Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2005

УЧИМСЯ ИГРАЯ
 

Книжкина неделя

Каждый год в дни весенних каникул проводится неделя детской книги. Из присланных нам материалов мы выбрали несколько, чтобы показать различные формы работы. Вы можете воспользоваться идеями наших авторов или взять монтажи полностью. Главное, чтобы у ваших учеников было желание читать и говорить о понравившихся произведениях.
Неделя детской книги в этом году проходит с 24 по 30 марта,
а 2 апреля отмечается Международный день детской книги

ИГРА «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СКАЗОЧНИКОМ»

Цель. В игровой форме обобщить знания, полученные на уроках чтения.

Оборудование: учебник «Маленькая дверь в большой мир» (Книга для чтения во 2-м классе. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

ХОД ИГРЫ

Учитель. Ребята, вы любите смотреть телеигры?
Какие игры вы знаете? Хотели бы вы сами поучаствовать в одной из игр и блеснуть эрудицией?
Сегодня вам такая возможность предоставлена. Мы начинаем новую игру «Кто хочет стать сказочником».
Вы должны ответить на двенадцать вопросов. Во время игры можете воспользоваться тремя подсказками.

На доске:

– помощь зала;
– помощь друга;
– 50/50.

– Главный приз – замечательная книга.

Первый отборочный тур

Расположите по порядку – от меньшего к большему – желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

А. Столбовая дворянка.
Б. Новое корыто.
В. Владычица морская.
Г. Вольная царица.

Игра первая

1. Как звали героиню сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»?

А. Марьюшка.
Б. Даренка.
В. Аленка.
Г. Варварушка.

2. Что уронила Рукодельница из сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» в колодец?

А. Веретено.
Б. Пряжу.
В. Веревку.
Г. Ведро.

3. Кого заметил Буратино в темном чулане?

А. Летучую мышь.
Б. Лису Алису.
В. Кота Базилио.
Г. Домового Афанасия.

4. Какая волшебная вещь позволяла Бильбо из сказки Дж.P.P. Толкина «Хоббит» стать невидимым?

А. Волшебная палочка.
Б. Кольцо.
В. Волшебное слово.
Г. Кинжал.

5. Почему братья из сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» решили каждую ночь стоять в дозоре?

А. Посмотреть на Конька-Горбунка.
Б. Закалить свой характер.
В. Выиграть спор «кто смелее».
Г. Подстеречь вора.

6. Кто такие хоббиты?

А. Бородатые гномы.
Б. Непослушные дети.
В. Низкорослый народец.
Г. Злые тролли.

7. Где Саша – мальчик, который путешествует с нами по страницам учебника, – впервые встретил Афанасия Федоровича?

А. На улице.
Б. В своей квартире.
В. В квартире дедушки и бабушки.
Г. На даче.

8. Каким животным было Серебряное копытце из сказа Бажова?

А. Барашком.
Б. Козленком.
В. Лосенком.
Г. Олененком.

9. Какой ножкой топал козлик из сказки «Серебряное копытце», когда выбивал копытцем самоцветы?

А. Правой задней.
Б. Правой передней.
В. Левой задней.
Г. Левой передней.

10. Кто автор стихотворения «Сказочка»?

А. Ю.Мориц.
Б. К.Чуковский.
В. В.Драгунский.
Г. Б.Заходер.

11. Кто является героем-помощником для Ивана – купеческого сына из сказки «Царь-девица»?

A. Мачеха.
Б. Змей Горыныч.
B. Три Бабы Яги.
Г.  Купец.

12. Какой птицы, по утверждению старухи, не хватает в саду у мальчика Золотой Хохолок и девочки Золотая Коса из литовской сказки «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»?

А. Птицы, которая может предсказать судьбу.
Б. Птицы, говорящей правду.
В. Птицы счастья.
Г. Синей птицы.

Второй отборочный тур

Расположите реплики Карлсона в том порядке, в каком они звучали, когда Карлсон познакомился с Малышом.

