Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2005

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Контрольные работы составили
Елена ВОСТОРГОВА
и учителя НОУ «Школа «Бакалавр» –
Дарья КАЗАНЦЕВА,
Инна ШЕВЦОВА, Галина ШИРЯЕВА

Русский язык

Контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы составлены в соответствии с содержанием программы по русскому языку В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой и следующих учебников:

1.    Букварь (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
2.    Русский язык. 1 класс (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова).
3.    Русский язык. 2 класс: В 2 ч. (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова).
4.    Русский язык. 3 класс: В 2 ч. (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В. Чеботкова).
5.    Русский язык. 4 класс: В 2 ч. (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).

Все контрольные работы являются итоговыми, т.е. проводятся в конце учебного года.
Каждая работа состоит из двух частей.
Цель заданий первой части – определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта, желательно на отдельном уроке. Во 2, 3 и 4 классах эту часть работы можно также проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами. При такой форме ее проведения каждый учащийся получает возможность решать орфографические задачи в индивидуальном темпе. Первая часть работы для каждого класса представлена в двух вариантах – учитель может выбрать любой из них.
Цель заданий второй части каждой работы – выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся по изученным языковым разделам. Вместе с тем некоторые из этих заданий позволяют диагностировать, в какой степени сформированы у учащегося основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения; рефлексивное отношение к способам собственных действий; умение выйти за рамки имеющихся знаний, построить гипотезу, проверить ее. Очевидно, что задания, содержащие такие возможности, не могут быть выполнены младшими школьниками на том же уровне, что и задания воспроизводящего характера. Поэтому оценивание всех заданий лучше осуществлять по специальной рейтинговой системе (см. комментарии по анализу работ). Для выполнения заданий второй части контрольной работы лучше выделить отдельный урок. Предполагается, что все задания (кроме задания 1 в работе для 1 класса) будут предложены учащимся на специальных бланках. Если такой возможности нет, необходимо переформулировать некоторые задания (например, заменить слово «Подчеркните…» на «Выпишите …», «Исправьте…» на «Запишите без ошибок…» и пр.).

1 класс

Диктант

Вариант 1

У Миши жил пушистый кот Рыжик. Рыжик и Миша были друзьями. Кот любил играть. То за пальто Мишу схватит. То шнурки вытащит. Мальчик давал Рыжику теплую кашу.

(27 слов)

Вариант 2

Братья Женя и Яша зашли в рощу. Гуляли там целый час и заблудились. Малыши стали кричать. Но шум машин указал мальчикам верный путь. Так дети нашли свой дом.

(28 слов)

Задания

1. Составь схему высказывания.

а) Ребята пошли по узкой дорожке.

_______________________________________________

б) Петя высыпал картофель в корзину.

________________________________________________

2. а) Подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.

няня, май, Яна

б) Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

кони, пальто, Лена
льёт, лента, фасоль

3. В словах пропущена одна и та же буква. Какая? Вставь её.

Ш…ёт, лос…, л…ес, лист…я

4. Обозначь звуки буквами. Покажи работу букв стрелками.

[п’эн’] [л’й’от] [жыл’й’у] [л’эй’ка]

П р и м е ч а н и е. Задание 1 выполняется под диктовку учителя.

2 класс

Диктант

Вариант 1

Июнь. Володя и Илья едут за город. У подъезда ждет машина.
В деревне ребята помогут взрослым прополоть грядки. После работы мальчики сядут в лодки и поплывут по реке к лесу. Там найдут грибы и ягоды. Вечером друзья будут петь песни.

(40 слов)

Вариант 2

ГОРКА

Наступил холодный январь. Пушистым снегом занесло подъезд и площадку перед домом.
Ребята сделали снежную горку. Мальчики принесли ведерки с водой. Девочки полили ею горку. Ночью ударил крепкий мороз. Стала горка ледяной.
Целый день звенит ребячий смех. Весело зимой ребятам!

