Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2005

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

9 мая 1945—2005

60 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В те далекие дни вся страна обрела надежду на то, что больше никогда не прозвучат выстрелы и матери не будут оплакивать погибших сыновей и дочерей. Давайте вспомним события минувших дней, расскажем о них нашим детям.

«В СОРОК ПАМЯТНОМ ГОДУ...»

Литературно-музыкальная композиция

Оборудование. Магнитофон; аудиозаписи: сообщения Левитана о начале войны, взрывов бомб и снарядов, песен «Журавли», «Священная война», «Бухенвальдский набат»; 7-й симфонии Шостаковича; кодоскоп; пленки с текстами; костюмы для выступающих.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий. Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужасы войны, посвящается наш праздник.

Чтец 1.

В день Победы,
Солдатскому братству верны,
Собираются в круг
Ветераны войны.

Чтец 2.

Без чинов и без званий –
Иваны, Петры –
Побратимы суровой
Военной поры.

Чтец 3.

Мчится время полным ходом,
Но у нас в стране родной
Не ушли в забвенье годы,
Что отмечены войной.

Чтец 4.

На уроке в первом классе
Тихо шепчут малыши:

Чтец 5.

«Год Победы помнишь, Вася?
Сорок пятый! Запиши!»

Чтец 6.

«Сорок первый – сорок пятый!» –
Учит наша детвора.

Чтец 7.

А для бывшего солдата
Это вроде как вчера...

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны.
Под мелодию песни «Священная война» строем выходят дети, одетые в солдатскую форму. Затем они, под музыку 7-й симфонии Шостаковича, читают стихи.

Солдат 1.

В сорок первом, в сорок памятном году
Из гнезда фашистского – Берлина –
Всей Земле, всем людям на беду
Хлынула железная лавина.

Солдат 2.

Распорола небосвод ракета.
Над водой качнулся сноп огня.
Первый залп войны! И рикошетом
Сто осколков брызнули в меня.

Звучит фонограмма взрыва.

Солдат 3.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала, Родина!

Солдат 4.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Солдат 5.

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Солдат 6.

Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?

Солдат 7.

Тихо сказала: «Вставайте на помощь» – Родина.

Солдат 8.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Солдат 1.

Самое лучшее и дорогое – Родина!

Солдат 2.

Горе твое – это горе и наше, Родина!

Солдат 3.

Правда твоя – это правда и наша, Родина!

Солдат 4.

Слава твоя – это слава и наша, Родина!

Солдат 5.

Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно, война?

Солдат 6. Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь. Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза.

Солдат 7. Помогите мне! Спасите меня! Я не хочу умирать! Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все?! И мое горячее тело уже не будет горячим?

Солдат 8. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома.

Солдат 1. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь еще пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил.

Солдат 2. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду бороться с танками, не спать, мучиться.

Под фонограмму песни «Журавли» на сцену выходят девочки, одетые в форму медицинских сестер военного времени.

Медсестра 1.

Не знаю, где я нежности училась, –
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.

Медсестра 2.

В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.

Медсестра 3.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.

Медсестра 4.

А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась, –
Быть может, на дороге фронтовой.
Хор учеников исполняет песню «Дороги».

Ведущий. Но не только взрослые защищали свою Родину.

Разыгрывается сценка.

Дочь. Мама-а-а!

Мать. Снова дралась во дворе?

Дочь.

Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!

Мать.

Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету!

Дочь. Мама, а вырасту я когда?

Мать. Вырастешь. Ешь котлету.

Дочь. Мама, купим живого коня?

Мать. Коня? Да что ж это делается?!

Дочь. Мама, а в летчики примут меня?

Мать.

Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Дочь.

Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

Ведущий. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. И погибали они на переднем крае, участвуя в партизанских войнах, в концлагерях.
Что чувствовали, что переживали дети войны? Вот страшная выдержка из дневника ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о своей семье.

На экран проецируется текст, который читает девочка.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Ведущий. Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня. А вот воспоминания тех, кто выжил.

Текст на экране меняется:

«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь «Бухенвальд». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».

Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат».

Чтец 1.

Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Чтец 2.

И вновь – весна...
И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали.
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?

Чтец 3.

Кто так сказал, не знал, наверно, горя,
И не видал он материнских слез,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес.

Чтец 4.

Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.

Чтец 5.

Осенен полыханьем
Победного флага,
Сел усталый солдат
На ступеньках Рейхстага.

Чтец 6.

Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей
На весеннем ветру
Наше знамя лучится.

Разыгрывается сценка.

Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол все собрала,
Я жду тебя, а тебя все нету.
Слетела давно вся пыль с черемух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.

Сын.

Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.

Мать.

Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой умрет в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.

Сын.

Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!

Чтец 7.

Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей!
Мы головы свои склоняем низко.
Земной поклон за ваших сыновей!

Чтец 1.

Ложатся цветы на могильные плиты.
Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!

Чтец 2.

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните, какой ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните! Не плачьте!
Через года, через века – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!

Чтец 3.

Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, –
Заклинаю, помните!

Исполняется песня «День Победы».

Автор-составитель
Ольга КОТКИНА,
учитель школы № 1718 г. Москвы

"ПРОШЛА ВОЙНА, ПРОШЛА БЕДА..."

Праздник, посвященный Дню Победы

Оборудование. Солдатская форма для выступающих; диапроектор, слайды; магнитофон; аудиозаписи песен о войне.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий.

Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.
Победа досталась нам дорогой ценой.

Звучит песня «Священная война». На сцену выходят дети в солдатской форме.

Солдат 1.

Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина? –
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь» – Родина.
Кровью закат окрашен
Молча идем без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжел и длинен –
В горе, в слезах, в огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.

Солдат 2.

Мы по дорогам пыльным с боем шли,
От боли земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.

Солдат 3.

«Нет! – сказали мы фашистам. –
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолеты –
За Родину!

Солдат 4.

Когда от бомб, казалось, мир оглох
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слезы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали
И песня нашей спутницей была
В бою, в походе, на ночном привале.

Звучит песня «В лесу прифронтовом».

Ведущий. Воевали не только взрослые, но и дети. Двадцать тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Солдат 5.

Ветры в походные трубы трубили.
Дождь отбивал барабанную дробь.
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
Нынче в разведку идут следопыты
Туда, где когда-то ровесники шли...
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли!

Солдат 6.

И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах твоих верных друзей –
Голиков Леня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей!
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Солдат 7.

И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточенный бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей
Победы знамя вознеслось.

Солдат 8.

И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский Человек.
Он сделал все, он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир – прекрасен и огромен –
Его приветствует сейчас.

Ведущий.

В 1945 году враг был окончательно разбит. 9 мая 1945 года – День Победы!

Дети исполняют песню «День Победы».

На сцену выходит группа выступающих в парадной военной форме. Все становятся полукругом, оставляя в центре место для демонстрации слайдов.

Ученик 1.

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.

Слайд 1 – «Парад Победы».

Ученик 2.

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз – поклон земной!

Ученик 3.

Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!

Слайд 2 – «Праздничный салют».

Ученик 4.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К Могиле Неизвестного Солдата
Ты в праздники и будни приходи.

Слайд 3 – «Могила неизвестного солдата».

Ученик 5.

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Слайд 4 – «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне». Звучит песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане».

Ведущий. А сейчас давайте почтим память погибших минутой молчания.

Ученик 6.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Ученик 7.

Пограничник на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ.
Охраняет наше море
Славный доблестный моряк,
Гордо реет на линкоре
Наш родной российский флаг.

Ученик 8.

Наши летчики-герои
Небо зорко стерегут,
Наши летчики-герои
Охраняют мирный труд.
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.

Ученик 9.

Слава вам, храбрые!
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Смерть сокрушившие,
Доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!

Ученик 10.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну,
За тишину, за мирный дом!

Праздник заканчивается исполнением песни «Солнечный круг».

Автор-составитель
Татьяна НОВЦЕВА
школа № 34,
г. Стерлитамак

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТОНЕ ЗАБЫТО»

Утренник

Оборудование. Магнитофон, записи песен «Священная война», «Нас ждет огонь смертельный», «О девочках», сообщений Левитана; костюмы для выступающих.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит первый куплет песни «День Победы».

Ведущий 1.

Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!

Ведущий 2.

Победа!
Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.

Ведущий 3.

Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас – не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодежь оружие взяла.

Звучат строки песни «Нас ждет огонь смертельный...» (из кинофильма «Белорусский вокзал»).

Ведущий 1. Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 1941 год. Летний воскресный мирный день 22 июня. И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть.

Звучат фонограмма с сообщением Левитана о начале войны, затем песня «Священная война».

Ведущий 2.

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Ведущий 3. Мирный труд советского народа был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту Родины. Вся страна превратилась в огромный боевой лагерь.
Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.

Ведущий 1. Фашистские танки рвались к столице. В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети: школьники собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков; выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Ученик 1.

Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.

Ученик 2.

Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.

Ученик 3.

Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл,
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.

Ученик 4.

Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!

На сцену выходят мальчики в военной форме.

Солдат 1.

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая,
Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Солдат 2.

Нас война отметила метиной особою –
В жизни нет и не было ничего трудней.
Метиной особою, самой высшей пробою –
Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Солдат 3.

Наградила нас она фронтовым содружеством –
Не было содружества крепче и родней.
Под огнем, под пулями закаляла мужество –
Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Исполняется первый куплет песни «В землянке».

Ведущий 2. Трудным и долгим был путь к Победе.
Под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Ленинградом, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои.

Ведущий 3.

Проходят дни. Но год от года,
Как взлет, как в будущее мост,
Твой подвиг в памяти народа
Встает во весь могучий рост.

Ведущий 1.

На священную борьбу с захватчиками вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов. Они старались ни в чем не уступать взрослым.
Никогда не будут забыты пионеры-герои: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин.

Ведущий 2.

Именем солнца,
Именем Родины
Клятву даем:
Именем жизни клянемся! (Хором.)
Павшим героям:
То, что отцы не допели, –
Мы допоем! (Хором.)
То, что отцы не построили, –
Мы построим! (Хором.)
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Война. Жестокая война
Не первый месяц длится...
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.

Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ведущий 3. А как не вспомнить о женщинах, которые ждали солдат с фронта и работали вместо них в тылу?

Ученик 5.

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

Ученик 6.

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Ученик 7.

Одной тебе, волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе...

Ученик 8.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!

Ведущий 1. Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Прошу всех встать!

Ведущий 2.

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье –
Пожалуйста, помните!

Ученик 9.

Я родилась после войны,
Я выросла под мирным небом.
Каким живу духовным хлебом?
Чем дорожу я в эти дни?

Ученик 10. Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги.

Ученик 11. Не стояли холодными ночами за хлебом... Мы не знали, что такое похоронки.

Ведущий 3. Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, мы узнаем, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен.

Ведущий 1. Двадцать семь миллионов жизней унесла эта война. Помните о них!

Ученик 12.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!

Ученик 13.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому Солдату
С девочкой спасенной на руках.

Ученик 14.

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края –
Мир победил! Окончилась война!

Ученик 15.

Уже нигде не затемняли света
В продымленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа –
Пусть это помнит шар земной всегда!

Исполняется песня «Мгновения».

Ведущий 2. Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. Прошло шестьдесят лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но никогда народ не забудет своих героев.

Ведущий 3.

Шестьдесят лет нашей славной Победе.
Снова майский рассвет. Тишина...
Шестьдесят лет нашей славной Победе.
Шестьдесят лет, как убита война!

Ведущий 1.

Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете

Все (хором).

Никогда! Никогда! Никогда!

Ведущий 2.

Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Пусть!
Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Пусть! Пусть! Пусть!

Исполняется песня «Солнечный круг».
Выступающие уходят со сцены и дарят цветы пришедшим на праздник ветеранам войны.

Автор-составитель
Татьяна КУМКИНА,
учитель прогимназии № 1728,
г. Москва

«У ДЕРЕВНИ КРЮКОВО...»

Литературно-музыкальная композиция

Оборудование. Выставка рисунков о войне; плакат «9 Мая»; магнитофон; аудиозаписи песен «Священная война», «У деревни Крюково»; телевизор, видеомагнитофон, видеозапись фильма «Отец солдата».

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. 22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.
22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь...
К этому времени германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию. Враг был жестоким и сильным...
Плечом к плечу встали на защиту Родины вместе с ее армией советские люди: народное ополчение, мужественные партизаны, бесстрашные подпольщики.

Звучит песня «Священная война».

Ученик 1. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон.
...Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.

Ученик 2. Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь Советского Союза. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим крупным городам...
Пройдут долгие дни и недели и на помощь защитникам Москвы пойдут войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока.

Ученик 3. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков. Битва под Москвой переросла в общее наступление Красной Армии.

Звучит песня «У деревни Крюково».

Учитель. Вся страна от мала до велика поднялась на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров мы видим военную хронику тех дней, весь ужас и кошмар тех долгих военных лет. 1418 дней и ночей, шаг за шагом солдаты Красной Армии освобождал свою землю от врага.

Ученик 4.

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя.
Часто бывало –
Шел без привала,
Шел вперед солдат...

Учитель. И в редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и близких им людей, представляли, как они счастливо будут жить после войны, а пока...

Ученик 5.

