Наталья НЕМЫКИНА,
г. Белгород
Уроки развития речи
4-й класс
Урок 1
Тема. «Мое Задумчивое Место».
Цели. Обучать детей описанию
посредством творческого осмысления новой
пунктограммы («Тире между подлежащим и
сказуемым»), используя разностороннее
обсуждение подобных описаний известных
литературных героев и поэтов; развивать чувство
языка на морфемно-лексическом уровне;
формировать навыки выполнения пунктуационных
задач по образцу.
Оборудование. Видеокассета с
мультфильмом Ф.Хитрука о Винни-Пухе; набор
открыток «Винни-Пух» (художник Т.Сорокина);
аудиокассета «Стопроцентные инструментальные
хиты»; книги: Э.Асадов. Судьбы и сердца. Сб.
стихотворений. М.: Правда, 1990; А.Грин. Алые паруса:
Феерия. М.: Современник, 1986; Б.Заходер. Винни-Пух и
все-все-все (и многое другое). Ижевск. М.: Странник
– Авторская песня, 1992; З.А. Потиха, Школьный
словарь строения слов русского языка: Пособие
для учащихся. М.: Просвещение, 1987.
Мое Задумчивое Место
Беды здесь словно бы растворяются.
Ведь тут, в этом царстве мечты и слов,
Любые желания исполняются
В мгновение ока, без лишних слов.
Тут можно любые зажечь рассветы,
Вдохнуть потрясающий аромат,
Увидеть природу синего цвета,
Желтого цвета, алого цвета,
Сразу шагнуть и в мороз, и в лето,
И в завтра, и в тысячу лет назад.
(Э.Асадов)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. У героев книги, которую мы
с вами недавно прочитали, было необычное место
встреч. Располагалось так называемое
«Задумчивое Место» «на полпути от дома
Винни-Пуха к дому Пятачка».
Наши друзья там иногда встречались и размышляли
над своими дальнейшими планами. Винни-Пух
однажды даже сочинил специальный стишок про это
Задумчивое Место:
Здесь любит медведь
Порой посидеть
И подумать:
«А чем бы таким заняться?»
Ведь он – не Слон,
Поэтому он
Не может все время
Без дела слоняться!
(Б.Заходер)
На сегодняшнем уроке мы тоже
постараемся «без дела не слоняться» и превратим
обыкновенный учебный кабинет в своеобразное
Задумчивое Место – Место Фантастических Планов
и Творческих Свершений.
Чтобы каждый из вас смог описать и свое
собственное любимое место для раздумий и
размышлений, мы должны прежде всего дать
правильное толкование слову «задумчивый».
III. Морфемная
поисково-исследовательская работа
У. Назовите однокоренные слова к
слову задумчивый.
Дети. Думать, задумать, дума,
подумать, раздумывать...
У. Объясните лексическое
значение каждого слова, приведите примеры его
употребления в различных предложениях и речевых
ситуациях.
Дети выполняют задание.
– Благодаря замечательному
детскому поэту Борису Заходеру, который сделал
творческий перевод книги Алана Милна
«Винни-Пух...» на русский язык, английский
плюшевый медвежонок совершает удивительные
словесные открытия на страницах книги. Его
оригинальные опыты словотворчества вызывают у
читателей доброжелательную улыбку. Если бы
Винни-Пух присутствовал сейчас в классе, какие
слова с корнем -дум- он бы предложил
учителю?
Д. Я думаю, что он попросил бы у
учителя волшебные мозговые шарики, которые
помогали бы ему в его приключениях. А назвал бы он
их думчиками.
– Так как Винни-Пух любил сочинять
разные пыхтелки, ворчалки, шумелки, сопелки, он бы
у себя в тетради написал слово «думалка».
– Он бы придумал для самой
премудрой жительницы Сказочного леса – Совы –
интересную фамилию: Думаюшкина.
У. Теперь поговорим о суффиксе -чив-.
Значение этого суффикса нам станет понятно, как
только мы поможем ему выбраться из оков
одиночества. Для этого мы должны с его помощью
образовать как можно больше прилагательных,
характеризующих героев книги Милна.
На доске записаны имена героев книги.
Дети подбирают характеристики героям, учитель
фиксирует их на доске.
– Таким образом, мы с вами
выяснили, что суффикс -чив- помогает в
образовании качественных прилагательных,
выделяющих в предмете или лице какой-либо
признак.
Ослик Иа-Иа постоянно грустит, печалится
о чем-то, легко обижается, никогда не
улыбается – поэтому мы его охарактеризовали с
помощью слов: «обидчивый», «неулыбчивый».
Винни-Пух нередко находит оригинальный выход из
трудных ситуаций (недаром Кристофер Робин
устраивал Торжественный Пиргорой в его
честь) – мы его назвали находчивым. А вот
почему место встреч Винни-Пуха и Пятачка
именуется задумчивым? Разве может место
задумываться?
Д. Это не место задумывается, а
тот, кто в нем оказывается. Оно словно кем-то
заколдовано. Задумчивое Место напоминает
учебные кабинеты. Во время уроков в них даже
лентяи начинают задумываться.
– В этом месте деревья, цветы,
кустарники, облака не знают, о чем задумываются
сказочные герои. Но под влиянием
«необыкновенных» дум Винни-Пуха и его друзей они
тоже становятся задумчивыми-презадумчивыми.
У. В жизни часто случается так,
что человеку становится неуютно в собственном
доме. Его тяготят привычные предметы, угнетает
однообразная атмосфера. И тогда он ищет свое
Задумчивое Место.
Герой книги Александра Грина «Алые паруса» Артур
Грэй «родился капитаном, хотел быть им и стал им».
