Контрольные работы составила
учитель литературы
НОУ «Школа Бакалавр»
Светлана ФЕТИСОВА,
консультант — автор программы
Зинаида НОВЛЯНСКАЯ
Литературное чтение
Контрольные работы
Данные контрольные работы предназначены для
классов, работающих по программе «Литература как
предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной, З.Н.
Новлянской. Предлагаемые задания можно
использовать и в других образовательных
системах, в том числе и в традиционной.
В дополнение к контрольным работам даны ключи к
тем заданиям, при выполнении которых возможны
затруднения. В ряде заданий на акцентное
вычитывание ответы отсутствуют неслучайно.
Личная точка зрения учащегося имеет право на
существование, если она подтверждена текстом.
1 класс
Задание
1. Прочитай текст.
ЕЖИНКА
(в сокращении)
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живётся Ежинке,
Единственной внучке Ежа. (…)
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ёжик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слёз:
– Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзинке унёс!
Мелькали берёзы и ёлки,
Зелёный кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж! (…)
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зелёной ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдёшь?
– Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж.
(В. Осеева)
2. Ответь на вопросы и выполни задания.
Вариант 1
Есть ли в этом произведении рассказчик? Если
есть, то подчеркни его слова прямой чертой.
Найди слова, которые говорят герои. Подчеркни их
волнистой чертой.
Найди в тексте слова, которые помогают понять
настроение каждого из героев. Обведи их цветным
карандашом.
Какие ещё произведения про ежей вы читали на
уроках литературы?
Запиши их названия и авторов.
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Вариант 2
Представь, что тебе надо организовать чтение
этого стихотворения по ролям.
Сколько чтецов для этого понадобится?
Обведи кружком нужное число: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Объясни свой выбор.
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Слова каждого чтеца подчеркни карандашом
определённого цвета.
Найди в тексте слова, которые помогут чтецам
понять настроения героев.
Подчеркни их волнистой линией.
2 класс
Задание 1
1. Прочитай текст.
МУХА
— Ты куда попала, муха?
— В молоко, в молоко.
— Хорошо тебе, старуха?
— Нелегко, нелегко.
— Ты бы вылезла немножко.
— Не могу, не могу.
— Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
— Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей,
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.
(О. Мандельштам)
2. Ответь на вопросы и выполни задания.
Как построен этот текст? Обведи правильный ответ:
ГГ, РГ, РП, Р с п. т. з.
Сколько героев в стихотворении? ______
Кто они? _____________________________
Как они относятся друг к другу?___________
_________________________________________
Подчеркни прямой чертой слова, которые
подтверждают твоё мнение.
Задание 2
Вариант 1
1. Прочитай текст.
ПАМЯТНЫЙ СЛУЧАЙ
В детстве я любил ходить пешком.
У меня не уставали ноги.
Помню, как однажды с вещмешком
Весело шагал я по дороге.
По дорогам даже в поздний час
Я всегда ходил без опасенья,
С добрым настроеньем в этот раз
Я спешил в далёкое селенье…
Но внезапно ветер пролетел!
Сразу тьма сгустилась! Страшно стало!
Хмурый лес качался и шумел,
И дорогу снегом заметало!
Вижу: что-то чёрное вдали
Сквозь метель маячит… Нет, не ёлки!
Ноги будто к месту приросли!
В голове мелькнуло: «Волки, волки!..»
Волки мне мерещились не раз
В обгоревших пнях. Один без друга,
Я дрожал от страха, но тотчас
Шёл вперёд, опомнясь от испуга.
Шёл я, спотыкаясь, а метель,
Мне сугроб под ноги наметая,
То вдруг: «У-у-у!» — кричала в темноте,
То вдруг: «А-а-а!» — кричала, как живая!
…После всё утихло. Рассвело.
Свет зари скользил по белым склонам.
Я пришёл, измученный, в село,
И друзья спросили удивлённо:
— Что случилось? Ты не заболел?
— Ничего,— ответил я устало, —
Просто лес качался и шумел,
И дорогу снегом заметало…
(Н.М. Рубцов)
2. Ответь на вопросы и выполни задания.
Какой рассказчик в этом произведении? ______
Подчеркни в тексте прямой чертой слова,
подтверждающие твоё мнение.
Какое настроение выражено в тексте? _____ ____
Меняется ли оно от начала к концу
произведения?_______________________________________________________
Подчеркни волнистой линией слова, которые яснее
других доказывают твоё мнение.
Вариант 2
1. Прочитай текст.
ДНЕВНИК ФОКСА МИККИ
(отрывок)
Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на
девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом
она не умеет) и грызёт сахар, совсем как
собачонка. Всё думаю – нет ли у неё хвостика?
Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в
ванную комнату меня не пускает, — уж я бы
посмотрел.
Вчера она расхвасталась: видишь, Микки, сколько у
меня тетрадок! Арифметика – диктовка –
сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни
говорить, ни читать, ни писать не умеешь.
Гав! Я умею думать, — и это самое главное. Что
лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею: детские книжки с самыми
крупными буквами.
Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу,
когда люди смеются)! – писать я тоже научился.
Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я
ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш
в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не
ёрзала, — и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных
дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее
девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только я
не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я
бегу тихонько в кабинет и тащу со стула
отточенные людьми огрызочки.
(Саша Чёрный)
2. Ответь на вопросы и выполни задания.
