Елена ЮДИНА
Безотметочное обучение
В современной системе образования
главным приоритетом является ее направленность
на развитие образовательной инициативы, учебной
самостоятельности и ответственности ребенка с
самого начала обучения в школе. Основной формой
проявления и развития этих качеств является
умение и желание ребенка учиться (его учебная
самостоятельность). Совершенно необходимым
условием такого развития является радикальный
пересмотр системы оценивания.
Общепринятая пятибалльная отметка
является травмирующим элементом начального
обучения. В качестве основных негативных
эффектов отметки можно указать следующие:
искажение отношений ученика с
учителем и родителями, а главное, с самим собой;
повышение тревожности и невротизация
детей;
искажение учебной мотивации;
невозможность отслеживать динамику
школьной успешности ученика, особенно если он
«круглый отличник» или «неуспевающий».
Тем не менее, оценивание является
естественной составляющей человеческих
отношений и деятельности. И чем младше школьник,
тем более он нуждается в оценке каждого своего
учебного усилия. Поэтому недостаточно просто
отменить отметку; важно заменить ее более
инструментальным и содержательным способом
оценки достижений каждого ученика.
Цель изменения системы школьного
оценивания: сделать оценку более содержательной,
объективной и дифференцированной. Это позволит
учителю, во-первых, не причинять вреда
эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых,
более эффективно обучать детей.
Если педагог хочет при этом решить еще
одну, важнейшую задачу развития младших
школьников: научить их учиться самостоятельно,
то ученики должны участвовать в процессе
создания критериев и средств оценки, то есть
проявлять оценочную самостоятельность. Оценка
должна отражать процесс продвижения ребенка, а
не уровень, достигнутый на данный момент.
Приглащаем вас принять участие в
Круглом столе «Безотметочное обучение», который
состоится 18 апреля 2005 года в Московском
городском Доме учителя.
Ведущая кандидат психологических наук Елена
Георгиевна Юдина предлагает обсудить общие
принципы и существующие технологии построения
безотметочной системы оценивания учебных
достижений младших школьников, а также анализ
основных проблем, возникающих в практике
применения безотметочного оценивания: действия
учителя, взаимодействие с родителями, связь с
основной школой и др.
|