Ирина ТОВПИНЕЦ
Окружающий мир
Программа И.П.Товпинец
1-й класс
Оценка выполнения заданий
При обработке результатов контрольных работ
учитель может использовать уровневую и балльную
оценки. Ответ высокого уровня соответствует
отметке «5», среднего уровня – «4», низкого уровня
– «3». Практика изучения усвоения программного
материала по курсу «Окружающий мир» в системе
развивающего обучения показывает, что учащихся,
полностью не выполнивших предлагаемые
самостоятельные работы, практически не бывает,
если иметь в виду нормальное состояние здоровья
и самочувствие ребенка.
При выполнении некоторых заданий не
предусмотрена уровневая оценка, учитель может их
оценить по двухбалльной системе: «выполнено» –
«не выполнено» («правильно» – «неправильно»).
Предлагаемые варианты контрольных работ не
рекомендуется проводить на одном уроке по всем
заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, так
как это приведет к снижению качества ответов.
Дозировку заданий на урок учитель определяет по
собственному усмотрению, создает спокойную
доброжелательную обстановку и предоставляет
ученикам необходимое время для выполнения
заданий, в случае необходимости дает
дополнительное время, фиксируя эти случаи.
Формулировки заданий учитель записывает на
доске или зачитывает, дает некоторые пояснения
по организации выполнения самостоятельных
работ: расположение материала ответов, форма
записи, подбирает наглядный материал.
Наша страна
Задание 1
1. Заполни пропуски.
9 мая в нашей стране будут отмечать _______.
Памятник Неизвестному Солдату – это ________. Он
сооружен в память о __________________ .
2. Нарисуй открытку «Праздник Победы»*.
Времена года
Задание 2
1. Прочитай отрывки из стихотворений. Запиши,
какое время года описывает автор.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажочек, несу.
В лед превратились осенние лужи,
Голым березкам дрожится от стужи.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
2. Придумай и нарисуй знаки, обозначающие
времена года.
Живая природа
Задание 3
1. Выдели группы животных.
2. Запиши, кто «лишний».
Охрана природы
Задание 4
Составь памятку по охране природы. Заполни
пропуски.
Не рви _____________________________ .
Не ломай ___________________________ .
Не собирай _________________________ .
Не разжигай ________________________ .
Правила безопасности дорожного
движения
Задание 5
Составь и запиши правила безопасности для
пешеходов в городских условиях. Заполни
пропуски.
Переходи проезжую частьтолько при _____ _____
сигнале светофора.
Переходи проезжую часть по ____ переходу.
Не перебегай дорогу перед ____________ .
Не играй в мяч или салки на _____________ .
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Задание выявляет социальную ориентацию
младших школьников, связь с окружающей жизнью;
может быть оценено по принципу: «выполнено» –
«не выполнено».
Рисунки могут служить для учителя показателем
эмоционально-ценностных ориентаций младших
школьников, поскольку работа выполняется по
желанию; оцениваются по принципу: «выполняется с
позитивным эмоциональным настроением;
выполняется как обязательная; не выполняется».
Учитель побуждает учащихся к вариативному
выполнению задания.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся дают четыре
правильных ответа адекватно задаче, вариативно
рисуют знаки-символы разных времен года;
средний уровень – выполнение второй части
задания вызывает затруднения, учащиеся
нуждаются в помощи;
низкий уровень – с заданием не справились.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся правильно проводят
группировку по рисункам животных, выделяют
рисунок, не относящийся к выделенным четырем
классификациям (змея);
средний уровень – ответ неполный;
низкий уровень – имеют место ошибки в
группировке рисунков животных по выделенным
основаниям.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся творчески подходят
к выполнению задания, дают объяснения правил
охраны природы, приводят примеры;
средний уровень – ответы содержательные, но
неполные;
низкий уровень – с заданием не справились.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся четко и адекватно
ситуации формулируют правила безопасного
дорожного движения для пешеходов, дают
объяснения последствий их нарушения;
средний уровень – ответы содержательные, но
неполные;
низкий уровень – с заданием не справились.
2-й класс
Планета Земля
Задание 1
Заполни пропуски.
Звезды – небесные тела, которые ______ свет.
Планеты, небесные тела, которые ______ свет, видны
потому, что _______________________ .
Ближайшая к Земле звезда – __________ .
Ближайшие к Земле планеты – ___________ .
