Лариса ЧУВАКОВА,
учитель гимназии г. Северска
Тюменской обл.
Как умеет видеть глаз
Во время каникул еще раз напомним ребятам о
том, как устроен глаз и какие правила необходимо
выполнять, чтобы сохранить свое зрение в норме. А
чтобы материал воспринимался школьниками легко
и непринужденно, предлагаем подать его в
стихотворной форме.
Тема. «Береги свои глаза».
Цели. Познакомить учеников со
строением глаза; объяснить детям, отчего
снижается острота зрения и что зрение необходимо
беречь; научить детей заботиться о зрении;
выполнять упражнения по снятию усталости глаз.
Оборудование. Плакат строения
глаза; схема получения изображения предмета на
сетчатке; правила гигиены органов зрения;
зеркала; памятка с упражнениями для снятия
усталости глаз.
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта ПРОГЛАЗА.РУ, который создан для того, чтобы дать всем желающим как можно больше информации о нашем органе зрения. На сайте proglaza.ru, например, Вы узнаете, что такое Амблиопия глаз у детей (подробнее на proglaza.ru), какие симптомы должны насторожить, какие методы лечения может предложить современная офтальмология и где лучше это сделать. Кроме того, на сайте можно пройти бесплатную онлайн проверку зрения и подобрать линзы, оставить свое мнение и прочитать отзывы о магазинах оптики, узнать, как позаботиться о своих глазах и как сохранить зрение на долгие годы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Закройте глаза и медленно
сосчитайте до 10. Что вы видели с закрытыми
глазами?
Дети. Темноту.
У. Для чего нам нужны глаза?
Д. Глазами мы видим окружающий
мир.
– Читаем книги.
– Смотрим телевизор.
У. Верно! Глазами мы видим разные
предметы, различаем их по форме, величине,
окраске. Закроем глаза, и все как будто исчезает.
Одна чернота. Трудно жить человеку, потерявшему
зрение.
Людям каких профессий особо необходимо хорошее
зрение?
Д. Летчикам, капитанам,
водителям.
Ученик 1.
Женя хочет стать пилотом,
Чтобы править самолетом.
Капитаном станет Петя,
Он объездит все на свете.
Вася будет машинистом,
Коля в армии – танкистом.
Ученик 2.
Но для этого, ребята,
Нужны знанье и уменье
И отличнейшее зренье:
Чтоб верна была рука
За работой у станка,
Чтобы мог вести в полет
Летчик быстрый самолет,
Чтобы зорко часовой
Охранял страны покой.
У. Сегодня мы с вами будем
говорить о строении глаза и о том, как беречь
зрение.
III. Знакомство с новым материалом
У. Возьмите зеркало и посмотрите
на свои глаза. Какие части глазного яблока вы
видите?
Д. Белок, зрачок.
У. Посмотрите на плакат. По нему
видно, что глазное яблоко имеет форму шара. Этот
шар покрыт белой оболочкой. По своей окраске она
напоминает белок вареного яйца. Спереди белочная
оболочка переходит в бесцветную прозрачную роговицу.
Через роговицу проникают лучи света. За
роговицей находится радужная оболочка – радужка.
В ней есть пигмент, который обусловливает цвет
глаз.
Учитель сопровождает рассказ
показом объектов на плакате.
– Посмотрите на глаза своего
соседа. Какого цвета бывают глаза?
Д. Голубые, зеленые, карие.
У. В центре радужки – зрачок.
Ученик 3.
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружен –
Стенкой гладкой, белой,
Назвали ее склерой.
У. Где находится склера? 3ачем
она нужна?
Д. Это оболочка глаза.
Ученик 4.
Впереди кружочек тонкий –
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, –
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый.
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
У. Предложите товарищу закрыть
на одну минуту глаза ладонью. Затем уберите его
руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?
Д. В темноте зрачок расширился, а
при ярком свете он уменьшился.
Ученик 5.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Ученик 6.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
А внутри лежит большое
Тело стекловидное,
Все прозрачное такое
И почти невидное.
Класс разбивается на группы. У каждой
группы рисунок строения глаза.
