.

Формулирование задач показывает, что учитель обдумывает не только выход на открытие правила детьми через наблюдение позиций Ь и Ъ в слове, но и на базовые для нового материала, уже изученные понятия, связанные со словообразованием. Уточним, для данной темы важно знание не вообще состава слова, а умение выделить приставку и корень.
Но надо иметь в виду, что правило написания Ь и Ъ относится к графике, оно определяет принятое в русском языке обозначение звука [j’]. Поэтому, как вы увидите ниже, учитель, с одной стороны, обобщает все позиции в слове, когда произносится звук [j’], и сравнивает с теми позициями, когда этот звук не произносится. Активно повторяется фонетический материал: гласные, согласные, твердость – мягкость; правило графики: обозначение на письме звука [j’].
Содержание заданий, которые отобрала Резида Салиховна, неслучайно: оно носит яркий воспитательный характер – это тоже задача, которая пронизывает весь урок, создавая доверительную, уютную атмосферу без лобового морализирования, создавая реальные ситуации для диалога детей.
Связи с какими разделами русского языка вы видите при работе на первом уроке обозначенной темы? Как бы вы сформулировали задачи этого урока?
Многие учителя при планировании урока и его описании опираются на хорошо известные традиционные этапы урока. Это вполне возможный вариант.
Главное, осознание того, насколько необходим каждый из этапов и как организована работа.
Например, в данном случае, что закономерно для системы развивающего обучения, учитель совмещает организационный момент и актуализацию знаний состава слова (опора на задание № 97). Урок – начинается с урока!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, как прошла перемена?

Дети. Нормально.

– Весело.

– Мы играли.

Учитель. А как наши первоклассники? Привыкли? Никто не плакал?

Д. Нет, кажется.

– А я не заметила.

У. Обратите на них внимание на следующей перемене. Как вы думаете, по какой причине первоклассник – мальчик или девочка может плакать на перемене? Чем вы можете им помочь?

Д. Он мог заблудиться и не найти своих одноклассников. Я его доведу до класса. И обязательно скажу: «Не переживай, учитель тебя найдет».

– Его кто-то мог обидеть. Я подойду, поглажу по голове, и скажу: «Не плачь, дружок!»

– А я спрошу его имя и назову его ласково: «Андрюшенька, не переживай!»

У. При таком вашем отношении первоклассники в нашей школе никогда не будут плакать. А вот Сабир сказал: «Андрюшенька». Как ты образовал это слово?

Д. При помощи суффикса: Андрей – Андрюшенька.

У. Назовите друг друга уменьшительными и ласкательными именами.

Урок начинается с анализа речевой ситуации. Проигрывание таких искусственных ситуаций дает детям социальный и речевой опыт. Чтобы ответить на вопросы учителя, им надо поставить себя на место другого, понять его и найти способы успокоить. Ответ одного из учеников позволяет выйти на словообразование. Казалось бы, зачем фиксировать внимание на суффиксальном способе словообразования? Подхватив ответ ученика (Андрюшенька), предложив детям назвать друг друга ласковыми именами, учитель больше заботился о завершении работы по осмыслению речевой ситуации, о закреплении создавшейся доброй обстановки. К тому же этот ход напомнил детям о словообразовании.
В отличие от Резиды Салиховны вы знаете ответы детей. Как бы использовали их вы для перехода к следующему этапу урока?

III. Новый материал

У. Откройте рабочую тетрадь на с. 15, упр. 26. Прочитайте текст. Какие правила должен знать автор, чтобы написать поэтический текст?

Д. Рифму – созвучие слов в строчках.

– И чтобы они по смыслу подходили.

– Чтобы складно было.

– Об этом уже говорили. Рифма – это и есть складно.

У. Впишите подходящие слова.

толк
друзья
нельзя
волк

Говорит барану _____:
– Ну какой от дружбы ____?
Если мы с тобой _____,
Значит, съесть тебя _____!

У. Кто не смог подобрать слова? Все смогли. А кто хочет прочитать свой вариант? Диляра? Читай.

Диляра читает со словами: волк, толк, друзья, нельзя.

У. Назови рифмующиеся звуки.

Д. в[олк], т[олк]; дру[з’й’а], нель[з’а]

У. У кого другой вариант?

Других вариантов у детей нет.

На доске:

друзья нельзя.

У.  Что заметили?

