Светлана САМЫКИНА
Литературное чтение
Одновременно работают все учащиеся.
Текст предоставляется каждому ученику в
отпечатанном виде. Задания и вопросы учитель
читает вслух, потом дети перечитывают их про
себя. При замере скорости чтения учитель дает
первый сигнал спустя несколько секунд после
начала чтения и второй – через минуту после
первого сигнала. Количество знаков в отрывке
подсчитывает учитель. Учащиеся работают в
текстах контрольных работ карандашом.
Для того чтобы дети смогли воспользоваться этими
текстами, их нужно напечатать крупным шрифтом.
1-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
1. Я открыл коробочку и сперва ничего не
увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный
огонёк, как будто где-то, далеко-далеко от меня,
горела крошечная звёздочка, и в это же время я сам
держал её сейчас в руках.
– Что это, Мишка, – сказал я шёпотом, – что это
такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош?
Он живой, не думай.
– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал,
хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту
звёздочку, я её домой возьму.
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я
остался со своим светлячком, глядел на него,
глядел и никак не мог наглядеться...
(В. Драгунский)
2. Жили-были на одном дворе кот, козёл да
баран. Жили они дружно: сена клок – и тот пополам,
а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот идёт
раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да
таково жалостно плачет. Спрашивают кота козёл да
баран:
– Котик-коток, серенький лобок! О чём ты
плачешь, на трёх ногах скачешь?
(К.Д. Ушинский)
1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь,
простым карандашом.
3. Разберись, какой текст является рассказом, а
какой – сказкой.
Т е к с т 1
а) рассказ;
б) сказка. |
Т е к с т 2
а) рассказ;
б) сказка. |
4. Подчеркни в сказочном тексте те слова,
фразы, которые могут встретиться только в тексте
сказки.
Определение стилевой принадлежности
текста
Задание 2
1. Луна – единственный спутник нашей Земли.
Это ближайшее к нам космическое тело и, казалось
бы, наиболее изученное. Однако многие астрономы
считают Луну самым загадочным объектом
Солнечной системы. Учёные никак не могут
разобраться, как же возникла Луна. Большинство
астрономов считают, что Луна появилась вначале
далеко-далеко от Земли. Но, пролетая около Земли,
Луна была захвачена ею и превратилась в спутник.
(А. Долгова)
2. Вышел ладной ночью гулять ослик. Увидел в
небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?»
Пошёл искать. В кусты заглянул, под лопухами
пошарил. Нашёл её в саду, в маленькой лужице.
Посмотрел и тронул ножкой – живая.
(Г. Цыферов)
1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.
2. Выбери правильные ответы и обведи
соответствующие им буквы кружком:
а) первый текст – научный;
б) первый текст – литературный, художественный;
в) второй текст – научный;
г) второй текст – литературный, художественный.
3. В тексте, который ты считаешь научным,
подчеркни те слова, которые могут встретиться
только в научном тексте.
4. В тексте, который ты считаешь художественным,
подчеркни те слова, которые могут встретиться
только в художественном тексте.
Анализ стихотворения
Задание 3
Перед сном
Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговори
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя всё дела
Да дела.
У тебя я
Не стою
Над душой,
Я всё жду,
Всё молчу,
Как большой...
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
Поглядим
На фонари
За окном.
(А. Барто)
1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
2. Какое настроение было у героя стихотворения?
Обведи правильный ответ кружком:
а) сердитое;
б) задумчивое;
в) тревожное;
г) радостное.
3. Какие строчки в стихотворении помогли тебе
ответить на второй вопрос? Подчеркни их
карандашом.
4. Как ты считаешь, к кому обращается герой?
Напиши здесь.
5. Какие чувства испытывает герой к этому
человеку?
а) раздражение, досаду;
б) огромную любовь;
в) злость, негодование.
6. Стихотворение построено в виде:
а) диалога (разговора двух лиц);
б) монолога (монолог – речь одного человека).
