Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
 

Третий Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

Задания и ответы

В марте 2005 г. прошел заключительный тур Третьего Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. В № 8/2005 газеты «Начальная школа» были опубликованы списки участников и победителей. Ниже опубликованы задания третьего заключительного тура и ответы на задания второго и третьего туров (задания второго тура были опубликованы в № 46/2004 г.). Учитель или воспитатель группы продленного дня может использовать эти задания на факультативных занятиях и самостоятельно оценить успехи своих учеников в освоении программы начальной школы.
А через год, очень возможно, кто-то из них станет победителем Четвертого Всероссийского Интеллектуального марафона учеников-занковцев.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА

Литературное чтение

Прозаический вариант басни принадлежит Эзопу, широко известный вариант – Крылову: «Уж сколько раз твердили миру...»
Труднее разобраться в авторстве двух оставшихся вариантов. На помощь придет подсказка о месте и времени жизни Лафонтена и Тредиаковского. Лексика басен достаточно прозрачна, чтобы дать точный ответ: «Дядюшка ворон, сидя на дереве...» – Лафонтен, «Негде ворону унесть сыра часть случилось...» – Тредиаковский.
Доказывая свое мнение, учащиеся должны опереться на знание стиля произведений Эзопа и конкретных текстов его басен (учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Учебник для 3-го класса. Самара. Корпорация «Федоров»). Узнавание басни Крылова показывает наличие у ученика необходимого минимального читательского багажа. Рассуждений об авторстве двух оставшихся вариантов от учащихся не требуется – достаточно, чтобы они подчеркнули в тексте слова, натолкнувшие их на тот или иной вывод.

Математика

1. Задание требует логического рассуждения в сочетании с рациональным подбором.

Если обоснование решения дано полно и логически верно, то работа оценивается в 6 баллов.
Если в рассуждении есть 1 пробел, работа оценивается в 5 баллов.
Если в рассуждении есть 2 пробела, работа оценивается в 4 балла.
Если в рассуждении есть 3 пробела, работа оценивается в 3 балла.
Если есть отрывочные попытки обоснования решения, не образующие логической цепочки, работа оценивается в 2 балла.
Если приведены только верные числа без всяких объяснений, работа оценивается в 1 балл.

Возможный вариант рассуждения на высший балл:

«Раз значения суммы и произведения равны 8, искомые числа не могут быть больше числа 8.
Числу 8 равны два произведения натуральных чисел – 8 x 1 и 4 x 2. Чтобы множителей стало не два, а четыре, без изменения значения произведений, можно добавить к каждому произведению два множителя, равных 1.
Произведение 8 x 1 x 1 x 1 не годится, так как значение суммы тех же чисел не равно 8. Пробую произведение 4 x 2 x 1 x 1 и сумму 4 + 2 + 1 + 1. Они равны числу 8. Значит, числа 4, 2, 1, 1 – решение задания.»

Естественно, что рассуждение может иметь и другие варианты. Например, если пробы начинаются со второго произведения, то проба первого устанавливает отсутствие второго решения. Возможен и такой вариант, когда ученик рассматривает еще и произведение 2 x 2 x 2 x 1, но мы считаем его не обязательным.

2. Обязательно будет хотя бы 9 ящиков яблок одного сорта.

Задача относится к задачам на принцип Дирихле (наихудший вариант) и решается логическим рассуждением.

Если полно и логически верно изложено обоснование ответа, работа оценивается 3 баллами.
Если есть попытки логически обосновать ответ, но они не составляют полную логическую цепочку рассуждений – 2 балла.
Дан верный, но необоснованный ответ – 1 балл.

Возможный вариант рассуждения на высший балл:

«Пусть ящики с разными сортами яблок встречаются одинаково часто. Тогда при делении
25 : 3 = 8 (ост. 1). Получили по 8 ящиков яблок каждого сорта и еще 1 ящик. Этот ящик будет девятым ящиком яблок одного из сортов. Значит, хотя бы одного сорта яблок обязательно будет не меньше 9».

3. Замкнутая кривая – желтого цвета, незамкнутая кривая – зеленого, замкнутая ломаная – синего, линия, которая не является ни кривой, ни ломаной, – белого, незамкнутая ломаная – красного.