Запас огня, залог тепла.
Она при мне одна была,
Одна в просторном коробке,
Как в горнице сухой,
Одна во всей глухой тайге,
Зажги – и нет другой.
Застыла коробом шинель,
Метет за воротом метель.
Вторую ночь в лесу встречай –
Той ночи нет конца.
Ну, спичка, спичка, выручай,
Не подведи бойца...

Ученик 6.

И чует жесткая ладонь,
Что уцелел под ней огонь.
И завились, как червячки,
Сучки – сушья пучок,
Трещат, как спелые стручки,
Стреляют в кожу щек.
Дымок, повитое тепло
Под рукава ползком зашло.
Разута правая нога –
Что ночь, что холод мне!
Вот как бывает дорога
И спичка на войне!

Ученик 7.

Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружении врага...
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.

Ученик 8.

Земли родной тревоги, беды
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну...
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.

Учитель. Свыше одиннадцати тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! Более трехсот раз повторен в годы войны бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».
Давайте вспомним о людях, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова. Что мы знаем о них?

Дети рассказывают о своих родных (2–3 рассказа).

– Люди должны помнить о войне, они должны знать свою историю.
Наступали первые майские дни 1945 года. Война шла уже в Германии. Ожесточенные бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Враг сопротивлялся...

Включается видеозапись фильма «Отец солдата» (фрагмент: взятие Берлина).

– Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла жизни почти двадцати семи миллионов человек, а сколько судеб она искалечила! Но Советский Союз не просто выстоял в такой жестокой войне – он разгромил фашизм, потому что война была всенародной!

Ученик 9.

Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны,
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
И прошли по Москве, словно сны, –
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны –
Возвращались солдаты с войны!

Ученик 10.

Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин –
Возвращался народ-исполин...
Возвращался? Нет!
Шел он вперед,
Шел вперед
Победитель-народ!

Исполняется песня «День Победы».

Ученик 11.

Солнце светит, день погожий.
Стала вся земля моложе.
Даже бабушки и деды
От улыбок расцвели.
С Первомаем!
С Днем Победы!
С весенним праздником Земли!!!

Учитель. Еще Александр Невский, защищая нашу землю, сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Нам надо жить, трудиться, учиться, растить своих детей, радоваться солнцу, нам не нужны чужие земли, нам не нужна война!!!

Ученик 12.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесем –
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Участники праздника вручают цветы ветеранам войны.

Автор-составитель
Татьяна АЛПАТОВА,
г. Радужный,
Тюменская обл.

«МОСКВА В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ»

Устный журнал

Оборудование. Магнитофон; аудиозаписи сообщений Левитана, песен «Священная война», «Песня защитников Москвы», «Моя Москва», «Поклонимся великим тем годам»; карта «Московская битва»; диапроектор, слайды.

ХОД ПРАЗДНИКА

Нас у Москвы
Очень много
А Москва у нас – одна.

Р.Рождественский

Ученик 1. Открываем устный журнал «Москва в солдатской шинели», рассказывающий о защите Родины и разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.

Ученик 2. Прошло уже более шестидесяти лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину.

Звучит фонограмма сообщения о начале войны Левитана.

Ученик 3.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Ученик 4. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась ожесточенная битва с германским фашизмом. Шел смертный бой, «не ради славы – ради жизни на Земле».

Звучит куплет песни «Священная война».

Ученик 5. Уже спустя много лет после войны маршал Жуков сказал: «Когда меня спрашивали: «Что вы больше всего запомнили из минувшей войны?» – я всегда отвечал: «Битву за Москву».

Открывается карта «Московская битва».

Ученик 6. 30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» – так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи».

Ученик 7. 2 октября 1941 года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжелые оборонительные бои. Началась великая Московская битва.

Звучит «Песня защитников Москвы».

Ученик 8.

И ты была в огне жива,
В войне права, Россия.
И силу вдруг нашла Москва
Ответить страшной силе.
Москва!
Люблю тебя всем сердцем, свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.

Ученик 9. Весь город встал на защиту столицы. Были созданы оборонительные сооружения – рвы, надолбы, ежи.

Учитель показывает слайды.

– Дни и ночи шли наши войска из глубины страны для защиты Москвы. Люди от усталости и бессонницы валились с ног, но, понимая, что опасность грозит столице, делали все, чтобы ее отстоять.

Ученик 10. Весь октябрь шли ожесточенные бои на всех направлениях, ведущих к Москве. Это были грозные дни... Уходя в бой, солдаты произносили слова клятвы.

Выходят дети в военной форме и читают:

Дети. Мы клянемся матери-Родине, клянемся перед всем нашим народом, что будем биться с врагом день и ночь, не щадя сил своих и самой жизни. Клянемся отстоять Москву!