A. «Как тебя зовут?»
Б. «Отлично, продолжим разговор».
B. «Можно мне здесь на минуточку приземлиться»?
Г. «Я мужчина в полном расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать».

Игра вторая

1. Назовите кличку собаки Мальвины.

А. Шарик.
Б. Бобик.
В. Артемон.
Г. Ален Делон.

2. Кто из богатырей с детства был прикован к постели?

А. Добрыня Никитич.
Б. Илья Муромец.
В. Святогор.
Г. Алеша Попович.

3. При встрече с каким героем мы начинаем плакать?

А. Буратино.
Б. Винни-Пух.
В. Карлсон.
Г. Чиполлино.

4. Почему крот из произведения В. Хмельницкого «Дождь в лесу» грустил?

A. На улице шел дождь.
Б. Он был один в теплой норке.
B. Он не мог найти свою норку.
Г. Он был очень голоден.

5. Кого в киргизской сказке «Дыйканбай и дэв» звали Дыйканбаем?

A. Великана.
Б. Богатыря.
В. Трусливого человека.
Г. Отважного охотника.

6. Почему гусеница из произведения В.Берестова «Честное гусеничное» рассердилась?

А. Ей не понравилась ее плоская рожица.
Б. Капля росы была очень холодная.
В. Ей не понравились слова девочки.
Г. Она так неудачно повисла на сучке.

7. Почему люди из долганской сказки «Как появились разные народы» переругались и разошлись в разные стороны?

A. Им мало досталось орлиных перьев для стрел.
Б. Они не захотели идти в теплые страны.
B. Они стреляли в птицу, но не попали, а только потеряли последнюю стрелу.
Г. У них было мало еды.

8. Кто автор стихотворения «Слониха, слоненок и слон»?

А. Ю.Мориц.
Б. А.Барто.
В. К.Чуковский.
Г. Б.Заходер.

9. В какой сказке кот хвастался, что умеет летать?

A. «Кошкина считалка».
Б. «Напуганные волки и медведь».
B. «Мышкина считалка».
Г. «Похождение дикого кота Симбо».

10. В чем причина печали и слез хана Болотбека из киргизской сказки «Мудрая девушка»?

A. Он не мог найти себе достойную жену.
Б. Среди его народа много бедняков.
B. Он хотел бы иметь волшебную дудочку для исполнения желаний.
Г. Ему приснился плохой сон.

11. Что не хотел делать герой стихотворения Ю.Мориц «Это – да, это – нет»?

А. Гулять.
Б. Смеяться.
В. Слушать.
Г. Спать.

12. Какой секрет открыл Маленькому принцу Лис из сказки Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»?

A. «Умей с первого раза отличить Китай от Аризоны».
Б. «У людей есть оружие, и они ходят на охоту».
B. «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Г. «Не надо рисовать никаких удавов».

Третий отборочный тур

Расположите покупки героини Ю.Владимирова «Ниночкины покупки» в том порядке, как сказала мама.

A. Бутылка кваса.
Б. Фунт мяса.
B. Спичечный коробок.
Г. Сахарный песок.

Игра третья

1. Какой сказочный герой в самый неподходящий момент начинал читать стихи?

А. Винни-Пух.
Б. Пьеро.
В. Мальвина.
Г. Дуремар.

2. Как звали героиню сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»?

А. Настенька.
Б. Марфушенька.
В. Рукодельница.
Г. Мастерица.

3. Как отблагодарил мальчика старичок в корейской сказке «Честный мальчик»?

А. Подарил золотой топор.
Б. Подарил серебряный топор.
В. Подарил железный топор.
Г. Подарил три топора.

4. Какой наказ дали странники Илье Муромцу, когда он стал здоровым и сильным?

A. Не обижать беззащитных.
Б. Каждый день пить ковш колодезной воды.
B. Из дома не выходить.
Г. Больше гулять.

5. Почему у зайца из эстонской сказки рассечена губа?