Задача является чисто логической и решается логическим рассуждением в пять шагов.

Если представлено полное и логически верное рассуждение, работа оценивается в 9 баллов.
Если пропущен 1 из шагов рассуждения, работа оценивается в 7 баллов.
Если пропущено 2 шага рассуждения, работа оценивается в 5 баллов.
Если есть разрозненные попытки обосновать ответ, работа оценивается в 3 балла.
Если дан верный ответ без обоснования, работа оценивается в 1 балл.

Возможный вариант рассуждения на высший балл:

«В условии сказано, что желтый цвет использовали и для кривых, и для замкнутых линий. Значит, его использовали для замкнутой кривой линии.
Так как для кривых линий использовали еще и зеленый цвет, то им начертили незамкнутую кривую.
Так как для замкнутых линий использовали желтый и синий цвета, а замкнутая кривая – желтого цвета, то замкнутая ломаная – синяя.
Осталось две линии и два цвета – белый и красный. Поскольку по условию белый цвет не использовали для ломаных линий, то незамкнутая ломаная – красного цвета. Оставшаяся линия – белая.

Русский язык

1. В задании три подзадания: 1) надо написать 9 слов: обед, обет; порог, порок; вести, везти, вести; печь, печь (3 балла); 2) составить с ними 9 словосочетаний, которые бы прояснили значение записанных слов (3 балла); 3) определить 9 частей речи: сущ., сущ., сущ., сущ.; сущ., гл., гл.; гл., сущ. (правильность определения частей речи выявляется в словосочетаниях) (2 балла).
Всего за задание – 8 баллов.

2. Листы, листья; коренья, корни; зубы, зубья; пропуски, пропуска; хлеба, хлебы.
Всего за задание – 5 баллов: 1 балл за каждый второй вариант, один вариант равен 0,5 балла.

3. Основа, наречие, предложение (1 балл); предложения или текст с этими словами в значении: основа слова (1 балл), основа предложения (1 балл), наречие как часть речи (1 балл), предложение как единица речи (1 балл).
Всего за задание – 5 баллов.

Окружающий мир

1. Пресмыкающиеся не охраняют яйца и не заботятся о детенышах, большинство из которых погибают, поэтому они откладывают много яиц. Птицы же высиживают и выкармливают птенцов, но выкормить большое количество птенцов они не могут, поэтому они откладывают немного яиц.
Всего за задание – 6 баллов.

2. Полезные ископаемые: нефть, гранит, мрамор, известняк, торф.
Животные: кенгуру, стрекоза, землеройка, неясыть.
Направление: верх, юг, восток, лево.
Время: сутки, день, час, год.
«Лишние» слова: фарфор – получен человеком, строитель – профессия.
Всего за задание 5 баллов.

3. Сокол, ястреб – дневные хищники, им нужна скорость при охоте, поэтому перья на крыльях у них жесткие. Сова – ночной хищник, ей надо бесшумно, медленно летать и обнаруживать добычу, поэтому перья на крыльях у нее мягкие.
Всего за задание 7 баллов.

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕГО ТУРА

Литературное чтение

Уважаемый юный исследователь литературы! Прочитай небольшие произведения и отрывки из произведений. Некоторые из них тебе знакомы. Твои литературная эрудиция и сообразительность помогут определить название произведения и его автора там, где они не указаны.

1. Разговор лягушек

– Кума,
Ты к нам?
– К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
– А кого, кого, кума?
– Карпа, рака и сома.
– Как поймаешь, дашь ли нам?
Как не дать? Конечно, дам!

(...)

2. (...)

Чьи там крики у пруда:
– Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!

(Ирина Токмакова)

3. (...)

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

(Басе)

4. (...)

...Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!»
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно.

(...)

5. Недовольная лягушка

Даже вода взволновалась – вот до чего взыгрались лягушки. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было – что ни шаг, то лягушка.
В эту ночь все лягушки тихонечко урчали, и даже те урчали, кто был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и, как все, заурчала.

(Михаил Пришвин)

6. (...)

...А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит – сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
– Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и отвечает:
– Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
– Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

(...)