Он не пожелал сделаться пленником собственного
фамильного замка. Поэтому он с самого раннего
детства, изучая замок, большую часть времени
проводил или на чердаке, или в погребе. А затем он
и вовсе покинул пределы замка.
На задних дворах замка были обширные пустыри,
которые в старину имели стратегическое значение.
Вот они и стали местом игр будущего капитана.
Там он строил из кирпичного лома крепости,
бомбардировал их палками и булыжниками, сражался
с зарослями бурьяна, крапивы, репейника и мечтал
о настоящих сражениях.
Когда же ему исполнилось 11 лет, его Задумчивым
Местом стала семейная библиотека. Он выискивал и
жадно читал книги, «за золотой дверью которых
открывалось синее сияние океана».
IV. Пунктуационная работа
На доске:
У. Прочитайте
предложения, записанные на доске. Обратите
внимание на подчеркнутые главные члены
предложения. Что интересного вы увидели?
Д. В обоих предложениях
говорится о Месте и оно является подлежащим.
Подлежащее выражено именем существительным.
– Сказуемые в этих предложениях
почему-то выражены также существительными.
У. Действительно, мы с вами
привыкли к тому, что сказуемое выражается обычно
глаголом. Чаще всего так и бывает. Но иногда в
роли сказуемого могут выступать имена
существительные и прилагательные. В данном
случае сказуемое должно состоять из двух слов.
Учитель записывает на доске.
– Сказуемое, состоящее из
двух слов, называется сложным. Но одно слово
пропущено. Это слово есть, и вместо него в
предложении стоит тире.
С такими интересными сказуемыми вы
познакомитесь подробнее в следующем году на
уроках русского языка.
А сейчас попробуем составить и
записать предложения, в которых будет говориться
о ваших Задумчивых Местах. Не забывайте об
оформлении предложения!
Дети выполняют задание. Несколько
предложений зачитываются.
Д. Мое Задумчивое Место –
это лесная полянка.
– Мое Задумчивое Место – это
музыкальная комната.
– Мое Задумчивое Место – это
сказочный лес.
– Мое Задумчивое Место – это
волшебное кресло.
V. Работа по подбору ассоциации
У. Задумчивое Место поэта
Эдуарда Асадова – «доброе царство» его души.
Царство, в котором он забывает о трусости и
подлости, в котором он спасает людей «от всех
несчастий, от всяческих хворей и смертей», в
котором ему приветливо улыбаются Удача и
Счастье.
Мальчишкой, встречая порой коварство
Или на щедрость в ответ – гроши,
Я уходил в «Голубое царство»,
В «Доброе царство» моей души.
Мысленно вверх по крылатой лесенке
Шел я, волшебный пароль храня,
И пели ступеньки мне тихо песенки
И дружно приветствовали меня.
И стоило с гулко стучащим сердцем
Сказать мне таинственные слова,
Как, смотришь, уже распахнутся дверцы
И, словно хрусталь, зазвенит листва.
А какие таинственные слова волшебного
пароля нужно произнести, чтобы распахнулись
дверцы вашего Задумчивого Места?
Дети пытаются подобрать слова,
которые ассоциируются у них с их Задумчивым
Местом.
Д. Тайна, загадка, ребус,
кроссворд, головоломка.
– Шалость, забава, драка, йод,
зеленка, синяк, месть.
– Мечта, тайна, незнакомка, фея,
эльф, вуаль, колдовство.
– Мысль, план, мечта, философ,
раздумье, эрудит, энциклопедия.
У. Как вы помните, Винни-Пух и
Пятачок встречались в Задумчивом Месте, чтобы
придумать для себя интересное занятие. А с какой
целью вы будете посещать свое Задумчивое Место?
Что вы там будете делать?
Д. Мечтать, думать, сочинять.
– Вспоминать, наслаждаться,
рассказывать, отдыхать, веселиться, размышлять,
фантазировать.
VI. Эвритмическая разминка
Под соответствующую
инструментальную композицию дети показывают
забавные танцевальные движения, по которым
одноклассники пытаются угадать род занятий
каждого в Задумчивом Месте.
VII. Творческая работа
У. А чтобы попасть в мое
Задумчивое Место, достаточно произнести
одно-единственное слово – «книга». Ее я считаю
восьмым чудом света.
Красного и черного, синего и зеленого цвета;
толстые и совсем тоненькие, с золотистыми и
серебристыми буковками на корешках; молчаливые и
болтливые, приключенческие и
научно-познавательные... кто это? Это мои друзья –
книги. У каждой есть свой книжный домик – полочка
или шкафчик, стеллаж или тумбочка. Я люблю
находиться в книжкиной комнате, вдыхать особый
книжный аромат и мечтать... Это мое Задумчивое
Место.
Полумрак. Только тусклый огонек мерцающей свечи
освещает книжные полки. Я сижу в мягком и удобном
кресле. В моих руках томик пушкинских стихов! Нет,
я не читаю. Вы, конечно, помните, что сейчас в моем
Задумчивом Месте совсем темно. Я вспоминаю:
Унылая пора! Очей очарованье!
И тотчас же осень уносит меня на своих
крыльях в царство засыпающей природы. Я иду по
разноцветному ковру из осенних листьев и
наблюдаю за скольжением таинственных облачных
фигурок. Вот плывет облако-Дюймовочка, его
пытается догнать облако-Дракон, а сверху за их
поединком наблюдает облако-Кит.
Из-за деревьев слышится чей-то призывно-манящий
хохот. Я опускаю голову, приглядываюсь и
замечаю... рыбий хвост. Да это же русалка! Она
звонко смеется и увлекает меня за собой. И я бегу
за ней, потому что мне очень хочется узнать, кто
она: Ариэль из диснеевских мультфильмов или
героиня сказки Андерсена?
