Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Л.Д. МАЛИ,
О.С. АРЯМОВА,
С.А. КЛИМОВА,
Н.И. НАУМОВА,
г. Пенза

Продолжение. Начало см. в № 4, 5/2005

«К тайнам нашего языка»

1-й класс

Какие бывают слова? (6 уроков)

Урок 4

Тема: «Собственные имена (продолжение)»

I. Введение в тему урока

Учитель. Прочитайте название нашего урока, записанное на доске.
– Как вы его понимаете? О чем пойдет разговор? Узнаете ли вы из него что-то новое?
Что вы уже знаете о собственных именах? Какие слова-названия к ним относятся? Как пишутся? Может быть, кто-то даже объяснит и само слово собственные?

Выслушиваются ответы детей.

– Начнем работать, а к концу урока вы решите, правильно ли вы предположили, что будет на уроке.

II. Знакомство с новым материалом

На доске помещена фотография с изображением Красной площади города Москвы.

У. Рассмотрите фотографию. Как вы считаете, какой это город? Почему вы так решили? Что вы знаете о Москве?

Дети. Это столица нашей Родины – России.

У. Прочитайте вопрос Антона на странице 24 учебника и решите, чего он от нас с вами ждет.

Д. Объяснения значения слова.

У. Кто попробует ответить Антону?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте проверим, правильно ли мы объяснили Антону значение слова столица. Откройте страницу 135 учебника. Найдите нужное слово – оно третье снизу. Хором прочитайте объяснение его значения.

Дети читают.

– Найдите в объяснении значения слова столица слова, записанные с большой буквы.

Д. Москва, Россия.

У. Попробуйте догадаться: почему эти слова написаны с большой буквы? Не забывайте, что одно из них называет определенный город, а другое – определенную страну.

Дети предполагают, что это тоже собственные имена.

– Прочитаем сведения в рамке на странице 25 и проверим ваше предположение.
Что нового вы узнали об именах собственных? Какие еще слова к ним относятся? Какое правило письма нужно применять при записи этих слов?

Ответы детей.

III. Освоение правила написания собственных имен. Работа над каллиграфией. Списывание и письмо на слух

У. Найдите на странице 25 учебника (после первого красного квадратика) предложение. Прочитайте его хором и решите, какое задание спрятали авторы, выделив в слове Москва скобками две буквы (М, м).
Какую букву вы выберете – большую или маленькую?

Д. Большую.

У. Почему?

Ответы детей.

– А слово столица – тоже имя собственное? Этим словом называют один определенный город или многие?

Д. Многие. Это не имя собственное.

У. А почему тогда оно напечатано с большой буквы?

Д. По правилу записи предложения.

У. Это предложение мы будем списывать. Чтобы запись получилась красивой, вспомним написание некоторых букв, которые вам понадобятся. Проговорите предложение и назовите слово, для которого нужна буква ц. Какой у нее трудный элемент? Пропишем букву.

Учитель показывает возможные ошибки написания, предупреждая их, и просит прописать букву один раз, оценить свою работу и написать еще раз, лучше. Потом разбирает на доске разные погрешности в написании буквы М, находит и исправляет их с детьми, после чего предлагает так же, два раза с промежуточной самооценкой, прописать букву.

– А теперь самостоятельно готовьтесь к списыванию и приступайте к работе.

Для напоминания последовательности действий вывешивается план в рисунках.

– Кто готов оцените красоту и аккуратность записи? Над самыми красивыми буквами поставьте знак «+»; над теми, которые не удались, поставьте «–». Неудачные буквы еще по одному разу запишите на оставшейся части строк. Постарайтесь теперь написать лучше.

Дети выполняют задание.

– Рассмотрите рисунок на странице 25 учебника. Кто догадался, к какому произведению он относится?

Д. «Дядя Степа».

У. Знаете ли вы фамилию автора произведения?

Д. Михалков.