Планета, на которой есть жизнь,– _________ .
Задание 2
Что ты узнал о роли Солнца для условий жизни на
Земле? Ответ запиши.
Задание 3
Объясни, почему происходит смена дня и ночи на
земном шаре. Сделай схематический рисунок и
подписи к нему.
Примечание. Учитель в качестве образца может
нарисовать на доске схему земного шара
с осью вращения. Учащиеся должны дополнить
рисунок и дать развернутый ответ.
Ориентирование по карте
Задание 4
Заполни пропуски.
Мой город (село) ____ расположен ____
от Москвы.
Северный Ледовитый океан расположен ____ от
Москвы.
Черное море расположено _____ от Москвы.
Балтийское море расположено ___ от Москвы.
Уральские горы расположены ___ от Москвы.
Примечание. Учитель предлагает учащимся
для выполнения задания обязательно использовать
географическую карту.
Наблюдение погоды
Задание 5
1. Поясни, от чего зависит погода.
2. Запиши знаками сводку погоды.
Температура воздуха – 15 градусов тепла.
Временами дождь. Сильный западный ветер.
Примечание. В соответствии с
действительным в данный период состоянием
погоды температурные показатели можно изменить.
Задание 6
Назови, какие изменения происходят в жизни
растений и животных весной.
Задание 7
Запиши, как размножаются животные.
Звери ______________________________.
Птицы ______________________________.
Рыбы _______________________________.
Насекомые __________________________.
Задание 8
Назови, какие условия необходимы, чтобы
комнатные растения хорошо росли.
Правила безопасности
Задание 9
Назови правила безопасности, которые важно
соблюдать дома.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – учащиеся дают 6 правильных
ответов;
средний уровень – учащиеся дают 5 правильных
ответов;
низкий уровень – учащиеся дают 3–4 правильных
ответа; имеют место и ошибочные суждения.
Задание 2
Высокий уровень – в ответах выделена роль
Солнца в существовании живых организмов. Солнце
освещает и согревает нашу планету, что служит
условием существования всего живого. Обозначена
также роль солнечной освещенности для развития
растений как первого звена пищевых связей
животного мира и одного из источников обогащения
воздуха кислородом;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – в ответах констатируется, что
Солнце освещает и нагревает Землю, без выявления
роли солнечной освещенности для живых
организмов.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся дают правильный и
обоснованный ответ, выполняют схематический
чертеж;
низкий уровень – ответ сформулирован как
констатация факта смены на Земле дня и ночи; не
раскрываются причинно-следственные связи.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся дают 5 правильных
решений;
средний уровень – учащиеся дают 4 правильных
решения;
низкий уровень – учащиеся дают 2–3 правильных
решения.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся выделяют четыре
основных фактора характеристики состояния
погоды, адекватно записывают характеристику
погоды знаками по словесному описанию;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – ответы неполные, имеются
неточности в знаковых характеристиках состояния
погоды.
Задание 6
Высокий уровень – учащиеся на 3–4 примерах
обосновывают особенности жизнедеятельности
растений, жизни животных в связи с изменением
погодных условий весной;
средний уровень – учащиеся обосновывают на 2–3
примерах особенности жизнедеятельности
растений и животных весной;
низкий уровень – приведены по два примера
жизнедеятельности растений и животных весной
без раскрытия связей живой и неживой природы.
Задание 7
Высокий уровень – учащиеся дают 4–5 правильных
ответа о размножении разных групп животных,
имеют навык демонстрации усвоенной информации в
таблице;
средний уровень – учащиеся дают 4 правильных
ответа, нуждаются в помощи при оформлении записи
в таблице;
низкий уровень – ответы неполные, учащиеся
нуждаются в помощи при записи данных в таблицу.
Задание 8
Высокий уровень – учащиеся называют все важные
факторы роста и развития растений, акцентируют
также необходимость постоянного ухода за
комнатными растениями;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – с заданием не справились.
Задание 9
Высокий уровень – учащиеся обосновывают 4–5
правил безопасного поведения в быту, приводят
примеры негативных последствий их несоблюдения;
средний уровень – учащиеся обосновывают до 4
правил безопасного поведения в домашних
условиях;
низкий уровень – с заданием не справились.
3-й класс
Тела и вещества
Задание 1
Назови тела природного происхождения (4–5
примеров).
Назови тела неприродного происхождения (4–5
примеров).
