Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2005

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Окружающий мир

Программа И.П.Товпинец

1-й класс

Оценка выполнения заданий

При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценки. Ответ высокого уровня соответствует отметке «5», среднего уровня – «4», низкого уровня – «3». Практика изучения усвоения программного материала по курсу «Окружающий мир» в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.
При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценить по двухбалльной системе: «выполнено» – «не выполнено» («правильно» – «неправильно»).
Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, так как это приведет к снижению качества ответов.
Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий, в случае необходимости дает дополнительное время, фиксируя эти случаи.
Формулировки заданий учитель записывает на доске или зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ: расположение материала ответов, форма записи, подбирает наглядный материал.

Наша страна

Задание 1

1. Заполни пропуски.

9 мая в нашей стране будут отмечать _______. Памятник Неизвестному Солдату – это ________. Он сооружен в память о __________________ .

2. Нарисуй открытку «Праздник Победы»*.

Времена года

Задание 2

1. Прочитай отрывки из стихотворений. Запиши, какое время года описывает автор.

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажочек, несу.

В лед превратились осенние лужи,
Голым березкам дрожится от стужи.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

2. Придумай и нарисуй знаки, обозначающие времена года.

Живая природа

Задание 3

1. Выдели группы животных.
2. Запиши, кто «лишний».

Охрана природы

Задание 4

Составь памятку по охране природы. Заполни пропуски.

Не рви _____________________________ .
Не ломай ___________________________ .
Не собирай _________________________ .
Не разжигай ________________________ .

Правила безопасности дорожного движения

Задание 5

Составь и запиши правила безопасности для пешеходов в городских условиях. Заполни пропуски.

Переходи проезжую частьтолько при _____ _____ сигнале светофора.
Переходи проезжую часть по ____ переходу.
Не перебегай дорогу перед ____________ .
Не играй в мяч или салки на _____________ .

Уровни выполнения заданий

Задание 1

Задание выявляет социальную ориентацию младших школьников, связь с окружающей жизнью; может быть оценено по принципу: «выполнено» – «не выполнено».
Рисунки могут служить для учителя показателем эмоционально-ценностных ориентаций младших школьников, поскольку работа выполняется по желанию; оцениваются по принципу: «выполняется с позитивным эмоциональным настроением; выполняется как обязательная; не выполняется». Учитель побуждает учащихся к вариативному выполнению задания.

Задание 2

Высокий уровень – учащиеся дают четыре правильных ответа адекватно задаче, вариативно рисуют знаки-символы разных времен года;
средний уровень – выполнение второй части задания вызывает затруднения, учащиеся нуждаются в помощи;
низкий уровень – с заданием не справились.

Задание 3

Высокий уровень – учащиеся правильно проводят группировку по рисункам животных, выделяют рисунок, не относящийся к выделенным четырем классификациям (змея);
средний уровень – ответ неполный;
низкий уровень – имеют место ошибки в группировке рисунков животных по выделенным основаниям.

Задание 4

Высокий уровень – учащиеся творчески подходят к выполнению задания, дают объяснения правил охраны природы, приводят примеры;
средний уровень – ответы содержательные, но неполные;
низкий уровень – с заданием не справились.

Задание 5

Высокий уровень – учащиеся четко и адекватно ситуации формулируют правила безопасного дорожного движения для пешеходов, дают объяснения последствий их нарушения;
средний уровень – ответы содержательные, но неполные;
низкий уровень – с заданием не справились.

2-й класс

Планета Земля

Задание 1

Заполни пропуски.

Звезды – небесные тела, которые ______ свет.
Планеты, небесные тела, которые ______ свет, видны потому, что _______________________ .
Ближайшая к Земле звезда – __________ .
Ближайшие к Земле планеты – ___________ .
Планета, на которой есть жизнь,– _________ .

Задание 2

Что ты узнал о роли Солнца для условий жизни на Земле? Ответ запиши.

Задание 3

Объясни, почему происходит смена дня и ночи на земном шаре. Сделай схематический рисунок и подписи к нему.
Примечание. Учитель в качестве образца может нарисовать на доске схему земного шара
с осью вращения. Учащиеся должны дополнить рисунок и дать развернутый ответ.

