Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2005

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ

Окружающий мир

Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

1-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши названия групп.

а) Земля, ворона, телефон, ель, вода.
б) Картина, стул, океан, трактор, колесо.
в) Клен, крокодил, облако, одуванчик.
г) Луна, Солнце, вода, паук, камень.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – правильно вычеркнуты «лишние» слова, правильно названы группы: а) природа,
б) вещи, в) живая природа, г) неживая природа;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки в названиях групп или неправильно вычеркнуто «лишнее» слово;
2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Напиши 2–3 названия растений, относящихся к данным группам.

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

 

 

 

Уровни выполнения задания

4-й уровень – названия растений каждой группы написаны правильно;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;
1-й уровень – задание выполнено неверно.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 3

Подчеркни название страны, в которой ты живешь.

Украина, Казахстан, Россия, Беларусь.

Напиши название столицы твоей страны.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено;
1-й уровень – задание не выполнено.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

Распредели данные объекты по группам. Дай название каждой группе.

Евразия, Земля, Луна, Африка, Индийский, Атлантический, Антарктида, Полярная звезда, Солнце, Марс, Тихий, Австралия, Северный Ледовитый.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – объекты верно распределены по трем группам («Космические тела» или «Космос», «Материки», «Океаны»);
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки в распределении объектов, или не названа группа «Космос»;
2-й уровень – допущены 3–4 ошибки, не написаны названия групп;
1-й уровень – задание не выполнено.

Дифференциация воды по ее состоянию

Задание 2

Напиши, в каких состояниях находится в природе вода. Приведи примеры.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено верно (твердое состояние – лед, снег; жидкое состояние – вода в реках и т. д.; газообразное – водяной пар);
3-й уровень – названы три состояния воды, допущены 1–2 ошибки в примерах;
2-й уровень – названы три состояния воды, нет примеров;
1-й уровень – задание не выполнено.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 3

Выпиши существенные признаки (свойства) чистой воды.

прозрачная, упругая, белая, без запаха, безвкусная, сладкая, горькая, бесцветная, мутная

Уровни выполнения задания

4-й уровень – существенные признаки воды указаны верно (прозрачная, без запаха, безвкусная, бесцветная);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 4

Подчеркни (или выпиши) правильный ответ на вопрос: почему происходит смена времен года?

а) Солнце движется вокруг Земли.
б) Земля вращается вокруг Солнца.
в) Ось Земли наклонена.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено верно;
1-й уровень – задание выполнено неверно.

Задание 5

Под влиянием каких природных объектов или природных явлений изменяется рельеф Земли? Нужное подчеркни.

Солнце, тучи, ветер, камни, вода, землетрясения, Марс

Уровни выполнения задания

4-й уровень – правильно указаны объекты и явления, изменяющие рельеф Земли (Солнце, ветер, вода, землетрясения);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 6

Укажи, какие из перечисленных названий относятся к растениям, а какие – к животным.

мхи, папоротники, насекомые, хвойные, млекопитающие, земноводные, водоросли, птицы, пресмыкающиеся

Уровни выполнения задания

4-й уровень – правильно подведены частные понятия под общие;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.

3-й класс

Установление связи между неживой и живой природой

Задание 1

Напиши, какие пять условий необходимы для роста и развития растений.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – указаны пять условий, необходимых для роста и развития растений (свет, тепло, вода, воздух, минеральные питательные вещества);
3-й уровень – указаны четыре условия, необходимых для роста и развития растений;
2-й уровень – указаны два–три условия;
1-й уровень – указано одно условие или задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 2

Распредели объекты по природным зонам. Назови эти зоны.

карликовая береза, осина, ягель, типчак, песец, суслик, лиса, куропатка, ковыль, глухарь, калина, лемминг, куница, дрофа, кабан

Уровни выполнения задания

4-й уровень – названы три природные зоны, правильно названы представители этих зон (тундра – карликовая береза, ягель, песец, куропатка, лемминг; лесная зона – береза, осина, лиса, куропатка, глухарь, калина, куница, кабан; степь – типчак, суслик, ковыль, дрофа);
3-й уровень – названы две природные зоны, допущены 3–4 ошибки по представителям зон;
2-й уровень – названа одна природная зона, представители зон распределены неверно;
1-й уровень – задание выполнено неверно.

