Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя начальной школы

18—19 апреля 2005 года

Учитель начальной школы – универсал. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Проведя математику и русский язык, педагог бежит кросс на лыжах или лепит из пластилина. А некоторые еще и музыкальные занятия сами ведут! Естественно, на марафоне такой учитель хочет «охватить» и чтение, и письмо, и с авторами учебников посоветоваться, и арт-манеж посетить, и о безотметочном обучении поспорить.

Как показала практика предыдущих лет, нам не хватает в Доме учителя ни времени, ни места, чтобы обсудить наболевшие проблемы. Поэтому в графике марафона начальной школе отвели два дня.

В эти дни, как правило, в Московский дом учителя приходит около полутора тысяч учителей. Забиты коридоры, залы полны. Обидно, если человек приехал издалека, и не находится стула, чтоб ему присесть. А так наши гости плавно распределились на два дня по интересующим их секциям.

Мы постарались охватить весь спектр волнующих педагогов проблем: тайны орфографии и изучение таблицы умножения, работу с родителями и с одаренными детьми, нестандартные приемы и социоигровую педагогику, системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. И конечно, все были рады встрече с авторами учебников и издательствами «Просвещение», «Ювента», «Дрофа», «Астрель», «СМИО-Пресс», «Росткнига».

Статистика – наука точная. И если 90 процентов дошколят хотят учиться, а к декабрю мотивизация у них резко снижается – значит, требования школы неадекватны возможностям ребенка. На лекции «Трудности обучения младших школьников» слушатели задумались над так называемым эффектом обученной беспомощности. Это когда ребенок еще даже не начал, не пробовал выполнить задание, но уже зовет педагога: у меня не получается!

Педагогической бедой были названы коррекционные классы. И никакой самый золотой учебник не спасет эту обреченную на провал затею.

На круглом столе «Система развивающего обучения – взгляд изнутри» примерно половину зала заполнили не москвичи, а педагоги из области и регионов, уже работающие по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова или пока только интересующиеся ею. Но поговорить об обучении детей самоконтролю, о вновь утвержденном комплекте учебников, о преемственности дошкольного образования и начальной школы и, конечно, о способах оценки знаний хотели все.

Печальные данные по результатам ЕГЭ: старательней всего дети осваивают иностранные языки. А самый заброшенный предмет – родной язык, русский.

На презентации «Рабочие тетради серии “Успешный старт”» педагоги поддержали мысль ведущего о том, что учебники должны закладывать позитивное отношение к жизни. И пусть обязательно в книге присутствует юмор. А то получается: школьница за год 139 упражнений по русскому переписала и ни разу не улыбнулась. Какой же успешный старт может быть без улыбки?

Идея безотметочного обучения была давно заявлена. Но педагогам не предложили технику, инструментарий, как это делать. Потому и возникла эта тема на марафоне, неизменно собирая большое количество заинтересованных учителей.

На «круглых столах» спорили и искали истину, пытались дать определения, изобретали общую терминологию. Тучка, тучка с солнышком, солнышко – это система отметок или нет? А какая это будет отметка по десятибалльной шкале? А что такое словесная характеристика? Как сделать в российской школе безотметочное обучение? Об этом еще придется много говорить и спорить. Всё же педагогика не наука и не догма. Просто такая ежедневно изменяющаяся практика. И совершенно напрасно ведущие «круглого стола» поначалу боялись молчаливой аудитории. Учителя, пообвыкнув, начали активно сотрудничать, высказываться, предлагать варианты.

Педагог просит: дайте нам методику! И он совершенно прав. Творчество учителя – в том, как он ведет уроки. А снабдить его пособиями и технологией – дело ученых, авторов учебников, методистов.

Не все учителя знают, что с проблемами дисграфии и дислексии нужно обращаться к логопеду. Об этом шла речь на лекции «Проблемы обучения русскому языку и чтению».

На лекции «Перспективы развития современной начальной школы» в очередной раз разобрались с министерскими грифами на учебниках. Внимание! Запомните: если написано «Допущено» – это вновь изданный свежий учебник. После проверки практикой ставится гриф «Рекомендовано».

На марафоне все с удовольствием участвовали в художественных мастер-классах: «Природные мотивы» (бумажная пластика), «Художник и музей», «Живые краски», «Соединение пятен. Рождение замысла», «Образ художественной культуры Японии на уроках ИЗО», «Конструкция и образ записной книжки». Как отрадно было видеть, что учителя рисуют, как художники!

Подсчитано, что учитель начальной школы с двадцатилетним стажем пять лет потратил на проверку тетрадей. И все равно на семинаре «Письмо с Секретом» прозвучало: «Самое светлое, счастливое и дорогое – это обучать начальные классы!»