Ученик 11. Первое наступление врага на Москву было остановлено. И в эти грозные для столицы дни на глазах у врага на Красной площади 7 ноября 1941 года прошел парад наших войск.

Учитель показывает слайды.

Ученик 12.

Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.

Звучит тревожная музыка.

Ученик 13.

С 15 ноября гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза городу нарастала с каждым днем, но наши войска дрались с небывалым героизмом.
«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова были сказаны героем-панфиловцем Василием Клочковым. Тяжело раненый, с гранатой в руках, он бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Героев-панфиловцев было двадцать восемь человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев были сотни тысяч.

Звучит последний куплет из песни «Моя Москва». Учитель показывает слайды, посвященные обороне Москвы. Последним появляется слайд, на котором изображена Могила Неизвестного Солдата.

Ученик 14.

Александровский сад,
Ты для нас дорогой!
Словно сердце Земли,
Бьется Вечный огонь
Над положенным здесь
Неизвестным Солдатом.
С огненных рубежей сорок первого года,
Что знаменами славы поныне шумят,
Верный Родине, сын трудового народа,
Ты вернулся в Москву, Неизвестный Солдат.

Ученик 15.

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Учитель. Невозможно перечислить все мемориалы, созданные в память об известных и безымянных героях. Их тысячи, сотни тысяч, и число их множится.

Учитель показывает слайды с изображениями памятников защитникам Родины.

Ученик 16.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет!

Объявляется минута молчания. Затем звучит песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Иосифа Кобзона.

Автор-составитель
Надежда АЗРАПКИНА,
учитель школы № 1324,
г. Москва

МАРШАЛ ЖУКОВ

Урок истории

Тема. «Маршал Георгий Константинович Жуков и победа в Великой Отечественной войне».

Образовательно-развивающие задачи. Познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с окончанием войны, и личностью Г.К. Жукова, как гениального полководца.

Оборудование. Портрет Г.К. Жукова; изображения солдатского Георгиевского Креста, ордена Суворова; карточки с текстами для чтения; схемы наступлений войск.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об истории Великой Отечественной войны.
Давайте перелистаем героические страницы того времени. Итак, первая страница.
Что вы можете сказать о ней?

Выслушиваются ответы детей.

– Действительно, советские войска отступают с боями, и вот уже летом 1941 года враг подошел вплотную и взял в «клещи» город Ленинград. В сентябре 1941 года командующим Ленинградским фронтом назначается Георгий Константинович Жуков.
Кто он и как оказался в армии?

Учитель демонстрирует портрет Г.К. Жукова.

– Жуков родился в семье бедного сапожника. Он начал службу в армии в 1915 году в Первую мировую войну рядовым солдатом. За храбрость уже в то время его наградили двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Во время Гражданской войны Жуков добровольцем вступил в Красную Армию и стал красным командиром.

Учитель демонстрирует изображение солдатского Георгиевского Креста.

– Сделайте предположение о том, достигнет ли Жуков выдающихся военных успехов, если известно, что в годы учебы в Высшей кавалерийской школе свое свободное время, по воспоминаниям его товарищей, он проводил так: «Заглянем в его комнату – он всё ползает по карте, разложенной на полу».

Обоснуйте свою точку зрения.

Дети отвечают.

– Ваши представления о нем будут еще более полными после прочтения фрагмента из воспоминаний Георгия Константиновича.

Дети читают текст.

«В декабре сорокового года мы проводили большую военную игру (игра по карте). В этой игре я командовал «синими» – играл за немцев... Взяв реальные исходные данные о силе противника – немцев, я, командуя «синими», развил операции именно на тех направлениях, на которых потом развили их немцы. Группировки сложились примерно так, как потом они сложились во время войны. Конфигурация наших границ, местность, обстановка – все подсказывало мне именно такие решения, которые они потом подсказали и немцам».

Маршал Жуков– Вскоре после разбора результатов этой игры Жуков был назначен начальником Генштаба.
Заняв этот пост, Жуков начал настойчиво просить у Сталина увеличить выпуск новейших самолетов, создать крупные танковые подразделения, увеличить запас снарядов для артиллерии.
Сталин, не желая давать Германии повод для нападения, ответил решительным отказом. Не нравились Сталину и слишком самостоятельные решения, принимаемые новым начальником Генштаба в первые месяцы войны. Жуков был снят с занимаемого поста. Так он оказался на Ленинградском фронте.
Жуков понял, что спасение Ленинграда в одном – не дать врагу возможности собрать крупные силы для удара. Достигнуть этого можно было лишь постоянными атаками фашистов советскими войсками.