Ориентирование по карте

Задание 4

Заполни пропуски.

Мой город (село) ____ расположен ____
от Москвы.
Северный Ледовитый океан расположен ____ от Москвы.
Черное море расположено _____ от Москвы.
Балтийское море расположено ___ от Москвы.
Уральские горы расположены ___ от Москвы.

Примечание. Учитель предлагает учащимся для выполнения задания обязательно использовать географическую карту.

Наблюдение погоды

Задание 5

1. Поясни, от чего зависит погода.
2. Запиши знаками сводку погоды.

Температура воздуха – 15 градусов тепла. Временами дождь. Сильный западный ветер.

Примечание. В соответствии с действительным в данный период состоянием погоды температурные показатели можно изменить.

Задание 6

Назови, какие изменения происходят в жизни растений и животных весной.

У растений

У животных

   

Задание 7

Запиши, как размножаются животные.

Звери ______________________________.
Птицы ______________________________.
Рыбы _______________________________.
Насекомые __________________________.

Задание 8

Назови, какие условия необходимы, чтобы комнатные растения хорошо росли.

Правила безопасности

Задание 9

Назови правила безопасности, которые важно соблюдать дома.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

Высокий уровень – учащиеся дают 6 правильных ответов;
средний уровень – учащиеся дают 5 правильных ответов;
низкий уровень – учащиеся дают 3–4 правильных ответа; имеют место и ошибочные суждения.

Задание 2

Высокий уровень – в ответах выделена роль Солнца в существовании живых организмов. Солнце освещает и согревает нашу планету, что служит условием существования всего живого. Обозначена также роль солнечной освещенности для развития растений как первого звена пищевых связей животного мира и одного из источников обогащения воздуха кислородом;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – в ответах констатируется, что Солнце освещает и нагревает Землю, без выявления роли солнечной освещенности для живых организмов.

Задание 3

Высокий уровень – учащиеся дают правильный и обоснованный ответ, выполняют схематический чертеж;
низкий уровень – ответ сформулирован как констатация факта смены на Земле дня и ночи; не раскрываются причинно-следственные связи.

Задание 4

Высокий уровень – учащиеся дают 5 правильных решений;
средний уровень – учащиеся дают 4 правильных решения;
низкий уровень – учащиеся дают 2–3 правильных решения.

Задание 5

Высокий уровень – учащиеся выделяют четыре основных фактора характеристики состояния погоды, адекватно записывают характеристику погоды знаками по словесному описанию;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – ответы неполные, имеются неточности в знаковых характеристиках состояния погоды.

Задание 6

Высокий уровень – учащиеся на 3–4 примерах обосновывают особенности жизнедеятельности растений, жизни животных в связи с изменением погодных условий весной;
средний уровень – учащиеся обосновывают на 2–3 примерах особенности жизнедеятельности растений и животных весной;
низкий уровень – приведены по два примера жизнедеятельности растений и животных весной без раскрытия связей живой и неживой природы.

Задание 7

Высокий уровень – учащиеся дают 4–5 правильных ответа о размножении разных групп животных, имеют навык демонстрации усвоенной информации в таблице;
средний уровень – учащиеся дают 4 правильных ответа, нуждаются в помощи при оформлении записи в таблице;
низкий уровень – ответы неполные, учащиеся нуждаются в помощи при записи данных в таблицу.

Задание 8

Высокий уровень – учащиеся называют все важные факторы роста и развития растений, акцентируют также необходимость постоянного ухода за комнатными растениями;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – с заданием не справились.

Задание 9

Высокий уровень – учащиеся обосновывают 4–5 правил безопасного поведения в быту, приводят примеры негативных последствий их несоблюдения;
средний уровень – учащиеся обосновывают до 4 правил безопасного поведения в домашних условиях;
низкий уровень – с заданием не справились.

3-й класс

Тела и вещества

Задание 1

Назови тела природного происхождения (4–5 примеров).
Назови тела неприродного происхождения (4–5 примеров).

Заполни пропуски:

Все тела состоят из одного или нескольких ______________________________________.
Вещества находятся в _________ , _________ и ____________________________ состояниях.