...Завораживающая водная поверхность. На берегу
одинокий силуэт юной девушки. Русалку мне
догнать не удалось, зато я повстречалась с
Ассоль. Она жадно всматривается в морскую даль и
ждет появления алых парусов. Я знаю, что однажды
появится белый корабль. «Храбрый, красивый
принц» (это будет, конечно, Артур Грэй, выросший и
возмужавший) возьмет ее с собой, и она отправится
«в блистательную страну, где всходит солнце и где
звезды спустятся с неба, чтобы поздравить ее».
Но вот солнечный свет проник и в мое Задумчивое
Место. Солнечные зайчики стали заглядывать в
книжные домики. Один из них забавно мне улыбнулся
и уселся возле книг Николая Носова. Я назвала
этот озорной солнечный зайчик Незнайкой.
Вдруг я услышала знакомую песенку:
Я Тучка, Тучка, Тучка,
А вовсе не медведь.
Ах, как приятно Тучке
По небу лететь!
Эту «тучку» я попыталась поймать. Это
было нелегко: солнечный шалунчик-попрыгунчик
постоянно выскальзывал из моих рук. Но мне
все-таки удалось и его поселить в книжный «улей».
А какое имя я ему подарила? Угадайте, ребята!
Да-да-да, Винни-Пух.
Это ведь только кажется, что книжки молчат. Они
поют, озорничают, советуют, размышляют... И я
чувствую себя вместе с ними очень уютно – ведь
они помогают мне придумывать мои оригинальные
уроки.
Вдруг я спохватываюсь. Мое Задумчивое Место
словно заколдовано: оно не отпускает меня из
своего загадочного книжного мира. Но ведь мне
надо спешить на работу. Я беру книжную «пчелку»
по имени Винни-Пух и иду к своим ученикам, которые
поддерживают во мне творческое настроение.
Попробуйте и вы поделиться секретными планами,
рожденными в ваших собственных Задумчивых
Местах.
Дети пишут мини-сочинение на тему
«Мое Задумчивое Место».
Образцы сочинений детей
Мое Задумчивое Место – это лесная
полянка. Я посещаю ее вместе с другом Васей и
котом Пушком. Нам очень нравится сидеть на
полянке, которую украшают скромные цветочки и
вкусные ягодки. Мой кот обычно мечтает о курином
паштете. А Вася – о катере, на котором он хочет
отправиться в кругосветное путешествие.
А я больше всего хочу иметь мопед. На нем я буду
привозить в Задумчивое Место Васю и Пушка. А там
нас уже будут ожидать Винни-Пух и Пятачок. Я так и
представляю, как возле меня сидит розовенький
Пятачок и дрожит от холода. Чтобы спасти его от
замерзания, я начинаю его щекотать. Он хохочет и
начинает согреваться. Пух в это время вылизывает
последние капли меда в горшке.
А потом мы все дружно бухаемся в траву и мечтаем
об огромном-преогромном торте.
Алеша Потапов
Мое Задумчивое Место – это ореховое
дерево. Оно растет недалеко от дома моей бабушки.
Оно очень высокое и красивое. Летом это дерево,
словно второй дом для меня. Утром я встаю, беру с
собой немного еды и интересные книги и бегу к
дереву. Меня заботливо принимают к себе его
густые ветви.
Недавно ко мне приехала подружка. Я пригласила ее
в свое Задумчивое Место. Мы с ней не виделись
целый год, поэтому беседовали очень долго.
Сначала мы поболтали о школьных делах, а потом
перешли к рассказыванию страшных историй.
Внезапно начался ливень, сверкнула молния, наше
дерево вдруг зашаталось. Мы очень испугались. А
потом зажмурили глаза.
Когда мы медленно открыли глаза, то увидели перед
собой какого-то человечка в короне из
малюсеньких листиков, его мантию поддерживали
забавные крошечные эльфы. Мы узнали, что перед
нами – Верховный Дух орехового дерева и его
слуги. Они пришли послушать наши интересные
истории.
Я так хотела бы, чтобы человечки, живущие
в моем дереве, почаще приходили бы ко мне
в гости.
Ира Титова
Моим Задумчивым Местом является класс,
в котором я училась раньше. Я захожу туда,
когда там никого нет, сажусь на корточки и, чуть
не плача, вспоминаю, как весело было мне учиться в
нем с моими первыми школьными друзьями.
В этом кабинете остались наши игрушки. Особенно
мне не хотелось расставаться с тигром, которого
подарили нынешним первоклашкам. Я подхожу к
нему, здороваюсь, пожимаю его огромную пушистую
лапу. Мне кажется, что тигр помнит меня, помнит,
как я пришла в этот класс совсем малышкой и дала
первый звонок.
Теперь здесь почти все переделали и переставили.
Лишь часы остались висеть на своем месте. Исчезли
цветы, а вместе с ними и лето, которое всегда
царило в этом кабинете. На учительском столе под
стеклом уже нет наших фотографий – там рисунки
других детей. О нашей Светлане Ивановне
напоминают только приклеенные на ящик стола
наклейки, которые мы ей однажды подарили.
Мое Задумчивое Место – это мой первый учебный
кабинет, в котором я научилась читать и писать.
Это класс, с которого началась моя школьная
жизнь.
Таня Кривчикова
Мое Задумчивое Место – это глубины
океана, в которых живут герои моих любимых книг.
На дне этого океана можно встретить русалочку
Ариэль. А это кто мило беседует с ней? Да это же
Ганс Христиан Андерсен! Он опустился на дно в
своей любимой железной рыбе, чтобы написать
сказку о Русалочке.
В океане все морские животные меня знают и любят.