У. Давайте запишем фамилию писателя и название произведения. Но сначала подготовимся. Проговорим хором нашу будущую запись.

Д. Михалков. «Дядя Степа».

У. Сколько в ней будет слов? Сколько раз вы напишете заглавную букву?

Д. Три раза.

У. Почему? Покажите это в виде схемы.

Дети показывают.

– А помните, на прошлом уроке нам встречались слова дядя Сережа? Почему там слово дядя мы писали с маленькой буквы?

Дети отвечают.

– После записи фамилии писателя перед названием произведения поставьте точку. Так принято делать.

Кавычки учитель не использовал, чтобы не усложнять для детей запись.

– Проговорите каждое слово и дугами покажите количество слогов в них.

Что будете делать дальше?

Д. Выделять ударные слоги и отмечать все «опасные» места.

Учащиеся выполняют эти операции: места больших букв подчеркивают, другие «опасности» отмечают точками.

У. Первое слово трудное, поэтому послушайте: я подскажу некоторые буквы, а вы впишите их в дуги на месте «опасностей».

Учитель произносит орфографически фамилию писателя. Дети вписывают подсказки: и, а, в.

– Проговорите все слова так, как будете писать. Диктуйте себе и пишите. Не забудьте отметить «опасные» места. Кто закончил, оцените знаками «+» и «–» лучшие и неудавшиеся буквы.

IV. Знакомство с полным, кратким и ласковым именами, добрым прозвищем. Составление и запись предложения

У. А теперь снова хитрое задание. Переверните страницу. Я прочитаю один за другим два отрывка, а вы помогайте: хором дочитывайте выделенные слова и наблюдайте за их написанием. Какой секрет заметите?

Учитель читает, а учащиеся хором дочитывают слова.

– Что вы заметили?

Д. Одинаковые слова, а написаны по-разному: одни с маленькой буквы, а другие с большой.

У. Вот и Антон это заметил. Но он не понял, почему это так. А вы можете догадаться, какой секрет здесь скрыт?

Дети говорят, что во втором отрывке выделенные слова называют мальчика, потому и написаны с большой буквы.

– Правильно, среди слов во втором отрывке есть имя мальчика, а есть ласковые прозвища, которыми его зовет мама. Эти прозвища, как и имя,– собственные имена, потому и написаны с большой буквы. А не надо ли исправить буквы в первом отрывке?

Д. Нет. Там нет собственных имен.

У. Какое имя мальчика названо в отрывке?

Д. Петенька.

У. Это его ласковое имя. А как мальчика зовет, например, учительница?

Д. Петя.

У. Это краткое имя. А когда он станет взрослым, его будут звать полным именем. Каким?

Д. Петр.

У. Давайте письменно ответим на вопрос: как звали мальчика? Сначала запишем наш ответ схемой – словами-черточками. Назовем полное, краткое и ласковое имя.
Составляется схема предложения: Мальчика звали Петр, Петя, Петенька.
– Впишите слоговые дуги и отметьте «опасные» места.
Буквы в слове мальчик вы уже помните, в слове Петенька можете посмотреть в книге. Подготовьтесь и запишите предложение по памятке 2.

Вывешиваются рисунки 2 и 3.

– Какие имена мальчика мы с вами записали?

Д. Полное, краткое и ласковое.

У. А у вас есть такие имена? Давайте проверим. Назовите каждый свое полное имя.

Учитель помогает детям.

– Обращаясь друг к другу, вы называете краткие имена. Кто хочет назвать свои ласковые имена?

Дети называют.

– Вот видите, оказывается, у каждого человека много имен. Можно называть его полным именем, можно – кратким, а иногда – ласковым, нежным. Все эти имена – имена собственные.
Но вернемся к началу урока.

Учитель вновь показывает фотографию Москвы.

– Вы узнали, что собственные имена – это и названия... чего?

Д. Городов, деревень, рек...