7. Найди в стихотворении сравнение, подчеркни
его волнистой чертой.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Темп чтения (при норме 25 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 20 – 25 слов в минуту;
2-й уровень – 15 – 20 слов в минуту;
1-й уровень – менее 15 слов в минуту.
Отличие сказочного текста от рассказа:
4-й уровень – отмечено начало сказки – ее
зачин, поговорки (плачешь, на трёх ногах скачешь),
а также все слова, называющие кота (кот-котишко,
...);
3-й уровень – отмечены некоторые из указанных
особенностей;
2-й уровень – отмечено начало сказки;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 2
4-й уровень – даны верные ответы (2 – а, г), в
первом тексте выделены термины: спутник,
космическое тело, объект Солнечной системы; во
втором тексте – слова и фразы: ладной ночью,
удивился – об ослике, живая – о луне;
3-й уровень – дан верный ответ на 3-й и 4-й
вопросы и подчеркнуты 3–4 фразы в двух текстах;
2-й уровень – дан верный ответ на 3-й и 4-й
вопросы и подчеркнуты 1–2 фразы, есть ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 3
Понимание содержания прочитанного,
эмоционально точное восприятие текста.
4-й уровень – даны верные ответы на все
вопросы (лирический герой обращается к маме, он
очень любит ее, стихотворение написано в форме
монолога, отмечено сравнение как большой).
Наиболее сложный вопрос – 3; дети могут выделить
первые и последние строки в стихотворении, а
также глаголы: поговорим, поглядим, фразы: я всё
жду, не стою над душой, создающие задумчивое
настроение;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
2-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
* * *
– Извините, – сказала девочка. – Я ещё не знаю,
что такое «конкретно».
– Между тем пора бы и знать, – рассудительно
заметил Петька. – Тебе сколько лет?
– Второй день.
Петька засмеялся.
Девочка была беленькая, а ресницы чёрные, и
каждый раз, когда она взмахивала ими, у Петьки –
ух! – с размаху куда-то ухало сердце.
– Теперь я вас хочу спросить, – сказала девочка.
– Скажите, пожалуйста, что это за штука? – Она
показала на луну.
– Тоже не знаешь?
– Нет.
– Эта штука называется луна, – сказал Петька. –
Ты случайно не с неё свалилась?
Девочка покачала головой.
–Нет, я из снега, – серьёзно объяснила она. –
Вчера ребята слепили снежную бабу. Мимо проходил
какой-то старик с бородой.
Она рассказывала спокойно, неторопливо, и Петька
заметил, что когда он говорит, изо рта идёт пар, а
у девочки не идёт.
– Мальчишки ушли, а он меня переделал. На голове у
меня было дырявое ведро – он его сбросил, в руках
швабра – он её вынул. Всё время бормотал: «В этом
деле я не специалист», – когда делал прическу. «А
теперь устроим ей ножки», – когда устраивал
ножки.
Она взмахнула ресницами, и у Петьки – ух! –
куда-то с размаху ухнуло сердце.
– В общем, я получилась у него так хорошо, что
открыть глаза и заговорить – это было не так уж
трудно.
– Странная история, – сказал Петька.
(В. Каверин)
1. Прочитай текст тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь,
простым карандашом.
3. Определи жанр текста, из которого взят этот
отрывок:
а) народная сказка;
б) авторская сказка;
в) рассказ.
4. Есть ли в этом произведении волшебство?
Если есть, то подчеркни соответствующие слова,
фразы и предложения.
5. На кого из знакомых героев литературных
произведений похожа девочка:
а) на обычную девочку-школьницу;
б) на Снегурочку;
в) на Василису Премудрую;
г) на переодетую Бабу Ягу.
6. Найди в тексте фразу (автор повторяет ее
два раза), которая характеризует отношение
Петьки к девочке. Подчеркни эти слова волнистой
линией.