Д.  Орфограмму мягкий знак. В слове «друзья» – мягкий знак разделяет согласный и гласный (интонировано произносит [друз’й’а]), а в слове «нельзя» – он указывает на мягкость согласного звука (интонированно произносит [н’эл’з’а]).

У. В какой части слова находится эта буква?

Д. Друг – друзья – в корне слова. А в слове «нельзя»… А где здесь корень? – Наверное, тоже в корне. Нельзя же сказать «нельзю», «нельзе».

– И «льзя» не говорят.

У. Раньше говорили: «льзя», что означало «можно». А теперь, действительно, так не говорят. Слово образовалось при помощи частицы не. Значит, правильно вы решили: и в этом слове ь находится тоже в корне.

У. Давайте уточним роль мягкого знака. Как вы думаете, почему я вам предлагаю проанализировать такой набор слов?

На доске:

яблоко Рая Илья нельзя

Д. Здесь буква «я» по-разному произносится (интонирует): [j`а]блоко, Ра[j`а], Иль[j`а], нель[з`a]. Вы говорили о роли мягкого знака. Здесь две разные роли: «Илья» – разделительный, «нельзя» – показатель мягкости согласного.

У. А зачем я дала и слова с буквой я, и слова с ь?

Д. Одинаково.

У. Что одинаково?

Д. Правильно! Произносим одинаково. Я не знаю, как сказать. Но послушайте: яблоко, Рая и Илья, а еще нельзя – ль и зя.

У. Когда пишется разделительный ь?

Д. После согласного перед буквой гласного, которая произносится со звуком [й’]: жильё, лью, пью.

Учитель записывает на доске.

У. А в каких буквах гласных он скрывается?

Д. Е, ё, ю, я. Когда они в начале слова или после гласного.

У. Какое правило русского языка нам надо знать, чтобы написать слово с_ест__?

Д. Здесь появляется ъ. Он пишется после приставки на согласный перед буквой гласного, которая произносится со звуком [й’]. И еще здесь ь – показатель мягкости согласного.

– Я заметил, ь и ъ всегда пишутся после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.

У. А как же узнать, когда писать ъ, когда ь?

Д. В корне пишем ь, а после приставки перед корнем – ъ.

У. Приведите примеры слов с ъ.

Д. Подъезд, съезд, въезд, отъезд.

Учитель записывает на доске.

У. Что-то вы все от меня уехали.

Д. Объявление.

– Заявление.

У. Я не пойму как записать, продиктуй своё слово.

Д. (Четко проговаривает) за - я - вле - ни - е. А! Поняла. Здесь нет ъ.

У. Что сбило с толку Мадину?

Д. Звук [й’].

Вы прочитали центральный эпизод урока. Чтобы вы могли выстроить вариант, приемлемый для вас и вашего класса, мы покажем, какой материал предшествовал этому уроку, как начинается тема в учебнике и как она продолжается.
Наблюдение вариантов обозначения звука [й’] предлагается еще в учебнике для 1-го класса (авт. Н.В. Нечаева). Во 2-м классе эти знания активизируются в теме «Речь начинается со звуков и букв» (8 заданий), а после темы «Состав слов» следует тема «Разделительные ь и ъ» (10 заданий). Далее к этой теме можно вернуться еще в 8 заданиях. Всего 26 заданий в учебнике: предваряющие тему, по теме и включающие изученное в новые связи. Так же распределен материал в рабочих тетрадях.
Логика авторов при раскрытии темы «Разделительные Ь и Ъ»: от наблюдений приставочного способа образования слов, к слушанию позиций, в которых появляется звук [j’], к выводам о вариантах выбора или ь, или ъ знаков, к выводам об употреблении разделительного мягкого знака и ь – который указывает на мягкость согласного.
Повторили ли бы вы ход учителя или пошли бы другим путем?

У. Вернемся к тексту. Найдите монолог волка и прочитайте его выразительно. Почему не могут дружить волк и баран? Как в жизни выбирать себе друга?

Д. Лучше играть с детьми своего возраста. С мальчиками и девочками постарше мы чувствуем себя слабыми и неумелыми.

– С теми, кто поступает некрасиво и нечестно, лучше не дружить.

– Некоторые дети любят командовать. Нельзя позволять этого. Нельзя делать то, что они велят, если тебе самому этого делать не хочется.