Вода в природе

Задание 2

В каком состоянии находится вода в природе? Приведи примеры.

Задание 3

Поясни, как используют свойства воды в жидком состоянии. Приведи 5 примеров.

Задание 4

Какие нужно помнить правила безопасного поведения у водоемов?

Воздух

Задание 5

а) Назови свойства воздуха.
б) Приведи примеры использования воздуха человеком.

Полезные ископаемые

Задание 6

Составь таблицу «Как используют полезные ископаемые».

Группы полезных ископаемых

Использование полезных ископаемых

   

Примечание. Учитель дает пояснения: для правой части таблицы следует оставить больше места, чем для левой.

В школе и в семье

Задание 7

Сформируй и запиши важные для тебя правила поведения и общения в школе и дома, в семье.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

Высокий ypoвень – учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – ответы неточные, имеют место ошибки.

Задание 2

Высокий уровень – учащиеся называют 3 состояния воды в природе, приводят до 3 и более примеров описания форм воды в жидком и твердом состоянии;
средний уровень – учащиеся называют 3 состояния воды, в ответах содержится не менее 2 примеров форм воды в жидком и твердом состоянии;
низкий уровень – ответы учащихся неполные.

Задание 3

Высокий уровень – учащиеся приводят не менее 5 примеров использования воды в быту, технике и пр.;
средний уровень – учащиеся приводят около 4 примеров использования воды;
низкий уровень – учащиеся приводят до 3 примеров использования воды.

Задание 4

Высокий уровень – учащиеся в свободной форме обосновывают правила безопасного поведения у водоемов, в ответах содержится до 3 содержательных суждений;
средний и низкий уровни – учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правил безопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанных утверждений.

Задание 5

а) Высокий уровень – учащиеся характеризуют 4–5 свойств воздуха с пояснениями его обнаружения;
средний уровень – учащиеся называют
4–5 свойств воздуха;
низкий уровень – учащиеся называют в среднем 3 свойства воздуха.
б) Высокий уровень – учащиеся обосновывают 4–5 значительных для раскрытия темы примеров использования воздуха человеком в разных сферах деятельности;
средний уровень – учащиеся приводят 3–4 примера использования воздуха;
низкий уровень – в ответах содержатся 2–3 примера использования воздуха.

Задание 6

Задание предусматривает выявление у учащихся умений переводить усваиваемую текстовую информацию в табличную запись, систематизируя полученные знания.
Высокий уровень – учащиеся самостоятельно включают в таблицу названия всех трех групп полезных ископаемых (топливные (горючие), строительные, рудные) и кратко раскрывают особенности их использования. Ответы содержат 5 наиболее содержательных примеров;
средний и низкий уровни – учащиеся нуждаются в помощи при оформлении записи в таблицу;
в ответах, соответствующих низкому уровню, содержится до 2 характеристик использования полезных ископаемых. Учащиеся затрудняются систематизировать полезные ископаемые по группам.

Задание 7

Выполнение данного задания следует оценивать не по количеству суждений, а с позиции выражения позитивной гуманистической позиции ученика как его установки в общении и поведении. Такие ответы можно отнести к высокому уровню коммуникативного взаимодействия.

4-й класс

Россия на карте. Наша страна – Россия

Задание 1

Заполни пропуски.

По величине территории Россия __________ .
Уральские горы делят территорию России на _______________ .

Задание 2

Назови, с какими географическими объектами ты смог бы познакомиться в путешествии по железной дороге от Москвы до Владивостока. Используй карту.

Задание 3

Россию называют страной великих рек. Поясни это утверждение.

Задание 4

Назови, с какими государствами граничит Россия на Западе.

Природные зоны

Задание 5

Составь и запиши план характеристик природных зон.

Задание 6

Назови меры охраны природы тундры и лесной зоны.

Уроки истории

Задание 7

Объясни значение кольцевой планировки древнего русского города.

Задание 8

Назови события, которые произошли в истории России в следующие годы.

1941–1945, 1147, 1380, 1812, 961, 2005

Запиши их в хронологической последовательности.