Задание 2
Проверка умения отличать научный
текст от художественного
1. Я думаю, во всём есть своя душа. И в
деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по
лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы.
Мне кажется, что у них душа такая.
У ромашки душа весёлая, как солнышко.
У колокольчиков душа лёгкая.
У анютиных глазок душа ласково глядит.
У ландышей душа свежая и влюблённая.
У розового и белого клевера душа простая и
добрая.
А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко
растёт, головы не клонит.
(Г. Сапгир)
2. Само понятие «цветковые растения» говорит
о том, что, кроме корня, стебля и листьев,
у них есть цветок, из которого развивается плод с
семенами. И яркая окраска, и запах, и сладкий
нектар внутри цветка привлекают насекомых,
которые помогают опылять растения. Ведь многие
из них, только обменявшись пыльцой, принесут
плоды.
Очень разнообразны не только цветки, но и листья
цветковых растений. Они различаются по форме,
величине, окраске.
Но все они имеют общее строение. Лист состоит из
листовой пластинки, а также из черешка, которым
он прикрепляется к стеблю.
(Н.Я. Дмитриева)
1. Прочитай тексты 1 и 2 тихо, вполголоса.
2. В каком из текстов ощущаются присутствие
автора, его чувства и мысли? Выбери правильный
ответ и обведи соответствующую ему букву
кружком:
а) в первом;
б) во втором.
3. Выбери правильные ответы и обведи
соответствующие им буквы кружком:
а) первый текст – научный;
б) первый текст – литературный, художественный;
в) второй текст – научный;
г) второй текст – литературный, художественный.
4. В тексте, который ты считаешь научным,
подчеркни только те слова, которые могут
встретиться в научном тексте.
5. В тексте, который ты считаешь
художественным, подчеркни те выражения, которые
могут встретиться только в художественном
тексте.
Анализ стихотворения
Задание 3
Оса в комнате
Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.
Я достал в шкафу варенье,
Я к животным – всей душой!
– На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстой и большой.
(Ж. Давитьянц)
1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
2. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
3. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво, с заботой в голосе;
б) монотонно, грустно;
в) сначала спокойно, потом задорно, весело.
4. Какие строчки показались тебе смешными.
Подчеркни их.
5. Это стихотворение веселое, потому что:
а) у мальчика очень хорошее настроение, и он
прямо говорит об этом;
б) мальчик серьезно, как с человеком,
разговаривает с осой, и нас это смешит;
в) мальчик постоянно шутит, и читателю тоже
смешно.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Темп чтения (при норме 50 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 40–50 слов в минуту;
2-й уровень – 30–40 слов в минуту;
1-й уровень – менее 30 слов в минуту.
Умение отличить авторскую сказку от других
жанров:
4-й уровень – даны ответы на все вопросы: это
авторская сказка; о волшебстве говорят слова
девочки о том, как старик оживил снежную бабу, как
она заговорила; героиня похожа на Снегурочку
(ответ а – она похожа на обычную
девочку-школьницу – нельзя считать правильным);
фраза, которая характеризует отношение Петьки к
девочке: Она взмахнула ресницами, и у Петьки – ух!
– куда-то с размаху ухнуло сердце – и т. д.;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 2
4-й уровень – даны верные ответы на вопросы:
2 – а; 3 – б, в.
Подчеркнуты слова, указывающие на
принадлежность первого текста к
художественному: душа весёлая, душа лёгкая и т. д.
В научном тексте могут быть выделены слова:
понятие, развивается плод, нектар, опылять
растения, по форме, величине и окраске, строение,
листовая пластинка, черешок;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 3
Умение определять эмоциональную окраску
текста и подбирать интонацию при чтении,
находить рифмы, видеть юмористическое в тексте.