Заполни пропуски:
Все тела состоят из одного или нескольких
______________________________________.
Вещества находятся в _________ , _________ и
____________________________ состояниях.
Вода в природе
Задание 2
В каком состоянии находится вода в природе?
Приведи примеры.
Задание 3
Поясни, как используют свойства воды в жидком
состоянии. Приведи 5 примеров.
Задание 4
Какие нужно помнить правила безопасного
поведения у водоемов?
Воздух
Задание 5
а) Назови свойства воздуха.
б) Приведи примеры использования воздуха
человеком.
Полезные ископаемые
Задание 6
Составь таблицу «Как используют полезные
ископаемые».
Группы полезных ископаемых |
Использование полезных
ископаемых |
|
|
Примечание. Учитель дает пояснения:
для правой части таблицы следует оставить больше
места, чем для левой.
В школе и в семье
Задание 7
Сформируй и запиши важные для тебя правила
поведения и общения в школе и дома, в семье.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий ypoвень – учащиеся дают правильные
определения, дополняя неполные формулировки
понятий, приводят примеры тел природного и
неприродного происхождения;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – ответы неточные, имеют место
ошибки.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся называют 3
состояния воды в природе, приводят до 3 и более
примеров описания форм воды в жидком и твердом
состоянии;
средний уровень – учащиеся называют 3 состояния
воды, в ответах содержится не менее 2 примеров
форм воды в жидком и твердом состоянии;
низкий уровень – ответы учащихся неполные.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся приводят не менее 5
примеров использования воды в быту, технике и пр.;
средний уровень – учащиеся приводят около 4
примеров использования воды;
низкий уровень – учащиеся приводят до 3 примеров
использования воды.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся в свободной форме
обосновывают правила безопасного поведения у
водоемов, в ответах содержится до 3
содержательных суждений;
средний и низкий уровни – учащиеся констатируют,
что необходимо соблюдение правил безопасного
поведения у водоема, без обоснования и
конкретизации высказанных утверждений.
Задание 5
а) Высокий уровень – учащиеся характеризуют
4–5 свойств воздуха с пояснениями его
обнаружения;
средний уровень – учащиеся называют
4–5 свойств воздуха;
низкий уровень – учащиеся называют в среднем 3
свойства воздуха.
б) Высокий уровень – учащиеся обосновывают 4–5
значительных для раскрытия темы примеров
использования воздуха человеком в разных сферах
деятельности;
средний уровень – учащиеся приводят 3–4 примера
использования воздуха;
низкий уровень – в ответах содержатся 2–3
примера использования воздуха.
Задание 6
Задание предусматривает выявление у учащихся
умений переводить усваиваемую текстовую
информацию в табличную запись, систематизируя
полученные знания.
Высокий уровень – учащиеся самостоятельно
включают в таблицу названия всех трех групп
полезных ископаемых (топливные (горючие),
строительные, рудные) и кратко раскрывают
особенности их использования. Ответы содержат 5
наиболее содержательных примеров;
средний и низкий уровни – учащиеся нуждаются в
помощи при оформлении записи в таблицу;
в ответах, соответствующих низкому уровню,
содержится до 2 характеристик использования
полезных ископаемых. Учащиеся затрудняются
систематизировать полезные ископаемые по
группам.
Задание 7
Выполнение данного задания следует оценивать
не по количеству суждений, а с позиции выражения
позитивной гуманистической позиции ученика как
его установки в общении и поведении. Такие ответы
можно отнести к высокому уровню
коммуникативного взаимодействия.
4-й класс
Россия на карте. Наша страна – Россия
Задание 1
Заполни пропуски.
По величине территории Россия __________ .
Уральские горы делят территорию России на
_______________ .
Задание 2
Назови, с какими географическими объектами ты
смог бы познакомиться в путешествии по железной
дороге от Москвы до Владивостока. Используй
карту.
Задание 3
Россию называют страной великих рек. Поясни это
утверждение.
Задание 4
Назови, с какими государствами граничит Россия
на Западе.
Природные зоны
Задание 5
Составь и запиши план характеристик природных
зон.
Задание 6
Назови меры охраны природы тундры и лесной
зоны.
Уроки истории
Задание 7
Объясни значение кольцевой планировки
древнего русского города.
Задание 8
Назови события, которые произошли в истории
России в следующие годы.
