Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Татьяна САПОЖНИКОВА

Тема «Художник и музей»
на уроках изобразительного искусства
в 3-м классе

(Программа Б.М. Неменского)

Тема «Художник и музей» завершает общую тему года «Искусство вокруг нас». Весь год на уроках изобразительного искусства дети через него познавали окружающий мир, а учитель помогал им увидеть красоту окружающих предметов: сначала в родном доме, затем – на улицах города, а в третьей четверти – и в театре. Таким образом, к концу учебного года каждый ребенок постепенно начинает понимать, что искусство постоянно сопровождает человека, где бы он ни находился. Даже и его собственная квартира с семейными фотографиями, игрушками, коллекциями монет, ракушек или комнатных цветов может стать для него подобием музея, хранительницей интересных вещей и духовных ценностей, рассказывающих о жизни семьи. Но если домашний музей – это рассказ об одной семье, то сколько увлекательного смогут рассказать нам большие музеи – такие, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и многие другие, если мы войдем в них с желанием узнать что-то новое, интересное и прекрасное!

Современные дети редко посещают музеи сами или с родителями. Чаще их встреча с прекрасным происходит во время школьных обязательных экскурсий, и, к сожалению, не всегда эта встреча становится чудом, откровением для ребенка. Детям бывает скучно смотреть на портреты незнакомых людей, любоваться теми натюрмортами и пейзажами, на которые показывает экскурсовод. А ведь посещение музея должно стать для ребенка праздником, сам музей – чудесной сказкой, в которую хочется войти. Учитель открывает ребятам, что в музеях хранятся не только картины и скульптуры, что есть музеи, где хранится оружие, музеи декоративно-прикладного искусства, театральный и музыкальный музеи, палеонтологический музей, музей игрушки и многие другие. Музеи есть в каждом городе, и дети должны научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит бесценные произведения культуры и искусства.

Чтобы музей стал для детей местом знакомства со сказкой, рассказать о нем на уроке можно в сказочной форме, например так: «Давным-давно, лет сто тому назад, жил да был в городе Москве один очень богатый человек. Звали его Павел Михайлович Третьяков. Павел Михайлович собирал картины русских художников и собрал их так много, что решил построить для них дом-галерею. А в это же время жил в центре Москвы сказочный художник Виктор Михайлович Васнецов. Вам уже знакомы картины этого художника. (Учитель может показать детям репродукции картин – «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»). Жил Васнецов в сказочном деревянном тереме, и для картин Третьякова он тоже решил построить терем, только не деревянный, а каменный (фото Третьяковской галереи). И стали с тех пор жить картины русских художников в тереме-музее. Обидно стало Павлу Михайловичу, что мало людей могут увидеть красоту, созданную художниками, и подарил он тогда свой музей городу Москве. Вот так появилась в Москве в Лаврушинском переулке известная на весь мир Третьяковская галерея.

В это же время жил в Москве Иван Владимирович Цветаев. И придумал он создать такой музей, чтобы все живущие в Москве люди смогли увидеть произведения искусства, созданные художниками и скульпторами всего мира. И вот в начале ХХ века открылся Музей изящных искусств, похожий на древнегреческий храм (фото Пушкинского музея). Сейчас этот музей называется «Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». Бродя по этому чудесному музею, мы попадаем то в Древний Египет, то в Древнюю Грецию, то в Древний Рим, то в средневековую Италию, то во Францию и можем долго-долго путешествовать вместе с художниками и со скульпторами по разным временам и странам (фотографии египетского, греческого залов, итальянского дворика)...».

Ученикам 3-го класса при знакомстве с искусством не нужно называть точных дат, не надо заставлять их запоминать имена архитекторов, скульпторов, художников и меценатов. Запоминание будет происходить постепенно, если учитель на каждом последующем уроке будет напоминать детям об этих прекрасных людях, но напоминать в форме игры.

Школьники должны узнать и о том, что существуют музеи, которые находятся не в специально построенных для них зданиях, а на территориях старинных усадеб – музеи-усадьбы (фото Останкинского дворца). Надо познакомить детей со старинной усадьбой Шереметевых в Останкино, провести их по залам Останкинского дворца, можно немного рассказать о знаменитом крепостном театре, на сцене которого вот уже третий век выступают артисты.

