Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.

Русский язык

Контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать текст под диктовку, включающий слова простой слоговой структуры, написание которых не расходится с произношением.
В диктанты вошли слова с твердыми и мягкими согласными, с сочетаниями жи-ши, ча-ща, а также имена людей и клички животных.

Объем текста: 20–25 слов.

Перед дождем

Я гулял в парке. Глухо ударил гром. Застучали по земле крупные капли. Ветер закружил пыль. Собака Альма – в кусты. Туда залез и я.

Слова для справок: ветер, залез.

Белка

Вот роща. Там много ручных белок. Я стучу по веткам елки. Спустилась пушистая белка. Я дал ей орешки. Зверек схватил их.

Слова для справок: орешки, зверек, схватил.

Летом

Был теплый день. Алеша и мама пошли в поле. Треснула ветка. Это мышка юркнула в норку.

Слово для справки: пошли.

Собака

Собака жила в лесу. Она пошла искать товарища. Собака встретила человека. Она осталась жить у него.

(Из сказки)

Ландыши

Роща залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши. Рой пчел сел на куст. Мы поспешили домой.

Слова для справок: росли, поспешили, домой.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст с доски.

Объем текста: 15–20 слов.

* * *

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
По-ве-я-ла крылом.

(А.Фет)

Теплый день

Настал теплый апрель. С крыши падает частая капель. На клене набухли почки. Кот Мурзик играет во дворе.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение выделять в сплошном тексте предложения, отвечать на вопросы.

I.

Роща

Был май Ольга и Петя пошли в рощу ель бросила тень на куст на куст сел шмель.

  • Сколько предложений в тексте?

  • Спиши, в конце предложения ставь нужный знак препинания.

II. Ответь на вопросы.

  • Где была нора? (У сосны, в поле, в саду, у куста.)

  • Кто ее вырыл? (Лиса, крот, мышка.)

III. Кто любит ловить мышей?

Кто любит ловить курочек?

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы: парные звонкие и глухие согласные на конце слова, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

Весна наступила

В воздухе запахло весной. Быстро тает снег. Шумно бегут веселые ручьи. Из дальних стран летят птицы. Лед на реке треснул. Шумно бегут льдины. Вода залила луг, грозит селу. Я часами смотрю на макушки голых берез. Там темными шапками лежат гнезда птиц.

Слова для справок: смотрю, лежат.

Сказки

Солнышко устало и ушло за рощу. Мы с сестрой сидим на крыльце. У Аннушки в руках русские народные сказки. В них всегда добро побеждает зло. Сказки любят все. Они живут долго. В тени спит кот Рыжик. Наш кот ленив, любит спать. Он во сне мурлычет. У кота своя сказка.

Слово для справки: побеждает.

В роще

Утром я с собакой Жулькой отправился в рощу. День выдался чудесный. Была тишина. Белка прыгала по сухим сучьям. Они падали в траву. Свежий воздух щипал глаза и щеки. Тонкая паутина соединяла одно дерево с другим. Там грелись паучки. Тонкая паутинка – знак теплой погоды.

Слова для справок: соединяла, погоды.

Звери зимой

Наступила зима. Воют вьюги. Хлопья снега падают на землю. Сонный стоит лес. Ежи укрылись в норе сухими листьями. Залег в глубокую яму медведь. Лисица забилась в свою нору. Только зайчишка – длинные ушки – без жилья. Жалко зайку. Животные ждут тепла и весенней капели. Долго ждать весну.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение сличать написанное с образцом, находить самостоятельно допущенные ошибки и исправлять их.

Трусишка

Жили во дворе куры да веселый петух Петя. Раз над деревней Окуньки прошла большая туча. Она закрыла все небо. Ударил гром, посыпался град. Наташа загнала кур в сарай. Загрустил Петя. Побежал с горя в лес. Страшно одному. Наташа нашла его под кустом. Вот трусишка!

Обезьяны

Много разных зверей в зоопарке. Тут львы, слоны, тигры и другие животные. Я люблю смотреть на обезьян. Они любят яблоки, бананы и пирог с яблоками. Они ждут меня. Часто прыгают высоко по стенкам клетки. В субботний день мы всей семьей ходим в зоопарк. Там очень интересно.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение отвечать на вопросы, писать изложение, располагать предложения так, чтобы получился связный текст.

I.

В гостях

Подружилась мышка с лягушкой. Раз мышка пришла в гости к лягушке. Лягушка жила на болоте. Она сидела на листе кувшинки и звала ее к самой воде. Мышка оступилась и упала в воду. Она очень испугалась. С тех пор не ходит мышка в гости к лягушке.