(39 слов)

Задания

1. Распредели слова по колонкам.

Оз_ро, ст_ловая, заво(д, т), с_лач, б_рёза, фл_ (ж, ш)ки, сп_шат, шу(д, т)ка, ст_на.

Какие слова вызвали у тебя затруднения?
Выпиши их со знаком вопроса. _______________
________________________________________________
________________________________________________

2. Подчеркни слова с нулевым окончанием.

говорят
домик

синий
окно

гербарий
пальто

3. Раздели текст на высказывания. Исправь, где нужно, маленькую букву на большую, в конце каждого высказывания поставь точку. Подчеркни орфограммы в начале и в конце высказывания.

алёша и иван жили летом на даче однажды они пошли в лес и заблудились их окружали высокие ели и частый кустарник ребята долго совещались алёша догадался влезть на высокую сосну он увидел дорогу в деревню

4. Проверь и вставь орфограммы в словах. Над каждой орфограммой укажи способ ее проверки: 1 – по сильной позиции, 2 – по словарю, 3 – по специальному правилу.

п_сать другу, кататься на сл_не,
шурш_т под н_гами, м_розный денёк,
у открыт_го _кна, чита_т ноч_ю

Все ли орфограммы удалось проверить? Поставь над ними знак вопроса.

3 класс

Диктант

Вариант 1

НА ПТИЧЬЕМ РЫНКЕ

В Москве есть рынок, где продают разных животных. Называется он птичьим. Придешь на такой рынок – глаза разбегаются. Здесь можно и попугая говорящего купить, и пушистого котенка. Погладишь его, и он замурлычет.
А у высокого дяденьки маленькие собачки. У одной на черной спинке есть белое пятнышко. Другая приветливо машет хвостиком. Все хотят понравиться прохожим. Ждут своих покупателей.

(56 слов)

П р и м е ч а н и е. О подчеркнутых знаках препинания учащимся сообщает учитель.

Вариант 2

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

По цветам человек легко определяет время.
Ранним утром открывает синий глазок колокольчик. Следом поднимает широкие лепестки шиповник. Вспыхнул огонек яркого мака. К восьми часам может появиться роса на желтой кувшинке и белой лилии.
Спадает летняя жара. Здесь и там оживают другие цветы. К вечеру начинаешь чувствовать аромат душистого табака.
Посади на клумбе цветочные часы. По ним увидишь точное время.

(По Н. Надеждиной)
(59 слов)

Задания

1. Прочитай слова каждой группы и найди сходство в составе их значимых частей. Вычеркни лишнее слово.

1. Гром, громкость, громадный, громкий_____
2. Дворик, крик, мячик, столик____________
3. Спрыгнуть, сделать, спелый, слепит_______
4. Гном, сном, слоном, умом______________
5. Гриб, грибы, грибной, грибом__________

* Добавь в каждую группу еще одно слово так, чтобы оно не стало лишним1.

2. Подчеркни слова, с помощью которых можно проверить выделенную орфограмму.

Берёзовый (дубов, дубовый)
За окнами (за окном, из окна)
Летать (перелёт, летний)
Мороз (морозный, морж)
Подумать (подкуп, подумаешь)
Рисует (горит, цветет)

3. Подчеркни слова, в которых на месте пропуска орфограммы слабой позиции должна быть буква и.

жить на свет…, о син…м галстуке, летн…й костюм, рисовать в тетрад…, отдыхать
в санатори…, сидеть на дерев…, лежать во рж…, за узк…м столом, на вечерн…м небе, о хорош…м человеке, с хорош…м человеком

4. Определи спряжение данных слов. Запиши изменения каждого слова: инфинитив, 3 лицо ед. ч., 3 лицо мн. ч. Подчеркни изменения одного и того же слова, написание которых нельзя отнести к одному типу спряжения.