Назови жанр каждого из произведений как можно более точно.
Что, по-твоему, объединяет все произведения? Какова их тема? А идея?
Раздели предложенные шесть произведений на две группы. Предложи все возможные, на твой взгляд, варианты группировки. Укажи признаки, по которым ты классифицируешь произведения.

Н.В. Нечаева, научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. ЗанковаРусский язык

1. Составь словосочетания со следующими словами.

вбежать, взбежать, сломить, сломать, сравнить, сравнять, сровнять, черкнуть, чиркнуть

2. Напиши краткие ответы на вопросы.

От чего утка плавает?
Отчего утка плавает?
По чему утка плавает?
Почему утка плавает?

3. Обозначь, в каких частях слов находятся орфограммы.

_давать, драг_ценный, занов_, предст_влять, ж_лтизна, гр_боч_к, боро_к, зл_дей, буревес_ик

Окружающий мир

1. В степной зоне почвы черноземные, в лесной, где значительно больше животных и растений, почвы подзолистые сероземные. Почему?

2. Раздели животных на 4 группы. Назови каждую группу. Предложи несколько вариантов.

ястреб, овца, волк, гусь, утка, воробей, корова, лиса, собака, верблюд, заяц, сова, петух, касатка, кошка

3. Как повлияют на окружающую природу и человека строительство плотины на крупной реке и образование водохранилища? Обоснуй свое мнение.

Математика

1. В двузначном числе изменили первую цифру и получили число в 5 раз меньшее. Найди исходное число. Напиши, как ты рассуждал.

2. В одной семье пятеро детей учатся во всех четырех классах начальной школы. Отличница Нина – пример для младших братьев и сестер. Толя скоро будет уметь писать все буквы. Ира хорошо знает таблицу умножения и помогает двойняшкам Оле и Юре выучить ее. В каком классе учится каждый из них? Объясни свое решение.

3. Заштрихованную фигуру разрезали на две части, из которых можно составить квадрат.

а) Какова будет площадь квадрата? Ответ обоснуй.
б) По площади определи сторону квадрата.
в) Начерти квадрат и закрась своим цветом каждую из двух частей, из которых он составлен.

Команда из Тюмени, занявшая 1 место

Команда из Тюмени, занявшая 1 место

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕГО ТУРА

Литературное чтение

Произведения, авторов и названия которых предложено угадать, входят в учебники «Литературное чтение», 3, 4 класс, автор Н.А. Чуракова:

1. Разговор лягушек. Самуил Маршак.
2. Лягушки. Ирина Токмакова.
3. Басе.
4. Лягушка-путешественница. Всеволод Гаршин.
5. Недовольная лягушка. Михаил Пришвин.
6. Царевна – лягушка. Русская народная сказка.

За каждое правильное указание названия или автора произведения начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 6 баллов.

Определяя жанр каждого из произведений, учащиеся указывают следующее:

1 – стихотворение с элементами скороговорки;
2 – стихотворение с элементами скороговорки;
3 – хокку;
4 – авторская сказка;
5 – лирическая зарисовка, миниатюра, стихотворение в прозе;
6 – волшебная народная сказка.

За каждое правильное указание жанра произведения начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 6 баллов.
При определении темы произведений необходимо указать, что, на первый взгляд, она общая и объединяет произведения в одну подборку: рассказ о лягушке. Однако идея в каждом отрывке каждый раз разная и, более того, важно заметить, что она не обязательно связана с раскрытием образа лягушки. В стихах 1 и 2 это действительно любование (с улыбкой) центральным героем; сказка В.Гаршина (помимо симпатии к героине) нацелена на раскрытие нравоучительной идеи; в хокку и миниатюре М.Пришвина это любование миром, всматривание в красоту природы; народная сказка учит жить в человеческом и магическом мирах. При оценивании задания важно обратить внимание на правильность общего представления о несовпадении темы и идеи, на удачно составленные словесные формулировки, а не на точность комментирования идеи каждого произведения. За правильное определение темы и идеи соответственно начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 2.