А. От страха.
Б. От злости.
В. От огорчения.
Г. От смеха.

6. Почему Братец Кролик из сказки «Как Братец Кролик заставил Братца Лиса, Братца Волка и Братца Медведя ловить луну» заявил, что в пруду сегодня не поймаешь ни одной рыбки?

А. В этом пруду нет рыбы.
Б. Братец Черепаха распугал всю рыбу.
В. В пруду утонула луна.
Г. Братец Кролик не взял удочку.

7. О чем мечтала Алиса из произведения Дж. Родари «Как Алиса в море побывала», купаясь в море?

А. Переплыть море.
Б. Превратиться в рыбку.
В. Встретиться со старым капитаном.
Г. Отправиться в дальнее путешествие.

8. Кто автор сказки «Шляпа волшебника»?

А. Туве Янссон.
Б. Алан Милн.
В. Джон Толкин.
Г. Астрид Линдгрен.

9. Сколько веток на рожках Серебряного копытца из сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»?

A – 2; Б – 3; B – 4; Г – 5.

10. Кем были приемные родители мальчика Золотой Хохолок и девочки Золотая Коса из литовской сказки «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»?

A. Рыбаки.
Б. Охотники.
B. Садовники.
Г. Лесники.

11. Что положила в чашки Мумми-мама из сказки Туве Янссон «Шляпа волшебника» Мумми-семейству перед зимней спячкой?

А. Осиновую кору.
Б. Хвойные иголки.
В. Березовые стружки.
Г. Корочки хлеба.

12. Почему Бильбо из произведения Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит» спешил вернуться к гномам?

A. Спасти друзей.
Б. Ему было страшно одному.
B. Найти свой кинжал.
Г. Наступала ночь.

Ответы

Первый отборочный тур

Б, А, Г, В

Игра первая

Ответы: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5Г, 6В, 7В, 8Б, 9Б, 10Г, 11В, 12Б.

Второй отборочный тур

В, А, Б, Г

Игра вторая

Ответы: 1В, 2Б, 3Г, 4Б, 5Г, 6В, 7А, 8А, 9Г, 10Б, 11Г, 12В.

Третий отборочный тур

Б, А, Г, В

Игра третья

Ответы: 1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Г, 6В, 7Б, 8А, 9Г, 10А, 11Б, 12А.

Рамзия КАСИМОВА,
учитель гимназии № 40,
г. Екатеринбург

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ

Тема. «В гостях у дедушки Корнея».

Цель. Расширять знания детей о писателе К.И. Чуковском, прививать любовь к его творчеству; проверить знание детьми его произведений; развивать внимание, память, связную речь.

Оборудование. Портрет писателя; выставка книг, детских рисунков, иллюстраций художников к произведениям автора; предметы для конкурса «Бюро забытых вещей».

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Ведущий прикрепляет на доску портрет писателя.

– В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей Корнея Ивановича Чуковского. Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями; каждый день смеются дети; звучат стихи не только Корнея Ивановича, но и Блока, Маршака, Пастернака. Побывав в музее, вы встретитесь с Мойдодыром, Бармалеем, Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день в нем звенят детские голоса. Здесь происходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверно, догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником все тот же детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Сегодня мы будем говорить о его произведениях, вспомним своих любимых героев.
Нашу игру судит справедливое и строгое жюри... (Учитель представляет членов жюри.)

– Программа нашей игры написана на доске.

На доске:

I. Разминка.
II. Вспомним строки...
III. Конкурс рисунков, поделок.
IV. Викторина.
V. Конкурс сценок «От двух до пяти».
VI. Бюро забытых вещей.

Ведущий. Интересна история создания «Мойдодыра». Однажды Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам.

Так родился на свет «Мойдодыр».

I. Разминка

Ведущий. Какие еще сказки для детей написал Чуковский?

Дети. «Крокодил», «Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», Муха-Цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Бармалей», «Приключения Бибигона».

Ведущий. Назовите героев, пришедших к Мухе-Цокотухе.

