Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2005

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Контрольные работы составили
Елена ЧУДИНОВА,
учитель НОУ «Школа «Бакалавр»
Людмила ЗЕМСКОВА

Окружающий мир

Контрольные работы

2 класс

1. Птицы и тепло

Есть такая народная примета: «Птицы садятся на верхушки деревьев – к теплу».

а) О скольких процессах в ней говорится?
Составьте схемы этих процессов.
б) Как доказать, что птицы действительно садятся на верхушки деревьев к теплу? Дайте письменный ответ или изобразите его графически в виде схемы.
в) Как можно измерить потепление? Нарисуйте прибор, напишите его название, подпишите его главные части.
г) Какие явления происходят в природе при весеннем потеплении? Подчерните нужное, зачеркните неверное.

замерзание луж, набухание почек, прилет птиц, капель с крыш, листопад, таяние снега

На что направлено задание:

1) умение составлять схемы процессов. Допускается составление одной схемы (птицы летают, затем птицы садятся; условия обозначить нельзя, так как они это делают не потому, что тепло уже наступило, но «к теплу»). Оптимально составление двух схем (вторая – о том, что было холодно, а стало тепло);
2) умение подобрать нужный способ ответа на вопрос, умение планировать опыт или наблюдение;
3) знание способа измерения температуры, устройства термометра;
4) знание сезонных изменений в природе.

2. Жизнь деревьев

Известно, что есть деревья долговечные, а есть недолговечные. Липа живет до 800 лет, ель – до 350, ива – до 60, тополь и осина – до 100, береза – до 150, сосна – до 450, дуб – до 1000 лет. Но всех превзошла секвойя, названная в честь индейца Секвойя – изобретателя индейской письменности. Это дерево живет до 3600 лет.

а) Постройте ряд деревьев по долговечности.
б) Разделите деревья на две группы – хвойные и лиственные. Запишите названия в два столбика.
в) Какие деревья из списка живут в вашей местности? Обведите нужные названия в рамочку.

На что направлено задание:

1) умение строить ряд;
2) умение классифицировать (секвойя – хвойное дерево, если ученик обозначил его знаком вопроса – это хорошо);
3) знание хвойных и лиственных деревьев;
4) знание деревьев родного края.

Дополнительное задание

Лифт и здоровье

Прочитайте журнальную статью.

Среди сотрудников одной фирмы, которая размещалась на 26 этаже небоскреба, выбрали 25 добровольцев, которые согласились каждое утро подниматься на рабочее место по лестнице, без помощи лифта. Все они были старше 35 лет и не занимались спортом. Другая группа из 25 человек, такая же по возрасту и состоянию здоровья, продолжала ездить на лифте. Через 10 недель медики проверили состояние здоровья этих людей. У тех, кто ходил пешком, состояние здоровья улучшилось. Состояние здоровья контрольной группы не изменилось.

а) Зарисуйте схему опыта, о котором рассказано в статье. Можно ли считать это сообщение научным? Почему?
б) Можно ли измерить «состояние здоровья»? Если «да», то как? (Предложите любой способ.) Если «нет», то почему?

На что направлено задание:

1) умение анализировать текст (составление схемы опыта по тексту);
2) критичность по отношению к описаниям фактов (не сообщено ни о каких измерениях, не приведены никакие данные);
3) различение величин (измеряемые) и свойств, которые можно оценить (к ним относится «состояние здоровья). Однако причисление «состояния здоровья» к величинам не является грубой ошибкой;
4) предложение способа оценки «состояния здоровья» – например, шкалы здоровья или косвенного параметра для оценки (например, частоты заболеваемости простудой).

3 класс

1. Развитие ребенка

На графиках и диаграммах показано развитие Паши Иванова, воспитанника детского сада.

а) Определите, какой вес был у Паши в 5 лет.
б) Достройте диаграмму, показывающую рост словарного запаса у Паши, если известно, что в 4 года он был ровно в два раза меньше, чем в 5 лет.
в) Определите, на какие занятия у Паши уходило больше времени в 6 лет – на музыку или на рисование?
г) Перечислите, какие еще процессы происходят, когда ребенок растет и развивается.

На что направлено задание:

1) умение строить и читать графики и диаграммы;
2) знание о развитии ребенка.

2. Опасные места

Когда Паша учился ходить, он передвигался по комнате от предмета к предмету, чтобы не упасть. Его старший брат зарисовал на плане комнаты маршруты, по которым ходил Паша.

а) Определите, какому маршруту на плане соответствует каждая из данных линейных записей. Обведите правильные ответы: А1, А2, А3, Б1, Б2, Б3, В1, В2, В3.
б) Обозначьте на плане опасные для годовалого ребенка места.
в) Определите, какой маршрут самый длинный. Какова его настоящая длина в метрах?

На что направлено задание:

1) умение строить и читать картосхемы;
2) знание ОБЖ;
3) умение соотносить разные виды записи маршрутов;
4) умение использовать масштаб для вычисления расстояния (необязательное).

3. Любимые зверушки

Когда Паша был маленьким, он любил вместе с мамой рассматривать «Детскую энциклопедию». Он с удовольствием разглядывал изображения щуки, синицы, коровы, медведя, тюленя, кактуса, водорослей.
Когда Паша стал постарше, он узнал не только названия этих живых существ, но и то, к каким группам они относятся. А знаете ли это вы? Заполните таблицу названиями живых существ, которые здесь приведены. Дополните таблицу своими примерами.

 

Водные

Наземные

Животные

рыбы

   

птицы

   

звери

   

Растения

   

На что направлено задание:

1) умение читать таблицы;
2) знание названий живых существ, групп живых существ;
3) умение классифицировать.

