Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА
Русский язык
Контрольные работы по программе
Н.В.Нечаевой
На написание диктанта отводится один урок.
Проверочные работы выполняются в течение
нескольких уроков. Эти работы не обязательно
проводить за одну неделю. Вы можете отводить на
них от 10 до 15 минут от урока в зависимости от
уровня сложности заданий и уровня подготовки
вашего класса.
1-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней
характеристики, связности устной речи см. в
разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, словарный запас,
переключение от одного слова к другому
(дополнительные сведения об орфографической
зоркости)
Задание 1
а) Задумай звук. Назови три
слова, в которых этот звук был бы в начале. Запиши
их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный
звук.
б) Задумай звук. Назови три
слова, в которых этот звук был бы в конце. Запиши
их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный
звук.
Оцениваются
1) Количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.
Орфографические ошибки в записи слов
при выполнении данного задания не учитываются.
Однако самостоятельное записывание слов может
дать дополнительные сведения о сформированности
графических умений, об орфографической зоркости:
пишет опасные места наугад, делает пропуск или
спрашивает о написании учителя.
Соотнесение печатного и письменного
шрифтов, комбинаторные способности, знание
алфавита, различение мягких и твердых согласных
звуков и их букв
Задание 2
а) Запиши буквы письменным
шрифтом в алфавитном порядке.
б) Составь из
выписанных букв как можно больше слов. Буквы
можно повторять, можно использовать не все буквы.
в) В составленных словах отметь
зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и
синим – буквы твердых согласных звуков.
Оцениваются
1) Количество выполненных заданий; 2)
полнота и правильность выполнения.
Проверка орфографической зоркости
Задание 3
Возможные формулировки задания:
1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все
опасные места.
Задание может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах, а также на любых
текстах похожей сложности.
Пример текста:
Начал Мишка хвосты примерять,
Начал Мишка перед зеркалом гулять.
(К.Чуковский)
Оценивается полнота выполнения
задания.
Списывание текста
Задание 4
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является определение
средних результатов домашней и классной работ за
последние неделю или две в зависимости от
конкретных обстоятельств.
Фиксируются следующие недочеты: количество
пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков,
количество искажений и замен букв, большая буква
в начале предложения, количество исправлений.
При списывании теряет смысл выделение изученных
и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода
фиксируются как искажение замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием правильно
его списать, например: спиши текст.
Примеры текстов:
– Что ты, кошка, сторожишь?
– Сторожу у норки мышь.
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу её на чай. (15 слов)
(В. Лунин)
Солнечные Зайчики
С утра Солнечные Зайчики играли в
траве, а днём побежали к пруду.
В пруду Зайчики прыгали и плавали до самого
вечера...
Им хорошо – обсохнуть на солнце они всегда
успеют! (31 слово)
(В. Хмельницкий)
После списывания возможны и другие
задания, например: а) сверь свой текст с
текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б)
в первых двух предложениях подчеркни буквы
мягких согласных звуков (вариант: в первых двух
предложениях подчеркни все орфограммы).
Списывание может быть и непреднамеренным, как
необходимый этап выполнения другого задания,
например грамматического, или при
восстановлении деформированного текста.
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены а) 3–4
ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа показывает
значительные затруднения ученика при
списывании.
Выявление готовности к усвоению
орфографической темы следующего года обучения:
проверяемые безударные гласные в корне
Задание 5
Выпиши только родственные
(однокоренные) слова.
билет, летать, налетел, летний, балет,
полёт, лётчик
В выписанных словах поставь знак
ударения. Подчеркни безударные гласные.
Оцениваются полнота и
правильность выполнения.
Орфографический диктант
Задание 6
Проверяются правописание гласных
после шипящих, написание имен с большой буквы,
оформление предложения.
Летом Яша Щукин жил в деревне. Он
часто ходил на речку удить рыбу. Дома мальчика
ждал кот Васька. Яша дал любимцу свой улов. (23
слова)
Грамматические задания
1. В словах последнего предложения
поставь ударение.
2. В этом же предложении подчеркни буквы,
обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши слова третьего предложения, разделяя
их для переноса.
Составление предложений из данных
слов
Задание 7
Из данных слов составь как можно
больше предложений.
Максим ловить и рыба Игорь Барсик
Назначение задания. Выявить
уровень усвоения учениками понятий
«предложение», «слово», способность к поиску
разных вариантов словесного выражения мысли
(комбинаторные возможности).
Оценка составления предложений
Максим и Игорь ловят рыбу Барсику.
Максим, Игорь и Барсик ловят рыбу.
Максим, Игорь ловят Барсика и рыбу.
3-й уровень – составлено 2–4
предложения;
2-й уровень – составлено 1
предложение;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Восстановление деформированного
текста
Задание 8
Сидит серый, грызёт!
Хозяин идёт!
Забрался заяц в огород.
Берегись, длинноухий!
