И.А. ПЕТРОВА,
руководитель авторского коллектива
УМК «Планета знаний»
Азбука Планеты знаний
Новый учебно-методический комплект
для начальной школы «Планета знаний»
Предметное содержание и структура
представляемого УМК «Планета знаний»
соответствуют требованиям нового
Государственного стандарта начального общего
образования, базируются на Концепции содержания
непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), современных педагогических
технологиях, общей концепции самого
учебно-методического комплекта.
Органической частью концепции УМК
«Планета знаний» являются предметные авторские
концепции, в которых учтены современные научные
достижения в предметной области знаний и
результат многолетней педагогической практики.
Новый УМК «Планета знаний» состоит из
учебников, рабочих тетрадей, дидактических и
методических пособий по всем основным предметам
для всех классов начальной школы. Авторский
коллектив, создавший его, с полным основанием
можно назвать учительским.
«Букварь», «Прописи» и «Русский язык»
для 1 класса подготовили заслуженные учителя
Российской Федерации Т.М. Андрианова и
к.п.н. В.А. Илюхина. «Литературное чтение» для
1–4 классов создано заслуженным учителем
Российской федерации, к.п.н. Э.Э. Кац. «Английский
язык» для 2– 4 классов написали учителя с большим
стажем практической работы Е.В. Насоновская, Н.Ю.
Горячева, С.В. Ларькина. Учитель-историк, к.ист.н.
Е.В. Саплина – один из авторов учебников
«Окружающий мир» для 3– 4 классов.
В создании комплекта участвуют
известные ученые-педагоги. Под руководством
академика Российской академии образования М.И.
Башмакова подготовлена «Математика» для 1–4
классов, «Русский язык» для 2– 4 классов написан
к.п.н. Л.Я. Желтовской, «Музыка» – д.п.н. Т.И.
Баклановой, «Изобразительное искусство» – д.п.н.
Н.М. Сокольниковой. Соавторами учебных
материалов по предмету «Окружающий мир»
являются профессор И.В. Потапов, к.п.н. Г.Г.
Ивченкова и к.ист.н. А.И. Саплин.
Ценнейший опыт научной и практической
деятельности авторского коллектива воплощен в
УМК «Планета знаний».
Основная особенность этого комплекта
заключается в его целостности – в единстве
структуры учебников, в единстве форм учебного
процесса, в единстве используемых учебных схем, в
единстве сквозных линий типовых заданий, в
единстве подходов к организации учебной и
внеучебной деятельности.
Структура, организация учебного
материала, система заданий, оформление всех
учебных материалов УМК «Планета знаний» несут
смысловую нагрузку, направлены на развитие
младших школьников и формирование у них
общеучебных умений и навыков.
Содержание каждого учебника делится
на три–пять крупных разделов, которые
начинаются со специального разворота –
маршрута, где изобразительными средствами
представлены содержание, логика и этапы изучения
материала, что позволяет учащимся представить
последовательность изложения учебных тем и
сформировать понимание плана их изучения. Каждый
урок делится на инвариантную и вариативную
части. Каждый раздел учебника завершается
проверочной работой, тренинговыми заданиями и
проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих
тетрадей обеспечивает возможность организации
дифференцированного подхода к обучению.
Авторский коллектив исходил из того, что
дифференцированный подход к обучению –это
прежде всего учет индивидуального темпа
развития ребенка и построение его личной
траектории движения в образовательном
пространстве.
Первый уровень дифференциации
реализуется через деление учебного материала во
всех учебниках и рабочих тетрадях на
инвариантную и вариативную части. Инвариантная
часть соответствует обязательному минимуму
содержания и содержит в себе необходимый учебный
материал. Вариативная часть включает
дополнительный материал.
В любой школе, в любом классе все дети
разные по уровню и темпу развития. И учащимся
предлагается сделать выбор. Ближайшая цель –
обязательный минимум содержания, перспективная
цель – достижение максимального уровня освоения
материала, предлагаемого авторами, безусловно, с
учетом возрастных возможностей младших
школьников.
Инвариантная и вариативная части в
учебных материалах имеют разную цветовую
окраску. Для облегчения выбора все однотипные
задания во всех учебниках и рабочих тетрадях
имеют свою маркировку: это обеспечивает комфорт
ученику и учителю при работе с частями комплекта.
