Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2005

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Наталия ЦИРУЛИК

Трудовое обучение

Программа Н.А. Цирулик

В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик «Трудовое обучение. Программа для четырехлетней начальной школы», необходимо изучить успешность обучения по трем линиям:

1. Развитие ручной умелости.
2. Развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу.
3. Развитие умения планировать.

Предлагаем детям два вида заданий: первое – на точное повторение образца (в этом случае мы изучаем умение детей ориентироваться в задании и контролировать свою работу в процессе и после ее выполнения), второе – на создание собственного образа по заданным условиям.

Работы выполняются полностью самостоятельно без коллективного анализа и планирования.

1-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике мозаики, точно повторив расположение деталей.

Цели задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, точно его воспроизвести и проконтролировать свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Чтобы дети могли рассмотреть детали, между ними необходимо оставлять промежутки. Образец во время урока находится постоянно перед глазами детей. Он прикреплен к доске, чтобы они могли провести анализ и постоянно контролировали свою работу.

У детей на парте бумажная основа для приклеивания, бумага одного цвета для деталей, шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш, ножницы, клей. Если дети уже могут начертить квадрат, дайте размер стороны квадрата 3 см.

Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой бумаги одного цвета.

В зависимости от того, как дети выполнили подобное задание в I полугодии, его можно усложнить, предложив детям повторить фигурку, повернув ее в другую сторону.

Оценка умения планировать

Учитель наблюдает за процессом работы детей на том этапе, когда они уже самостоятельно провели анализ и приступили к практической работе.

  • 4-й уровень – ученик разметил с помощью шаблона или начертил на цветной бумаге семь квадратов. Это значит, он увидел, что треугольники равны половине квадрата (планирование полное и рациональное);

  • 3-й уровень – ученик разметил два квадрата, десять треугольников нарисовал от руки (планирование полное, но нерациональное);

  • 2-й уровень – ученик разметил два квадрата, вырезал их, наклеил. Потом разметил треугольники, вырезал их и наклеил (планирование неполное);

  • 1-й уровень ученик размечал по одной детали: разметил один квадрат, вырезал, наклеил, затем другой квадрат и т. д. (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец (ориентировка и контроль)

Оцениваем готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – 1 элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – 2 элемента расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа полностью не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем по готовой работе ее качество, в данном случае умение обвести шаблон, точно вырезать по прямой линии, аккуратно приклеить.

  • 4-й уровень – детали вырезаны точно по линии контура и аккуратно приклеены;

  • 3-й уровень – детали имеют небольшие отклонения от заданного размера, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – детали имеют большие отклонения от заданного размера;

  • 1-й уровень – качество работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать поделку из мятой бумаги (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Умные руки. 1 класс. Самара: Учебная литература, любой год издания. С. 62–63).

Цели задания

1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Данное задание предложите детям после того, как они уже выполнили одну из поделок в этой технике и подробно рассмотрели оставшиеся. В распоряжении детей бумага разных цветов, газета, карандаш, ножницы, клей.

Учитель предлагает детям придумать свой образ, непохожий на те, что нарисованы в учебнике.

Оценка уровня творческого воображения

  • 4-й уровень – ученик придумал свой образ, работа полностью творческая;

  • 3-й уровень – образ заимствован, но в него внесены существенные изменения;

  • 2-й уровень – работа в большей степени повторяет образец;

  • 1-й уровень – ученик не смог создать свою поделку, он полностью повторил один из образцов учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качественная сторона работы на самом высоком уровне;

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на самом низком уровне.

2-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике мозаики из частей прямоугольника (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. Самара: Корпорация «Федоров», 2002 и другие годы издания. С. 75).

Цели задания

1. Оценить умение планировать работу.

2. Оценить умение повторить образец, то есть ориентироваться и контролировать свою работу.

3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна, поэтому между деталями необходимо оставлять зазоры. Образец в течение урока находится на доске, чтобы дети могли проанализировать его и постоянно контролировать свою работу.

У детей на парте бумажная основа для приклеивания деталей, бумага одного цвета, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой одноцветной бумаги. В учебнике есть подобная фигурка. Возможно, дети работали с ней, но в этой фигуре детали расположены по-другому.

Задание можно усложнить, предложив развернуть лошадку на 180 градусов.

Оценка умения планировать

Учитель оценивает умения детей, наблюдая за процессом работы.

  • 4-й уровень – ученик вырезал все детали, разложил на основе, приклеил (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик вырезал все детали, не раскладывая на основе, приклеил их (планирование полное);

  • 2-й уровень – ученик вырезал часть деталей, наклеил их, затем вырезал другие детали и наклеил (планирование неполное);

  • 1-й уровень – ученик вырезал по одной детали и приклеивал каждую отдельно (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец

Учитель оценивает готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – две детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем готовую работу.

  • 4-й уровень – детали вырезаны и приклеены точно и аккуратно;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими отклонениями от контура, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – детали вырезаны с большими отклонениями от контура, приклеены небрежно;

  • 1-й уровень – вырезанные детали не соответствуют заданным размерам, приклеены небрежно.

Задание 2

Придумать поделку из цветных бумажных комочков (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. Самара: Корпорация «Федоров», любой год издания. С. 43).