Дети. Тараканы, блошки, бабочка, букашки, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик.

Ведущий. Кто звонил по телефону в одноименном произведении?

Дети. Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.

II. Вспомним строки

Ведущий. Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите: о ком в них говорится?

А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной... (Мочалка)

Побежало по кустам,
По березовым листам... (Солнце)

Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (Таракан)

– Кому принадлежат следующие слова?

Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)

О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких) детей! (Бармалей)

Ведущий. Родился писатель в 1882 году в Петербурге. А Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский». Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

III. Конкурс рисунков

Ведущий прикрепляет на доску иллюстрации к произведениям Чуковского.

Ведущий. К какому произведению относится этот рисунок?

Дети отвечают.

– А теперь посмотрим на ваши рисунки, подготовленные к сегодняшнему дню.

Дети называют героев, изображенных на рисунках, определяют названия произведений. Учитель отбирает наиболее удачные работы.

Ведущий. Более сорока лет своей жизни посвятил Чуковский изучению творчества поэта Некрасова. Он открыл читателям более 15 000 новых неизвестных стихов Некрасова. За книгу «Мастерство Некрасова» Чуковский получил звание доктора филологических наук.

IV. Викторина-цепочка

Ведущий. А теперь – викторина. Ответами на вопросы будут являться названия произведений.

В каком произведении Чуковского посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – покушение на убийство? («Муха-Цокотуха»)

Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей)

...Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю! Хрю! Хрю!» («Путаница»)

Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил! («Краденое солнце»)

Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? («Мойдодыр»)

Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)

Ведущий. Писатель заслужил звание лауреата Ленинской премии, степень доктора филологических наук и почетного доктора старейшего университета Англии. Он любил появиться перед друзьями в шапочке, мантии, которая так шла ему, как будто он родился с единственной целью – стать доктором филологии Оксфордского университета. Не многие из русских писателей удостоены этого звания – это Иван Сергеевич Тургенев, Анна Андреевна Ахматова.

V. Конкурс сценок «От двух до пяти»

Ведущий. На уроках вам рассказывали о книге «От двух до пяти». Познакомимся с несколькими фрагментами из нее.

Ученик 1.

– Мама, крапива кусается?
– Да.
– А как она лает?

Ученик 2.

Индюк – это утка с бантиком?

Ученик 3.

Ой, луна вместе с нами летит в трамвае и в поезде! Тоже на Кавказ захотела?

Ученик 1.

– Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
– Если я вырасту тетей – врачом, а вырасту дядей – инженером.

Ученик 2.

Машенька о радио:
– А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
И о телефоне:
– Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубку, забрался?

Ученик 3.

– Правда, мам, троллейбус – это помесь трамвая с автобусом?
– Ах, мамочка, какая ты красивая! Как мотоцикл!

Ведущий. Книга «От двух до пяти» выдержала более двадцати изданий. Эту книгу автор писал пятьдесят лет. Первые заметки о детском языке вышли в 1912 году. Каждый выход в свет книги «От двух до пяти» был не простым переизданием: всякий раз Корней Иванович переписывал книжку заново, увеличивая ее содержимое. Последнее издание книги он посвятил своим семи правнукам – людям будущего.

VI. Бюро забытых вещей

Ведущий. Что такое бюро забытых вещей?

Дети. Это место, куда приносят и сдают вещи, забытые в транспорте, на улице.

Ведущий. А сейчас назовите персонажей, которым принадлежат эти вещи.

Туфелька

... туфлю потеряла,
Долго плакала, искала...
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол. (Дженни)

Мочалка

И мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил. (Мойдодыр)

Сито

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. (Бабушка Федора)

Перчатки

А потом позвонили ... :
«Нельзя ли прислать перчатки?» (Зайчатки)

Градусник

И всем по порядку
Дает шоколадку,
Иставит, и ставит
Им градусники. (Айболит)

Монета

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. (Муха-Цокотуха)

VII. Подведение итогов. Награждение

Татьяна НЕМИЧЕВА,
учитель МОУ «Лицей № 15»,
г. Ставрополь

 

ЧТО ТАМ ЗА ЗЕРКАЛОМ?

