Аркадий КУЗНЕЦОВ
Зачем нужна художественная
литература?
Повесть «Среди слов»
Перед очередным занятием по словесности
несколько ребят на всякий случай принесли с
собой книги.
– Какая у тебя книга? – спросит Юлик Диану.
– У меня – «Дети капитана Гранта».
– А я принес «Приключения Гекльберри Финна».
Сейчас читаю.
– Интересно?
– Ой, да это так смешно! Смешнее, чем «Том
Сойер». Особенно когда там он... то есть Гек...
выдает себя за Тома, а Том – за Сида...
Тут вошла Анна Александровна.
– Да здесь уже что-то, как я слышу, оживленно
обсуждают, – сказала она.
– Мы книги принесли, – отозвалась Диана.
– Вот как раз сегодня мы и поговорим о книгах,
о литературе. Подумайте: почему я употребила друг
за другом эти два слова?
Ребята предположили:
– Литература – это и есть книги! Все равно –
что книги, что литература...
– То, что вы говорите, в общем-то правильно, –
заметила Анна Александровна. – Слово
«литература» произошло от древнего латинского
«литера» – «буква». То есть по смыслу литература
– это...
– Книги! – воскликнули ученики. – То, что
написано буквами.
– Но литература, как и книги, бывает разная.
Вот что, по-вашему, можно увидеть в разных книгах?
– В книгах бывают рассказы, стихи, сказки, –
начала Агаша справа. – Еще бывают учебники,
учебные книги...
– А еще законы выпускают в книгах, – продолжил
Федот. – И ученые свои исследования в книгах
описывают...
– Стоп! – воскликнула Анна Александровна. –
Вы уже назвали разную литературу. Так вот,
исследования, законы, отчеты – это
документальная литература. А еще – дневники,
воспоминания. Кстати, вы не пробовали вести
дневник?
– Я пробовал, – сказал Юлик. – Так, немного.
– Советую вам попробовать. Вы опишете каждый
прошедший день, его события для вас. И это будет
воспроизведение того, что было в нашей жизни.
Есть еще научно-популярная литература и
публицистика. Если вам сразу трудно понять, что
это такое, посмотрите на экран.
Компьютер засветился, и под понятием
«научно-популяная литература» выдал фамилии
Брема, Даррелла, Хейердала, Кусто...
– Знаете ли вы что-то об этих людях? – спросила
Анна Александровна.
– Брем и Даррелл писали о природе, – сказал
Юлик. – А Хейердал – это такой путешественник,
кажется.
– А часто ли вы читаете такие книги – о
природе, о научных исследованиях? – последовал
вопрос педагога.
– Да нет... Не очень часто, – стали отвечать
ребята.
– Все-таки часто интереснее читать
какую-нибудь повесть или рассказ, – заметила
Диана.
– А повести, рассказы, стихи, а еще романы,
сказки, легенды, поэмы, пьесы называются
художественной литературой. Вот, посмотрите, –
показала Анна Александровна на экран компьютера.
– Сейчас вы увидите, что нужно для того, чтобы
книга была художественной.
На экране рядом со словами «Признаки
художественного произведения» появился столбик.
Ребята прочитали, что там было написано:
«Художественный вымысел, сюжет, герои
(персонажи), особая выразительность авторской
речи».
– Это главные признаки художественной
литературы, – уточнила преподавательница. –
Наверно, вы можете сами попробовать расшифровать
каждое из этих понятий. Ну что, кто может?
– Давайте попробую я, – продолжил Юлик. –
Вымысел – это когда писатель что-то придумывает.
Ну, иногда не совсем придумывает, а пишет о том,
что было, но меняет имена, название места, вводит
героев, которых не было...
– В общем ты мыслишь в правильном направлении.
В художественном произведении автор не
пересказывает кого-то, а сам домысливает, как
поступают, говорят, думают действующие лица.
– И при этом особенно красочно обо всем пишет,
– заметил Юлик. – Так не пишут просто
какие-нибудь заметки или документ...
– Наверно, поэтому вас прежде всего и
привлекает именно такая литература, ведь верно?
Часто автор также высказывает свое отношение к
происходящему и налагает свои размышления. Это
называется авторскими отступлениями. А что такое
сюжет?
– Наверно, это все, что происходит в книге, –
ответили Диана и Юлик.
