Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2005

МАСТЕРСКИЕ

Л.С. ДРАНЕНКО,
учитель школы № 436,
г. Москва

Праздник русской матрешки

Учитель. Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шелковыми разноцветными нитками расшивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров вообще становились настоящими произведениями искусства.
Из поколения в поколение передавались секреты красоты. И сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, расписные глиняные барыни и свистульки радуют глаз. По всему свету разошлись изделия наших народных мастеров.
Смотрят люди на лакированный поднос и знают: этот поднос в Жостове сделали. А эта посуда, расписанная всего одной краской – синей, – из Гжели. А вот и миска с хохломской росписью.
Сегодня мы побываем в гостях у великой путешественницы – русской матрешки.

Ученик 1. Сколько лет матрешке? Где впервые стали точить фигурки деревянных кукол? Почему матрешку считают русским сувениром? На все эти и многие другие вопросы мы узнаем ответы.

Ученица 1. В старинном подмосковном селе Абрамцево в конце позапрошлого века жили многие замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Однажды к ним попала японская деревянная игрушка –японец, в котором помещалась мал мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звездочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую, например, матрешку. Было это почти 100 лет назад!
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым.

Ученик 2. Первых матрешек расписал художник Сергей Малютин. Это были девочки в ситцевых сарафанах с белыми фартуками, с цветастыми платками на головах, в руках – черный петух, серп или хлеб.

Ученик 3. Делают матрешку так: сперва вытачивают фигурку из липовой заготовки на токарном станке, затем раскрашивают ее анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком.

Ученица 2.

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, что же там?

Ученица 3.

Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

Ученица 4.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Ученица 5.

Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,

Ученица 6.

А внутри пустая –
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Ученица 7.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»

У. Действительно, наиболее распространенными были 6-, 8-, 12-местные матрешки. Свое виртуозное мастерство токари проявляли в больших наборах, насчитывающих до 50 штук.

Ученик 4. Известная и такая история. Однажды Евгений Безруков, семеновский мастер, долго бродил по лесу – искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой ровно в метр. Нашел, вырезал и принес матрешку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней 70 матрешек, и каждая в неповторимом наряде.

У. Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
А начинала свое путешествие матрешка по белу свету из Семенова. На всемирных выставках в Брюсселе, Монреале и Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.

Ученик 5. Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Исейчас она любимая игрушка малышей. Матрешка украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь!

Ученица 8.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Дети поют и танцуют танец «Русские матрешки».

Ой, да мы матрешки, мы матрешки,
Хоть и неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.
Ой, да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой, да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

Ученик 6. Ребята, посмотрите, сколько вокруг нас матрешек, но нет даже двух одинаковых. У всех разные наряды. По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских и полховско-майданских.
Знаменитая загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.

Ученик 7. В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.

Ученик 8. Матрешки в Полховском Майдане появились тоже не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла. Полховско-майданская матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, как у загорской и семеновской матрешек, а из-под платка обязательно видны кудри.

Дети (танцуют и поют). 

Ой, да мы матрешки, мы матрешки.
Нам, друзья, похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Подыграй нам, не ломайся,
Для матрешек постарайся!