Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2005

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ирина КИСЕЛЕВА,
учитель прогимназии № 1728,
г. Москва

Мы в походе

4-й класс

Цели. Закрепить знания учащихся о полезных и ядовитых растениях леса, о сборе и укладке рюкзака; развивать умение быстро и правильно ориентироваться, составлять планы-схемы местности; воспитывать навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Оборудование. Карточки с топографическими знаками; карточки по темам «Грибы», «Ягоды»; малые магнитные доски; магниты; изображение компаса в центре зала; рисунки, имитирующие кочки; гимнастические скамейки; обручи; баскетбольные мячи; аптечка; рюкзак и вещи для укладки в него; барьеры.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня у нас очередное заседание Клуба путешественников, и посвящено оно подготовке к походу, который состоится в конце месяца. В походе мы столкнемся с различными трудностями, но справиться с ними нам помогут знания по природоведению, основам безопасности жизнедеятельности и физкультуре.
Туристы – веселые, любознательные, здоровые ребята. И самыми ценными их качествами являются дружба и взаимовыручка. Сегодня вы покажете, насколько готовы к походу.
В течение учебного года наш класс работал над проектом «Мы в походе», исследования и творческие работы по теме мы собирали в папку. Итогом сегодняшней работы будет составление плана-схемы той местности, где мы разобьем наш условный лагерь. Эти планы-схемы мы тоже вложим в папку.
Но прежде чем испытать трудности похода, надо к ним подготовиться, что вам сейчас и предстоит.

Класс разбивается на две команды, выбираются капитаны, учитель вручает им маршрутные листы.
Дети проходят в спортивный зал.

II. Основной этап – игра на станциях

У. В игре вам встретится семь станций, которые каждая команда должна пройти, стараясь не совершать ошибок. На восьмой станции надо собрать план-схему лагеря из условных знаков, полученных на каждой станции. Там они хранятся в коробках, из которых вы их должны выбрать и положить в планшеты.
Как вы думаете, на что похоже изображение в центре этого зала?

Дети. На компас.

У. На нашем условном компасе показана только одна сторона света – север. Какие еще стороны света вы знаете?

Капитан первой команды называет основные стороны горизонта, капитан второй – промежуточные.

– Как еще можно ориентироваться на местности?

Д. По солнцу, по местным признакам, по звездам...

У. Мы сегодня работаем с компасом. На ваших маршрутных листах указаны те направления, по которым должны двигаться команды.

Каждая команда работает с учителем, контролирующим выполнение заданий на этапах.

– Ребята, на каждую станцию вы будете уходить от нашего компаса. В добрый путь!

Команды с сопровождающими их учителями отправляются на исходные позиции.

1. Станция «Болото»

У. Перед вами болото, его надо преодолеть. Как это можно сделать?

Д. Перейти по кочкам, по гати.

Учитель раскладывает на полу рисунки, изображающие кочки. Дети показывают, как надо по ним перейти болото.
Дети выбирают условный знак, обозначающий болото, кладут его в планшет.

2. Станция « По грибы и ягоды»

У. Мы находимся в смешанном лесу. Здесь встречаются различные растения.
Перед вами карточки, на которых нарисованы ягоды и грибы. Выберите из них изображения растений, которые можно (нельзя) употреблять в пищу.

Дети выполняют задание.

– Почему вы выбрали именно эти карточки?

Выслушиваются ответы детей.

– Выберите условный знак, обозначающий смешанный лес.

3. Станция «Родник»

У. На этой станции мы поиграем в игру «Ручеек». Слушайте правила игры.
Исходное положение – «верхом на скамейке», первый игрок – с мячом. По свистку – передача сверху-назад следующему игроку, и так до последнего игрока в команде. Последний обегает команду и садится с мячом первым на скамейку. Игра продолжается до тех пор, пока первый участник не окажется на своем прежнем месте.

Дети играют.

– Выберите условный знак, обозначающий родник.

4. Станция «Медпункт»

У. Мы с вами на станции «Медпункт». В походе можно получить какие-то травмы. Надо уметь оказать первую доврачебную помощь.
Какие травмы можно получить в походе?

Д. Укус клеща, порез, ушиб, перелом.

У. Что надо сделать, если вы порезали палец?

От каждой команды выходят по два человека. Один ученик выбирает из аптечки необходимые предметы для оказания первой помощи и на другом ученике показывает, какие действия нужно выполнить, чтобы остановить кровотечение.

– Выберите условный знак, обозначающий медпункт.

5. Станция «Сбор рюкзака»

У. Мы с вами на станции «Школа». Отсюда мы отправимся в поход. Давайте вспомним, как нужно укладывать рюкзак. Какие основные правила сбора рюкзака вы знаете?

Дети отвечают.

– А теперь один из вас выйдет и покажет, как это правильно сделать.

Ученик выполняет задание.

– Выберите условный знак, обозначающий школу.

6. Станция «Переправа через речку»

У. Мы с вами на станции «Мост». Перед нами речка. Нам надо ее перейти. Какие способы переправы, помимо моста, вы знаете?

Д. По веревке, по бревну, вброд.

У. Сегодня мы будем отрабатывать переправу через речку по бревну.

В роли бревна – гимнастическая скамейка, по которой учащиеся «переходят реку».

– Выберите условный знак, обозначающий мост через реку.

7. Станция «Овраг»

У. Мы с вами на станции «Овраг». Давайте поиграем в игру «Преодолей препятствие» и покажем, что мы сумеем перебраться и через овраг. Слушайте правила игры.
Каждый участник игры делает три прыжка через обруч, затем пролезает под барьером, потом опять делает три прыжка через второй обруч и становится в конце команды. Все члены команды по очереди выполняют задание.

Дети играют.

– Выберите условный знак, обозначающий овраг.

8. Станция «Топография»

У. Эта станция – итоговая. Сколько у вас собрано условных знаков?

Д. Семь.

У. Составьте план-схему нашего условного лагеря.

Дети выполняют задание.

– Команды, поменяйтесь своими схемами. Верно ли вами выполнено задание?

Капитаны команд дают ответы.

– Эти планы-схемы мы вложим в нашу папку с работами.

III. Итог игры

У. Вот и остались позади все преграды и выполнены задания, на что потрачено много сил. Обе команды работали дружно.
Ребята, как вы думаете, справились мы со своими задачами?
Почему вы так считаете?

Дети отвечают.

– Как вы думаете, готовы ли мы с вами идти в поход? Это будет следующим этапом нашего проекта.

Учитель отмечает активных учеников, хорошие ответы.Класс строится и выходит из спортивного зала.

Приложение

Маршрутный лист

Команда «Зеленые»

Направления.

Условные знаки.

1

Северо-восток

 

2

Запад

 

3

Восток

 

4

Северо-запад

 

5

Север

 

6

Юго-восток

 

7

Юго-запад

 

8

Юг

 

 

Маршрутный лист

Команда «Желтые»

Направления.

Условные знаки.

1

Северо-восток

 

2

Запад

 

3

Восток

 

4

Северо-запад

 

5

Север

 

6

Юго-восток

 

7

Юго-запад

 

8

Юг