У. А название того места, где мы живем, – это собственное имя? Назовите его. Как следует записать это название?

Д. С большой буквы.

У. Запишем предложение «Я живу в Пензе». Сколько в нем будет слов? Покажите ответ, начертив схему. Я подскажу букву во втором слове (и), а последнее напишу, но оставлю вопрос. Ответьте на него и спишите слово.

На доске:

в (п, П)ензе

V. Подведение итогов урока

У. Снова обратите внимание на тему нашего урока. Правильно ли вы в начале урока предположили, что узнаете что-то новое о собственных именах? Что вам открылось?
Что общего в написании всех собственных имен?
Имена человека возникли очень давно. Многие из них пришли в русский язык из других языков. Каждое имя что-то обозначает. На странице 27 в упражнении 34 приводится небольшой список имен с указанием их значения. Прочитайте их дома с родителями. Может быть, там вы найдете свои имена.

Урок 5

Тема. «Какие бывают слова? (Обобщение)»

I. Введение в тему урока и повторение

На доске записан вопрос «Какие бывают слова?» и помещены таблицы со страниц 15 и 20 учебника. В таблицу со страницы 15 вписаны слова: названия, указатели, помощники, а в таблице со страницы 20 есть все необходимые заголовки и вопросы, а также строки для вписывания слов-примеров.

Учитель. Хором прочитайте вопрос, на который мы с вами несколько уроков назад начали искать ответ. Вспомните, какие группы слов мы выделили.

С опорой на таблицы под руководством учителя ребята перечисляют группы слов: сначала более общие, а затем те, которые входят в слова-названия. Учитель пока не просит приводить примеры – вспоминаются лишь сами названия групп.

– Давайте откроем страницу 20 учебника и проверим себя: сумеем ли мы правильно распределить слова по группам. Посмотрите – над рамкой две строчки слов. Работаем только с нижней строкой.

Учитель сознательно не обращает внимание детей на рисунок, чтобы не подсказывать, на кого указывает местоимение.

– Прочитайте первое слово.

Дети. Они.

У. Оно кого-нибудь или что-нибудь называет?

Д. Нет.

У. А что с его помощью мы можем в речи сделать?

Д. Указать.

У. К какой группе слов оно относится? Впишите слово в нужную рамку.

Учитель параллельно с детьми работает на доске.

– Читаем второе слово.

Д. Под...

У. Догадайтесь, из какой оно группы слов. Немного подскажу: оно никогда не встречается одно, а только вместе со словом, которому...

Д. Помогает.

У. Это слово...

Д. Помощник.

У. Впишите его в свою рамку. Читайте следующее слово.

Д. Дерево.

У. Как определить, к какой группе оно относится?

Д. Надо подумать, называет ли оно что-то. Если называет, то что? Узнать, на какой вопрос отвечает.

У. Поставьте ручку на ту строку, куда нужно вписать это слово. Проговорите его написание и также запишите. Подумайте и скажите, к какой группе относится слово играют. Проговорите его и впишите.
Хором прочитайте предпоследнее слово.

Д. С.

У. Из какой оно группы? Впишите его в нужную рамку. Прочитайте про себя последнее слово.

Д. Мячик.

У. Поставьте пальчик на ту строку, где его место. Писать это слово не будем.
Для каких групп слов у нас не нашлось примеров? Давайте подберем их сами. Переверните страницу назад и посмотрите на рисунок. Назовите слова, которые подойдут для первой группы слов-названий. На какой вопрос должны отвечать эти слова?

Д. Кто?

У. Писать мы их тоже не будем, но проговорим так, как стали бы писать.

Проговариваются слова: мальчик, девочка, дети, ребята, котята.

– Сколько котят?

Д. Три.

У. Что названо этим словом? Куда мы его впишем? Какие котята? Предложите свои названия признаков.

Выбирается и под проговаривание вписывается слово пушистые. Предварительно уточняется и объясняется буква во втором слоге.