Какой рассказчик в этом произведении? ______
Подчеркни в тексте прямой чертой слова, которые
подтверждают твоё мнение.
Кто он? ______________________________
Какими словами он ярче всего выражает свою точку
зрения? Подчеркни эти слова волнистой чертой.
Как герои относятся друг к другу? Найди и
подчеркни цветной линией слова, которые
показывают это отношение.
Задание 3
Напиши сочинение с одним из предложенных
названий: «Воспоминания портфеля», «Сны
медвежонка».
3 класс
Задание 1
1. Прочитай тексты.
* * *
Ой ты, быська-бысенька,
Ой ты, мой бычок, –
Золотая лысинка,
Смоляной бочок,
Рожки шаловливые,
Ножки торопливые, –
Ты тихонечко ходи,
Наших деток – не буди!..
(Пер. с белорусского И. Мазнина)
ШЛА ЛИСИЦА
Шла
Лисица
Вдоль
Тропинки
И
Несла
Грибы
В корзинке:
Пять |
Опят
И пять
Лисичек
Для
Лисят
И
Для
Лисичек
(И. Мазнин) |
* * *
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Только на гору взобрался,
Ему красный повстречался.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской,
Не замазкой –
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
РАКИ И РЫБЫ
Раз спросили у меня:
– Раки рыбам – родня?
Думал я четыре дня:
– Рыбы ракам – родня?
А по-твоему
Как:
Не родня ли рыбе рак?
(Г. Сапгир)
* * *
Встала красна девица рано,
Встала бела да румяна,
Умылась ясною росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.
2. Ответь на вопросы и выполни задания.
Определи жанр каждого из прочитанных
произведений. Приведи доказательства,
подтверждающие твоё мнение.
Жанр какого из произведений тебе было труднее
всего определить? Почему?
Задание 2
Сочини произведение в одном из малых жанров (по
выбору).
4 класс
Задание 1
1. Прочитай текст.
ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый.
Однажды, вдоволь наевшись капусты на
крестьянском огороде, он собрался было домой, как
вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей
не удалось стащить курицу с крестьянского двора,
и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать – но куда?..
Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал,
что там поджидала его другая грозная опасность –
в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что
без разрешения в чужой дом входить не полагается.
«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С
пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне,
пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос
Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! – ответила она, желая
обмануть кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет
дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. —
Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До
свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что
вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые
кролики! Нужно же было ему просить разрешения
войти!
(Мексиканская сказка)
2. Ответь на вопросы письменно.
К какому роду и жанру относится это
произведение? Почему? Какими чертами отличаются
герои? Как относится к ним рассказчик?
3. Найди в тексте доказательства,
подтверждающие твоё мнение.
Задание 2
1. Прочитай текст.
* * *
Вейся ты, вейся, берёзка,
Завивайся, белая.
Что ж тебе, берёзке, не виться?
Чего ж мне с милым не водиться?
Вечор на берёзку, вечор на белую
Сильный дождик поливает,
Белую, зелёную ломает.
2. Ответь на вопросы и выполни задания.
К какому роду и жанру относится это
произведение? ____________________ Почему? _________
___________________________________________
Какое настроение в нём выражено? ________
___________________________________________
Приведи доказательства, подтверждающие твоё
мнение. _________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 3
Вариант 1
Сочини отрывок «Чудесное происшествие» или
«Находчивый», пользуясь выразительными
средствами волшебной или бытовой сказки.
Вариант 2
Сочини сказку, заголовком которой может
служить одна из пословиц (на твой выбор):
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
По одёжке встречают, а по уму провожают.
Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
Какого типа сказка у тебя получилась? Докажи.
КЛЮЧИ
1 класс
Задание
Вариант 1
Ответь на вопросы и выполни задания.
Есть ли в этом произведении рассказчик? Да.
Какие ещё произведения про ежей вы читали на
уроках литературы? Запиши их названия и авторов.
М. Пришвин – «Ёж»; Е. Чарушин – «Страшный
рассказ»; И. Пивоварова – «Ёжик»; И. Пивоварова –
«Ежовый тулупчик».
Вариант 2
Представь, что тебе надо организовать чтение
этого стихотворения по ролям. Сколько чтецов для
этого понадобится? Объясни свой выбор. Четыре
чтеца: рассказчик, Зайчишка, дети, Ёж.
2 класс
Задание 1
Ответь на вопросы и выполни задания.
Как построен этот текст? Правильный ответ: ГГ.
Сколько героев в стихотворении? Два. Кто
они? Мальчик, муха.
Задание 2
Вариант 1
Ответь на вопросы и выполни задания.
Какой рассказчик в этом произведении? Рассказчик-герой.
Меняется ли настроение от начала к концу
произведения? Да.
Вариант 2
Ответь на вопросы и выполни задания.
Какой рассказчик в этом произведении?
Рассказчик-герой.
Кто он? Собака – фокс Микки.
3 класс
Задание 1
Определи жанр каждого из прочитанных
произведений. Приведи доказательства,
подтверждающие твоё мнение. 1 – колыбельная
песня; 2 – считалка; 3 – небылица; 4 –
скороговорка; 5 – загадка.
4 класс
Задание 1
К какому роду и жанру относится это
произведение? Эпос, сказка о животных.
Задание 2
Ответь на вопросы и выполни задания.
К какому роду и жанру относится это
произведение? Лирика, протяжная песня.
Почему? Потому что задача этого произведения
– выразить настроение лирического героя.
|