С Ариэль и Флаундером мы исследовали затонувший
пиратский корабль. Нашли там много
драгоценностей. Теперь мы разрабатываем план,
как поднять их на поверхность. Мы мечтаем
подарить их детям-сиротам. В нашем Задумчивом
Месте мы мечтаем, чтобы у них нашлись мамы и папы,
чтобы у них всегда было много-много игрушек и
сладостей.
Вова Дадалов
Урок 2
Тема. «Солнце, тебя я пою!»
Форма урока. Творческая мастерская
начинающих поэтов.
Оборудование. Сборники стихов
К.Бальмонта, «Словарь русского языка» под
редакцией
А.П. Евгеньевой, книги «Звезды» и «Солнце» из
научно-познавательной серии «Что есть что»,
аудиокассеты с записью песни В.Цоя «Звезда по
имени Солнце» и инструментальными композициями.
Время проведения урока: 2 часа.
Цели урока. Познакомить учащихся с
солнечным поэтом и помочь им правильно осмыслить
его восприятие Солнца; продолжить обучение детей
искусству составления перифраз; формировать
навыки правильного употребления прописной и
строчной буквы в орфографическом оформлении
слова «солнце»; учить простейшим правилам
построения стихотворных строчек; развивать
умение включать «образный экран» при чтении
стихов К.Бальмонта и прослушивании музыкальных
композиций; способствовать формированию
морфемно-лексического чутья; воспитывать
интерес к астрономии, поэзии.
ХОД УРОКА
Солнце – всемирное пламя,
Окно небесных пиров,
Круговое желтое знамя
Над битвой и пляской миров.
Солнце – яркая чаша,
Зеркало дружных светил,
Радость и молодость наша,
Зелень стеблей из могил.
К.Бальмонт
I. Воображаемое путешествие в
славянскую мифологию
Учитель. Наши далекие предки
поклонялись Яриле – богу Солнца и весеннего
плодородия.
В славянских мифах он обычно являлся в облике
прекрасного молодого мужчины. «Вечно юный, вечно
радостный светлый Яр» полюбил Мать Сыру Землю.
Именно «лучезарный Ярилин свет» пробудил спящую
Землю, лежащую «во мраке и стуже», ото сна.
«Возлюбила она бога светлого и от жарких его
поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными
лесами, синими морями, голубыми реками,
серебристыми озерами...»
И родился у Ярилы и Земли любимый сын – человек.
Так описывается появление человека в «Народном
мифе о солнце» в романе
П.И. Мельникова-Печерского «В лесах».
Поэтому всех нас в какой-то степени можно
называть солнечными детьми. Давайте посмотрим,
каким видит нашего прародителя Яра поэт
Бальмонт.
Театрализованное прочтение
стихотворения К.Бальмонта «Ярило»
В венке из весенних цветов,
Цветов полевых,
Овеян вещаньями прошлых веков,
В одеждах волнистых, красиво-живых,
На белом коне,
Тропою своей
Я еду, Ярило, среди белорусских полей,
И звездные росы сияют на мне,
Погаснут и снова зажгутся светлей
Под рокот громов
В венке из весенних цветов,
Цветов полевых.
По селам за мной хороводами девы
«Ярило, – поют, – озари нам напевы»,
Яриле слагают свой стих,
Играют мне песни, на игрищах пляшут.
Сердца расцветают в миг пляски мирской,
Там где-то работают, где-то там пашут,
А игрища – в уровень с белой сохой.
Горсть желтых колосьев, колосья ржаные,
Я левой рукою держу,
И маки горят, васильки голубые
Роняю я в рожь, расцвечаю межу.
По селам, в их избах, и тесных, и узких,
В полях беспредельных, по имени – Русских,
Являюсь я взору, и грезы во сне.
Я между живых – как дающий забвенье,
Для них я – виденье
На белом коне,
Миг страсти, бог счастья, бог отдыхов пленных,
И вновь пробуждений и игрищ живых,
В венке из весенних цветов, не надменных,
Но вечно желанных цветов полевых.
II. Творческая морфемная разминка
У. Запишите однокоренные слова,
выделите в них словообразовательные суффиксы.
На доске:
Солнце, солнышко, солнечный. |
– Вспомните и запишите в
тетрадь слова с подобными суффиксами.
Дети записывают задание в тетрадях,
два ученика – на доске.
На доске:
Учитель обращает внимание
детей на уменьшительно-ласкательное значение
суффиксов -ц- и
-ышк-.
III. Орфографическая работа
У. Давайте понаблюдаем за
правильным употреблением прописной и строчной
буквы в орфографическом оформлении слова
«солнце» и обсудим его многозначность.
Наш помощник в этой работе – словарь.
Дети находят в толковом словаре
толкование слова «солнце».
Дети. Солнце – центральное тело
Солнечной системы, звезда, представляющая собой
гигантский раскаленный газовый шар, излучающий
свет и тепло за счет протекающих в его недрах
термоядерных реакций. (Как астрономический
термин пишется с прописной буквы.)
– Свет, тепло, излучаемые этим телом.
У. Прослушав прочитанное мною
предложение, подумайте, с какой буквы –
заглавной или строчной – следует писать слово
«солнце» в данном случае. Под порядковым номером
предложения напишите выбранную вами букву: з
или с.
1. Рассмотрим внешнюю газовую
оболочку Солнца.
2. На куполах церквей горело солнце.
3. Сверкает солнце в дождевых
лужицах.
4. К счастью, мы находимся на
расстоянии 150 млн. км от Солнца – этой
гигантской печки.
5. Лучи солнца проникали сквозь рощу,
светились на стволах.
6. Только солнце само собой катится,
а я – в электричке.
7. На мгновение выглянуло солнце,
сверкнули алмазами капли росы на листе.
8. Царапаясь об острые вершины елок,
солнце покатилось над лесом.
9. Хоть я и закрылся от солнца, все
равно вижу его.