1 - склера; 2- роговица; 3 - радужка; 4 -
зрачок; 5 - хрусталик; 6 - сетчатка
У. Укажите на рисунке глаза все
его части. Отметьте их цифрами и подпишите на
полях.
Дети выполняют задание.
– А теперь начнем рассказ, как умеет
видеть глаз.
Ученик 7.
Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадет на роговицу,
Миг – и дальше устремится
И сквозь дырочку-зрачок
Проберется в глаз-домок.
Сквозь хрусталик проникает,
На сетчатку попадает.
После этого тотчас
Все вокруг увидит глаз.
Ученик 8.
Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нем.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Помутнеет чудный шарик,
Станет темным дом навек,
И ослепнет человек.
У. Какие органы окружают глазное
яблоко?
Д. Веки, ресницы.
У. Для чего нужны ресницы?
Д. Ресницы задерживают пыль и
соринки.
У. Зачем нужны веки?
Д. Веки прикрывают глаза от
света во время отдыха.
– Они защищают глаза от
неблагоприятных воздействий.
У. На границе верхнего века
находятся брови. Для чего они служат?
Д. Для красоты.
У. Не только. Брови – это кожные
валики, густо покрытые волосами. Они защищают
глаза от пота, который выделяется на лбу, и
отводят его на другие участки лица – например, на
виски, на щеки.
IV. Физкультминутка
У. Сейчас мы выполним несколько
упражнений для глаз – они указаны в памятках,
разложенных на ваших партах. У вас на парте
памятка для выполнения упражнений для глаз.
Памятка
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз может принести
пользу только при условии ежедневного ее
выполнения через каждые два часа зрительной
работы.
Упражнение 1 (сидя)
1. Крепко закрыть глаза на 3–5 сек.
2. Открыть глаза на 3–5 сек (делать 6–8
раз).
Упражнение 2 (сидя)
Быстрое моргание 1–2 мин.
Упражнение 3 (стоя)
1. Смотреть прямо вдаль 2–3 сек.
2. Поставить палец по средней линии лица на
расстоянии 25–30 см, направить взгляд на палец
на
3–5 сек (действие лечебное).
Упражнение 4 (стоя)
1. Закрыть веки.
2. Массировать глаза круговыми движениями в
течение 1 мин (расслабляет мышцы, улучшает
кровообращение).
Упражнение 5 (стоя)
1. Палец правой руки на средней линии
лица, на расстоянии 25–30 см от глаза.
2. Смотреть обоими глазами на палец 3–5 сек.
3. Левой ладонью закрыть левый глаз на
3–5 сек.
4. Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на
палец 3–5 сек.
5. Палец левой руки на средней линии лица.
6. Правой рукой закрыть правый глаз на
3–5 сек.
7. Двумя глазами смотреть на конец пальца 3–5
сек (проделывать 6–8 раз каждой рукой – укрепляет
бинокулярное зрение).
Упражнение 6 (стоя)
1. Отвести руку вправо.
2. Медленно передвигать палец полусогнутой
руки справа налево. Голова неподвижна, глаза
следят за пальцами.
3. Обратное движение руки слева направо
(повторять 10–12 раз – укрепляет горизонтальные
мышцы глаз).
Упражнение 7 (сидя)
1. Тремя пальцами каждой руки легко
нажать на верхние веки обоих глаз.
2. Спустя 2–3 сек снять пальцы с века.
Упражнение 8 (стоя)
1. Поднять правую полусогнутую руку
вверх и медленно передвигать палец руки сверху
вниз при неподвижной голове, следить глазами за
пальцем.
2. Передвигать палец сверху вниз, следя за ним
глазами.
Упражнение 9 (сидя)
1. Вытянуть полусогнутую руку вперед
и вправо.
2. На расстоянии 40–50 см от глаз производить
медленные круговые движения рукой по часовой
стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.
3. Сменить руку. Те же движения против часовой
стрелки (делать 6 раз, укрепляет вестибулярный
аппарат, развивает координацию сложных
движений).
Упражнение 10
1. Поднять взгляд кверху.
2. Опустить взгляд вниз.
3. Отвести взгляд в правую сторону.
4. Отвести взгляд в левую сторону (делать 6–8 раз).
V. Выведение правил охраны зрения
У. А сейчас ведем мы речь,
Как глаза свои сберечь.