Нашёл косой морковку. (14 слов)
Оценка составления текста
4-й уровень – все
логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство
связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство
связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
Кроме этих заданий, повторите задания,
которые вы проводили в начале учебного года,
выявляя уровень готовности к обучению русскому
языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения
ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой
«Обучение грамоте»). Результаты сравнения
покажут абсолютный прирост в развитии
предпосылок продуктивного усвоения русского
языка.
2-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней
характеристики, связности устной речи см. выше
в разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество
освоения орфоэпии и графики
Задание 1
а)* Расставь в словах
знак ударения.
доска, звонят, понял, повторить, по
слогам, в шарфе
б) Запиши слова, в которых
количество букв совпадает с количеством звуков.
обед, ванна, заяц, лестница, трамвай
Проверка орфографической зоркости
Задание 2*
Прочитай, произнеси, как мы обычно
говорим. Далее возможны разные формулировки:
1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все
опасные места. Задание может быть
самостоятельным, а может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах.
Примеры текстов:
Юная Жирафа пощипывала
листья на деревьях.
Нашли в лесу мы ёжика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
(И. Пивоварова)
Оценивается полнота выполнения
задания.
Формулировка задания может быть
другой: дать слова, в которых пропущены буквы
звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной
позициях. Ученик должен распределить эти слова в
две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с
пропущенной буквой, которая не является
орфограммой.
бер...за, кра..., ...бед, паль...о, в...сна,
со...нце, клас..., я...ык, вост...к)
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является определение
средних результатов этого вида домашней и
классной работ за последнюю неделю или две – в
зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются недочеты (см. с. 4, задание 4).
Списывание может быть преднамеренным,
когда предъявляется текст с прямым заданием:
правильно его списать, после чего возможны и
другие задания.
Пример текста:
Волки и Луна
Зашло солнце и наступил вечер. На
небе зажглись звёзды, вышла Луна...
Волки любят выть, глядя на Луну, будто она одна их
понимает.
О чём они воют?
Иногда Волки, наверное, воют:
– Какой красивый в-в-вечер, какой чудесный
в-в-вечер, какой удивительный, а всё потому, что
такой же с-с-серый, как мы!.. (50 слов)
(В. Хмельницкий)
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на
доске, в первом предложении исправь ошибки, если
они есть. б) В первых двух предложениях
подчеркни буквы мягких согласных звуков
(вариант: в первых двух предложениях подчеркни
все орфограммы).
Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, например
грамматического (см. задание 4), или при
восстановлении деформированного текста (см.
задание 7).
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2
ошибки или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены а) 3–4
ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности ученика при списывании.
Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием
Задание 4 (диктант)
Проверяются правописание Ь и Ъ,
отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ с другими
согласными, правописание гласных после шипящих,
проверяемых безударных гласных, парных
согласных, оформление предложения.
Порядок работы: 1) написание
диктанта, который учитель диктует по
орфоэпическим нормам; 2) самостоятельная
проверка учениками, исправление ошибок, если они
есть; 3) орфографическое проговаривание
диктанта учителем по отдельным предложениям с
одновременной проверкой работ учениками.
Исправления вносятся карандашом другого цвета.
Диктант оценивается двумя
отметками: первая фиксирует реальную
грамотность, вторая – умение ученика сверять
совпадающий звуковой и буквенный облик слова при
его орфографическом проговаривании.
Летом
Наступило лето. Наша семья выехала на
дачу в деревню Ильинку.
Веет тёплый ветерок. С поля доносится чудесный
запах полевых цветов.
Вдруг большая туча затянула небо. Неужели будет
гроза? Начался дождь. Скоро небо стало ясным.
Солнышко осветило луг и рощу.
Как хорошо после дождя! (43 слова)
Понимание лексической сочетаемости
слов
Задание 5
Впиши в данные предложения подходящие
по смыслу слова.
Выбирай: не колышется, не шелохнётся,
не двигается.
На посту часовой _____________________ .
Сегодня ни одна травинка ______________ .
На этих часах стрелка _________________ .
Составление предложений из данных
слов
Задание 6
Из данных слов составь как можно
больше предложений. Можно изменять форму слов и
использовать служебные слова.
попугай, учить, стихи, Люда
Количество вариантов связано с
изменением порядка слов, с изменением и без
изменения их форм (например: Люда учит стихи о
попугае. Попугай учит стихи о Люде. Люда учит
стихи с попугаем), с выходом на повествовательные
и вопросительные предложения, с изменением формы
глагола и с подбором родственного слова (учат,
учила, учил, выучила, заучила).
Оценивается только количество
правильно составленных предложений.
Орфографические ошибки не учитываются.
Восстановление деформированного
текста
Задание 7
Белка шмыг на дерево.
Запечалился Зайчонок.
И поскакала по ёлочкам.
Не привыкла Белочка по земле бегать.
Позвал Зайчонок Белочку в догонялки играть.
Надо другого товарища искать.
Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» (31 слово)
(По Э. Шиму)
Оценка составления текста
4-й уровень – все
логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство
связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство
связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
* Здесь и далее звездочкой
отмечены диагностирующие задания. Оценивая
контрольную работу в целом, учитель не учитывает
качество их выполнения.
|