Мечтаю – _____________________________
Бегу – _______________________________
Дышу – _______________________________
Хвалю – ______________________________
Чту (память) – __________________________

Не нужно ли подчеркнуть в задании еще одну группу изменений? Если твой ответ – «нет», прочитай высказывание:

Потомки чтут память погибших героев войны.

4 класс

Диктант

Вариант 1

Приятно вечером возвращаться мимо сада домой. Из него тянет душистым дымом вишневых сучьев. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу. В полдень здесь варился замечательный обед, а теперь по саду тянется голубоватый дымок.
Поздней ночью в деревне погаснут огни, но высоко в небе зажгутся россыпи звезд. Тихо шепчет листва. Падающие звезды чертят небо тонкими голубыми полосками. Долго смотришь в его синюю глубину…
Потом встрепенешься и быстро побежишь по аллее к дому. Как хорошо жить на свете!

(По И.А. Бунину)
(77 слов)

Вариант 2

БЕЛКИ

У старой ветвистой ели резвятся веселые белочки. Приятно радуешься вместе с ними теплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще.
Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далёекие и опасные путешествия. Смело переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, забегает в города. Радостно смотришь на белок и любуешься их приветливым видом.

(По И. Соколову-Микитову)
(79 слов)

Задания

1. Ребята составляли грамматическую характеристику к выделенным словам в высказывании: Дюймовочка села на большой зелёный лист и поплыла по реке. Проверь, справились ли они с заданием. Исправь (если нужно) записи учеников.

зелёный (зелёный) – прил.;
зелёный – Им. п., ед. ч., м. р.

поплыла (поплывёт) – глагол, 1-е спр.;
поплыла – усл. накл., прош.в., ед. ч., ж. р.

по реке (река) – сущ., ед. ч., И. п.;
по реке – одуш., ж. р., 3 скл.

2. Определи, к какой части речи относится выделенное слово.

Не лай на меня. Раздался громкий лай собак.
У пистолета длинное дуло. Сильно дуло из окна.

* Каждое из слов уж, три, тепло, рву тоже может быть отнесено к разным частям речи. Докажи это своими примерами. Запиши их.

____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

3. Подчеркни слова с нулевым окончанием.

выход, высоко, билет, вылет, подлость, (встать) подряд, округ, осень, промах, проводник, (кричать) вслед, вставить, беречь

* Запиши еще несколько слов с нулевым окончанием.

_________________________________________
_________________________________________

4. Укажи с помощью стрелок виды грамматической связи между словами в высказывании.

Поздней ночью в деревне погаснут огни.

Найди грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Поздней ночью в деревне погаснут огни.

5. Подчеркни только те синтаксические единицы, которые можно назвать словосочетаниями.

книга о природе, подарок для друга, сестра поёт, отдыхать под деревом, тёмная ночь, прочитать рассказ, бабушка отдыхает, думать о книге, малыш играет, папа – инженер

6. Расставь недостающие знаки препинания.

1.    Хотят ли русские войны
2.    Девочка чувствовала тепло кошачьей шкурки смотрела на кошку прозрачными пустыми глазами потом отломила кусок корки и бросила кошке.
3.    Дорога сначала поднималась вверх потом опускалась вниз.
4.    Горячее лицо искало ветра но ветра-то и не было.

Охарактеризуйте третье предложение (подчеркните нужное слово):

1)    повест., вопрос.;
2)    воскл., невоскл.;
3)    прост., сложн.;
4)    2 гл. чл., 1 гл. чл.;
5)    распр., нераспр.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Первая часть каждой работы анализируется с помощью таблиц, вторая – оценивается в баллах в соответствии с определенной «стоимостью» того или иного задания (см. комментарии по анализу заданий).
Конечно, при анализе работ в первую очередь важна качественная оценка работы, а не отметка. Главная задача учителя – отследить индивидуальный рост каждого ученика и постепенно научить детей самим анализировать и оценивать свою работу, сравнивать ее со своими предыдущими результатами, а не с успехами других учеников. Совершенно очевидно, что при использовании общепринятой системы отметок это почти невозможно.

