Инна ТКАЧЕНКО,
учитель начальной школы г. Колпашева, Томская
обл.
Неправильные правила
С методикой работы со словарными
словами, о которой хочу рассказать, я
познакомилась в книге В.Агафонова «Неправильные
правила, или Как запомнить словарные слова».
Работа эта очень увлекла меня и моих учеников 2-го
класса и уже дает свои положительные результаты.
Для тех, кому не удалось познакомиться с этой
книгой, позволю себе кратко изложить данную
методику словами ее автора: «Не секрет, что
заучивание словарных слов представляет для
детей особую трудность. Правил для их написания
просто не существует. Проверить их родственными
словами не получается.
Память у учащихся начальной школы очень яркая и
образная. Воспользуемся этим и придумаем для
словарных слов свои правила – «неправильные».
Сделаем это при помощи ассоциаций, и тогда
эмоционально-образная память ребенка активно
заработает. Свяжем наше слово с другим, обыграем
ассоциативную связь в стихотворении, сказке,
загадке или шараде, и у словарного слова появится
«приемный родственник», который поможет точно
запомнить нужную орфограмму.
Чем такая связь между словами неожиданней,
смешней и абсурдней, тем выше эффективность
запоминания. Эту связь могут усилить рифма, ритм
стихотворения и дополнительные ассоциативные
«ниточки», которые протягиваются от образа к
образу и от слова к слову. А еще – будем нагнетать
нужную букву в текст правила, «насытим» его этой
буквой.
Вот только «приемных родственников» нельзя
путать с настоящими родственными словами. Да их и
не спутать, уж слишком далеки они по смыслу.
Правило заучивать наизусть не нужно. Достаточно
прочесть его несколько раз. Если память в первый
раз дала сбой, подскажите ребенку, но не букву, а
сюжет или образ – и в следующий раз сбоя не
будет».
Поскольку в книгу вошло всего около сорока
словарных слов с «неправильными правилами», то
возникла необходимость в сочинении подобных
правил к другим словам. Так мои ученики активно
перешли к их сочинению.
Некоторые из придуманных ими правил хочу
предложить вашему вниманию.
Я считаю, что готовые «неправильные правила»
нужны только для того, чтобы ученики поняли
закономерность, суть их образования. Детям
интересен и увлекателен именно сам процесс их
сочинения, а вся эта работа в целом дает
качественный результат изучения словарных слов.
Мороз
Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как
пишется слово мороз.
Наступил декабрь, канун Нового года. Дед Мороз
срубил красивую елочку, взял мешок с подарками и
отправился в школу на праздник.
Пришел к ребятишкам. Они его окружили и начали
весело кричать: «Дед Мороз, красный нос!»
Хватился Дед Мороз за нос да и запомнил, что слово
мороз, как и слово нос, пишется с буквой о.
С тех пор и посылки детям правильно подписывает
– «Дед Мороз».
Митя ИСАЕВ |
Воробей
Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома
– пес Шарик. И вот повадился воробей таскать
у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и
ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек
хлеба и – лететь. А Шарик с лаем: «Держите вора!
Ловите вора!» – бежит за воробьем. А воробей
преспокойненько устраивается под крышей и клюет
свою горбушку.
Дима ВЫГУЗОВ |
Одежда
Жила-была обувь. Ей очень хотелось иметь
друзей. И вот как-то раз обувь встретила одежду.
Одежда сказала ей: «Давай дружить, а то у меня
нет проверочного слова. Если мы не будем дружить,
то ребята никогда не запомнят, как правильно
пишется слово одежда». И обувь
согласилась. С тех пор обувь никогда не
расставалась с одеждой.
Олеся КУЧЕРЯВЕНКО |
Воробей
Жил-был воробей. Был он маленький и
неловкий. Однажды устроили воробьи
соревнование – кто быстрее? Маленький воробушек
все время проигрывал своим сверстникам.
Понаблюдал за их соревнованиями воздух и
предложил воробьишке свою помощь. На другой
день воздух помог воробушку выиграть
соревнования. С тех пор воздух и воробьишка
стали большими друзьями. Даже пишутся оба с
буквой о. А воробей с тех пор возмужал,
стал большим и ловким. И уже сам выигрывает
соревнования.
Саша КРЕТЦИНГЕР |
Пальто
Бежало слово пальто, запнулось и
рассыпалось на отдельные буквы. Ветер подул и
сложил эти буквы в слово лапоть. Прибегает пальто
домой, а его никто не узнает, ведь оно теперь лапоть.
Пальто доказывает, что оно пальто, а ему
говорят: «Нет, ты лапоть». Рассказало тогда пальто,
как оно запнулось и рассыпалось. И догадались
домашние, что с ним случилось. Стали они собирать
его по буквам и сказали: «Вот теперь ты пальто».
Валерия ГАВРИЛЕНКОВА |
|