Урок-викторина

Тема. Сказка В.Губарева «Королевство кривых зеркал».

ХОД УРОКА

Викторина состоит из трех разделов и кроссворда. За каждый правильный ответ ведущий выдает жетон. По итогам, подводимым в конце игры, выявляется лучший знаток сказки, который получает главный приз.

I. Вопросы по содержанию книги

1. Что помогло Оле избавиться от многих своих недостатков? (Она посмотрела на себя со стороны.)

2. Как Оля и Яло попали в сказочный город? (Через страницу в книге сказок.)

3. Назовите особенность стеклянного города. (Везде на улицах и площадях расставлены кривые зеркала.)

4. Почему Оля так решительно заступалась за Гурда? (Она знала: нельзя оставлять человека в беде без помощи.)

5. Зачем были нужны кривые зеркала? (Для того чтобы обманывать людей – ведь если посмотреть в такое зеркало, то жизнь кажется прекрасной.)

6. Как девочки попали во дворец? (В подводе с продуктами для королевского дворца.)

7. Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду.)

8. Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? (Она добыла костюмы пажей, одевшись в которые, Оля и Яло смогли попасть во дворец.)

9. Кто построил Башню смерти? (Нушрок.)

10. В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? (Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться.)

11. Какое условие поставила Оля в обмен на то, что они с Яло сосчитают все зеркала? (Отложить день казни Гурда.)

12. Какой заговор готовил Нушрок? (Сменить власть и стать королем самому.)

13. Как Оле удалось сбежать от Нушрока? (Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг.)

14. Где начинался подземный ход в замке Анидаг? (В винном погребе.)

15. Как девочкам удалось спасти Гурда? (Гурд вышел из Башни смерти в Олином костюме пажа.)

16. Как погиб Нушрок? (Нушрок не смог выдержать взгляда Оли и свалился с Башни смерти, разбившись на тысячу стеклянных осколков.)

17. Что поняла Оля, побывав в Королевстве кривых зеркал? (Иногда маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту.)

II. Чей это портрет?

Ученики по описанию должны назвать героя книги.

1. Ее платье валяется под кроватью. Одна туфля на месте, а другая – под книжным шкафом. Когда бабушка заплетает ей косы, она дергается и говорит: «Больно!», хотя на самом деле не больно ни чуточки. Кто эта капризная девочка? (Оля.)

2. Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)

3. Кто-то вздохнул длинно и печально. А когда этот «кто-то» заговорил, то голос у него оказался красивый и звенящий, словно ударились друг о дружку хрустальные стеклышки. (Волшебное зеркало.)

4. Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)

5. Два маленьких пажа в бархатных костюмах, с пышно завитыми светлыми волосами вошли в пустынный зал дворца. Позвякивая сверкающими туфельками по хрустальному паркету, пажи подошли к огромному обеденному столу и стали по бокам королевского кресла. (Оля и Яло.)

6. Это был толстый и словно бы состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки. (Министр Абаж.)

7. Его короткие ножки медленно шаркали по полу. Он шел, опустив приплюснутую голову на темно-зеленый, усыпанный драгоценностями камзол. Толстые, растянутые почти до самых ушей губы его шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Низенький уродец шел, неуклюже покачиваясь: слабым ножкам трудно было нести тяжелое тело. (Король Топсед Седьмой.)

8. На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг.)

9. В самом углу, притаившись за бочкой, стоял человек. На нем были металлические шлем и доспехи, а лицо закрывало опущенное забрало. В одной руке человек держал щит, на котором Яло разглядела герб с коршуном, а в другой – копье. (Рыцарские доспехи в погребе Анидаг.)

III. Что это за место?

По фрагменту, зачитанному учителем, дети должны определить место, где происходит действие.

1. Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал.)

2. Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве.)

3. Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти.)

4. Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг.)

5. Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа.)

IV. Кроссворд

По вертикали:

1. Любимое слово Оли, которым она отвечала на все сделанные ей замечания.
2. Месяц, в котором происходит действие книги.
3. На что нужно было нажать, чтобы открылась дверь в подземный ход?
4. То, чего боялась Оля больше всего на свете.
5. Ключ к достижению цели.
6. Добрая женщина, которая помогла Оле и Яло попасть к королю.
7. Материал, из которого построен город в королевстве.
8. Книга, которую допоздна читала Оля в кровати.
9. Продукт как жалованье пажам на королевской службе.
10. Кто помог девочкам бежать из замка Абажа?

В выделенных клеточках открывается название науки, премудростям которой паж обучал короля.

Ответы: 1. Подумаешь. 2. Декабрь. 3. Щит. 4. Темнота. 5. Смелость. 6. Аксал. 7. Стекло. 8. Сказки. 9. Шоколад. 10. Бар. В выделенных клетках – слово «математика».

Ольга ФУФАЛДИНА,
заведующая библиотекой
с. Красная Нива Шадринского района Курганской области

ГОЛОВОЛОМКА «КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА»

Прочитав книгу Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», вы сможете правильно вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение вашей задачи.

1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна. 2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти. 3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой? 4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец. 5. Класс, в котором училась Оля. 6. То, чего Оля боялась больше всего на свете. 7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец? 8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах. 9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна. 10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда? 11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами? 12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом. 13. Министр, похожий на жабу.

Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж.

Материал к 190-летию со дня рождения Петра Павловича ЕРШОВА

КОНЕК-ГОРБУНОК

Головоломка

Определите слова, которые должны стоять вместо многоточий, впишите их в радиальном направлении (от края круга к центру). После того как впишете все слова, по окружности в направлении по часовой стрелке вы сможете прочитать фамилию автора и название его сказки.

1. Приезжают во ......... .
«Ты помилуй, царь-отец!» –
Городничий восклицает
И всем телом упадает.

2. «Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные ......... !»

3. «Чудо было б!.. А послушай,
Побегай-ка, брат ......... .
А признаться, у меня
Ни огнива, ни кремня».

4. «Ну, раскидывай шатер,
На ширинку ставь .........
Из заморского варенья
И сластей для прохожденья».

5. «Да постой-ка... мне сдается,
Что дымок там светлый вьется...
Видишь, эвон!.. Так и есть.
Вот бы .......... развесть!»

6. Но Иван и сам не прост –
......... держится за хвост.

7. Но сколь сильно ни кричали,
Животы лишь надорвали,
А проклятый сундучок
Не дался и на ......... .

8. Сам старик не мог сдержаться,
Чтоб до слез не посмеяться,
Хоть смеяться – так оно
Старикам уж и ......... .

9. [Иван]:
За волнистый хвост хватает
И прыгнул к ней на ......... ,
Только задом наперед.

10. Осетры к царю плывут,
Eрш- ......... прямо в пруд
(Из которого дельфины
Утащили за щетины).

11. Едут близко ли, далеко,
Едут низко ли, высоко
И увидели ль кого –
Я не знаю ......... .

12. «Первый думаю налить
До краев водой студеной,
А ......... – водой вареной...»

13. «Эй вы, сонные ......... !
Отпирайте брату двери!
Под дождем я весь промок
С головы до самых ног».

14. Говорит ему конек:
«Вот уж служба так уж служба!
Тут нужна моя вся .........»

15. На конька Иван взглянул
И в котел тотчас ......... ,
Тут в другой, там в третий тоже.

16. Ну, так видите ль, ......... ,
Православны христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец...

17. Утро с полднем повстречалось,
А в селе уж не осталось
Ни одной души живой,
Словно шел Мамай ......... !

18. Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то – что те ......... !

Александр РОМАНОВ,
школа № 324, г. Москва