Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2005

МАСТЕРСКИЕ

Марина ИВАНУШКИНА,
учитель школы № 1904,
г. Москва

Знакомство с хохломой

Тема. «Знакомство с хохломой. Самостоятельное составление узора для украшения вазочки или тарелочки».

Цели. Познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов – хохломой; подробно рассказать о хохломской росписи, об истории ее появления, помочь изучить ее характерные черты и узнать о практическом ее применении; научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие; воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; развивать детскую фантазию и умение работать с гуашевыми красками в процессе творчества.

Оборудование. Выставка изделий из хохломы; иллюстрации, таблицы; вазочки и тарелочки, изготовленные на уроке труда из папье-маше; кисти, краски (гуашь), альбомный лист; видеофильм об истории появления хохломской росписи; «ленты мастеров».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?

Дети. По дереву.

У. Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы?

Д. Посуда, столовые приборы, детская мебель.

У. Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись?

Д. Хохломская роспись.

У. Правильно. Сегодня на уроке вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и даже научитесь украшать хохломской росписью готовые изделия – например, те, которое вы сами изготовили на уроках труда.

III. Знакомство с росписью

У. Посмотрите внимательно и сравните хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются?

Д. Цветом, красками и элементами узора.

У. Правильно. Хохломская роспись различается цветовой гаммой и элементами узора. Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?

Д. Золотым, желтым, красным, черным и зеленым.

У. Какие цвета взяли народные мастера за основу?

Д. Черный, красный и золотой.

У. Я советую не брать за основу для своего изделия черный цвет, так как на нем будет плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на черном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки сделать не сможем, так как наши предметы сделаны не из дерева. Поэтому лучше за основу взять желтый или красный цвет. Тонировать вы умеете, поэтому выполните эту работу самостоятельно.

Ученики самостоятельно moнируют изделия. Пока дети работают, учитель ходит по классу и помогает советом тем, кому это необходимо.

– Ha прошлых уроках мы с вами учились рисовать элементы растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях?

Д. Осочки, травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья...

У. Откуда народные мастера берут эти элементы узора?

Д. Списывают с деревьев, цветов, трав.

У. Это так называемый растительный орнамент. Такими орнаментами украшают не только предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей. А пока ваши изделия сохнут, посмотрите видеофильм о появлении такой росписи. Не зря говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Учитель показывает детям видеофильм (10 минут).

– Как называют хохломскую роспись?

Д. Золотая, теплая, огненная, яркая...

У. Почему?

Д. От нее как будто веет теплом. Мастера расписывают изделия красками теплых тонов.

У. Какой тип орнамента применяют хохломские мастера?

Д. Растительный.

У. Что является основой растительного хохломского узора?

Д. Извивающийся стебель.

У. Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля. На нем располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травинки, усики и капельки. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.

По ходу рассказа учитель знакомит детей с этапами выполнения работы.

IV. Самостоятельная творческая работа

У. А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете учиться росписи предметов. Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Этим узором вы должны украсить изделие. Только сперва вспомним, как нужно правильно держать кисточку.

Д. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав ее тремя пальцами.

У. Приступайте к работе.

Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.

V. Итог работы

У. Молодцы! Закончили свою работу. Пока подсыхает краска, вспомним еще раз: с каким народным промыслом вы сегодня познакомились?

Д. С хохломской росписью.

У. Какой тип орнамента применяют мастера?

Д. Растительный.

У. Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора?

Д. Криуль.

У. А теперь давайте рассмотрим, что же у вас получилось.

Изделия выставляют на стол, покрытый полиэтиленовой пленкой. Дети анализируют работы, выбирают наиболее удачные. Учитель не забывает отметить что-то хорошее и в слабых работах.

– Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Поэтому за лучшие работы я присваиваю звание «народный мастер» следующим ученикам...

Учитель называет фамилии и повязывает этим ученикам на голову «ленту мастера».

– Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте убрать свое рабочее место.