Варианты группировки произведений:

народные и авторские;
прозаические и поэтические;
русские и зарубежные;
описывающие героя и описывающие настроение автора;
обыгрывающие характерную яркую черту героя (внешность, кваканье) и «безразличные» к этим деталям;
имеющие ярко выраженные средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись) и написанные простым языком без видимых художественных приемов.

За каждый предложенный вариант группировки начисляется 1 балл. На эту часть задания отводится 4 балла.
Максимальное количество баллов за все задание – 18.

Математика

1. Максимум – 4 балла (выполнено со всеми необходимыми пояснениями).

В соответствии с таблицей умножения исходное и уменьшенное числа могут оканчиваться 0 или 5. Будем перебирать двузначный множитель в порядке возрастания.

10 • 5 = 50 – подходит;
15 • 5 = 75 – подходит;
20 • 5 = 100 – трёхзначное число. Следовательно, множитель меньше 20.

Ответ: 50, 75.

Если пояснение содержит равенства 10 • 5 = 50 и 15 • 5 = 75 и обоснование, почему в разряде единиц не может быть других цифр, но не содержит объяснений, почему не может быть других цифр в разряде десятков, – 3 балла.

Если пояснение содержит равенства 10 • 5 = 50 и 15 • 5 = 75 и обоснование, почему в разряде десятков не может быть других цифр, но не содержит объяснений, почему не может быть других цифр в разряде единиц, – 3 балла.

Если пояснение содержит только равенства 10 • 5 = 50 и 15 • 5 = 75 (или же 50 : 5 = 10; 75 : 5 = 15) или из двух ответов найден только один (50 или 75), дано равенство и объяснение, почему в разряде десятков не может быть других цифр, – 2 балла.

Если ребёнок не даёт пояснений, а записывает только верный ответ (50 и 75) или из двух ответов найден только один (50 либо 75), и дано равенство (соответственно 10 • 5 = 50 либо 15 • 5 = 75 или же 50 : 5 = 10 либо 75 : 5 = 15) – 1 балл.

Если из двух ответов найден только один (50 или 75) и нет никаких пояснений, – 0 баллов.

2. Максимум 6 баллов (выполнено с необходимыми пояснениями).

Рассуждения могут быть примерно такими:

1. Отличница Нина – пример для младших братьев и сестер. Следовательно, она старше всех и это она учится в старшем из классов начальной школы – в 4-м классе. (Дети могут записывать результат рассуждения в таблицу, но могут и не использовать ее.)

Ученик

Ира

Оля

Толя

Юра

Нина

Класс

 

 

 

 

4

2. Толя скоро будет уметь писать все буквы. Так как все дети учатся, то, следовательно, он первоклассник.

Ученик

Ира

Оля

Толя

Юра

Нина

Класс

 

 

1

 

4

3. Ира хорошо знает таблицу умножения и помогает двойняшкам Оле и Юре выучить ее. Так как дети учатся во всех классах начальной школы,
и 1-й и 4-й классы уже заняты, то, следовательно, Ира учится в 3-м классе, а Оля и Юра – во 2-м.

Если решение указано верно, но есть один пропуск или 2 недочета в пояснениях – 5 баллов.
Если решение указано верно, но есть 2 пропуска или 3-4 недочета в пояснениях – 4 балла.
Если правильно найдено 3 решения из 5 пунктов и к ним есть пояснения или все решение указано верно, но нет пояснений – 3 балла.
Если правильно указано 3 решения из 5 и к правильно указанным пунктам есть адекватные пояснения – 2 балла.
Если правильно указано 3 решения из 5 и пояснений к ним нет или правильно указано 2 решения из 5 и к ним даны адекватные пояснения – 1 балл.

Примечание: если ребенок в пояснениях не будет упоминать о том, что все дети учатся в школе, и в каждом классе начальной школы учится хотя бы один ребенок, пояснения все равно следует зачесть.
3.    Максимум 8 баллов (выполнено всё, а и б с пояснениями).

Решение:

Площадь квадрата равна площади фигуры, из деталей которой он составлен. Эта фигура – прямоугольник, из которого вырезан другой прямоугольник. Следовательно, S = 7 x 3 – 1 x 5 =16 (см2 ).

Ответ: 16 см2.