10. С помощью пятен удалось
установить, что Солнце совершает оборот вокруг
своей оси примерно за 25 дней.
Дети работают в тетрадях, один ученик
у доски для проверки.
На доске:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
з |
с |
с |
з |
с |
с |
с |
с |
с |
з |
|
IV. Конкурс перифраз
У. Вспомните, что такое
перифраза? Можете воспользоваться словарем.
Д. Перифраза – стилистический
прием, состоящий в замене слова или
словосочетания описательным выражением.
У. Найдите перифразы в следующих
предложениях.
1. Нужно понять строение такой гигантской
звезды, как наше Солнце.
2. Солнце – это огромная атомная
печь, температура которой по мере приближения
к ядру возрастает с 5900 до 15 млн. градусов.
3. Единственное место в Солнечной
системе, где ядра водорода сливаются «мирно», –
это Солнце, великое изобретение природы.
– Найдите перифразы в словах
эпиграфа.
Д. Солнце – всемирное пламя.
– Солнце – окно небесных пиров.
– Солнце – круговое желтое знамя.
– Второе четверостишие все состоит
из перифраз.
У. Придумайте перифразы со
словами: солнце, солнечный луч и солнечный
зайчик.
Д. Солнце – раскаленный шар
жизни.
– Мячик, которым играет Галактика.
– Добрый шар, который питается
астероидами.
– Африканский дружок.
– Игрушка Галактики.
– Солнечный луч – тросточка Солнца.
– Длинная дорога, ведущая к Солнцу.
– Карандаш радости и света.
– Тоненькая нить, которая зашивает
раны Земли.
– Разведчик Солнца.
– Солнечный зайчик – посланец
Солнца.
– Паж Галактики.
– Комочек желтых шалунов.
– Маленький непоседа.
У. Какие перифразы вам
понравились больше: ваши собственные или
книжные? Уместны ли будут придуманные вами
образные солнечные сравнения в
научно-познавательных книгах?
Д. Образные сравнения больше
подходят к художественной литературе, чем к
научно-познавательной.
V. Знакомство с творчеством
Бальмонта
У. Главный образ в творчестве
Константина Бальмонта – это образ Солнца. Он не
устает петь ему гимн:
О Мироздатель,
Жизнеподатель,
Солнце, тебя я пою!
Ты в полногласной
Сказке прекрасной
Сделало страстной
Душу мою!
Жизни податель,
Бог и создатель,
Мудро сжигающий – Свет.
Рад я на пире
Звуком быть в мире –
Лучшего в мире
Счастия нет.
Вся его лирика пронизана солнечным
светом. Солнце – светлый и теплый, ласкающий и
согревающий бог поэта. Ему он адресует свои
молитвы-стихи. Бальмонт представляет себя
солнечным лучом. Вот какие ощущения он
испытывает при этом:
Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.
Похожие ощущения у нас возникают во
время чтения его стихов. Лирические строчки
поэта – это солнечные лучики, которые озорно нам
улыбаются, ласкают нас и дарят нам настоящий
праздник света. Почему поэт в своих стихах пишет
слово «Солнце» с заглавной буквы?
Д. Бальмонт говорит о нем не как
о небесном теле, а как о божестве, о живом
предмете, имеющем имя.
VI. Словесная живопись
У. Послушайте еще одно
четверостишие Бальмонта, включите свои
«образные экраны» и «нарисуйте» картину, которую
вы представили.
Утомленное Солнце, стыдясь своего
утомленья,
Раскрасневшийся лик наклонило и скрыло за лесом,
Где чуть дышит, шепчет в ветвях ветерка
дуновенье,
Где листва чуть трепещет в лучах изумрудным
навесом.
Д. В этот жаркий день у Солнца
было очень много работы: ему надо было отдавать
много тепла. В конце концов оно сильно утомилось.
Но могущественному Светилу не хотелось показать
людям свою слабость. Оно испугалось человеческих
насмешек и, покраснев, спряталось за лесом.
VII. Эвритмическая разминка. «Солнечные
ванны»
Дети образуют круг. В середине –
ребенок, изображающий Солнце. Все остальные
имитируют летящее движение маленьких
планеток-человечков под соответствующую
музыкальную композицию.
У. Как вы думаете, чем пахнет
Солнце?
Д. Медом.
– Детством.
– Цветами свежей хвои.
– Жизнью.
– Летними каникулами.
У. Что вы чувствуете от
прикосновения солнечных лучей?
Д. Нежность.
– Ласку.
– Материнское тепло.
VIII. Творческая работа
У. В словаре о солнце говорится
еще как об источнике или основе жизни чего-либо
прекрасного. Например, Пушкин – солнце русской
поэзии.
Попробуйте пополнить свою копилку перифраз по
этому образцу, сравнив с солнцем маму и книгу.
Д. Мама – солнце жизни.
– Солнце любви и тепла.
– Солнце добра, любви и понимания.
– Книга – солнце науки.
– Солнце открытий.
– Солнце знаний.
У. А теперь попробуем сочинить
«Гимн Солнцу». Вспомнить, что такое гимн, нам
поможет словарь.
Д. Гимн – торжественная
хвалебная песнь, а также музыкальное
произведение в честь кого-либо, чего-либо или
прославляющее кого-либо, что-либо.
У. Для песни характерна рифмовка
строк. Какие рифмы вы можете использовать, говоря
о солнце.
В результате обсуждения на доске
записывается опорный блок солнечных рифм.
На доске:
пылай
согревай
ласкай
сверкай
обжигай |
дари
лети
освети
зажги |
Солнце
оконце
донце |
|
зайчики
пальчики
мальчики
скворушка |
солнышко
стеклышко
гнездышко
пленило |
Ярило
светило
слепило |
|
Детские поэтические
варианты
ГИМН СОЛНЦУ
Солнышко мое, ты моя игрушка,
А лучи твои – талисманы дружбы.