Посмотрите мини-сценку и сделайте заключение о характере поведения Жукова, выбрав нужное слово из списка на доске.

На доске:

спокойный
уравновешенный
требовательный
резкий

Три ученика разыгрывают мини-сценку.

Жуков. Немедленно отправляйтесь и помните: если к девяти часам шестая дивизия не будет на месте – расстреляю! (Уходит.)

Генерал И.И. Федюнинский (с улыбкой). Попало, инженер?

Инженер Б.В. Бычевский. Самую малость, товарищ генерал. Командующий обещал расстрелять, если к утру шестая дивизия не будет на окружной дороге.

Генерал И.И. Федюнинский (с улыбкой). Не серчай, инженер! Нас с Членом Военного Совета Армии за то же самое Георгий Константинович повесить обещал.

Дети комментируют.

У. Конечно, Георгий Константинович Жуков никого не расстрелял, но сложная обстановка требовала принятия быстрых решений.
Откуда взять дополнительные орудия для уничтожения танков? И Жукову приходит нестандартное решение – снять их с военных кораблей, а если надо, то даже с «Авроры». И действительно, залпы тяжелых корабельных орудий смогли остановить полчища фашистских «тигров» на подходе к Ленинграду.
О каких «тиграх» идет речь?

Дети. О танках.

У. Непосредственная угроза Ленинграду была снята.
Изменилось ли отношение Сталина к Жукову после успеха на Ленинградском направлении, вы узнаете, прослушав стенограмму записи их телефонного разговора.

Сталин. У меня к вам только один вопрос: не можете ли вы сесть в самолет и прилететь в Москву? Ввиду осложнившейся обстановки на фронте под Москвой Ставка хотела бы с вами посоветоваться о принятии необходимых мер.

У. Как вы считаете, почему Сталин захотел посоветоваться именно с Жуковым?

Выслушиваются ответы детей.

У. По прибытии Георгия Константиновича в Москву ему поручают руководить обороной столицы. Что вы запомнили об организации обороны Москвы? В какое время года началось контрнаступление советских войск под Москвой?

Дети отвечают.

– Перед Сталинградской битвой Жукова назначают заместителем Верховного Главнокомандующего – Сталина. Осенью 1942 года началась Сталинградская битва. Чем она завершилась?

Д. Победой советских войск.

У. Так открылась новая страница в истории Великой Отечественной войны. О чем мы смогли узнать на этой странице?

Дети отвечают.

– После успешной операции под Сталинградом Жуков становится маршалом Советского Союза и награждается орденом Суворова первой степени за номером 1.

Учитель демонстрирует изображение ордена Суворова I степени.

– Что вы знаете об Александре Васильевиче Суворове?

Дети отвечают.

– Как и Суворов, Жуков считал, что каждый солдат должен знать свою роль в бою. Поэтому перед каждым крупным наступлением проводились тренировки-репетиции.
Мы с вами уже знаем, что Жуков предвидел развитие военных событий летом 1943 года в районе Курска.
Следующая страница истории Великой Отечественной войны носит название «Начало изгнания немецких захватчиков с советской земли».
Давайте вернемся к историческим событиям, предшествовавшим Курской битве.
Перечитайте еще раз доклад заместителя Верховного Главнокомандующего маршала Жукова.

Дети читают текст.

«Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника».

У. Как вы считаете, верно ли было стратегическое решение Жукова занять оборонительную позицию на Курской дуге? Обоснуйте свою точку зрения.

Выслушиваются мнения детей.

– После Курской битвы летом 1943 года наступление советских войск практически не прекращалось. Жуков выработал новую наступательную тактику.
Традиционная тактика наступления отображена на схеме.

На доске:

– Войска наступали одним эшелоном, то есть одни и те же наступающие военные части вынуждены были прорывать все рубежи обороны противника. Таким образом, с каждым рубежом наступательный натиск ослабевал.
Тактика Жукова предусматривала наступление в несколько эшелонов.
Что это значит?
Первый эшелон наступления захватывает первый рубеж обороны противника. Второй, свежий, эшелон уже беспрепятственно преодолевает первый рубеж и атакует второй. Третий эшелон беспрепятственно проходит первый и второй рубежи и бросает свои силы на третий рубеж.
Продолжите мысль: «Четвертый эшелон...»

Д. Четвертый эшелон атакует четвертый рубеж и завершает наступление.

У. Для лучшего запоминания сути новой наступательной тактики, разработанной маршалом Жуковым, представим ее в виде схемы.