Вместо сложного выражения ребенок может вычислять площадь по действиям. Тогда решение с полным объяснением будет примерно таким:

Площадь квадрата равна площади фигуры, из деталей которой он составлен. Следовательно,

1) 7 x 3= 21 (см2 ) – площадь большего прямоугольника.
2) 1 x 5 = 5 (см2 ) – площадь вырезанного прямоугольника.
2) 21 – 5 = 16 (см2 ) – площадь заштрихованной фигуры.

Ответ: 16 см2.

а)    Решение:

а x а = 16
а = 4

Ответ: 4 см.

б) Приведем ответ. Достаточно, чтобы был показан раскрашенный квадрат. Пояснений не требуется.

Если выполнены все три пункта, но один (а или б) без пояснений – 7 баллов.
Если выполнены все три пункта, но два (а и б) без пояснений – 6 баллов.
Если выполнены пункты а и в – 6 баллов.
Если выполнены пункты а и в, но без пояснений – 5 баллов.
Если выполнен только пункт в – 4 балла.
Если выполнены пункты а и б – 3 балла.
Если выполнены пункты а и б, и один из них без пояснений – 2 балла.
Если выполнены пункты а и б, и оба без пояснений – 1 балл.
Если выполнен только пункт а – 1 балл.

Примечания: 1) выполнить пункт б, не выполнив а, невозможно. Запись длины стороны по начерченному квадрату вместо ее определения по площади не является выполнением пункта б; 2) выполнение только пункта а и без пояснений не засчитывается.

Н.Я. Дмитриева, автор УМК «Мы и окружающий мир»

Н.Я. Дмитриева, автор УМК «Мы и окружающий мир»

Окружающий мир

1. Обилие дождей, снега.

При таком варианте ответа – 2 балла.
При ответе с обоснованием – 2 балла.

2. Домашние птицы. Домашние млекопитающие. Дикие птицы. Дикие млекопитающие.
Хищные птицы. Хищные млекопитающие. Растительноядные птицы. Растительноядные млекопитающие.
Всего за задание – 7 баллов.

3. В окружающей природе произойдут следующие изменения: на затопляемой территории будут уничтожены растения и животные (1 балл), нарушены естественные связи сообщества река, плотина перегородит реку, что затруднит пути миграции рыбы (1 балл). Кроме того, на затопленной территории произойдет гниение объектов живой природы, что вызовет отравление воды, гибель растений и живых организмов, обитающих в реке и водохранилище (1 балл). Человек получит электроэнергию, без которой невозможны современная промышленность, сельское хозяйство и устройство быта человека – положительный эффект (1 балл), но вода зальет поселки и деревни, что повлечет переселение людей (1 балл), она зальет естественные луга и пастбища (1 балл). Человек обязательно учтет тот отрицательный результат, который вызовет в природе построение плотины (1 балл). Всего за задание – 7 баллов.

Русский язык

1. Возможные варианты ответов: вбежать (в комнату, во двор), взбежать (по лестнице, куда-то вверх), сломить (чью-то волю, силу; победить), сломать (дерево, шкаф, дом; разрушить), сравнить (по каким-то признакам числа, дома , людей), сравнять (сделать равным кому-либо, чему-либо), сровнять (сделать ровным, одного уровня с чем-либо); черкнуть (быстро пером, карандашом), чиркнуть (спичкой или еще чем-нибудь быстро).
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Всего 9 баллов.

2. 1) от какого-либо места, например, от берега; 2) оттого, что у нее перепонки на лапках и перья смазаны жиром, с них стекает вода; 3) по какому(либо водоему, например, по пруду; 4) правильными считаются один из следующих ответов или оба: а) тот же ответ, что и на 2(ой вопрос, или (и) б) чтобы найти пищу.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Всего 4 балла.

3. В 3-ем задании 2 подзадания: 1) знание пропущенных орфограмм. Правильный выбор 9 пропущенных букв оценивается 1 баллом; 2) умение устанавливать морфемный состав слов. Орфограммы находятся ( в порядке следования слов по строчкам): в приставке, буква соединительного гласного в корне, в суффиксе, в корне, в корне, в корне и суффиксе, в корне, буква соединительного гласного в корне слова, в корне.

Всего за задание 5 баллов.