Ночью ты уходишь, днем приходишь в дом
И любовь, и счастье даришь вновь и вновь.
Зайчиков, лисичек и бельчат смешных
Согреваешь светом, как родных.
Маму ты, и папу, и друзей моих –
Всех качаешь в люльках солнечных своих.
Катя Кругликова
Солнце, ты лучше всех согреваешь
планету!
Лучше тебя солнышек на свете нету.
Ты будешь всегда самым теплым,
Без тебя планета не будет жить!
Солнышко, ты очень красивое,
Но иногда шаловливое...
Лучше шали, лучше играй,
Но от нас никогда не убегай!
Саша Ковалев
Солнце, огненное оконце!
Ты любви и счастья свет.
Обогрей нас, Солнце,
Ты ведь радостных
улыбочек привет!
Я люблю тебя, Солнце,
Ты ведь мама
вторая моя.
О тебе пою, Солнце,
Ты ведь книга
добра и тепла!
Таня Кривчикова
О, могущественное Солнце!
Огнем горячим пылай,
Меня ты всегда согревай.
И пусть морское донце
Освещается, как оконце.
И пусть в солнечных стеклышках
Поют задорные песни скворушки.
Пусть от света твоего
Сверкает роса,
Пусть у людей, любящих тебя,
Блестят глаза.
Да озари ты мысли наши
Любовью, верой и добром,
Чтобы сердца лучились светом,
А души – лаской и теплом!
Саша Степаненко
Солнце, солнце, милое светило!
Не уходи, не оставляй своих детей.
Тебя благословляет бог Ярило
Дарить земле тепло своих лучей.
Пылай, ласкай, дари напиток жизни,
Чтобы цвели цветы и был рассвет,
Чтоб лучик твой земли коснулся низко,
Согрел меня и уберег от бед.
Катя Гавриленко
Солнце, солнышко, согрей меня,
Освети ты землю и моря.
Подари нам нежность и тепло,
Чтобы в душах расцвело добро.
Твои лучи, как будто руки мамы,
Ласкают, утешают и никогда не огорчают.
Они уносят детей на крыльях мечты
В заоблачные сказочные миры.
Аня Жигалова
Урок 3
Тема. «Лунные испытания для
новичков».
Цели урока. Пополнить
интеллектуальные копилки учащихся «лунными
словечками» и энциклопедическими знаниями о
Луне; развивать творческое воображение на основе
зрительских, музыкальных и читательских
ассоциаций; воспитывать любознательность,
интерес к астрономическим и астрологическим
загадкам.
Форма урока. Словесные испытания
перед путешествием в Луна-парк.
Время проведения: 2 часа.
Оборудование. Видеокассета с
мультфильмом «Незнайка на Луне»; аудиокассета
«Стопроцентные инструментальные хиты»;
открытки, иллюстрации, репродукции картин с
изображениями Луны; книги «Луна» и «Звезды» из
серии «Что есть что».
Словарь урока
Астроном – специалист по
астрономии (наука о небесных телах и системах
небесных тел, их происхождении, строении,
развитии, законах движения, химическом составе).
Астролог – человек, занимающийся
астрологией – учением о влиянии небесных светил
на земные события и жизнь людей (занимается
предсказанием будущего по расположению небесных
светил).
Луна – небесное тело, естественный
спутник Земли, светящийся отраженным солнечным
светом.
Луна-парк – общественный сад, парк
с разного рода увеселениями и зрелищами.
Лунник – космический летательный
аппарат, направленный в сторону Луны или
предназначенный для посадки на Луне.
Луноход – автоматический
самоходный аппарат, передвигающийся по
поверхности Луны.
Лунатик – тот, кто совершает во сне
автоматически привычные действия (перекладывает
вещи и т.д.).
ХОД УРОКА
На Луне мы встретимся
С вами обязательно!
С луночеловечками
Станем в хоровод.
Карусели лунные,
А точнее – кратеры –
Нас закружат весело,
Помнить будем год!
И.Воронюк
I. Вступительная беседа
Просмотр видеофрагмента из
мультфильма «Незнайка на Луне».
Учитель. Многие из вас, наблюдая,
как Незнайка и Пончик совершали первые робкие
шаги по лунной поверхности, мечтали оказаться на
месте этих героев. Я бы тоже хотела попробовать
на вкус «крошечные, величиной с горошину, зеленые
яблочки», карликовые лунные груши и мельчайшие
ягодки лунной малины. Я бы очень желала побывать
в подлунном гроте, в котором можно было
любоваться переливающимися радужным светом
ледяными сосульками и разгадывать секреты
фантастических морозных узоров на его стенах. Я
бы с огромным удовольствием познакомилась с
лунными человечками.
Часто
вы, наверное,
На Луну любуетесь.
Только вам неведомо
То, что знаю я.
С луночеловечками
Я могу беседовать,
Человечки лунные –
Вот мои друзья.
И друг к другу в гости мы
Ходим, не стесняемся,
Для меня Луна уже –
Как родимый дом!
По полянам носимся
И в морях купаемся
И на луноосликах
Скачем мы верхом.
На Луне мы встретимся
С вами обязательно!
С луночеловечками
Станем в хоровод.
Карусели лунные,
А точнее – кратеры –
Нас закружат весело,
Помнить будем год!
И.Воронюк
(по страницам журнала «Миша»)
А кто сказал, что это невозможно
осуществить?! Если мы с вами выдержим лунные
испытания (космонавты тоже перед полетом
проходят их), то мы совершим увлекательное
путешествие в Луна-парк. А для этого мы должны
реактивно включать «образные экраны»,
записывать на них словесными карандашами лунные
выражения и мечтать, мечтать, м-е-ч-т-а-т-ь!