У. Напишите однокоренные слова к слову «друг». Друг, подруга, дружба, друзья. Общую часть выделите.

Дети приходят к выводу о том, что в корне однокоренных слов может быть чередование звуков и букв. г//ж, г//з.

Д. Это родственные слова, так как имеют один корень. Это делает их близкими по смыслу.

У. Задание для девочек и мальчиков. Ответьте на вопросы:

Есть кто?

друг

подруга

Дети записывают себе вопросы и изменяют свое слово.

Нет кого?
Дать кому?
Вижу кого?
Горжусь кем?
Думаю о ком?

друга
другу
друга
другом
о друге

подруги
подруге
подругу
подругой
о подруге

У. Что изменилось в слове?

Д. Изменилась форма слова.

IV. Физкультминутка

V. «Игра на выбывание»

Упражнение № 28 (раб. тетр.).

Муравьи, печенье, мальчик, жилье, объезд.

Суть игры на выбывание заключается в том, что дети сами находят основание, по которому они «убирают» лишнее слово.
Кто-то обратит внимание на количество букв, кто-то на количество слогов, на ударный слог и т.д. В данном случае может возникнуть желание у учителя, например, выделить орфограммы, но этого делать не стоит, так как это будет подсказкой – одним из оснований для выбывания слов. Важно, что учитель предоставляет детям самостоятельно найти основание.

У. Мы с вами выполняли такие задания. Кто может объяснить, правила игры на выбывание?

Д. Игра на выбывание – это когда каждый раз выбывает одно слово.

– Еще надо объяснить, почему это слово выбывает. Например, это прилагательное, а все остальные – существительные.

– Здесь важно, чтобы каждый раз убирали только одно слово.

У. Сможете разгадать секрет этой игры сами?

Дети выполняют задание.

Оля. Первое слово – мальчик – здесь мягкий знак не разделяет, а в остальных словах разделяет.

Дима. Я хочу дополнить, в других словах разделительный ъ и ь.

Леша. А я вычеркнул слово объезд – потому, что в нем ъ, а в других словах ь.

Женя. А у меня лишнее слово жилье – в нем меньше всего букв.

У. Интересно, кто же прав?

Д. Женя прав, потом он вычеркнет слово объезд, потому, что в нем будет меньше букв.

– Можно и так, но интереснее у Леши: вначале слово объезд, потом Олино слово мальчик, и у него останутся слова с разделительным мягким знаком.

У. Как вы думаете, какое второе слово оставит Оля?

Д. Объезд – и у нее останутся слова только с разделительным мягким знаком.

У. А я думаю, что слово муравьи.

Д. Почему?

У. Догадайтесь.

Д. Оно обозначает не живой, а неодушевленный предмет.

У. Согласны.

Д. Оля, а какое слово у тебя?

Оля. Объезд.

У. Прочитай, что бывает, когда не пишут ь и ъ. Упр. 102 (учебник).

Дети читают.

1. Воскресене – волный ден,
Мелнику работат лен.

2. В лесу обявлен
Всезвериный сезд.
Сегодня никого
Никто не сест.

– Перепишите в соответствии с правилами русского языка. В словах с ъ выделите приставку.

VI. Итог урока

У. Что общего в правилах правописания разделительных ь и ъ и что их различает?

Д. Разделительные ь и ъ показывают, что следующая гласная буква произносится со звуком й, пишутся ъ – после приставки на согласный, ь – в других частях слова после согласного, перед буквами е, ё, ю, я.
Они похожи друг на друга, вот только прически у них различаются. Первого, который мягко ступает и имеет короткую стрижку, зовут Мягким Знаком. Второго – в кепке с маленькой твердой косичкой – Твердым Знаком. Хоть и ь и ъ знаки родные братья, но характеры имеют разные. Ь добрый ласковый, все время старается смягчать. А ъ отличается молчаливостью и твердостью.

Упр. 35 (раб. тетр.). Оформить высказывания.

Что ты знаешь о правописании разделительного Ь и Ъ? Оформите следующие высказывания:

!____ пишется после приставки на согласный перед буквами ______.
____ пишется после ___________________ перед буквами _________.

VII. Домашнее задание

У. Выполните упр. 34 (раб. тетр.). Прочитайте. Найдите ошибки. Какие клавиши не работают на клавиатуре компьютера? Напишите слова правильно. Выпишите исправленные слова в две группы.