Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2005

МАСТЕРСКИЕ

Любовь САЖЕНКОВА,
педагог начальных классов школы № 132,
г. Казань

Чаще всего на уроках труда учитель использует наиболее доступные для работы материалы: бумагу, картон, пластилин, ткань.
Если вы принадлежите к числу людей, которые сами не боятся взять в руки слесарные инструменты и не опасаются доверить их детям, то вы можете воспользоваться разработкой урока Любови САЖЕНКОВОЙ, педагога начальных классов школы № 132 г. Казани.

Тема. «Технология конструирования сувениров из проволоки».

Цели. Расширить знания детей о видах и свойствах металлов; познакомить с технологией конструирования изделий из проволоки методом сгибания и скручивания; показать практическое применение проволоки в конструировании сувениров.

Оборудование. Коллекция металлов и видов проволоки; заготовки из проволоки; плоскогубцы, кусачки, шило и бруски; таблицы; индивидуальные технические карточки; образцы сувениров.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Платинум", предлагающего различные сувениры и подарки. Безусловно, в первую очередь ассортимент изделий, которые представляет "Платинум", заинтересует и порадует сильный пол. Ведь только настоящий мужчина может по достоинству оценить ножи охотничьи с гравировкой на лезвии, кожаные обложки для паспорта с вышивкой и тиснением, резные шахматы, нарды и четки, брелоки для автовладельцев и мн.др. Стоит отметить, что большая часть предлагаемого на сайте ассортимента - авторские изделия ручной работы. Кроме того, если Вы или Ваши близкие захотят стать владельцами эксклюзивных вещей, единственных и уникальных в своем роде, "Платинум" предоставляет возможность своим клиентам заказать резные шахматы, нарды или шкатулки в индивидуальном порядке. Мастер выполнит работу специально для Вас, с учетом всех Ваших требований и пожеланий. С подробной информацией об ассортименте продукции и услугах, предлагаемых компанией, можно ознакомиться на сайте kust1.ru.

ХОД УРОКА

I. Организация рабочего места

II. Знакомство со свойствами металлов

Учитель. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с технологией конструирования изделий из металлической проволоки.
Мы живем в ХХI веке – веке технического прогресса. В нашем городе находится несколько крупных машиностроительных заводов:
– Казанское авиационное объединение, где собирают самолеты;
– Казанский вертолетный завод, где собирают вертолеты МиГ;
– Казанский моторостроительный завод, где собирают моторы для самолетов и вертолетов.
Есть и другие предприятия, на которых работают ваши родители, бабушки и дедушки.
Металлы и их сплавы широко применяются на машиностроительных заводах, а также в строительстве, в сельском хозяйстве и в быту. Из металла делают машины, станки, двигатели, самолеты, автомобили, тракторы, комбайны, космические корабли. Металл используют при строительстве мостов, изготовлении труб для нефте-, газо- и водопроводов, при выпуске предметов обихода, посуды.
Широкому использованию металлов способствуют их важнейшие технические свойства. Попробуйте ответить: где и для чего используются эти свойства?

На доске:

Высокая прочность
Твердость
Пластичность
Упругость
Теплопроводность
Электропроводность
Водонепроницаемость
Плавкость
Ковкость

Ответы детей учитель записывает напротив.

Опоры мостов, печи, космические корабли
Для корпусов машин, самолетов...
Для создания формы и др.
Амортизаторы для автомобилей
Трубы нагреваются – дома тепло
Свет, телефон и др.
Подводные лодки, батискафы и др.
Чугунные, узорные решетки и др.
Подковы для лошадей, чугунное литье...

У. Все металлы разделяют на две группы.

На доске:

Черные

Сталь
Железо
Жесть
Чугун

Цветные

Медь
Алюминий
Латунь
Олово

– Сейчас, ребята, мы послушаем ваши сообщения о некоторых металлах и посмотрим коллекцию металлов.

Выслушиваются сообщения детей о металлах и их применении.

– Так как проволока является разновидностью металлов, мы отметим свойства и приемы обработки медной, алюминиевой и стальной проволоки. Все виды проволоки имеют круглый профиль, сечение которого – до 3 мм (учитель показывает).

Коллекция с тремя видами металла идет по рядам.

Дети определяют вид и свойства своей проволоки и делают устные выводы.
Вывод записывается на доске.

Медная – оранжево-красная, легкая, мягкая, прочная.

Алюминиевая – серебристо-белая, очень легкая, мягкая, прочная.

Стальная – серая, тяжелая, жесткая, негибкая, прочная.

Проволоку можно СГИБАТЬ, РЕЗАТЬ, СКРУЧИВАТЬ.

III. Физкультминутка

IV. Практическая работа

У. Итак, сегодня мы будем конструкторами-технологами. Каждый из вас, опираясь на свойства вашего материала, будет разрабатывать изделие-сувенир.

Перед учащимися – образцы работ и технология их разработки.

Игрушки из фольги и станиоля: рыбка и попугай

Игрушки из фольги и станиоля: рыбка и попугай

Примеры выполненных работ

Примеры выполненных работ

– Вы можете воспользоваться идеями, предложенными в дидактическом пособии, а можете придумать что-то свое.

– Для того чтобы перейти к основной практической работе, необходимо перечислить нужные слесарные инструменты.

Дети. Плоскогубцы, кусачки, шило.

У. Повторим правила техники безопасности.

Д. Нужно быть внимательным, аккуратным.
– Тонкую проволоку откусывают кусачками.
– Откусывая короткие кусочки, надо следить за тем, чтобы не поранить себя или соседа.
– После использования инструменты, надо класть на место.
– Во время работы нельзя разговаривать.
– После работы следует все тщательно убрать за собой.

Приемы работы

Приемы работы

Приемы работы

У. Перейдем к творческой работе. Вы – конструкторы и можете сделать свою модель. Поможет вам знание технологии скручивания и сгибания проволоки (учитель показывает).

Дети работают под спокойную музыку.

Варианты выполненных работ

Варианты выполненных работ

Этапы выполнения поделки «Корзиночка»

Этапы выполнения поделки «Корзиночка»

Этапы выполнения поделки «Котенок»

Этапы выполнения поделки «Котенок»

V. Итог урока

Показ и обсуждение работ детей. Выставление оценок.