II. Морфемная разминка
У. Запишите однокоренные слова,
разберите по составу и объясните значение
каждого слова.
На доске:
Луна, лунный, луноход, лунник,
прилуниться. |
Дети объясняют значения слов
(см. словарь урока).
III. Знакомство с Луной как
астрономическим объектом
Заранее подготовленные ученики
делают сообщения о Луне по книге «Звезды» из
серии «Что есть что?» и по отдельным главам книги
Носова.
У. Что же надо знать тем, кто
собрался в полет? Послушайте некоторые советы
улетающим на Луну.
Учитель читает шутливые пожелания.
1. Зонтик тебе не пригодится: дождей
на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще
нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги.
Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные,
каменные.
2. Компас брать не нужно – все равно
он там не работает. Лучше возьми карту звездного
неба – будешь определять направление по
звездам.
3. Если полетишь на Луну вместе с
друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете
только при помощи радиопередатчиков. Звуков на
Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это
из-за того, что на Луне нет атмосферы.
4. Подумай, как тебе одеться, так как
длинным днем поверхность Луны нагревается до 150
градусов, а за длинную ночь охлаждается до минус
120 градусов.
5. Если на Луне тебе захочется
немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6
раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо
медленнее. А все почему? Потому, что сила тяжести
на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
6. Будешь прогуливаться по Луне –
смотри под ноги. А то вся ее поверхность усеяна
камнями, которые падают из космоса.
7. Не забудь взять часы с календарем,
а то совсем запутаешься в днях и прозеваешь
обратную ракету. На Луне один день длится две
наших недели, а потом на две недели наступает
ночь.
О.Соловьева
(по материалам журнала «Мурзилка»)
У. Представьте, что мы
прилунились и увидели моря, озера и заливы. Как бы
вы их назвали? Первый ряд придумывает название
морям, второй ряд – заливам, третий – озерам.
Дети. Море Островов, море Дождей,
море Волн, море Ясности.
– Море Грез, море Мороженого.
– Море Нежности, море Красоты.
– Море Радостишей, море Лунокрасия.
– Залив Росы, залив Радуги.
– Залив Метеоритов, залив Плавно
Летающих Камешков.
– Залив Роз, залив Инея.
– Озеро Сновидений, озеро Фантазий.
– Озеро Заснувших Кораблей, озеро
Русалок.
– Озеро Высохших Надежд, озеро
Дружбы и Любви.
– Озеро Анекдотов (хотел бы туда
попасть), озеро Приколов (имеются в виду
остроумные шутки, а не подкладывание кнопок).
– Озеро Коперника.
У. И бродим, бродим мы пустынями
Средь лунатического сна,
Когда бездонностями синими
Над нами властвует Луна.
Мы подчиняемся, склоняемся
Перед царицей тишины
И в сны свои светло влюбляемся
По мановению Луны –
так напишет поэт Константин Бальмонт о
влиянии Луны на человека в одном из своих
стихотворений.
Я сама не однажды просыпалась среди ночи,
разбуженная не то страшным сном, не то громкими
звуками. Однако, окончательно встряхнувшись ото
сна, я удивлялась потрясающей тишине. Тогда я
вставала, подходила к окну и вглядывалась в
потревожившую меня темноту.
Но за окном было не так уж темно, потому что
светила Луна. С неба издевательски-насмешливо
подмигивали мне холодные глазницы полного
лунного диска. Да-да-да, у Луны были огромные
глаза – всепроникающие, волнующие. И я вспомнила
народные поверья о влиянии дней полнолуния на
душевное состояние человека.
Действительно ли это небесное тело,
расположенное ближе всего к Земле, оказывает на
нашу планету и ее обитателей такое странное
воздействие?
Мы попросили юного современного звездочета
побывать в редакции газеты «Мир Зазеркалья» и
побеседовать с ее журналистами, а также
проконсультироваться по данному вопросу у
знаменитого астролога Павла Глобы.
Рассказ юного астролога о
лунном влиянии
Луна и Солнце играют основную роль в
приливах и отливах океанов и морей. Некоторые
морские существа меняют цвет согласно лунному
расписанию. Луне повинуются и растения. Один
профессор много лет наблюдал за молодыми соснами
и установил, что в дни полнолуния диаметр их
стволов увеличивается. А вспомните теперь,
сколько появилось в газетах и журналах лунных
календарей! Наши мамы и папы, бабушки и дедушки
работают на своих дачных участках в соответствии
с лунным расписанием.
На самом деле у каждого человека есть своя
собственная Луна, и живет она в его гороскопе. Она
спринтер: быстро передвигается из одного знака
Зодиака в другой.
Когда Луна врывается в новый знак, у нее тут же
меняется характер. А люди в это время изменяют
свое поведение.
Как только несколько человек случайно
собираются вместе – в очереди, в метро, на
переменке в школе – они попадают под лунное
влияние. Их общее настроение зависит от того
знака Зодиака, который пробегает Луна.
Когда она в Скорпионе, на переменках чаще
толкаются, в метро чаще наступают на ноги, а в
очереди – ссорятся.
А когда она, например, в Деве, велика вероятность
того, что дома вас отругают за разбросанные
игрушки, а учителя придерутся к помаркам в
тетради.
IV. Творческая работа
У. Предлагаю вам сочинить
забавные предложения о том, что происходит под
влиянием Луны. У каждого варианта будет свое
начало.
На доске:
Вариант 1
Когда Луна пробегает знак Стрельца, ... |
Д. Когда Луна пробегает знак
Стрельца, она пускает в меня стрелу любви.
– ...хулиганы начинают вести обстрел
местности из рогаток. Что поделаешь, – стрельцы!