На доске:

– Следующим важнейшим открытием военной науки явилась идея маршала Жукова, реализованная им в Курской битве.
Прочитайте текст.

Дети читают текст:

Г.К. Жуков: «Движение танков, а затем пехоты с исходного рубежа начиналось за двадцать минут до конца артподготовки... Артиллерия, следя за движением пехоты, по мере ее приближения к траншеям* противника усиливала темп огня [перенося его в глубь немецкой обороны на следующие вражеские рубежи]... Такой метод артподготовки не давал возможности противнику определить конец артподготовки, вылезти из укрытий для встречи нашей пехоты и тем самым позволял ей внезапно врываться в траншеи* врага».


Траншеи – узкие длинные рвы, являющиеся огневой позицией мотострелковых подразделений, приспособленные для ведения боя, защиты от огня и танков.

– Вставьте в текст вместо точек нужные слова.

На доске:

По мере приближения танков, пехоты советских войск артиллерийский огонь не ... (прекращался), а ... (переносился) на более отдаленные рубежи. Это приводило к тому, что советские войска врывались в пустые траншеи фашистов, которые за это время не успевали ... (их занять).

– Каким был приказ Жукова, позволяющий во время наступления советским войскам врываться в пустые траншеи фашистов?

Д. Огонь не прекращать.

У. После Курска самым мощным было наступление советских войск на юго-западе страны. Был форсирован Днепр, и к апрелю 1944 года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе СССР.
За выдающиеся успехи в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков маршал Жуков был награжден орденом «Победа» номер 1 – высшим военным орденом.
Решите задачу и запишите ответ.

В начале февраля 1945 года Жуков докладывает в Ставку о том, что советские войска находятся в семидесяти километрах от Берлина. За какое время преодолеет это расстояние танк, едущий со скоростью 35 километров в час?

Д. За два часа.

У. Как вы считаете, надо ли наступать на Берлин, если известно, что на линии фронта образовался выступ наподобие Курской дуги, вершину которого составляли войска под командованием Жукова?

Выслушиваются мнения детей.

– Вы правы. Даже Гитлер высказался по этому поводу так: «Русские не будут так глупы, как были мы, когда, ослепленные близостью Москвы, хотели непременно взять ее».
Да, Жуков не был так глуп и начал Берлинскую операцию лишь 16 апреля, после разгрома всех крупных сил противника. В ней он вновь проявил себя как выдающийся полководец.
Берлин представлял собой неприступную крепость, опоясанную тремя линиями обороны.
Жуков предложил начать Берлинскую операцию за два часа до рассвета. Но ведь ночью невозможно провести артподготовку, так как не видны позиции противника. Тогда Жуков предложил осветить их ста сорока тремя зенитными прожекторами. «Это невозможно, мы себя обнаружим», – говорили другие генералы. И тогда Жуков предложил собраться на полигоне поздно вечером и направил в сторону генералов несколько прожекторов.
Давайте смоделируем этот эксперимент Жукова.

Учитель вызывает нескольких учеников по очереди к доске и направляет свет от настольной лампы в их сторону.

– Можно ли при таком направленном освещении видеть того, кто направляет свет?

Д. Нет.

У. А теперь представьте, что этот свет был в десять миллионов раз ярче. На немецких позициях стало светло, как днем. Ужас охватил немцев. Некоторые подумали, что у русских появилось новое сверхоружие. Сотни бомб упали с самолетов на врага. Круглые сутки без перерыва шло наступление на Берлин. Большие потери несли фашисты, но и у нас они были не меньше. Каждый день погибало более четырех тысяч бойцов. А что происходило в это время в бомбоубежище Гитлера?
Вот что об этом писал Отто Гюнше (личный адъютант Гитлера): «Беспокойство и нервозность Гитлера страшно возросли. Мучимый беспокойством, он просыпался очень рано. Кроме того, ему не давали спать разрывы снарядов на перекрытии бомбоубежища... Его волосы поседели еще больше. Он превратился в старика...
21 апреля Гитлера разбудили и доложили ему, что русская артиллерия обстреливает Берлин. Гитлер побледнел. Он произнес: «Русские уже так близко?»»
30 апреля 1945 года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты на своей земле продолжали сопротивление. И только 9 мая 1945 года все гитлеровские войска сложили оружие.
Свой парад победы гитлеровцы начали готовить в самом начале войны, при наступлении на Москву. Заказали парадные костюмы, отпечатали на торжество специальные пропуска. На пригласительных билетах не было только даты. И парад состоялся 24 июня 1945 года. Но это был парад Победы Советских Вооруженных Сил.
Принимая парад, маршал Советского Союза заместитель Верховного Главнокомандующего Жуков произнес: «В жестоких боях с врагом пало смертью храбрых много наших боевых друзей... На алтарь (жертвенное место) Отечества ради Победы они положили самое дорогое – свою жизнь. Сегодня, в день великого торжества, почтим их священную память и произнесем: «Вечная слава героям, павшим в боях за нашу Родину!»
Предлагаю всем встать и почтить память героев минутой молчания.