1941–1945, 1147, 1380, 1812, 961, 2005
Запиши их в хронологической
последовательности.
Задание 9
Как ты понимаешь слова великого полководца
князя Александра Невского: «Кто с мечом на землю
русскую придет, от меча и погибнет»? Запиши ответ.
Задание 10
Что нового ты узнал из экскурсии в
краеведческий музей о природе и истории родного
края?
Дополнительные задания*
Задание 1
Поясни, почему важно, по-твоему, изучать историю
своей Родины в прошлом и настоящем.
Задание 2
Какие ты сделал для себя открытия при изучении
в школе учебного предмета «Окружающий мир»?
Ответ запиши.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Можно дать суммарную оценку выполнения первой
и второй частей задания.
Высокий уровень – учащиеся дают правильные и
точные ответы;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – задание не выполнено.
Задание 2
Учитель побуждает учащихся использовать
Физическую карту России в процессе выполнения
задания.
Высокий уровень – учащиеся называют более 4
географических объектов, характеризующих
природные особенности поверхности суши,
обозначенные на карте по предлагаемому маршруту
путешествия;
средний уровень – учащиеся называют до 3
географических объектов по предполагаемому
маршруту путешествия;
низкий уровень – учащиеся называют до 3
географических объектов, имеются неточности в
обозначении их названий.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся правильно называют
не менее 3 крупных рек европейской части России и
Сибири, описательно характеризуют их
протяженность, полноводность;
низкий уровень – учащиеся называют менее 3 рек
России, имеются неточности в географических
обозначениях, ответы неполные.
Задание 4
Главная цель данного задания – выявить не
работу памяти, а умение учащихся работать с
картой как с источником информации.
Высокий уровень – учащиеся называют
государства, с которыми Россия имеет сухопутную
границу на Западе (Норвегия, Финляндия, Эстония,
Латвия, Литва, Польша (граничит с Калининградской
областью), Беларусь, Украина);
низкий уровень – ответы неполные, имеют место
неточности в обозначении названий
географических объектов.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся выделяют 6 позиций
характеристики природной зоны в определенной
содержательной последовательности
(географическое положение и пр.);
средний уровень – учащиеся выделяют не все
важные компоненты характеристики природной
зоны;
низкий уровень – ответы неполные, не выдержана
содержательная последовательность обозначения
важных характеристик природной зоны.
Задание 6
Высокий уровень – учащиеся характеризуют по
2–3 важных фактора необходимости охраны природы
тундры и лесной зоны и объясняют последствия
нарушения природных связей для экологии региона;
низкий уровень – учащиеся называют 1–2 фактора
охраны природы указанных зон в ключе
долженствования («надо», «необходимо») без
объяснения важности этих мер или последствий
нарушения природных связей для экологии региона.
Задание 7
Высокий уровень – полный правильный ответ.
Учащиеся обосновывают историческую
необходимость кольцевой планировки древнего
русского города как города-крепости, приводят
примеры указанной планировки русских городов;
низкий уровень – учащиеся описывают, как
строился древний русский город, но не
обосновывают историческую необходимость его
кольцевой планировки.
Задание 8
Высокий уровень – учащиеся правильно называют
исторические события по памятным датам,
записывают их в хронологической
последовательности;
средний уровень – учащиеся правильно называют
исторические события по памятным датам, но не
выстраивают их в хронологической
последовательности;
низкий уровень – ответы неполные, не выдержано
требование хронологической последовательности
перечисления исторических событий.
Задание 9
Высокий уровень – учащиеся дают правильную
интерпретацию изречения выдающегося русского
полководца Александра Невского;
низкий уровень – учащиеся пересказывают
изречение полководца Александра Невского без
выражения оценочной позиции.
Задание 10
Главным результатом полученных ответов должно
быть выявление умения учащихся интерпретировать
и обобщать знания, полученные в опыте
непосредственного взаимодействия с разными
источниками информации (вещественными,
умственными).
Высокий уровень – учащиеся высказывают до 4
содержательных суждений в аспекте поставленной
задачи с оценкой их личностной познавательной
значимости;
средний уровень – учащиеся дают описание
нескольких объектов экспозиции краеведческого
музея, оценочная позиция представлена слабо;
низкий уровень – учащиеся называют объекты
экспозиции краеведческого музея без оценки их
личностно-познавательной значимости.
* Задание выполняется по
желанию.
|