Наталия НЕЧАЕВА
Обучение грамоте
Контрольные работы
Назначение работ
1) Cделать выводы о продвижении детей по
отношению к стартовому уровню (результаты
выполнения данных работ сравнить с результатами
выполнения диагностических заданий в начале и
середине учебного года – см. брошюру
Н.В. Нечаевой «Как учить грамоте читающих и
нечитающих детей»; 2) зафиксировать результаты
освоения основных умений.
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Форма изучения и показатели развития
устной речи едины с 1-го по 4-й класс.
Устанавливаются на основании наблюдений учителя
за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в
результате постепенного накапливания сведений о
внешней характеристике речи, ее развернутости и
связности.
Оценка внешней характеристики устной
речи
Показатели
1) Говорит охотно; 2) форма общения с
учителями и учениками соответствует ситуации; 3)
речь в основном грамматически правильна; 4)
артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.
4-й уровень – в норме 5
показателей;
3-й уровень – в норме 4
показателя;
2-й уровень – в норме 2–3
показателя;
1-й уровень – в норме 1
показатель.
Оценка связности устной речи
Показатели
Типичные единицы высказывания,
развернутость характеристики объекта.
4-й уровень – говорит связными
предложениями; может дать развернутую
характеристику объекта или явления;
3-й уровень – речь состоит
из предложений или отдельных слов, заменяющих
предложение; характеристика объекта или явления
дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень – предложения почти
не используются в речи, произносятся в основном
отдельные слова; ученик испытывает большие
трудности при характеристике объекта или
явления;
1-й уровень – речь в основном
состоит из междометий и частиц; содержание
высказывания улавливается с трудом.
Владение устной речью
Фамилия, имя ученика |
Внешняя характеристика
речи |
Уровень связности речи |
Показатели |
Уровень
оценки |
Иванов Коля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
– |
+ |
+ |
+ |
– |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка техники чтения вслух, понимания
прочитанного
Задание 1
Грачи открыли весну*
В деревнях всюду появились большие
стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень
спешили на родину и в хорошую погоду делали
перелёты по многу километров в день.
В пути их настигла сильная метель. Много слабых
птиц выбилось из сил и погибло в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они
отдыхают. Они важно ходят по дорогам и усердно
ковыряют крепкими носами землю. (65 слов, из них
трехсложных – 18, четырехсложных – 7)
(По В.Бианки)
Оцениваются
1) Понимание прочитанного; 2) способ
чтения; 3) количество и характер ошибок.
Предлагаем и другой, более объективный
показатель успехов в навыке чтения, достигнутых
первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в
соответствии с таблицей «Анализ чтения» и
постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых
дети читают. Таким образом набираются самые
главные показатели: понимание прочитанного,
способ чтения, характер ошибок, если они есть.
Время от времени незаметно для учеников учитель
фиксирует и скорость чтения. Для этого надо
разметить несколько текстов и в разные дни
недели прочитать их в классе. Однако известно,
что любой опытный учитель и завуч на слух
определяют, читает ли их воспитанник ниже
предусмотренной программой нормы, по норме или
выше нормы.
Анализ чтения
Название текста
___________________________________
Автор _______________________ Кол-во слов __________ |
№ п/п |
Фамилия, имя ученика |
Показатели
техники
чтения |
Уровень техники
чтения |
Уровень понимания
прочитанного |
Способ чтения |
Количество
и характер
ошибок |
Время чтения |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка понимания лексического
значения слов, умения группировать
Задание 2
Прочитай слова. Представь, что они
обозначают. Запиши номер «лишнего» слова.
1. Топор.
1. Медведь.
1. Наташа. |
2. Пила.
2. Гусь.
2. Оля. |
3. Вилка.
3. Волк.
3. Света. |
4. Вилы.
4. Корова.
4. Андрей. |
Оценка умений оформлять предложение,
различать на слух границы слов
Задание 3
Запиши предложения под диктовку
схемами.
Кончился учебный год. За окном светит
яркое солнышко. У нас в классе сегодня праздник.
Мы подготовили концерт для родителей. Выучили
стихи и песни. Вот мы и стали второклассниками.
Примечание. Правила диктанта
обычные: читается весь текст, читается
предложение, которое затем диктуется по два-три
слова. Обязательно выдерживается пауза перед
диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.
Оценка дифференциации звуков речи
Задание 4
Запиши слова под диктовку кружками.
он уши май рука нитка шляпка воробей
Оценка навыка списывания и усвоения
фонетических знаний
Задание 5
Спиши слова. Раздели, где можно, слова
на слоги вертикальной чертой.
сосна, ёлка, пруд, лейка, письмо, кран,
май
Проставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Оценка усвоения фонетических знаний
Задание 6
Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой,
обозначающей мягкий согласный звук.
ре, це, ла, ща, ши, ви, сё
Выполнение заданий 2–6
Оценивается в зависимости от
количества правильно выполненных заданий или
правильно записанных предложений, слов.
С 1 по 10 июня 2005 г. в АПКиПРО МО
состоятся курсы
«Система обучения, направленная на
общее развитие учащихся (дидактическая система
Л.В. Занкова), в условиях перехода начальной
школы на четырехлетнее обучение» (72 ч.).
В программе: проблемы и перспективы
развития дидактической системы Л.В. Занкова на
современном этапе; анализ УМК системы 1 – 4-х;
изучение результативности обучения и адаптации
ребенка в 1-х и 5-х классах.
Обучение бесплатное.
Для контакта: 125212, г. Москва,
Головинское шоссе, д. 8, корп. 2, комн. 309, АПКиПРО.
Тел.: (095) 452-49-00, доб. 130, (095) 786-21-19.
E-mail: redaktomsc@list.ru zankoy@apkro.redline.ru |
* Учитель может использовать
любой другой текст похожей сложности.
|