Задание 9

Как ты понимаешь слова великого полководца князя Александра Невского: «Кто с мечом на землю русскую придет, от меча и погибнет»? Запиши ответ.

Задание 10

Что нового ты узнал из экскурсии в краеведческий музей о природе и истории родного края?

Дополнительные задания*

Задание 1

Поясни, почему важно, по-твоему, изучать историю своей Родины в прошлом и настоящем.

Задание 2

Какие ты сделал для себя открытия при изучении в школе учебного предмета «Окружающий мир»? Ответ запиши.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

Можно дать суммарную оценку выполнения первой и второй частей задания.
Высокий уровень – учащиеся дают правильные и точные ответы;
средний уровень – ответы неполные;
низкий уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Учитель побуждает учащихся использовать Физическую карту России в процессе выполнения задания.
Высокий уровень – учащиеся называют более 4 географических объектов, характеризующих природные особенности поверхности суши, обозначенные на карте по предлагаемому маршруту путешествия;
средний уровень – учащиеся называют до 3 географических объектов по предполагаемому маршруту путешествия;
низкий уровень – учащиеся называют до 3 географических объектов, имеются неточности в обозначении их названий.

Задание 3

Высокий уровень – учащиеся правильно называют не менее 3 крупных рек европейской части России и Сибири, описательно характеризуют их протяженность, полноводность;
низкий уровень – учащиеся называют менее 3 рек России, имеются неточности в географических обозначениях, ответы неполные.

Задание 4

Главная цель данного задания – выявить не работу памяти, а умение учащихся работать с картой как с источником информации.
Высокий уровень – учащиеся называют государства, с которыми Россия имеет сухопутную границу на Западе (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша (граничит с Калининградской областью), Беларусь, Украина);
низкий уровень – ответы неполные, имеют место неточности в обозначении названий географических объектов.

Задание 5

Высокий уровень – учащиеся выделяют 6 позиций характеристики природной зоны в определенной содержательной последовательности (географическое положение и пр.);
средний уровень – учащиеся выделяют не все важные компоненты характеристики природной зоны;
низкий уровень – ответы неполные, не выдержана содержательная последовательность обозначения важных характеристик природной зоны.

Задание 6

Высокий уровень – учащиеся характеризуют по 2–3 важных фактора необходимости охраны природы тундры и лесной зоны и объясняют последствия нарушения природных связей для экологии региона;
низкий уровень – учащиеся называют 1–2 фактора охраны природы указанных зон в ключе долженствования («надо», «необходимо») без объяснения важности этих мер или последствий нарушения природных связей для экологии региона.

Задание 7

Высокий уровень – полный правильный ответ. Учащиеся обосновывают историческую необходимость кольцевой планировки древнего русского города как города-крепости, приводят примеры указанной планировки русских городов;
низкий уровень – учащиеся описывают, как строился древний русский город, но не обосновывают историческую необходимость его кольцевой планировки.

Задание 8

Высокий уровень – учащиеся правильно называют исторические события по памятным датам, записывают их в хронологической последовательности;
средний уровень – учащиеся правильно называют исторические события по памятным датам, но не выстраивают их в хронологической последовательности;
низкий уровень – ответы неполные, не выдержано требование хронологической последовательности перечисления исторических событий.

Задание 9

Высокий уровень – учащиеся дают правильную интерпретацию изречения выдающегося русского полководца Александра Невского;
низкий уровень – учащиеся пересказывают изречение полководца Александра Невского без выражения оценочной позиции.

Задание 10

Главным результатом полученных ответов должно быть выявление умения учащихся интерпретировать и обобщать знания, полученные в опыте непосредственного взаимодействия с разными источниками информации (вещественными, умственными).
Высокий уровень – учащиеся высказывают до 4 содержательных суждений в аспекте поставленной задачи с оценкой их личностной познавательной значимости;
средний уровень – учащиеся дают описание нескольких объектов экспозиции краеведческого музея, оценочная позиция представлена слабо;
низкий уровень – учащиеся называют объекты экспозиции краеведческого музея без оценки их личностно-познавательной значимости.


* Задание выполняется по желанию.