Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2005

МАСТЕРСКИЕ

Елена ПЕТРОВА,
п. Отрадный, Багаевский р-н,
Ростовская обл.

Городецкая роспись

Урок рисования

Тема. «Городецкая роспись. Оформление разделочной доски».

Цели. Закреплять знания детей о характерных особенностях городецкой росписи, учить их выполнять основные элементы росписи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель.

Зацветает Городец чудным садом –
Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.
Он никем так чутко не отгадан
И такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдали бы ей.

Сегодня, ребята, мы продолжим говорить о народных мастерах города Городец.
Посмотрите на доску и скажите: чему мы будем учиться?

Дети. Расписывать доску элементами городецкой росписи.

III. Повторение пройденного материала

У. Как вы думаете, сможем ли мы сразу приступить к рисованию узора?

Д. Нет. Мы должны вспомнить элементы городецкой росписи.

На доске вывешен плакат с образцом городецкой росписи.

У. Назовите и покажите большие узоры.

Д. Розан, купавка, листок.

У. Назовите и покажите маленькие узоры.

Д. Бубенчики.

У. Еще есть второстепенные элементы: точки, завитки, штрихи.
Мастера, расписывая разделочные доски цветами, листьями, фигурами птиц и животных, словно сказку сказывали о том, как Солнце согревает своими лучами Землю и дает ей жизнь.

Учитель показывает образцы росписи разделочных досок:

– Все досточки – не простые,
А волшебно-расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

IV. Физкультминутка

У. Хозяйкой на уроке будет ваша рука.

Дети разминают пальцы.

V. Практическая работа

У. Прежде чем начать рисовать узор на доске, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных его элементов на чистом листе.

Учитель объясняет правила рисования розана (рис. 1, 2, 3) и купавки (рис. 4, 5, 6).

– Не забудьте, что в конце работы используется особый прием нанесения мазков белого цвета в форме штрихов, точек. Как называется этот прием?

Д. Оживка.

У. Зачем используют этот прием?

Д. Он оживляет узор, придает ему красоту.

Дети внимательно изучают образцы, а затем рисуют на своих досках, располагая узор в центре и по краям. Учитель еще раз напоминает о применении оживки.

VI. Итог урока

Дети анализируют готовые изделия, убирают рабочие места.

Учитель выставляет оценки.