Слова для справок: лягушка, болото, оступилась, не ходит.

Ответь на вопросы.

  •  К кому пришла мышка в гости?

  •  Где жила лягушка?

  •  Что случилось с мышкой?

  •  Чем закончилась их дружба?

II.

Синички

Мы спали при открытой форточке. Ночью в комнату залетели синички. На окне лежала пачка масла. Утром вся семья села за стол. Аленушка подбежала к окну. Пачка была пуста. Сбоку были дырочки. Через них синичка склевала все масло.

Слова для справок: при, форточка, подбежала сбоку, склевали.

Ответь на вопросы.

  • Кто залетел в комнату?

  • Что лежало на окне?

  • Что сделали синички?

III. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.

Расти и радуй!

  • Он пророс через толщу сухих листьев.

  • Я гулял по лесу.

  • Он пах мхом.

  • Я расчистил место для него.

  • На тропе рос красивый цветок.

  • Я наклонился и понюхал его.

  • Расти и радуй нас!

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку слова с изученными орфограммами.

Объем текста: 55–65 слов.

Начало весны

Март. Мягкий ветер гнал облака. Воздух заметно потеплел. Потемнел снежный покров, почернела дорога. Утренний иней исчезал при первых солнечных лучах. Я любил смотреть, как мчались перед моим крыльцом шумные ручьи. Вода в них была очень холодной. Днем все таяло на ярком солнце. По ночам царствовал мороз. На пригорках земля просохла. Там зазеленела травка. Я ждал прилета пернатых гостей.

Слова для справок: искал, таяло.

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные елки и сосны стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки.
Мы поспешили выйти на поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Как зима с весной боролась

Зима объявила войну весне. Прилетел ветер. Он собрал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. Весна посыпала молодой травке теплые капли дождя. Зима их замораживала. На деревьях съежились почки. Зима щипала их морозцем. Смешались дождь со снегом, весенний гром с вьюгой. Разъяренная зима старалась нанести удар в самое сердце весне, но не смогла.

Слово для справки: замораживала.

Огород

Весной и летом трудились люди на грядках. Добром платит огород за труд. Зреет садовая земляника. Ягода растет на низких кустиках. Поспели морковка и репа. Скоро лопнут стручки горошка. У забора стоит желтая головка на крепкой ножке. Красив подсолнух! Что за плод лежит около узкой дорожки? Круглый, гладкий, на вкус сладкий. Вспомнили загадку? Сочный арбуз будет готов к концу лета.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность у учащихся орфографической зоркости.

Цветочное царство

Стоит погожий июньский день. Вы идете по пушкинским полянам. Сколько здесь цветов! Тут и ромашки, и колокольчики, незабудки и фиалки.
Перед вашими глазами цветочная красота. И это видел Александр Сергеевич Пушкин. Наши незабудки ярки потому, что они впитали голубизну михайловских озер и весеннего неба. А может быть, они впитали в себя красоту глаз Пушкина.

(По С.Гейченко)

Зимний день

Тихий пасмурный день. Легкий морозец. Снег пока неглубок. Пушистый, мягкий, с приятным запахом. Тишь. Ласкает взор зеленый бархат хвои. И вот впереди, на поляне, дуб. Видно, уже не первую сотню лет живет. Верхние омертвевшие сучья, словно оленьи рога, торчат во все стороны. Засохшая листва, вроде роскошной шубы, от холода его укрывает. Мы долго любовались этим деревом.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – текст-описание.

I. Какую часть текста надо добавить: вступление, основную часть, заключение?

Нарядно одетый в пестрый пиджачок, на голове малиновое пятнышко. Он загнал сосновую шишку в щель и с увлечением стал работать клювом. Из чешуи он извлекал семена, орешки.

Дополни текст. Озаглавь. Запиши.

II. К какому типу текстов могут быть отнесены тексты с такими заголовками?

Вот так мухомор!

Почему надо опасаться змей?

Выбери заголовок, который тебе больше нравится.

Составь текст. Какой он будет – повествование, описание, рассуждение?

III. Составь по этому плану текст.

ПЛАН

1. Старая осина на опушке леса.
2. Гибель дерева во время грозы.
3. Ребята сажают молодую осинку.

Озаглавь текст. Опиши.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы.

Объем диктанта: 75–85 слов.