– Посмотрим на компьютер. Действительно так:
«Сюжет – действие в литературном произведении,
развивающееся по своим законам с завязкой,
кульминацией и развязкой. Иногда в произведении
могут переплетаться разные сюжетные линии».
– Например, сюжет романа «Дети капитана
Гранта», – вспомнила Диана. – Там находят письмо
в бутылке и ищут по нему капитана Гранта.
– А герои, – поспешила сказать Агата, – это те,
кто действует в книге. Например, Буратино, Том
Сойер, Робинзон Крузо...
– Есть главные и второстепенные персонажи, –
уточнила Анна Александровна. – Главные – это те,
кому посвящена вся книга, а второстепенные – те,
которые появляются там время от времени...
Юлик вновь вернулся к вопросу достоверности
книги.
– Но мне кажется, что лучше получается книга,
где автор пишет о том, что было в
действительности. Ведь, например, Марк Твен жил в
таком же маленьком городе на реке Миссисипи, что
и Том Сойер, и знакомые у него были похожие. Я в
предисловии это прочитал.
– Кстати, если был человек, черты и события
жизни которого отразились в образе
литературного героя, то такого человека называют
прототипом, или прообразом. Например, прототипом
героя повести Льва Толстого «Детство»
Николеньки Иртеньева был сам Толстой в детстве.
– А почему Толстой назвал мальчика другим
именем? – спросила Агаша слева.
– Николенькой Иртеньевым звали друга
Толстого в детские годы, который рано ушел из
жизни. Итак, запомним понятие «прототип». Есть и
понятие «сюжетная основа» – реальные события, на
основании которых написана книга. Скажем,
события из жизни какой-нибудь реальной семьи,
исторические события – войны, общественные
выступления – все вместе могли стать основой
большого «семейного» романа. А какие
произведения могут быть полностью основаны на
вымысле?
– Например, сказка, а еще фантастика, –
ответил Юлик. – Люди же не летали в другие
галактики, а раньше вообще не летали в космос – а
об этом писали писатели...
– Но зачем некоторые писатели придумывают то,
чего никогда не было и даже никогда не могло быть?
– вставил реплику Федот.
– Как это зачем? А сказки? Про чудеса читать
интересно, – отозвалась Агафья.
– Одно дело – сказки, а другое – всякие
выдумки, – продолжал настаивать Федот.
– Вот, например, книга о бароне Мюнхгаузене, –
сказала Диана. – Он придумывает разные истории,
которые уж точно никогда не происходили – о том,
как он летал на пушечном ядре на Луну, как вытащил
себя из болота за волосы. Но читать это интересно
– ведь Мюнхгаузен так смешно врет, так
придумывает...
– Неправда! – вдруг раздалось в классе.
Откуда ни возьмись, перед ребятами возник
пожилой человек в парике с косичкой, камзоле и
треуголке. Он повторил:
– Неправда! Весь мир знает, что я самый
правдивый человек на свете! Поэтому люди и читают
мои истории! Честное слово барона Карла Фридриха
Иеронима фон Мюнхгаузена!
Ребята так и застыли от удивления на своих
местах. Нашелся один Юлик:
– Вы? Как же! Ведь вы, барон Мюнхгаузен, всё
выдумываете! Сырного острова не существует, в
Турции нельзя услышать, что делается в Китае,
ухом, по крайней мере...
– Друзья мои, вы еще очень молоды и не знаете
жизни! Вырастете и поймете, что все может быть в
этом мире! Надо только верить, что в любой
ситуации могут происходить самые чудесные вещи!
Не так ли, уважаемая, – обратился Мюнхгаузен к
Анне Александровне.
– Так, господин барон. Все ваши истории очень
жизненны и правдивы. Мне даже подумалось в
детстве, что, найдя человека, который слышит все в
мире, прислонясь ухом к земле, вы в восемнадцатом
веке изобрели телефон!
– Анна Александровна, и вы ему верите? –
удивилась Диана.
– Барон, если вы так красочно и убедительно
рассказываете, почему бы не поверить!
– Я скажу вам, юные друзья, даже больше, –
продолжал Мюнхгаузен. – Если бы в детстве ваша
наставница не переживала, читая книгу обо мне, не
восхищалась бы тем, как я выходил из любого
трудного положения, и не поднимала бы этим себе
настроение, то она вряд ли бы отважилась вести у
вас занятия! Ведь это она позаботилась, чтобы я
появился в классе вот через эту маленькую штучку.