Цели задания

1. Оценить развитие творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Задание предложите детям после того, как они овладеют техникой выполнения бумажных комочков и сделают овечку. Дети приносят на урок бумагу разного цвета, обертки от конфет и другую яркую пеструю бумагу, картон или плотную бумагу для основы, бумагу для эскизов, карандаш, ножницы, линейку, клей. Пускай дети рисуют эскизы до тех пор, пока не остановятся на понравившемся варианте.

Оценка творческого воображения 

  • 3-й уровень – работа полностью творческая, ученик придумал свой образ;

  • 2-й уровень – ученик использовал образ другого животного (например, собаки), а комочки играют роль шерсти;

  • 1-й уровень – ученик повторил образ овечки, внеся небольшие изменения.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество выполнения работы высокое (комочки хорошо выполнены и аккуратно наклеены);

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего уровня;

  • 1-й уровень – работа выполнена на низком уровне.

3-й класс

Задание 1

Склеить мозаику из деталей «Колумбова яйца» (Н.А. Цирулик, и С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация «Федоров», 2003, 2004. С. 56).

Цели задания

1. Оценить ручную умелость.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение повторить образец и контролировать свою работу.

Организация работы

Приготовьте крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна.

Предложите детям склеить такую же фигуру, как на доске. У каждого ученика на парте цветная бумажная основа, бумага цветная с двух сторон или чисто белая, копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – ученик разметил детали яйца, вырезал все детали, разложил их на основе и только после этого приклеил;

  • 3-й уровень – ученик разметил все детали, вырезал их и сразу стал наклеивать;

  • 2-й уровень – ученик разметил детали яйца, вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал вырезать другие;

  • 1-й уровень – ученик сделал разметку, вырезал и наклеивал по одной детали.

Оценка умения повторить образец

Оцениваем готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – 1 деталь расположена неверно, остальные – правильно;

  • 2-й уровень – 2–3 детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – то, что наклеено, не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости (умения вырезать по кривой линии)

  • 4-й уровень – все детали вырезаны идеально;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего уровня;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать и выполнить весеннюю открытку в технике «плетение-паутинка» (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация «Федоров», 2003, 2004. С. 52–53).

Цели задания

1. Оценить уровень развития творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Эту работу предложите детям после того, как они освоят технологию работы. Придумать открытку они могут дома. На урок приносят то, что им понадобится для работы: нитки, плотную бумагу или тонкий картон, циркуль, линейку, иголку, ножницы, карандаши или фломастеры.

Оценка творческого воображения

  • 3-й уровень – ученик придумал свою открытку, работа полностью творческая;

  • 2-й уровень – работа повторяет один из рисунков учебника с некоторыми изменениями;

  • 1-й уровень – ученик повторил без изменений рисунок учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое, работа аккуратная;

  • 3-й уровень – работа имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качественная сторона работы на среднем уровне;

  • 1-й уровень – качество работы низкое.

4-й класс

Задание 1

Выполнить мозаику из геометрических фигур, повернув ее в другую сторону.

Цели задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец.
3. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Фигурка сложена из квадратов и прямоугольников, равных половине квадрата. Дети сами должны это увидеть. Размер стороны квадрата не давайте, пусть выбирают сами. К доске прикрепите крупный образец из бумаги одного цвета с четко видимыми деталями. Образец в течение урока постоянно находится перед глазами детей.

У каждого ребенка основа для приклеивания, бумага одного цвета, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

Оценку следует проводить, наблюдая за процессом работы.

  • 4-й уровень – ученик начертил и вырезал 6 квадратов, 4 из них разрезал пополам, детали расположил на основе, после этого начал приклеивать (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик приготовил все детали и стал наклеивать, не расположив предварительно на основе (планирование неполное);

  • 2-й уровень – ученик вырезал часть деталей и стал их наклеивать (планирование частичное);

  • 1-й уровень – ученик вырезал и наклеивал каждую деталь в отдельности.

Оценка умения повторить образец

  • 4-й уровень – все детали расположены точно в соответствии с заданием;

  • 3-й уровень – 1 деталь расположена неверно;

  • 2-й уровень – 2–3 детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – более 3 деталей расположено неверно.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – все детали вырезаны почти идеально и аккуратно приклеены;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – качество вырезывания и приклеивания ниже среднего уровня;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на самом низком уровне.

Задание 2

Придумать и выполнить иллюстрацию к стихотворению К.И. Чуковского из любых материалов и в любой технике.

Цели задания

1. Оценить уровень творческого воображения.

2. Оценить ручную умелость.

Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

Организация работы

На одном уроке дети продумывают замысел, решают, из каких материалов будут мастерить, выполняют эскизы. Дома готовят все необходимые материалы и приносят их на следующий урок.

Оценка творческого воображения

  • 3-й уровень – работа полностью творческая: ученик создал интересную композицию, учел особенности содержания стихотворения;

  • 2-й уровень – работа композиционно недостаточно выразительная;

  • 1-й уровень – у ученика не получились образы, описанные в стихотворении.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое;

  • 3-й уровень – качественная сторона работы имеет некоторые погрешности;

  • 2-й уровень – работа выполнена небрежно;

  • 1-й уровень – работа выполнена крайне небрежно.