Лов рыбы

Утренняя заря румянила окрестность. Была ранняя весна. Легкие белые облака плыли по небу. Громадные льдины разбились, лишь мелкие льдинки бились о берег. Река наполнилась мутной водой. На дальнем болоте в вышине раздавался птичий гомон. Гуси, журавли, утки спешили к северу. Поселок рыбаков раскинулся на горке Высокой. Вчера рыбаки привезли первый улов. Нельзя пропустить хороший ход рыбы. Надо быстрее отправить улов на ближний завод. Рыба нужна жителям города. Сын бригадира Андрей помогает отцу. Он ждет его на берегу.

Спутник

Самым памятным днем для меня был осенний день октября. В этот день на синем небе вспыхнула новая звезда. Это был первый в мире искусственный спутник.
Ты знаешь, люди давно мечтали сделать маленькую луну. Зачем она нужна? Ведь на небе и так много звезд.
Спутник круглый, внутри него два передатчика. Они по радио передают о холоде, тепле и о многом другом.
Мы гордимся тем, что первыми в мире построили такой спутник наши ученые, инженеры и рабочие. Слава нашей науке!

Вечер

Я долго бродил по лесу, устал. Вот и вечер наступает. Заря запылала пожаром. Она захватила часть неба. От деревьев, от кустов, от высоких стогов побежали по земле длинные тени. Не жужжат пчелы. Умолкают птицы. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглой. Я направляюсь в ближнюю деревню. Наступает ночь. Вот уже мелькают огоньки деревни. Собаки едва белеют во мраке. Над черными кустами смутно яснеет. Это всходит луна.

(По И.Тургеневу)

Слова для справок: исчезают, наливается.

Звери любят сладкое

Хозяин наших лесов очень любит мед. Это бурый медведь. Мишка часто совершает набеги на жилища диких пчел. Иногда он бывает и на пасеках хозяев. Пчелы мстят грабителю. Они жалят его в кончик носа и язык. Зверь убегает от пчелиного роя с диким ревом.
Барсук ест все. Но у него есть любимое блюдо – виноград. Он давит лапами виноград и слизывает сладкий сок.
Ты знаешь, что любит зайка? Зверек любит сочную морковку, репу, капусту. Особенно зайке по вкусу петрушка.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить навык самоконтроля, сформированность навыка орфографической зоркости.

* * *

Вы любите сказки Пушкина? Замечательные художники создавали иллюстрации к самым известным его сказкам.
На дворе стоит светлая северная ночь. Молодой месяц гуляет по звездному небу. Уютно светят маленькие окошки избы. На пушистых елочках снежные шубки. Спешит к крыльцу царь. Он грузно проваливается в пушистый снег. Горят драгоценные украшения царя.
Так известный русский художник Иван Яковлевич Билибин знакомит нас с началом «Сказки о царе Салтане...». Русский народ хранит великую любовь к своему поэту.

* * *

Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами. Долго пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Вечер теплый. Такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья. Белая береза с другой березой перекликается. Осинка молодая вышла на полянку, помахивает веточкой. Черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат. Вот раскрываются почки. Они шоколадные с зелеными хвостиками. На каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.

(По М.Пришвину)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение разбивать текст на законченные части, составлять план к тексту, в логической последовательности излагать мысль.

I. Изложение.

* * *

Сереже и Мите поручили написать рассказ «Зимой в лесу». Митя должен написать статью, а Сережа сделать рисунки.
Мальчики взяли лыжи и поехали в лес. В лесу тихо. Елки в дорогих зимних шубах, а кустики надели шапочки. Мальчики увидели зверька. Он охотился за белкой. Зверь был меньше кошки. Он спрятался в дупле. Мальчики притаились. Зверек высунул мордочку и прыгнул на другую елку. Полетела легкая снежная пыль.
Ребята радостные возвращались домой. Они видели живую куницу. Дома принялись за работу. Интересный получился рассказ и рисунок к нему.

(По Г.Скребицкому)

Слова для справок: увидели, видели, принялись.

Составь план, озаглавь весь текст и запиши.

II. 

Медведь-рыболов

Сидит мишка по горло в воде, только голова сухая из воды торчит.
Башка у него громадная, лохматая. Он высматривает рыбу в воде. Вода прозрачная, медведя всего видно. Вдруг мишка лапами что-то схватил. Это была рыба. Прижал он рыбу и сел на нее. Вот плывет мимо вторая рыба. Мишка поймал и тоже на нее садится. А первую рыбку течением из-под него унесло. Медведь как рявкнет! Потерялась рыба, кто ее утащил? Бедняге обидно, сидит ворчит. Вот какую картину подглядел писатель Евгений Иванович Чарушин.

Слово для справки: тоже.

III. Что бы ты еще написал о нашей столице или о своем городе?

Сегодня улицы ликуют, справляют день рождения Москвы. Мы вправе гордиться Москвою, старинной и юной...