1 класс

Диктант

Результаты выполнения этой части работы фиксируются в табл. № 1 (знак «+» в графе означает наличие данной ошибки в работе, «–» – ее отсутствие, «галочка» ставится в графе недочетов).
Заполнив эту таблицу, учитель сможет сделать выводы, в какой степени первоклассники усвоили правила русской графики, изученные орфограммы, насколько у ребят сформирован каллиграфический навык. Количество самых распространенных на этом этапе и самых «опасных» ошибок – пропуск, замена и перестановка букв, слогов – свидетельствует об уровне сформированности действия письма. Подсчитывая общее количество ошибок в ученической работе, следует учитывать, что каллиграфическая ошибка (неправильное соединение, искажение букв и т.п.) считается недочетом, 2–3 таких недочета приравниваются к одной ошибке.

Задания

Эта часть работы нацелена на выявление уровня усвоения следующих знаний и умений первоклассников:

1) выделять слова (в том числе и служебные) в потоке звучащей речи;
2) соотносить звуки и буквы в слове;
3) использовать мягкий знак в разных позициях;
4) обозначать звуки буквами с учетом изученных орфограмм.

Правильно выполненное первое задание следует оценить 2 баллами (по одному баллу за каждую правильную схему).

Образец правильного выполнения задания

а) Ребята пошли по узкой дорожке.

б) Петя высыпал картофель в корзину.

Аналогично можно оценить и второе задание – при выполнении без ошибок – 2 балла (за каждое правильно найденное слово – по 1 баллу).

Образец правильного выполнения задания

а) няня, май, Яна

б) кони, пальто, Лена
льет, лента, фасоль.

Третье задание следует оценивать так: за правильно вписанный мягкий знак в словах шьет, лось и листья – 3 балла, за обнаружение «ловушки» в слове лес можно добавить еще один балл. За каждую допущенную ошибку следует отнимать 1 балл.

Образец правильного выполнения задания:

Шьёт, лось, л…ес, листья

За правильно записанные слова пень, лейка в четвертом задании можно присудить 1 балл, за слова льёт, жилье со знаком вопроса на месте мягкого знака – 2 балла (по 1 баллу за каждое слово); за правильно обозначенную работу букв в словах пень, лейка – 1 балл, в словах льет, жилье – еще 2 балла. За каждую ошибку в буквенной записи следует отнимать 1 балл, за неверную стрелку – 0,5 балла.

Образец правильного выполнения задания:

2 класс

Диктант

Работа анализируется аналогично по табл. 2.

Заполнив эту таблицу, учитель будет иметь представление о том, в какой мере его ученики овладели основными способами проверки орфограмм слабых позиций: по сильной позиции, по словарю (по памяти), проверяя орфограммы по специальным правилам. По данным таблицы можно судить, как дети усвоили орфограммы сильных позиций, допускают ли ошибки в случаях употребления большой буквы, раздельного написания предлогов с другими словами, есть ли случаи пропуска, перестановки букв. В графе «Необоснованные пропуски» отмечаются прочерки, сделанные ребенком на месте тех букв, которые можно проверить одним из изученных способов (например, в слове гр_бы ребенок должен был проверить букву и изменением гриб). На наш взгляд, такой пропуск все же лучше ошибки, поэтому предлагаем считать его недочетом. 2–3 необоснованных пропуска приравниваются к одной ошибке.

Задания

Предлагаемые задания позволят определить уровень усвоения следующих знаний и умений второклассников:

1) проверять орфограммы слабых позиций и различать разные приемы их проверки;
2) выделять окончания в словах;
3) выделять в тексте высказывания;
4) различать способы проверки орфограмм и определять границы их применения.