На доске несколько раз написана
частица не. Давайте рядом запишем то, что
нельзя делать, чтобы не повредить глаза.
Внимательно послушайте стихотворения и выделите
из них правила, которые должен знать каждый. Эти
правила мы припишем на доске к частицам не.
Ученик 9.
Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко.
Алеша вывески читал
Свободно и легко.
На задней сидя парте,
Все разбирал на карте.
Он много книжек прочитал
Про войны, приключенья,
При этом, видимо, не знал,
Что лежа вредно чтенье.
В кровати любит он читать
И на большом диване.
А если вправду вам сказать –
Готов читать он в ванне!
А если в лес идет в поход,
С собою книжку он берет:
Лежит в траве мальчишка,
Читает лежа книжку.
Ученик 10.
Алеша как-то раз идет.
Плывет к причалу пароход –
Осталось метров триста.
Вот пароход все ближе...
«Седов», – кричат вокруг.
– А я еще не вижу, –
Сказал Алеша вдруг.
Все буквы у названья
Слились на расстояньи...
Жаль Алешу, плачь, не плачь,
Но очки пропишет врач.
Напрасно ты, Алеша,
Читал так много лежа!
У. Какое правило с частицей не
мы запишем на доске?
Д. НЕ читай лежа.
Учитель записывает правило на доске.
Ученик 11.
Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться –
Девочка хорошая
Не должна лениться.
Маленькая Галочка
От души старалась,
Над тетрадкой новенькой
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонялася бочком,
Помогала язычком.
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет Галин нос!
Ученик 12.
Мама Гале говорит:
– Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши,
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше!
Галя с мамой не согласна:
– Я же вижу все прекрасно!
Если сесть иначе,
Не прочесть задачи.
Галя в пятый класс идет…
Пробежал за годом год.
Тут родные увидали:
Часто щурит глазки Галя.
И, на первой парте сидя,
Галя доску еле видит.
Что там пишут – не понять,
Слов никак не разобрать.
Ученик 13.
Плохо видит Галя вдаль,
И врачи сказали: «Жаль,
В этом ты сама повинна.
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко.
Над тетрадкой за столом
Нагибалась ты крюком.
Вот и стала близорука –
Это и другим наука».
У. Какой вывод сделаем мы?
Д. НЕ наклоняйся низко при
чтении и письме.
– НЕ пиши при плохом освещении.
Учитель записывает правила на доске.
У. Правильно! Когда вы низко
склоняетесь при письме, света мало, глаза
утомляются. Послушайте следующее стихотворение.
Ученик 14.
Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!
Ученик 15.
Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, слезится глаз.
Я иду в больницу смело,
Там помогут мне сейчас.
Мне соринку удалили,
Глаз слезиться перестал,
И врачи предупредили,
Чтоб я глаз не засорял.
Нежен глаз и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
У. А сейчас что напишем?
Д. НЕ три глаза руками.
Учитель записывает правило на доске.
У. Послушайте рассказ о том, что
бывает, когда не берегут глаза.
Ученик 16.
Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Ученик 17.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: «Конъюнктивит».
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!
У. Можно ли смотреть на солнце
без защитных очков?
Д. Нет.
У. Послушайте стихотворение про
солнце и глаза.
Ученик 18.
Все в газете прочитали:
Будет солнышка затменье.
На уроке объяснили,
Как проводят наблюденья.
Поспешили два подростка,
Побросав свои дела,
Посмотреть на солнце просто –
Без очков и без стекла.
– Нам стекло, – сказали дружно, –
Затемненное не нужно –
Без него на небе ясном
Видим солнце мы прекрасно.
Ученик 19.
Два подростка зря хвалились:
Их глаза потом слезились,
Сильно начали болеть.
Поздно поняли ребята,
Как на солнце без стекла-то
Затемненного смотреть.
У. Какое будет следующее
правило?
Д. НЕ смотри на солнце без
темного стекла.
Учитель записывает правило на доске.
У. А сейчас возьмите рисунок с
изображением глаза. Напишите в кружочках
названия предметов, которыми можно поранить
глаз.
Дети выполняют задание.
– Чем можно повредить глаз?