Дополнительное задание

География болезни

Известно, что раком кожи чаще болеют люди, живущие в южных странах, а малярией – дюди, живущие в заболоченных местах. Последнее время медики часто говорят о географии болезни. Как вы думаете, что можно узнать о болезни с помощью картосхем? Составьте список заболеваний, которые вам известны. Обведите в рамочку названия заразных (инфекционных) болезней. Придумайте пример использования картосхемы для установления:

  • причины какой-либо болезни из вашего списка;

  • путей распространения какой-либо болезни из списка;

  • способа предупреждения какой-либо болезни из списка.

На что направлено задание:

1) умение пользоваться картосхемами (знать обозначения, уметь творчески применить разные способы обозначения);
2)    знание названий и характера заболеваний;
3)    умение классифицировать;
4)    умение действовать в ситуации совершенно новой задачи.

4 класс

1. На лесной опушке

Вставьте пропущенное в текст (допишите его):

На лесной опушке все движется. В воздухе кружатся мошки и комары. Легкими прыжками пробежал заяц. Тяжело плюхнулась в воду травяная лягушка. Изящно пролетел кузнечик. С дерева на дерево перепархивают птицы и белка. Среди высокой травы деловито снуют муравьи. Только небольшой ужик неподвижно лежит на поваленном дереве. И непонятно, то ли на солнце греется, то ли на охоту вышел. Сложные отношения связывают обитателей этой лесной опушки. _____
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Вот такая трагедия разыгралась теплым летним утром.

Составьте схему взаимоотношений этих животных.

На что направлено задание:

1) знание пищевых цепей смешанного леса;
2) умение составлять схемы;
3) умение кратко характеризовать взаимоотношения живых существ.

2. Системы мира

Эти две схемы взаимного движения Солнца и Земли принадлежат Птолемею и Копернику.

а) Подпишите, где чья.
б) Дорисуйте на схеме Коперника, как движется Луна.
в) Покажите на орбите Луны крестиком такое ее положение, при котором на Земле наблюдается солнечное затмение.
г) Подпишите, какие из небесных тел, показанных на схеме Коперника, являются звездами, планетами, спутниками планет.
д) Напишите, какие еще небесные тела вам известны.

На что направлено задание:

1) умение анализировать и строить объяснительные схемы;
2) знание систем мира Птолемея и Коперника;
3) знание механизма затмений;
4) знание названий разных небесных тел;
5) различение звезд, планет и спутников планет.

3. Туристы в лесу

Группа ученых, опираясь на проведенные эксперименты, определила, что жестяная консервная банка (из-под кильки в томате), брошенная туристами в лесу летом 2004 года, полностью проржавеет и исчезнет только в 2104 году. Стеклянная бутылка, брошенная тем же летом, пролежит не меньше 4000 лет. Банка из-под пива (из тонкого алюминия) исчезнет к 2504 году. Мешочек из полиэтилена разложится полностью к 2200 году.

а) Какие эксперименты должны были провести ученые, чтобы сделать такие выводы? Что нужно учесть в опытах?
б) Постройте ряд этих предметов по прочности.
в) Что можно и что нельзя оставлять в лесу после отдыха?

На что направлено задание:

1) умение строить ряд;
2) умение планировать опыт (уравнивать экспериментальные и контрольные условия);
3) знание правил поведения в лесу.

4. Таинственная находка

При раскопках культурного слоя ученые нашли красивые разноцветные камни с дырочками, лежащие рядом, как если бы они были надеты на веревку.

Какие вопросы о находке задал бы себе:

а) историк;
б) ученый-естествоиспытатель (запишите по два вопроса).

На что направлено задание:

1) умение строить гипотезы;
2) различение позиций историка и естественника.

Дополнительное задание

Наша соседка Луна

Известно, что мы всегда видим одно и то же «лицо» Луны, то есть Луна всегда обращена к Земле одной своей стороной.
На уроке дети предложили схемы, объясняющие характер движения Луны вокруг Земли. Какие из них верны и почему? Чем вы воспользовались, чтобы сделать проверку? Нужны ли какие-то дополнительные условия для того, чтобы схемы оказались верными?

На что направлено задание:

1) умение проверять схемы, пользуясь при этом вспомогательными средствами (в этом смысле верны схемы Марины и Штефана);
2) умение обосновать свой выбор (здесь может быть доказано, что по-настоящему верна только схема Марины);
3) найдено дополнительное условие, при котором работают только схемы Марины и Штефана – поворот вокруг оси делается за то же время, за которое спутник обращается вокруг планеты.

Дополнительное задание

Наблюдения за метеорами

Обращаясь вокруг Солнца, наша Земля в определенные дни года пересекает рои метеорных тел. В это время в ночном небе можно видеть множество метеоров. Как проводят наблюдения за метеорами?
Наблюдение ведут лежа на раскладушке или надувном матраце. Над головой на небольшой высоте подвешивают гимнастический обруч. Три-четыре человека лежат, и каждый смотрит только в свой круг. Они сообщают о яркости, направлении метеора и длине светового следа. Секретарь, который стоит рядом с наблюдателями, записывает эти сведения, а также кто сообщил, в какой момент времени, точное время начала и конца наблюдений. Через каждый час наблюдатель в течение 15 минут отдыхает.

а) Объясните все особенности проведения наблюдения (зачем так делают?).
б) Какие интересные факты можно установить с помощью таких наблюдений?

На что направлено задание:

1) умение планировать и проводить наблюдения;
2) умение связывать предположения и наблюдения.