Все встают.

– Если бы минутой молчания мы чтили память каждого из двадцати семи миллионов погибших советских людей, нам пришлось бы молчать сорок лет...

III. Подведение итогов урока

У. Давайте назовем основные битвы Великой Отечественной во йны.

Д. В 1941 году – битва под Москвой, в 1942 году – Сталинградская битва, в 1943 году – Курская битва, в 1945 году – битва за Берлин.

У. С помощью следующего задания мы вспомним основные факты биографии Георгия Константиновича Жукова. Закончите фразы, написанные на доске.

На доске:

Г.К. Жуков родился в семье ... (Сапожника.)
В 1915 году солдат Жуков получил в награду ... (Два солдатских Георгиевских креста.)
B Гражданскую войну Жуков стал ... (Красным командиром.)
В декабре 1940 года Жуков назначен начальником... (Генерального штаба.)
После Сталинградской битвы Жукову присвоено звание.... (Маршала.)

– Расскажите о двух приемах новой наступательной тактики, предложенной Жуковым.

Дети отвечают.

– Молодцы! Вы все хорошо запомнили.

IV. Домашнее задание

Елена РОГАЛЕВА,
Татьяна СОЛОВЬЕВА,
г. Псков

ОНИ ПОМОГЛИ ПОБЕДИТЬ

Классный час

Учитель. Ежегодно 9 Мая в каждом доме нашей страны отмечают великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы – даже животные в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.

Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.

Ученик 1.

У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Ученик 2. Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они сходу подорвали два головных танка, чем обратили гитлеровцев в бегство.

Ученик 3. Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк – Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат-дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С ее помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

Ученик 4. Писатель Илья Эренбург, военный корреспондент, вспоминал о многих героических собаках-связистах. Под городом Вереей 14 собак поддерживали связь с гвардейским полком, оказавшимся в тылу врага.
Восточноевропейская овчарка Аста, несшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела все-таки доползти до своих и доставить донесение.
Более двухсот тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы Великой Отечественной войны, когда не было иной связи. Кроме того, собаками-связистами протянуто восемь тысяч километров телефонного кабеля.

Ученик 5. А я хочу рассказать, как в годы войны птицы спасли раненых и голодных жителей Мурманска. Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолетов ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию» Шестого Особого дивизиона.
В бухте Безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их-то с сердечным извинением перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелегкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

Учитель. В годы Великой Отечественной войны случалось и так, как пишет в стихотворении Каримизе Жане.

Ученик 6.

Я помню, будто было вчера:
Далекий фронт и госпиталь  походный.
На сломанную веточку похожа,
В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты.
Глаза, как тени, на лице синели...
И мальчики в продымленных шинелях
Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,
Под пулями, под взрывами, откуда
Взялось это оранжевое чудо
На тоненьком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –
Два мака, пересаженные в каску.
И в мире лучше не было лекарства,
Нужнее и целебнее цветов!

Тогда я понял, как цветы сильны.
Они – как нежность, как любовь, как дети –
Сильнее зла, сильней всего на свете,
Сильнее смерти и сильней войны.

Ученик 7. А я вам расскажу историю о том, как кошки спасли летчика.
В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель был сбит в воздушном бою.Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами.
Кое-как из последних сил он добрался до старой ветряной мельницы, вполз в ее помещение по ветхим ступеням и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зеленые передвигающиеся точки. Сперва летчик подумал, что это от слабости ему что-то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки.
Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот прошиб его мгновенно. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами.
Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери... и вдруг дикий кошачий вопль просверлил его уши, заставил попятиться. Но это было еще не все. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо...
Немцы ушли. А наутро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили кошкам маленькие кусочки сала. Ведь они, как и партизаны, были его спасителями.

Учитель. Наш классный час подошел к концу. Шестьдесят лет назад «майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои» Великой Отечественной войны. Наш народ победил. Ветераны, которые остались живыми, заслуживают низкого поклона. Мы помним также и тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе.

Людмила БОНДАРЕНКО,
методист МОУДОД
станции юных
натуралистов,
г. Саров,
Нижегородская обл.