– Вот мы и вспомнили все группы слов. К этой таблице мы сегодня еще вернемся, когда найдем для нее новые примеры.

II. Упражнение в нахождении собственных имен и их правописании

У. Найдите страницу 28, прочитайте хором отрывок над рисунком и постарайтесь понять, от чьего имени ведется рассказ.

Д. От имени мальчика.

У. Что вы об этом мальчике узнали?

Д. Он вместе с мамой и, наверное, братом Вовкой приехал в гости к тете Оле, которая живет в Москве.

У. Вы, конечно, обратили внимание на то, как записан отрывок в учебнике. Зачем авторы в начале некоторых слов, в скобках, написали по две буквы?

Д. Чтобы мы подумали, какую выбрать.

У. Как будем рассуждать, выбирая нужную букву?

Д. Если это слово – имя собственное, выбираем большую букву, а если не собственное – маленькую.

У. А как вы узнаете, относится слово к именам собственным или нет?

Д. Подумаем, называет ли оно имя, фамилию, кличку, город.

У. Давайте выберем нужные буквы для этих слов. Прочитайте первое слово со скобками. С какой буквы мы его напишем? Почему?

Далее обсуждаются все слова, требующие выбора написания.

– Вам предстоит списать отрывок. Сколько в нем предложений?

Д. Одно.

У. Но оно очень большое, поэтому вы спишете только его часть. Карандашом поставьте точку после слов в гостях. Проверьте, получилась ли законченная мысль.

Д. Да.

У. Подготовьтесь и спишите эту часть предложения.

Дети выполняют задание.

III. Продолжение систематизации изученного о группах слов и работа над правописанием собственных имен

У. Давайте подумаем над некоторыми словами: к каким группам слов их надо отнести? Перечитайте свою запись и найдите слово-указатель.

Д. Мы.

У. Впишем его в нужную рамку на странице 20 учебника. Покажите, куда вы поместите слово.
Снова вернитесь на страницу 28. Прочитайте ту часть предложения, которую мы не списывали. К каким группам отнесем эти слова? Первое слово у из какой группы? Посмотрите, нет ли еще слова той же группы? Впишите слова-помощники у и в в рамку на странице 20.
К какой группе относятся слова тетя Оля? Кого называют эти слова? На какой вопрос каждое из них отвечает? Но одинаково ли они пишутся? Почему?
Впишите эти слова на их место в таблице на странице 20.

Занимается только одна строка, вторая пока остается свободной.

– А что называет слово Москва? На какой вопрос оно отвечает? Куда его надо вписать? Как напишете? Почему? Проговорите это слово, повторите и впишите. Постарайтесь его запомнить.
Еще один интересный пример для нашей таблицы мы найдем во втором отрывке на странице 28 учебника. Посмотрите на нижний рисунок и вместе прочитаем отрывок. Сразу ли мы поймем, о чем он?

Учитель читает, а ребята следят за ним.

– О ком рассказал писатель? Как звали ягненка? А щенка? Какие слова должны быть написаны с большой буквы? В каких нужна маленькая?
Давайте слова щенок Чмок добавим в нашу таблицу на странице 20. Еще раз скажите, какие буквы вы выберете в каждом слове? Почему? Проговорите слова, повторите и приготовьтесь их записать. Первое слово постарайтесь запомнить. Найдите словам место в таблице. Докажите, что они относятся к этой группе. Еще раз повторите слова и запишите.

Дети выполняют задание.

Кто закончил, оцените знаками «+» или «–» заглавные буквы в словах, вписанных в таблицу. Запомните те, которыми вы недовольны, чтобы потом обратить на них внимание.

IV. Обобщение

У. Посмотрите на запись в таблице. В какую большую группу слов входят имена собственные?

Д. В группу слов-названий.

У. На какие вопросы они могут отвечать?

Д. Кто? Или что?