Второй уровень – в вариативной
части представлена система разнообразных
заданий по видам деятельности (творческой,
интеллектуальной и поисковой).
Наиболее сложные задания включены в «интеллектуальный
марафон». Они ориентированы на развитие у
детей самостоятельности, инициативности,
творческих способностей, на формирование умения
правильно использовать знания в нестандартной
ситуации.
Задания повышенной сложности
отличаются разнообразием по сложности, по типам
и форме представления результата.
Вся система заданий («творческие
задания», задания на «информационный поиск»,
«дифференцированные задания» и
«интеллектуальный марафон») направлена на
формирование у младших школьников умения
учиться. Она, с одной стороны, предоставляет
ученику пространство самостоятельного выбора
заданий, соответствующих уровню его
подготовленности, а с другой стороны – дает
учителю возможность конструировать уроки с
опорой на индивидуальные возможности каждого
ученика и общий уровень подготовленности всего
класса.
Третий уровень – проверочные
и тренинговые задания. Они есть в учебниках и
рабочих тетрадях и направлены на формирование у
младших школьников навыка самоконтроля;
обеспечивают индивидуальную работу с учащимися
и диагностику их знаний; способствуют
организации самостоятельной работы школьников.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – проектная
деятельность. Проекты представлены на
специальных разворотах, которые есть в каждом
учебнике. Работа над проектами способствует
умению планировать и организовать свою
деятельность, расширению кругозора учеников по
темам, близким к учебным, формирует у них умение
работать с информацией и умение работать в
разных группах, выполняя разные социальные роли
(приобретаются комуникативные умения), развивает
творчески. Эта форма работы носит исключительно
добровольный характер и поможет учителю в
организации внеурочной деятельности. В
учебниках представлены творческие,
информационные и практико-ориентированные
проекты.
Содержание УМК создает условия для
проявления самостоятельности и инициативности,
развития творческих способностей ребенка в
различных видах и формах деятельности. Одной
из форм является «работа в паре». Учащимся
предоставляется возможность «учиться, обучая»:
объяснять учебный материал другим,
переосмысливать свои знания, рефлексировать,
смотреть на объясняемое с новых, не ученических
позиций. Процесс обучения при «работе в паре»
приближается к реальной жизни, в которой
приходится быстро ориентироваться в
изменяющейся обстановке. Более того, «работа в
паре» помогает детям в формировании
коммуникативных навыков.
В заключение хочется еще раз
подчеркнуть, что все структурные составляющие
комплекта «Планета знаний» позволяют прежде
всего формировать у учащихся такие общеучебные
умения и навыки, как: умение решать творческие
задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
работать с учебными, художественными и
научно-популярными текстами; овладевать
первоначальными умениями поиска необходимой
информации; самостоятельно устанавливать
последовательность действий для решения учебной
задачи; определять способы контроля и оценки
деятельности; определять причины возникающих
трудностей и пути их устранения; умение
договариваться, распределять работу, оценивать
общий результат деятельности и свой вклад в него.
Наш авторский коллектив стремился
средствами УМК «Планета знаний» создать
комфортный и результативный для учителя и
ученика процесс обучения; предоставить условия
для формирования и развития у учащихся интереса
к учению; продемонстрировать интеграцию учебной
и внеурочной деятельности в единый
учебно-воспитательный процесс; обеспечить
реальную социализацию учащихся.
По УМК «Планета знаний» в настоящее
время обучается около 80 тысяч младших школьников
более чем в 10 регионах России. Учителя,
работающие по комплекту, считают, что УМК
предлагает оптимальные условия для развития
внимания, восприятия, мышления и творческих
способностей каждого школьника. Педагоги также
отмечают сбалансированность репродуктивной и
исследовательской, творческой деятельности,
индивидуальных и групповых форм активности.
Высокая оценка педагогов
свидетельствует еще и о том, что идеи
авторского коллектива нашли творческое
воплощение в издательстве «Астрель»
издательской группы «АСТ». Его сотрудники
сделали учебники своего рода произведением
искусства. Расположение учебного материала,
замечательные цветные рисунки, не только делают
учебники яркими и образными, но и помогают
учащимся в усвоении предметного содержания.
|