Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина КИРИЛОВА,
учитель школы № 198,
г. Северск, Томская обл.

Правописание безударных окончаний

1-й класс

Тема. «Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

Цели. Знакомить детей с традиционной русской культурой через художественное слово, игры, пословицы, приметы; закреплять правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование. Рисунок странички календаря; рисунок с изображением грача; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; полоски бумаги, оформленные в виде веточек; контурное изображение грачихи; магнитофон; аудиозапись «Голоса птиц»; карточка с текстом М.Пришвина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель молча показывает указкой, обводя в воздухе соединения букв; ученики наблюдают, а затем пишут в тетрадях буквосочетания: ус, хр, пр, зд, об.

На доске:

Русь христиане праздник обычай

Учитель. Запишите эти слова правильно и красиво. Составьте устно предложение, использовав в нем эти слова.

Дети. Христиане Руси соблюдали традиции и обычаи. На Руси христианский праздник являлся обычаем.

III. Сообщение темы урока

У. На уроках литературного чтения, естествознания, истории мы с вами не раз вели разговор о христианских праздниках на Руси. Сегодня попробуем использовать интересный материал на уроке русского языка, отрабатывая правописание безударных окончаний прилагательных и другие орфограммы.

IV. Вводная беседа

Открывается заставка – страничка народного календаря с датой 17 марта (Герасим-грачевник).

У. Сегодня, 17 марта, – день преподобного Герасима. Из курса истории вы знаете, что преподобный святой монах.
На следующей строчке после чистописания запишите: «Герасим-грачевник».
Преподобный святой монах Герасим был пострижником Киевской Успенской обители. Ища уединения, преподобный удалился на Север, на берег реки Вологды, где проводил жизнь в трудах и непрестанной молитве. На территории вокруг хижины, которую своими руками построил подвижник, вскоре возник монастырь – первый на Севере Руси. Преподобный Герасим предсказал, что на этом месте возникнет славный город – Вологда. Первое упоминание о Вологде относится к 1147 г.
Но этот христианский праздник имеет еще одно название – «грачевник». Что, по наблюдениям поселян, происходит в этот день?

Д. Прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые весенние птицы.

V. Закрепление пройденного материала

У. Подберите родственные слова к слову грач.

На доске – изображение грача.

Д. Грач – грачиха, грачата, грачонок, грачиный, грачевник.

У. У Владимира Ивановича Даля грачовник – роща, занятая грачиными гнездами.
Какой вид работы мы выполнили?

Д. Словообразование.

У. Докажите!

Д. В словах меняются их основы.

На доске – репродукция картины А.К. Саврасова.

А.К. Саврасов. Грачи прилетели

А.К. Саврасов. Грачи прилетели

У. В березовой роще – веселье:
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зеленой грачиной столице,
И гнезда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.

Это стихотворение написал поэт Владимир Степанов.
Какие словосочетания можно составить с существительными разных родов?

На доске:

грачин шум крик гвалт
грачин перо гнездо
грачин семья пара столица
грачин заботы

– Что объединяет эти окончания?

Д. Эти окончания принадлежат прилагательным с твердой основой.

У. Поставьте данные словосочетания в косвенные падежи. Как будут звучать их окончания?

Д. Р.п. – грачиного крика.
– Т.п. – грачиным пером.
– Д.п. – грачиной семье.
– П.п. – о грачиных заботах.

У. Какие пословицы, приметы о грачах вы нашли? Вы должны были перед уроком написать их на «веточках».

Дети читают, учитель прикрепляет на доску пословицы и приметы, оформленные в виде веточек.

– Запишем одну из примет в тетрадях.

Дети записывают: «Герасим-грачевник грачей пригнал», – выделив грамматическую основу предложения.

– Еще в недалеком прошлом, на памяти наших бабушек, в день Герасима-грачевника пекли в домах веселые хлебы в виде грачей и с изюминкой вместо глаз.
Грачи, прилетевшие в родные гнезда, всегда возбужденно кричат, радуясь своему возвращению. Кроме того, грачи, занятые постройкой и ремонтом своих гнезд, перекликаются между собой. Поэтому шум в роще стоит большой.
Послушайте, как кричат грачи. Их голоса не назовешь красивыми, мелодичными, но они бесконечно дороги сердцу русского человека. Ведь эти голоса говорят о весне!

Включается аудиозапись «Голоса птиц» с гвалтом грачей в роще и криком маленьких грачат.

VI. Физкультминутка (игра на внимание)

Грачи летят, на всю Русь трубят:
– Гу-гу-гу, мы несем с собой весну!
(Дети поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи.)
– Летят, летят! (Кричат дети.)
Журавли летят, на всю Русь кричат:
– Гу-гу-гу, не догнать нас никому!
Летят, летят! (Вторят все.)
Пчелы летят, гудят, бунчат:
– Жу-жу-жу, медову несем сыту!
Летят, летят! (Повторяют дети.)
Поросята летят, полосаты визжат:
– Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!

(Кто ошибся и сказал: «Летят!» – выбывает из игры.)

VII. Работа с текстом

У. Оставьте чистую строку для заголовка. (Дети ставят точку на строке.) Начинаем писать с красной строки. По ходу работы вам предстоит выполнить несколько грамматических заданий.
В старой березовой роще поселились грачи.

Дети устанавливают связи в словосочетаниях этого предложения, разбирают слово поселились по составу.

– Давайте выполним все задания и поможем грачихе построить гнездо для будущих маленьких грачат.

На магнитной доске из полосок-веточек с пословицами формируется грачиное гнездо, на вершине которого прикрепляется контур грачихи.

Появились первые птенцы. (Учитель предлагает графически выделить в этом предложении все орфограммы.). Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. (Дети выделяют грамматическую основу предложения, устно дают ему характеристику.) Целый день родители летают на поля, ходят за трактором по свежей пашне и выбирают разных жучков, червячков да личинок. (Дети доказывают расстановку знаков препинания, разбирают слово выбирают по составу, указывают падеж прилагательного в словосочетании «по свежей пашне».) Много еды в рот наберут, а потом летят к своим гнездам. (Над каждым словом указывается часть речи.)

– Найдите в тексте все прилагательные с безударными окончаниями. Выделите окончания. Устно объясните их написание.
Как вы озаглавите этот рассказ?

Д. «Грачиные заботы».

У. Запишите свой заголовок на пропущенной строке. Можно ли продолжить данный текст? Дополните письменно рассказ двумя-тремя предложениями.

VIII. Домашнее задание

У. Найдите небольшой рассказ о грачах для комментированного письма в классе. Например:

«Молодые грачата облюбовали одно дерево. Прилетала грачиха с червячками. Когда она садилась, ветка от тяжести опускалась. Грачиха улетала, и ветка поднималась. Грачонок качался, как в люльке. Вся ель от птиц шевелилась своими ветками, как живая».

(М.Пришвин)

IХ. Итог урока

У. Что вы узнали нового на уроке? Какие знания закрепили? Какие виды работы выполняли?

Выслушиваются ответы детей.