Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2005

РЕКЛАМА

 

Издательство «Росткнига

Издательство «Росткнига» в ближайшее время выпускает комплект учебно-развивающих пособий для младших школьников, представленный в серии «Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать».

Авторы комплекта пособий ставили перед собой задачу помочь учителю в поиске дополнительного материала к урокам русского языка, для того, чтобы пробудить в ребёнке желание учить этот язык, помочь познать его тайны, его особенности и, главное, красоту.

В комплект входят следующие пособия:

  • Тикунова Л. И. «Учимся писать изложение и сочинение. Рабочие тетради». 1 – 4 классы.

  • Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. «Русский язык. Теория в таблицах. Практика: раздаточные материалы». 1 – 4 классы.

  • Тикунова Л. И., Корепанова М. Н., Новикова Ю. В. «Русский язык. Таблицы. Дидактические материалы». 1 – 4 классы.

  • Тикунова Л. И. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку». 1 – 4 классы.

Расскажем более подробно о комплекте пособий Л.И. Тикуновой «Учимся писать изложение и сочинение. Рабочие тетради» 1 – 4 классы (в 2-х частях для каждого класса).

Пособия последовательно готовят ребенка к овладению одной из самых сложных форм заданий, связанных с речевой деятельностью, – изложением и сочинением. Тексты, как взятые из художественной литературы и адаптированные к возрасту детей, так и составленные автором, сопровождаются разнообразными по характеру, сюжету заданиями и могут быть использованы на разных этапах обучения русскому языку в начальных классах. Эти задания направлены на развитие самоконтроля – перечитывание по слогам, определение орфограмм, умение пользоваться «Словами для справок», составление по известному ребёнку сюжету связного текста, понятного окружающим.

Приведем примеры двух заданий.

Тексты и задания развивают и обогащают речь ребёнка. Помогают логически осмыслить процесс изложения им (как устного, так и письменного) услышанного или прочитанного рассказа или пересказа своих личных переживаний в соответствии с имеющимся у детей творческим потенциалом.

Пособия помогают обучать ребенка разным видам изложений:

1) по характеру работы – письменным или устным;
2) по педагогической цели – обучающим или контрольным;
3) по полноте изложения материала – подробным (развернутым, близким к тексту) или кратким (сжатым);
4) по времени, отведенному на работу – на весь урок или часть урока (изложение-миниатюра);
5) по степени самостоятельности – под руководством учителя с подготовительной работой или совершенно самостоятельно;
6) по отношению к содержанию исходного текста – полные, выборочные или с дополнительными заданиями.

Постепенно (по классам) работа над изложением готовит ребенка к более самостоятельной (с логически-речевой точки зрения) форме работы – сочинению.

Анализируя содержание текста, учащиеся постепенно начинают выделять главное и второстепенное, делить текст на смысловые отрезки, устанавливать логические связи между ними.

Задание 1.

Лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такие лужайки? Цветы гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветер. Он чуть дунул. На лугу остались одни голые стебли. Вот шалун! Скучно стало на лугу. Луг притих и уснул.

  • Как понять слова «усыпана одуванчиками»?

  • Перескажи текст. Подумай, к какой части ты добавил бы несколько предложений.

  • На какое правило подчёркнуты сочетания букв? Вспомни это правило.

  • Подредактируй текст, дописав несколько предложений.

  • Запиши текст.

Слова для справок: увидел, держат, чуть.

 

Задание 2.

* Составь текст по плану и опорным словам.

План.

1. Неожиданный гость.
2. Колючая семейка.
3. Ежи исчезли.

Опорные слова:

I – однажды утром, громко, фыркали.

II – заглянули под куст, колючки, комочки, выходили гулять.

III – похолодало, опали листья, долго искали, пропали.

Подумай, на все ли части плана ты ответил.
Запиши план, текст.