За правильное распределение слов по колонкам таблицы и запись слов без ошибок в первом задании можно присудить 4 балла и 1 балл за выписанное под знаком вопроса слово береза. За каждое ошибочно вписанное слово следует вычитать по 1 баллу.

Образец правильного выполнения задания:

Проверяем изменением слова

Проверяем подбором
родственных слов

озеро – озёра

столовая – стол

завод – заводы

силач – сила

флажки – флажок

флажки – флаг

шутка – шуток

спешат – спешка

стена – стены

 

? берёза

При анализе результатов выполнения второго задания за правильно подчеркнутые слова присуждается 4 балла. Если в работе также подчеркнуты слово пальто или другие слова, отнимается по 1 баллу за каждое такое слово.

Образец правильного выполнения задания:

говорят
домик

синий
окно

гербарий
пальто

За правильно выполненное третье задание можно присудить 3 балла. За каждую ошибку, допущенную в задании, следует отнимать 0,5 балла.

Образец правильного выполнения задания:

Алёша и Иван жили летом на даче. Однажды они пошли в лес и заблудились. Их окружали высокие ели и частый кустарник. Ребята долго совещались. Алёша догадался влезть на высокую сосну. Он увидел дорогу в деревню.

За каждую правильно вставленную орфограмму в четвертом задании можно дать по 1 баллу. Если неверно указан способ проверки, можно вычесть 0,5 балла. Если верно вставлены буквы на месте неизученных орфограмм в словосочетаниях у открытого окна, читает ночью, баллы не присуждаются. Если указан знак вопроса, можно добавить по 1 баллу за каждую орфограмму. За самостоятельное обоснование пропуска – выделенное окончание в словах (у) открыт_го, чита_т, можно прибавить еще 2 балла.

Образец правильного выполнения задания:

3 класс

Диктант

Работа анализируется аналогично по табл. 3.
Заполнение этой таблицы позволит учителю сделать выводы об уровне усвоения способов проверки орфограмм слабой позиции в разных частях слова: в приставке, корне, суффиксе, падежном и личном окончании слова. Кроме того, в таблице могут быть отражены умения проверять орфограммы сильных позиций, орфограммы слитно-раздельного написания (предлогов и приставок) и пр.

Задания

С помощью данных заданий можно выявить уровень усвоения следующих знаний и умений учащихся 3 класса:

1) определение состава слова;
2) проверка орфограмм слабых позиций по общему орфографическому правилу в разных частях слова;
3) проверка орфограмм слабых позиций в падежных и личных окончаниях;
4) определение спряжения.

При правильном определении лишнего слова в п. п. 1, 2, 3, 4 первого задания дается 4 балла (по одному баллу за каждую группу слов). При обнаружении учащимся «ловушки» (отсутствие лишнего слова на том же основании, что и в других группах слов, или выделение другого основания – все слова являются изменениями, кроме слова грибной – оно будет лишним) в п. 5 присуждается 2 балла. За самостоятельную аргументацию ответа (выделение одинаковой значимой части слов) следует дать еще 2 балла. При правильном выполнении дополнительного задания под знаком * за каждое слово добавляется по 1 баллу.

Образец правильного выполнения задания:

При оценивании второго задания за каждое правильно подчеркнутое проверочное слово можно присудить по 1 баллу, а за каждую найденную «ловушку» (отсутствие проверочного слова) – по 2 балла.

Образец правильного выполнения задания:

берёзовый (дубов, дубовый)
за окнами (за окном, из окна)
летать (перелет, летний)
мороз (морозный, морж)
подумать (подкуп, подумаешь)
рисует (горит, цветет)

Каждое правильно подчеркнутое слово в третьем задании оценивается одним баллом. Если допущена ошибка – снимается 1 балл. За обнаружение «ловушки» (пропуск на месте звука в сильной позиции – лежать во ржи) добавляется 2 балла. Если ребенок четко следует инструкции задания, он не должен подчеркивать слово в данном случае.

