Виктория
Целих
,
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Что общего в надписях на указателе? Д. Здесь даны названия частей речи. У. Что лишнее? Д. Предлог – служебная часть речи, которая нужна для связи слов в предложении. Остальные – самостоятельные части речи. У. Чем местоимение отличается от других частей речи? Д. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. У. Посмотрите, нас встречают жители этой страны. Как их зовут? На доске:
Д. Местоимения. У. Почему их разделили на три группы? Д. Местоимения первой группы указывают на предметы, второй группы – на признаки, а третьей группы – на количество предметов. У. Сколько разрядов местоимений вы знаете? Д. Девять. На доске висит таблица разрядов местоимений. У. Какие местоимения стали нашими хорошими друзьями? Д. Личные. У. На какие группы можно разделить все личные местоимения? Д. На три группы по лицам и на две группы по числам. У. Разделим личные местоимения на группы. Один ученик идет к доске, группирует местоимения по лицам и по числам, заполняет таблицу. На доске:
IV. Словарная работаУ. А теперь мы все остановимся на станции Словарная. Что вы можете сказать про эти слова? На доске:
Д. Это словарные слова. В них нужно запомнить написание безударных гласных, а парные согласные можно проверить – исключение составляет слово вокзал. У. Что общего в этих словах? Что лишнее? Д. Все они – существительные мужского рода, кроме слова до свидания, которое является существительным среднего рода. Они неодушевленные, нарицательные, в начальной форме. А слово до свидания – в родительном падеже. У. К каким словам подходит эта схема? На доске: Д. Электровоз, тепловоз. Буква о – соединительная гласная. У. Чтобы дальше продолжить свой путь, нужно составить с этими словами предложения или написать маленький рассказ, используя как можно больше слов. Дети пишут мини-сочинения, которые затем проверяются. V. Обобщение и систематизация знаний о местоименииУ. Проверьте, правильно ли сгруппированы личные местоимения. Дети проверяют самостоятельную работу, выполненную учеником у доски. На доске:
– Наш клубок привел нас на Тропинку изменений. На доске:
– Как изменяются личные местоимения? Д. По падежам. При склонении личных местоимений меняются их основы, слова прячутся под масками. А местоимения третьего лица изменяются по родам и по числам. У. Поставьте личные местоимения в нужном падеже и запишите их в тетрадях. На доске:
Д. Меня, нас, тебе, им. У. Продолжим работу. Я буду диктовать местоимение в косвенном падеже, а вы запишите его в именительном падеже, то есть снимаете с местоимения маску. Учитель диктует: у меня, за ним, к ним, у тебя, с вами, у нас, к ней, с ним, о ней, с тобой, к нему, на него, о вас, у них. Дети записывают: я, он, они, ты, вы, мы, она, он, она, ты, он, он, вы, они. – Составьте пословицы из частей, записанных на карточках. На доске:
Дети выполняют задание. – Какой темой объединены пословицы? Д. Темой дружбы. У. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их. Дети выполняют задание. – Объясните смысл пословиц. Дети отвечают. VI. ФизкультминуткаУ. Отдохнем – ведь в трудной дороге нам всегда помогут друг и веселая песня. Дети танцуют и поют песню о дружбе на слова М.Пляцковского, музыку В.Шаинского «Мир похож на цветной луг». VII. Отработка умений употреблять местоимения с предлогамиУ. Перед нами разлилось огромное озеро Предлогов. На доске:
– Что вы можете сказать о написании предлогов с местоимениями по подсказке, данной на левом островке? Д. Местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения третьего лица после предлогов имеют в начале н. У. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. На доске:
– Сравните написание местоимений. Сделайте вывод. – Местоимения 3-го лица после
предлогов имеют в своем начале н, без
предлогов – У. Запишите следующие местоимения с предлогами. На доске:
Дети выполняют задание. У. Какую букву вы добавили к предлогу? Д. Букву о. Учитель открывает на доске запись текста и изображение Незнайки рядом с ним. На доске:
– Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки. Чего не знает наш Незнайка? Ну-ка, быстро отвечай-ка! Дети объясняют, в чем состоят Незнайкины ошибки и как нужно было написать правильно. – Запишите последнее предложение правильно. Дайте характеристику предложению. Д. Предложение по цели высказывания повествовательное. По интонации невосклицательное. По наличию второстепенных членов распространенное. У. Разберите его по членам предложения и частям речи. На доске: – Наш клубочек остановился на Тропинке наблюдений и поиска закономерностей. Найдите лишнее. На доске:
Д. Мы – местоимение
множественного числа, 1-го лица. У. Путешествие подходит к концу.
Мы смогли проделать такой долгий путь по стране
Местоимений благодаря тому, что рядом с нами были
верные друзья. Скажем несколько слов о своих
друзьях. На доске:
– В тексте используйте местоимения. Дети пишут мини-сочинения о своих друзьях, затем зачитываются 2–3 работы. Ошибки исправляются. VIII. Задания на смекалкуЗадания задаются в том случае, если на уроке осталось время. а) Какие два местоимения мешают
автотранспорту? (Я, МЫ) IХ. Итог урокаУ. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений. Что вам понравилось? Когда было трудно? Выслушиваются ответы детей; выставляются оценки. Х. Домашнее заданиеУ. Напишите мини-сочинение о своем четвероногом друге. В тексте используйте местоимения.
|