4-й уровень – даны верные ответы на все
вопросы; найдены рифмы: оса – часа, дела –
похудела, варенье – для подкрепленья, душой –
большой; 3 – в , 5 – б; могут быть подчеркнуты 3, 4, 6,
7, 8-я строчки;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
3-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
БАМБУК ДО САМОГО НЕБА
Давно-давно это было.
Жили в одной деревне старик и старуха.
Как-то раз летним вечером сидят они на веранде
своего дома.
Вдруг откуда-то донеслось: тон-тон-тон.
Прислушался старик. Заглянул он под веранду – и
что же видит? Росток молодого бамбука уперся в
половицу и стучит: тон-тон-тон.
– Ах ты, бедняга! Расти-то дальше некуда. Ну
ничего, я выпущу тебя на волю.
Прорубил старик дыру в половице. Распрямился
молодой бамбук. Согрело его солнце. Рос бамбук
быстро-быстро. И трёх дней не прошло, как молодой
бамбук снова упёрся – в потолок: тон-тон-тон.
Прорубил старик дыру в потолке.
Теперь над зелёным ростком только синее небо. Всё
дальше от земли уходила его верхушка. А старик со
старухой любовались, как тянется ввысь молодой
бамбук, и так радовались, словно был он их родным
сыном.
– Смотри, старая, как он вырос! Уж и не видать
его верхушки. Скрылась в облаках.
– Он теперь, дед, поднялся выше самой высокой
горы. Выше горы Фудзи вознёсся наш бамбук. Вот бы
узнать, докуда он дорос.
– А вот завтра, старая, влезу я по его стволу на
самую верхушку. Тогда и узнаем.
Вот полез старик кверху по стволу бамбука. Старик
на свой дом с вышины посматривает. Вот стал его
дом величиной с дыню, вот с баклажан, вот с
горошину, вот с кунжутное семечко – и совсем
исчез, словно растаял.
Наконец, совсем скрылась земля из виду. Вокруг
только широкое небо.
Поглядел вверх – не узнать неба, так
переменилось.
Луна была величиной с круглый веер, а теперь
большая-большая, как гора Фудзи.
Видно, дорос бамбук до самой луны. Обрадовался
старик. «Хорошо бы, – думает, – в Лунном царстве
побывать. Много про него на земле чудесного
рассказывают».
Наконец, добрался он до верхушки молодого ростка.
В Лунное царство серебряные ворота ведут, а у
ворот три зайца на страже стоят.
Вошёл старик в ворота. За воротами сад. Растут в
нём серебряные деревья с жемчужными ветками.
А в глубине сада серебряный дворец виднеется.
(Японская народная сказка)
1. Прочитай отрывок из сказки тихо,
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь,
простым карандашом.
3. Какие черты народной волшебной сказки можно
обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) древние представления о мировом дереве;
в) волшебные цвета;
г) существование «чужого», волшебного мира?
4. Подчеркни те фрагменты текста, которые
подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым
фрагментом поставь соответствующую ему букву.
Анализ стихотворения: понимание прочитанного,
выбор интонации
Задание 2
Кузнечик и сверчок
Вовеки не замрёт, не прекратится
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве:
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минуту или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метёт метель,
Но вы покою мёртвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель.
И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
(Дж.Китс)
1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) монотонно, грустно;
в) спокойно, ласково, любуясь тем миром,
который рисует автор;
г) весело, задорно, с торжеством в голосе?
3. На какие две части ты разделил бы это
стихотворение? Отметь карандашом.
4. Придумай заголовок для первой и второй
частей. Запиши их.
5. Какие строчки в стихотворении ты считаешь
самыми важными? Подчеркни их прямой линией.
6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми
красивыми. Подчеркни их волнистой линией.
7. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
Знание особенностей художественного
текста, умение узнавать выразительные средства
литературы
Задание 3
Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого,
что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен
всё лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В
комнатах слабо пахло скипидаром и белыми
гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед
крыльцом...