Образец правильного выполнения задания:

жить на свет…, о син…м галстуке, летн…й костюм, рисовать в тетрад…, отдыхать в санатори…, сидеть на дерев…, лежать во рж…, за узк…м столом, на вечерн…м небе, о хорош…м человеке, с хорош…м человеком

При оценивании четвертого задания за правильное определение спряжения глаголов мечтать, дышать, хвалить рекомендуется дать по 1 баллу. За правильно записанные словоформы указанных глаголов можно добавить еще по 1 баллу. Если учащийся обнаружил разноспрягаемость глагола бежать (сопоставив формы бежит – бегут), следует добавить 2 балла. Если учащийся сумел обнаружить разноспрягаемость глагола чтить (сразу или после подсказки – Потомки чтут память погибших героев войны), можно добавить еще 3 балла.

Образец правильного выполнения задания:

4 класс

Диктант

Работа анализируется аналогично другим диктантам по табл. 4.

Задания

Предлагаемые задания предназначены для определения уровня усвоения следующих знаний и умений четвероклассников:

1)    составление грамматической характеристики основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);
2)    установление принадлежности слова к одной из известных частей речи;
3)    выделение окончания в слове;
4)    различение видов грамматической связи (подчинение, координация) между словами. Выделение грамматической основы и второстепенных членов предложения;
5)    различение видов синтаксических единиц – словосочетания и предложения;
6)    употребление знаков препинания в конце предложения, при однородных членах, при союзах (а, но). Определение типов предложений.

При анализе первого задания работу предлагается оценивать так: за каждую исправленную ошибку дается по 1 баллу, за обнаружение ошибочного порядка характеристики в третьем слове добавляется 2 балла.

Образец правильного выполнения задания:

За каждое правильно отнесенное к той или иной части речи слово во втором задании присуждается 1 балл. За правильно выполненное дополнительное задание (под знаком *) добавляется по 2 балла за каждый пример.

Образец правильного выполнения задания

Каждое правильно подчеркнутое слово в третьем задании оценивается в 1 балл. В случае ошибки снимается 1 балл. За каждый правильно приведенный пример в дополнительном задании (под знаком *) можно добавить еще по 1 баллу.

Образец правильного выполнения задания

выход, высоко, билет, вылет, подлость, (встать) подряд, округ, вокруг, осень, промах, проводник, (кричать) вслед, вставить, беречь

Если первая часть четвертого задания выполнена верно, ее можно оценить в 5 баллов.
За каждую неправильно проведенную стрелку (не к тому слову, неверное направление) следует снимать 1 балл.

Образец правильного выполнения задания:

При условии правильно обозначенных главных и второстепенных членов предложения вторая часть четвертого задания тоже оценивается в 5 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Образец правильного выполнения задания

За каждое правильно подчеркнутое словосочетание в пятом задании присваивается 1 балл, в случае ошибки (подчеркнутого предложения) вычитается 1 балл.

книга о природе, подарок для друга, сестра поет, отдыхать под деревом, темная ночь, прочитать рассказ, бабушка отдыхает, думать о книге, малыш играет, папа – инженер

При анализе шестого задания за каждое предложение, в котором правильно поставлен знак препинания, следует присуждать по 1 баллу. За каждую верно указанную характеристику третьего предложения из двух возможных можно добавлять по 1 баллу.

Образец правильного выполнения задания

1.    Хотят ли русские войны? или Хотят ли русские войны?!
2.    Девочка чувствовала тепло кошачьей шкурки, смотрела на кошку прозрачными пустыми глазами, потом отломила кусок корки и бросила кошке.
3.    Дорога сначала поднималась вверх, потом опускалась вниз.
4.    Горячее лицо искало ветра, но ветра-то и не было.

1)    повест., вопрос.;
2)    воскл., невоскл.;
3)    прост., сложн.;
4)    2 гл. чл., 1 гл. чл.;
5)    распр., нераспр.