Установление связей между объектами природных сообществ

Задание 3

Дополни пищевые цепочки.

Растение метлик ––> кузнечик ––>?
Водоросли ––> дафнии ––> плотва ––>?
Осина ––> заяц ––>?

Уровни выполнения задания

4-й уровень – все цепочки питания составлены верно;
3-й уровень – две цепочки питания составлены верно;
2-й уровень – одна цепочка питания составлена верно;
1-й уровень – задание не выполнено.

Соотнесение года и века

Задание 4

Подбери к году век.

988

1140

1242

1380

ХII

Х

VIII

ХIII

ХIV

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено верно;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 5

1. Пасмурно, мелкий дождь, ветер западный, температура воздуха – десять градусов тепла;
2. Пасмурно, ветер северный, снег, температура воздуха – пятнадцать градусов мороза;
3. R t +20 °С.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи во всех случаях;
3-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в двух случаях;
2-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в одном случае;
1-й уровень – задание не выполнено.

4-й класс

Твое государство

Задание 1

Название государства

Название государства __________________.
Столица государства____________________.
Название региона, где ты живешь ________.
Столица республики (областного, краевого центра)_________________________________.
Символы государства___________________.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено верно;
3-й уровень – неправильный или неполный ответ на один из вопросов;
2-й уровень – неправильный или неполный ответ на два вопроса;
1-й уровень – неправильный или неполный ответ на три вопроса и более.

Раскрытие связи между строением и функцией органа

Задание 2

Напиши, какие пять функций выполняет кровь.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено правильно. Указаны пять функций крови: а) переносит питательные вещества; б) переносит кислород; в) – выносит от клеток вредные вещества и углекислый газ; г) поддерживает постоянную температуру тела; д) защищает от болезнетворных бактерий;
3-й уровень – задание выполнено частично: указаны 3 – 4 функции крови;
2-й уровень – задание выполнено частично: указаны 1–2 функции крови;
1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

а) Напиши, какое значение имеет головной мозг.
б) Какое значение имеют органы чувств?

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено правильно (головной мозг руководит работой всех органов. Органы чувств получают информацию от объектов окружающего мира и передают ее в головной мозг);
3-й уровень – допущены неточности в пункте а), пункт б) выполнен верно;
2-й уровень – допущены ошибки в пунктах
а) и б);
1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 4

Распредели полезные ископаемые по группам. Назови группы.

торф, известняк, гранит, нефть, природный газ, железная руда, бокситы, глина, каменный уголь, мрамор, песчаник, медная руда

Уровни выполнения задания

4-й уровень – правильно выделены три группы полезных ископаемых и верно указаны их представители (горючие – торф, нефть, природный газ, каменный уголь; рудные – железная руда, бокситы, медная руда; строительные – известняк, гранит, глина, мрамор, песчаник);
3-й уровень – выделены три группы полезных ископаемых, допущены 1–2 ошибки в распределении объектов по группам;
2-й уровень – выделены две группы полезных ископаемых, при распределении объектов допущены 3–4 ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.

Ориентирование во времени

Задание 5

Допиши утверждения.

Сутки – это время, ______________________.
Месяц – это время, ____________________.
Год – это время, ______________________.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено верно;
3-й уровень – два утверждения выполнены верно;
2-й уровень – одно утверждение выполнено верно;
1-й уровень – задание не выполнено.

Экология

Задание 6

Напиши правила поведения в лесу.

Уровни выполнения задания

4-й уровень – написаны четыре и более правил поведения в лесу (не ломать деревья и кустарники, не рубить, не мусорить, не разводить костров, не шуметь, не ловить птенцов и других животных);
3-й уровень – написаны три правила поведения;
2-й уровень – написаны два правила поведения;
1-й уровень – написано одно правило поведения.

Соотнесение года и века

Задание 7

Напиши век и историческое событие, которое произошло в эти годы.

Год

Век

Событие

1380    
1812    
1917    
1941–1945    

Уровни выполнения задания

4-й уровень – задание выполнено верно;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – допущены 3 ошибки.