Д. Иглой, ножницами, шилом,
стеклом.
Ученик 20.
Шилом
узел на веревке
Развязать решился Вовка.
Сорвалась рука, и шило
Глаз у Вовки повредило.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи –
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.
У. Что запишем на этот раз?
Д. НЕ размахивай острыми
предметами перед глазами.
Учитель записывает правило на доске.
У. Какие игры могут привести к
травме глаз?
Д. Стрельба из рогатки, стрельба
пульками из пистолета, из лука.
У. Послушайте, что случилось с
ребятами, которые играли в эти игры.
Как-то летом мальчик Петя
Воробьев в саду пугал.
И, забыв про все на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз!
Вдруг попал он брату в глаз.
Чуть не выбил глаз у брата!
Не стреляйте из рогаток.
А вот история другого мальчика, с
которым случилась беда.
Ученик 21.
Случай был такой когда-то:
На снегу лежал патрон.
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он.
По улицам мчится
Машина с Андреем –
Скорее в больницу!
Скорее! Скорее!
Там, в больнице, тишина,
Койка мальчику длинна.
Плачет мальчик, очень бледный,
А в глазу – осколок медный.
И назавтра утром рано
Доктор сестрам так сказал:
– Привезите мальчугана
В операционный зал.
В зале этом чисто, просто,
Здесь лекарством пахнет остро.
Жутко здесь и необычно:
Лампы яркость непривычна,
И у всех на лицах маски,
Странно все – как будто в сказке.
Ученик 22.
Говорит сквозь маску врач:
– Будь мужчиной и не плачь!
Меди маленький кусочек,
Но для глаз он вреден очень.
Нужно нам его достать.
Начинаю! Не моргать!
Много дней в окно палаты
Бились ветви тополей...
Очень медленно, ребята,
Поправлялся наш Андрей.
У. Какое правило отсюда следует?
Д. НЕ играй со
взрывоопасными предметами.
Учитель записывает правило на доске.
У. Большую нагрузку на глаза
создают просмотр телевизора, игры на компьютере.
Детям можно смотреть детские передачи 2–3 раза в
неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу
читать, писать, рисовать, шить. Смотреть
телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении,
так как яркий экран телевизора и темнота в
комнате создают неблагоприятные условия для
глаз. Возле компьютера следует находиться не
более 30 минут. Запишем последние правила.
Д. НЕ смотри долго телевизор.
– НЕ играй долго в компьютерные игры.
У. Теперь давайте прочитаем все
правила. Запишите их в тетрадях, чтобы запомнить,
как нужно беречь глаза.
VI. Итог урока
У. Хорошо ли поступают те дети,
которые дразнят ребят в очках?
Д. Нет! Очки нужны, чтобы хорошо
видеть.
Ученик 23.
С плохим, ребята, зреньем
Жить без очков – мученье.
Ты по улице прямой
Ходишь робко, как чужой.
На глазах – как пелена,
Как в тумане все дома.
Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет – Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Трудно даже в мяч играть.
Ученик 24.
Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
– Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
– Я не буду их носить:
Дети в школе будут часто
Называть меня «очкастой».
Но когда очки надела,
Жалко стало их снимать.
Сквозь очки на белом свете
Можно много увидать!
Номер каждого трамвая
Издалека видит Майя,
И по улице идет –
Всех знакомых узнает.
У. Каждый год проверяйте зрение
у врача. Он может определить самые ранние
признаки заболевания и вовремя начать лечение.
Чем раньше начато лечение, тем оно успешнее. А
если врач выписал вам очки, носите их, не
стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них
острота зрения снижается.
Давайте проведем самоанализ. Но отвечать на
вопросы надо честно.
Учитель раздает карточки.
Как я забочусь о своих глазах
1. Всегда читаю сидя.
2. Делаю перерывы во время чтения
3. Слежу за посадкой при письме.
4. Делаю уроки при хорошем освещении.
5. Делаю гимнастику для глаз.
6. Часто бываю на свежем воздухе.
7. Употребляю в пищу растительные продукты.
8. Смотрю только детские передачи по телевизору.
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных
тел.
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача. |
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА |
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ |
Посчитайте количество «НЕТ».
Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах. |
|