Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА

Обучение грамоте

Контрольные работы

Назначение работ

1) Cделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале и середине учебного года – см. брошюру Н.В. Нечаевой «Как учить грамоте читающих и нечитающих детей»; 2) зафиксировать результаты освоения основных умений.

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1-го по 4-й класс. Устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, ее развернутости и связности.

Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели

1) Говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.

  • 4-й уровень – в норме 5 показателей;

  • 3-й уровень – в норме 4 показателя;

  • 2-й уровень – в норме 2–3 показателя;

  • 1-й уровень – в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели

Типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта.

  • 4-й уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение устной речью

Фамилия, имя ученика

Внешняя характеристика речи

Уровень связности речи

Показатели

Уровень
оценки

Иванов Коля

1

2

3

4

5

   

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Задание 1

Грачи открыли весну*

В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелёты по многу километров в день.
В пути их настигла сильная метель. Много слабых птиц выбилось из сил и погибло в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно ходят по дорогам и усердно ковыряют крепкими носами землю. (65 слов, из них трехсложных – 18, четырехсложных – 7)

(По В.Бианки)

Оцениваются

1) Понимание прочитанного; 2) способ чтения; 3) количество и характер ошибок.

Предлагаем и другой, более объективный показатель успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.

Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей «Анализ чтения» и постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых дети читают. Таким образом набираются самые главные показатели: понимание прочитанного, способ чтения, характер ошибок, если они есть. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует и скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы.

Анализ чтения

Название текста ___________________________________
Автор _______________________ Кол-во слов __________

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Показатели
техники
чтения

Уровень техники
чтения

Уровень понимания
прочитанного

Способ чтения

Количество
и характер
ошибок

Время чтения

Темп чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

Задание 2

Прочитай слова. Представь, что они обозначают. Запиши номер «лишнего» слова.

1. Топор.
1. Медведь.
1. Наташа.

2. Пила.
2. Гусь.
2. Оля.

3. Вилка.
3. Волк.
3. Света.

4. Вилы.
4. Корова.
4. Андрей.

Оценка умений оформлять предложение, различать на слух границы слов

Задание 3

Запиши предложения под диктовку схемами.

Кончился учебный год. За окном светит яркое солнышко. У нас в классе сегодня праздник. Мы подготовили концерт для родителей. Выучили стихи и песни. Вот мы и стали второклассниками.

Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст, читается предложение, которое затем диктуется по два-три слова. Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.

Оценка дифференциации звуков речи

Задание 4

Запиши слова под диктовку кружками.

он уши май рука нитка шляпка воробей

Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Задание 5

Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.

сосна, ёлка, пруд, лейка, письмо, кран, май

Проставь в них знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Оценка усвоения фонетических знаний

Задание 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

ре, це, ла, ща, ши, ви, сё

Выполнение заданий 2–6

Оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.

С 1 по 10 июня 2005 г. в АПКиПРО МО состоятся курсы

«Система обучения, направленная на общее развитие учащихся (дидактическая система Л.В. Занкова), в условиях перехода начальной школы на четырехлетнее обучение» (72 ч.).

В программе: проблемы и перспективы развития дидактической системы Л.В. Занкова на современном этапе; анализ УМК системы 1 – 4-х; изучение результативности обучения и адаптации ребенка в 1-х и 5-х классах.

Обучение бесплатное.

Для контакта: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2, комн. 309, АПКиПРО.
Тел.: (095) 452-49-00, доб. 130, (095) 786-21-19.
E-mail: redaktomsc@list.ru  zankoy@apkro.redline.ru


* Учитель может использовать любой другой текст похожей сложности.