У. Что обычно называют собственные имена, которые отвечают на вопрос кто?

Д. Имена, фамилии людей, клички животных.

У. Что могут называть собственные имена, которые отвечают на вопрос что?

Д. Города, страны, реки, книги.

У. Рассмотрите обложку книги, которую я держу в руках, и прочитайте ее название.

На обложке: Корней Чуковский. «Доктор Айболит».

– Хотите хитрый вопрос? Кто правильно подсчитает: сколько собственных имен вы видите на обложке книги?

Д. Четыре: имя писателя, фамилия писателя, имя доктора и название всей книги.

V. Подведение итогов урока

У. На какой вопрос мы ответили сегодня на уроке? Чему учились?

Ответы детей.

Урок 6

Тема. «Закрепление изученного. Обучающий диктант»

I. Введение в тему урока и повторение

Учитель. Совсем недавно мы с вами начали заниматься по учебнику русского языка, но уже многое узнали, многому научились. Сегодня все это мы будем повторять и продолжим учиться писать диктанты.
Откройте учебник на странице 12 и вспомните вопрос, ответ на который вы уже знаете.
Попробуем все вместе рассказать о словах русского языка. Вернитесь на страницу 31 и посмотрите на условный знак на полях. Кто здесь изображен?

Дети. Ученый.

У. Помните, что этот знак подсказывает? Какую речь мы будем сейчас создавать?

Д. Деловую. Будем говорить как ученые.

У. Чтобы это у нас хорошо получилось, авторы приготовили небольшие подсказки. Читаем хором начало предложения под цифрой 1. Как вы его завершите?

Дети перечисляют три группы слов.

– Примеры слов для этих групп мы поищем позже, когда напишем диктант. А пока под цифрой 2 прочитайте начало совета авторов и закончите его. Кому-нибудь надо обращаться к той странице, на которой этот совет был дан?

Дети сами договаривают предложение.

– Мы уже пользовались этим советом и уточняли значения нескольких слов. Помните каких?

Д. Терем, изба, столица.

У. Прочитайте начало предложений под цифрой 3.

Опираясь на авторские «подсказки», дети доводят работу до конца.

II. Повторение правила написания имен собственных и способа их отличия от других слов

У. Посмотрите на страницу 30 учебника. Что на ней изображено?

Д. Рисунок небольшой части карты.

У. Я принесла показать вам настоящую, большую географическую карту России.

Учитель демонстрирует детям Физическую карту России.

– Во время перемены вы сможете поискать на ней те города и реки, названия которых приведены в учебнике. Прочитайте хором самую верхнюю пару из записанных столбиком слов и догадайтесь, что нам предстоит сделать.

Д. Выбрать маленькую или большую букву.

У. Как вы теперь умеете рассуждать, выбирая нужную букву из двух предложенных в скобках?

Д. Читаем слово, думаем над его значением. Если слово – имя собственное, выбираем большую букву; если не собственное, выбираем маленькую.

У. Выберите в этой паре правильные буквы, а ненужные аккуратно, тоненько зачеркните. Объясните свое решение. Прочитайте вторую пару слов. Что в ней названо?

Д. Река.

У. Оба ли слова – собственные имена? Почему одно? Какие буквы вы выберете? Подготовьтесь к списыванию и запишите эти два слова. Дома, кто захочет, прочитайте другие слова, рассмотрите карту и попробуйте догадаться, какие слова надо вставить вместо точек в предложение, напечатанное в самом конце страницы. Завтра проверим ваши догадки и умение читать карту. А сейчас переходим к диктанту.

III. Обучение детей письму под диктовку

Далее используются текст диктанта, приведенный в Методических рекомендациях на странице 90, и описанная там же технология.

IV. Подведение итогов урока

У. Ответ на какой вопрос о словах русского языка вы открыли для себя на последних уроках? Сможете теперь раскрыть этот секрет нашего языка тем, кто его еще не знает?

Ответы детей.