– И барон показал на... дискету.
– Да, вот это уже чистая правда! – подтвердила
учительница.
– Я бы еще рассказал вам о моих новых
поразительных приключениях, но что я вижу! С утра
шел сильный снег, и я привязал свою лошадь за
какой-то крючок. А сейчас, смотрите, снег быстро
тает, и этот крючок оказался на крыше школы
вместе с лошадью! Я вынужден вас покинуть, чтобы
спасти моего верного коня! – И Мюнхгаузен исчез
– вероятно, через компьютер.
На некоторое время в классе наступила тишина.
– Вот видите, – сказала Анна Александровна, –
сам барон Мюнхгаузен явился сюда, чтобы защитить
«выдуманную» литературу. Кстати, у него был тоже
реальный прототип, известный как выдумщик всяких
россказней о себе. И он тоже, между прочим, служил
в России. Ну представьте себе, что не было бы
книги о его приключениях...
– И было бы скучно, – продолжила Агаша слева.
– Читать о приключениях Мюнхгаузена
интересно. И занимательно – так, кажется,
говорят, – проговорил Юлик. – Он выдумывает, но
это смешно и остроумно. Он показывает, что
человек должен что-то придумывать и верить в
чудеса.
– Ты хорошо сказал, Юлик. А я еще добавлю, что
многие – придуманные, литературные герои
становятся для читателей любимыми спутниками
жизни, – сказала Анна Александровна. – А истории
было всё не совсем так, как в романах Дюма. Тем не
менее мушкетеры – Атос, Портос, Арамис и
д’Артаньян – очень давно стали любимейшими
литературными героями для многих людей.
– Я фильм про мушкетеров смотрел, – сообщил
Федот.
– Да кто его не смотрел! – заметила Диана.
– Уже через некоторое время вы прочитаете, я
надеюсь, и роман «Три мушкетера», и когда-нибудь
мы, возможно, поговорим о секрете популярности
этой книги. Наверно, любой человек находит там
своего героя, близкого по возрасту, темпераменту,
интересам и вкусам. Были любимые литературные
герои у великих писателей: у Тургенева –
Дон-Кихот, у Блока – Гамлет. И вообще у многих
великих людей. А у вас, интересно, есть любимые
герои книг?
– У меня любимая героиня – Пеппи
Длинныйчулок, – сказала Агаша справа.
– У меня – Незнайка, – призналась Диана.
– А мой любимый герой – домовенок Кузя, –
сообщил Федот.
Агаша слева немного подумала и сказала:
– У меня, наверно, Винни-Пух.
– И Все-Все-Все? – переспросил Юлик.
– Достаточно Винни-Пуха, – улыбнулась
преподавательница. – Ну, а у тебя, Юлик?
– У меня много. Но теперь, конечно, Том Сойер и
Гек Финн.
– А вот сейчас сделаем так. Я напечатаю имена
всех этих героев на компьютере, включу программу,
и увидите, что будет...
И когда Анна Александровна включила программу,
рядом с ней вдруг появились, выпрыгнув сзади, все,
кого назвали ученики. Все они держали в руках
какие-то листки. Незнайка раскланялся, сняв
шляпу, Пеппи подпрыгнула и скорчила дружескую
гримасу, Винни-Пух запыхтел... И все передали
«своим» ребятам по листку!
Ребята развернули перед собой листы с текстом
песни и спели вместе с литературными героями:
Что было
б, если вымыслы
И выдумки вослед
Из головы бы выбросил
Однажды целый свет?
Учебники бы только
Писались для детей,
Но не было б нисколько
Романов, повестей.
Все только бы писали
Про то, что достоверно,
Но люди бы не знали
Дюма и Жюля Верна.
И разве кто-то в странном
Каком-то чудном сне
Летел в чужие страны
На сказочном коне?..
Не брали с Дон-Кихота бы
Подвижники пример,
А рослых отчего-то бы
На звали «Гулливер».
И не играли б дети
В пиратов, в марсиан,
И цветик-семицветик
Для них был лишь обман.
Малыш не знал бы Карлсона,
Жил Дядя Федор дома.
Всё ясно, всё указано,
Всё навсегда знакомо.
Но правильный и точный мир
С законами науки
Был так бы прост, что свет не мил,
И выли б все от скуки.
Так пусть живут фантазия
И персонажи книг!
Ведь просто безобразие
На свете жить без них!
Продолжение следует
|