Единственное, что раздражало композитора, – это
скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к
роялю, надо было переступить через пять шатких
половиц. Со стороны это выглядело, должно быть,
забавно, когда пожилой композитор пробирался к
роялю, приглядываясь к половицам прищуренными
глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не
скрипнула, Чайковский садился за рояль и
усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас
начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом
запоёт от первых же звуков рояля. На любую
клавишу отзовутся сухие стропила, двери и
старушка люстра...
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась
этим домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский,
восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что
дом уже с утра ждёт, когда композитор сядет за
рояль. Дом скучал без звуков.
(К. Паустовский)
1. Прочитай отрывок из произведения тихо,
вполголоса.
2. О каком неживом предмете говорится в тексте,
как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки
одной чертой. Напиши, как называется этот прием.
3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал
два образа? Какие? Запиши ответ.
4. Какие красочные прилагательные помогают
ярко представить описанное? Подчеркни их
волнистой линией.
5. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Темп чтения при норме 70 слов в минуту:
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 60–70 слов в минуту;
2-й уровень – 50–60 слов в минуту;
1-й уровень – менее 50 слов в минуту.
Понимание содержания, жанровой специфики
сказки:
4-й уровень – даны ответы на все вопросы.
Обнаружены характерные особенности волшебной
сказки: магические числа (три зайца встречают
старика в Лунном царстве); древние представления
о мировом дереве (в данном случае это бамбук,
растущий до небес); волшебный цвет – серебряный;
в последних трех абзацах говорится о «чужом»,
волшебном мире;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты, например, не указана
одна из черт волшебной сказки;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 2
Важно, чтобы дети уловили спокойную, ласковую
интонацию стихотворения, увидели две части его:
вторая начинается от слов «Поэзия земли не знает
смерти» – именно эти строчки можно считать
самыми важными. На наш взгляд, не надо считать
ошибкой, если дети отметят другие, важные, по их
мнению, строчки.
4-й уровень – даны ответы на все вопросы, в
5-м возможны варианты;
3-й уровень – даны ответы на пять из семи
вопросов;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 3
В тексте есть олицетворения (дом запоёт, дом
ждал, дом скучал и др.), эпитеты (удивительное,
весёлое, прекрасная). Важно, чтобы дети отметили
хотя бы часть эпитетов и олицетворений. В
рассказе дети могут обнаружить два образа:
композитора и дома, который, как живой,
разыгрывает музыкальные темы.
4-й уровень – даны ответы на все вопросы с
оговорками, изложенными выше;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
4-й класс
Проверка техники чтения
Задание 1
Поглядела на него царица и задала Ивану такую
задачу:
– А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя
– живи, так и быть.
Пошёл Иван искать себе тайного места, а навстречу
ему Дарья-прислужница.
– Обожди, – велит она,– я тебя укрою. Я твоё
добро помню.
Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван,
превратился он в тёплое дыхание женщины.
Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. Пошла
потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со
стола, отёрла пыль с неё да открыла её и дунула в
неё: тотчас дыхание её обратилось в новую
заглавную букву той книги, и стал Иван буквой.
Сложила Дарья книгу и вышла вон.
Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и
глядит в неё – где Иван? А книга ничего не
говорит. А что скажет, непонятно царице: не стало,
видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от
новой заглавной буквы все слова в книге
переменились.
Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила её
оземь.
Все буквы рассыпались из книги, а первая,
заглавная, буква как ударилась, так и обратилась
в Ивана.
Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит
и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и
царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему.
И стала она ещё прекраснее, чем прежде была.
(А. Платонов)
1. Прочитай отрывок из сказки тихо,
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь,
простым карандашом.
3. Какие черты народной волшебной сказки можно
обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) древние представления о мировом дереве;
в) действия волшебного помощника;
г) наличие волшебного предмета;
д) волшебные превращения?
4. Подчеркни те фрагменты текста, которые
подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым
фрагментом поставь соответствующую ему букву.