Учитель должен рассказать и о музеях Санкт-Петербурга: Эрмитаже, Русском музее. С самим городом Санкт-Петербургом дети уже немного познакомились во второй четверти, когда они «гуляли» по паркам города, любовались ажурными оградами, волшебными фонарями. Рассказ надо проиллюстрировать показом репродукций картин, хранящихся в этих музеях. Рассказ о музеях ведется в форме беседы, и учителю следует тщательно отбирать материал для показа на уроке, чтобы не перегрузить малышей излишней информацией. Лучше всего показывать те произведения искусства, которые ребята уже видели раньше и потому отнесутся к ним как к старым знакомым.

Во время практической работы на уроках все ученики превращаются в художников, занимающихся самостоятельной организацией экспозиции для залов музея. Слово «интерьер» детям знакомо по урокам в первой четверти, когда они оформляли интерьер своей комнаты и рисовали эскизы обоев и занавесок. Учитель напоминает о том, что интерьер – это то, что находится внутри здания, и вместе с ребятами сравнивает интерьеры жилых помещений с интерьерами музеев (фото залов Эрмитажа, Третьяковской галереи, других музеев). Учитель обращает внимание ребят на то, как художники оформляли сами залы – стены, потолок, пол; обсуждает цветовую гамму, выбранную художником. Каждый ребенок сам решает, интерьер какого музея он будет оформлять. А затем учитель помогает классу выбрать тему для коллективной работы «Интерьер музея».

Практическая работа сначала выполняется простым карандашом, но подготовительный рисунок должен быть выполнен за 5–10 минут. Как расположить лист (вертикально или горизонтально), выбирает сам ребенок.

Затем следует:

1) нарисовать дальнюю стену зала музея в виде прямоугольника (рис. 1), (нельзя пользоваться линейкой, дети не должны бояться, выполняя предварительный рисунок);

2) соединить прямоугольник с углами листа (рис. 2);

3) наметить, если необходимо, арки; двери, окна – в перспективе: верхняя линия окна рисуется в том же направлении, что и потолок, а нижняя линия окна – в том же направлении, что и пол (рис. 3).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Учитель показывает последовательность выполнения рисунка на доске. Дети в этом возрасте не знакомы с понятием «параллельно», поэтому объяснять им надо все как можно проще.

Затем большой кистью гуашью закрасить стены зала: сначала – дальнюю, затем две остальные. Чтобы стены отделялись друг от друга, надо добавить в выбранный цвет белую или черную краски. Закрасить пол, потолок. Дверь, окна, рамы, мелкие детали, украшения рисуются маленькой кисточкой.

Все, что находится в зале, проще всего нарисовать отдельно и потом вклеить в рисунок. Скульптуру можно вылепить из мятой белой бумаги.

Отдельно следует нарисовать два автопортрета в полный рост (второй автопортрет понадобится для коллективной работы), вклеить их в работу и дорисовать падающие тени.

Для коллективной работы учитель сам выполняет карандашный рисунок, а интерьер в красках рисуют
3– 4 ученика. Каждый ребенок рисует 1–2 картины для той стены, которую укажет учитель (картины изображаются в перспективе), из отдельных полосок бумаги к картинам подклеиваются рамы. Из индивидуальных картин и фигур с помощью учителя собирается коллективная работа «Мы пришли в музей» (рис. 4).

На следующих уроках изобразительного искусства ребята более подробно познакомятся с НАТЮРМОРТОМ, ПЕЙЗАЖЕМ и ПОРТРЕТОМ, попробуют вылепить скульптуру, узнают об исторических картинах и картинах бытового жанра, а на последнем уроке учебного года выступят в роли экскурсоводов в своем музее.

Приглашаем вас на мастер-класс «Художник и музей» Татьяны Борисовны САПОЖНИКОВОЙ , который состоится 18 апреля 2005 года в Московском городском доме учителя.