– ...люди бросают все дела и бегут в
тир.
Вариант 2
Когда Луна пробегает знак Водолея, то... |
Д. Когда Луна пробегает
знак Водолея, водолейчики начинают собирать воду
из луж и выливают на себя и на прохожих.
– ...все бегут к речке и плюхаются в
воду.
У. Посмотрите фрагмент
мультфильма «Незнайка на Луне». Сравните
собственные представления о луночеловечках с
представлениями писателя Н.Носова и автора
мультверсии.
Дети смотрят фрагмент мультфильма,
делятся своими представлениями и сравнивают их с
мнениями авторов.
– Послушайте стихотворение
И.Жукова «Лунатики».
Ученик.
Гуляют лунатики
Взад и вперед,
Гуляют лунатики –
Грустный народ.
Да как же лунатикам –
И не грустить?
В пустыне лунатикам
Выпало жить.
У них на Луне
Ни воды, ни лесов,
У них на Луне
Ни травы, ни цветов,
Ни рыб, ни букашек, ни птиц...
Ну и ну!..
Тогда почему я хочу
На Луну?
У. А какое другое лексическое
значение слова «лунатик» вам знакомо?
Д. Лунатик – человек,
совершающий во сне автоматически привычные
действия. Например, он ходит, перекладывает вещи.
V. Эвритмическая разминка
Учащиеся под инструментальную
композицию с помощью забавных танцевальных
движений пародируют лунатиков.
У. Оказавшись в гостях у лунных
жителей, Незнайка побывал и в Луна-парке. Он
увидел в нем «различные аттракционы»: качели,
карусели, спиральные спуски, «прыгающие
лошадки», «летающие велосипеды», а также
«чертовы колеса различных систем и размеров».
Особенно поразило его огромнейшее чертово
колесо, которое не только вертелось по круговой
орбите, но и «вихлялось в разные стороны».
Незнайка вдосталь нахохотался, созерцая свою
перекошенную физиономию в кривых зеркалах,
которые были выставлены вдоль тротуаров в этом
развлекательном парке. И восхитила нашего героя
лунная иллюминация: «все это крутилось, качалось,
шаталось, прыгало и брыкалось и сияло тысячами
светящихся электрических лампочек».
А теперь, мои милые лунатики, внимание:
включаем наше лунное воображение (надеюсь, оно
стало таким в течение урока) и отправляемся
кататься на лунных аттракционах.
Вам предстоит написать сочинение на
тему «Путешествие по Луна-парку».
Детские сочинения
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛУНА-ПАРКУ
Недавно я побывала в Луна-парке.
Сначала я не поверила этим странным зелененьким
человечкам, которые меня пригласили туда. Но
потом они что-то пошептали, нарисовали мелом у
меня на портфеле Луну и...
…Что я там увидела?! Много разных инопланетян.
Одни были одеты в комбинезончики розового цвета,
на других я увидела фиолетовые футболочки и
шортики. Третьи напомнили мне апельсинчики,
потому что на них были оранжевые колпачки из
лунной цедры. Все эти лунатики бегали, прыгали и
веселились.
Они пригласили меня покататься на лунных
аттракционах. У меня глаза разбегались от
разнообразного выбора интересных названий:
«Метеорит», «Звездные гонки», «Месяцелов»,
«Лунный дождь» и т.д.
Сначала я решила посетить аттракцион «Метеорит».
Я села в огромный лунный булыжник, и мы начали
соревноваться в прыжках в высоту. Иногда мне
казалось, что я покоряла вершину в 100 метров! Я
прыгала, и у меня захватывало дух.
«Звездные гонки» – потрясающий аттракцион! Ты
надеваешь скафандр, заходишь в космическую
ракету и за час облетаешь тысячи малых и больших
звезд. Здорово!
Но особенно мне понравился «Лунный дождь». Мы
сели в луноход и поднялись на лунные облака. Там
устроили конкурс, кто больше поймает лунных
капелек. Я их даже попробовала. Они мне напомнили
земные шоколадки. И мне почему-то захотелось
вернуться домой.
Инна Павленко
Однажды, гуляя в городском парке (у нас
в Белгороде), я нашел какой-то кубик с кнопочкой.
Повертел его в руках, осмотрел со всех сторон
(обычно я делаю это со всеми предметами, которые
нахожу в нашем парке) и, само собой, нажал на эту
кнопочку с изображением Луны. Вроде ничего
лунного не произошло...
Кстати, Луна там была изображена со всех сторон
(лунатизм какой-то!). Выяснив, что от этого
лунатизма ничего полезного не получается, я
решил дома разобрать этот кубик на части. Может,
найду в нем что-нибудь? Может, там миниатюрная
луна спряталась, кто знает?
Но тут меня подняло в воздух и куда-то понесло. На
время я потерял сознание. Очнулся я в какой-то
яме. Изучив ее, я определил, что это кратер.
Выбравшись наружу, я увидел такую картину: где-то
с тысячу шпендиков, ростом с мизинец, играли,
орали, кричали, визжали, бегали, прыгали,
кувыркались – в общем, делали все, что можно
делать, когда ты такой маленький.
Оказалось, что я нахожусь в Луна-парке, где можно
полунить. На нашем земном языке – это значит
хулиганить. Я с радостью к ним присоединился. Я
ходил на голове, кривлялся, корчил смешные
рожицы, обливал лунных девчонок водой и...
Какая жалость, что на Земле нет таких Луна-парков.
Саша Беляев
Р.S. В сочинении С.Беляева
практически полностью сохранена (за редким
исключением) его оригинальная пунктуационная
манера. Вставные конструкции и неологизмы Саши
помогают ему всегда писать необычные сочинения,
в которых уже сейчас прочитывается его
оригинальный творческий почерк.
|