5. Встречались ли тебе в других сказках похожие
события, когда герой выполняет очень трудные
задания? В каких? Напиши.
Анализ стихотворения: понимание
прочитанного, выбор интонации
Задание 2
БЕРЁЗА
Зелёным облаком берёза
В ржаное поле забрела.
Ей носят новости стрекозы
Из леса, где она жила.
Она стоит на перепутье,
Чуть отражается в ручье,
Наполненная светлой грустью,
С гнездом грачиным на плече.
(Г. Новицкая)
1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) трагически, с грустью и печалью;
в) весело, задорно, с торжеством в голосе?
3. В каких строчках выражено настроение
березы? Подчеркни волнистой чертой.
4. Каким литературным приемом автор пользуется
чаще всего? Напиши, как он называется. Подчеркни
карандашом в тексте соответствующие слова.
5. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
Знание особенностей художественного
текста, умение узнавать выразительные средства
литературы
Задание 3
Однажды ночью я проснулся от странного
ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я
лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и
наконец понял, что я не оглох, а попросту за
стенами дома наступила необыкновенная тишина.
Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер
ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было
только слышно, как посапывает во
сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял
комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами
всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на
головокружительной высоте стояла одинокая луна,
и вокруг неё переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам.
Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они
показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так
необыкновенно изменилась земля, за два коротких
часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села
на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё
посыпался снег. Птица медленно поднялась и
улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь,
падающий в ёлки. Потом снова всё стихло.
(К. Паустовский)
1. Прочитай отрывок из произведения тихо,
вполголоса.
2. Что произошло в природе, что так удивило
героя:
а) прилетела необычная птица;
б) стало вдруг очень тихо;
в) пришла зима, и все за окном преобразилось?
3. Найди в тексте олицетворения, при помощи
которых создается образ мертвой тишины.
Подчеркни их прямой линией.
4. Какие «красочные» прилагательные помогают
ярко представить описанное? Подчеркни их
волнистой линией.
5. Найди сравнение, обведи его карандашом.
6. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Темп чтения при норме 90 слов в минуту:
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 80–90 слов в минуту;
2-й уровень – 70–80 слов в минуту;
1-й уровень – менее 70 слов в минуту.
Понимание содержания, жанровой специфики
сказки:
4-й уровень – даны ответы на все вопросы.
Обнаружены характерные особенности волшебной
сказки: магические числа (третье задание
выполняет Иван); у героя есть волшебный помощник
– Дарья-прислужница; у царицы есть волшебный
предмет – книга; волшебным превращением можно
считать преображение Ивана в дыхание женщины, в
букву книги. В данном фрагменте нет
представлений о мировом дереве. Отвечая на пятый
вопрос, дети могут вспомнить, что в других
сказках («Царевна-лягушка», «Морской царь и
Василиса Премудрая») герой тоже выполняет
трудные задания;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты, например, не указана
одна из черт волшебной сказки;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 2
Важно, чтобы дети уловили тихую, задумчивую
интонацию стихотворения, отметили прием
олицетворения (берёза в ржаное поле забрела; жила
в лесу, стоит, наполненная грустью), увидели рифмы
(берёза – стрекозы, забрела – жила, ...):
4-й уровень – даны ответы на все вопросы;
3-й уровень – даны ответы на три из четырех
вопросов;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
Задание 3
В рассказе Паустовского описывается чудесный
приход зимы и преображение всего мира. Дети могут
отметить самые яркие олицетворения: умер дождь,
умер ветер, умер сад; увидеть красочные
прилагательные: странный, белый, ровный, одинокий
и др. На наш взгляд, не надо требовать, чтобы
ученики выделили все олицетворения и эпитеты
текста.
4-й уровень – даны ответы на все вопросы с
оговорками, изложенными выше;
3-й уровень – в целом все выполнено верно,
есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или
выполнено неверно.
|