Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Наталья СВОБОДИНА

Печальные итоги учебного года и разозленный логопед

Недавно, подводя итоги за прошедший учебный год, я решила подсчитать, сколько же детей прошло передо мной за это время на консультациях, на занятиях и обследованиях в различных учреждениях города. Цифра оказалась впечатляющей – 315. Триста пятнадцать историй, в которых школьные проблемы придавили детей и их родителей до такой степени, что им пришлось обращаться за помощью к специалистам на стороне.
Что значит – на стороне? А то и значит, что никто из этих детей не нашел поддержки и понимания в своей родной школе. Я приведу несколько отрывков из своих бесед с родителями на консультациях. Только, пожалуйста, постарайтесь отнестись к их словам без обид, попытайтесь взглянуть на происходящее с их позиции.

История 1

Илья С., 4-й класс, гимназический.

Жалобы родителей на большое количество ошибок, в том числе и «глупых», в работах сына, жуткий почерк, нежелание учиться, плохое чтение. Отдавая ребенка в первый класс, школу выбирали рядом с домом – очень удобно. Мама предварительно поинтересовалась, обычная программа будет у детей или какая-нибудь «с наворотами». Ее уверили, что самая обычная. Первый класс был благополучно пройден. А во втором классе вдруг выясняется, что теперь программа будет экспериментальной, учебники – непростыми, а если ребенок «не тянет», пусть уходит из школы, потому что класс всего один и теперь он станет гимназическим. Ребенок не ушел, но с этих пор школьная жизнь для него превратилась в сплошной бег с препятствиями. Постепенно дела становились все хуже. Обратились к школьному психологу – он посоветовал перейти в коррекционный класс другой школы.
По результатам обследования были выявлены запущенная дисграфия (у мальчика специфические ошибки наблюдались со второго класса, и никто ни разу не сказал маме: «Идите к логопеду – это логопедические ошибки»), дислексия, а также заниженная самооценка на фоне повышенного уровня тревожности и соматическая ослабленность. Детский психиатр констатировала школьный невроз. И откуда он, интересно, взялся?

История 2

Вова К., 6 лет, дошкольник.

Когда Вове, как и другим детям в группе, исполнилось 5 лет, к ним в детский сад два раза в неделю стала приходить учительница для проведения занятий по подготовке к школе. Все было как на настоящих уроках. А в 6 лет мальчик стал ходить на подготовительные курсы в ту школу, в которую собирался поступать. На вопрос: зачем нужны были такие курсы? – мама ответила, что экзамены при поступлении в первый класс сложные, не все их выдержат, но тех, кто посещал курсы, возьмут в школу обязательно. Спрашиваю: к нам-то зачем пришли? Оказывается, у ребенка «нет желания учиться, плачет, не хочет идти в школу, одни игрушки на уме. Что делать?»
Ну, так почему же он не хочет учиться?

Таких примеров за этот год у меня ровно 315! У каждого ребенка своя непростая история. Но если проанализировать жалобы всех родителей на школу, то оказывается, что они не столь уж разнообразны:

– непомерная нагрузка;
– нестабильность в занятиях (частое отсутствие учителя или замена его другим преподавателем). Например, в одной школе уже третий год в младших классах преподает учитель труда;
– настойчивое предложение дополнительных занятий по русскому языку и негативное отношение к ребенку при отказе от них;
– унижение детей перед классом. Вы не поверите, но несколько детей рассказали, как их ошибки выписывали на доске, и учитель с достаточно обидными комментариями приглашал весь класс принять участие в такой постыдной экзекуции;
– недоверие со стороны учителя. Это часто бывает, когда, позанимавшись с кем-то дополнительно дома или в другом месте, ребенок начинает улучшать свои показатели – делает меньше ошибок, решает сложные задачи. В таких случаях учитель говорит, что он списывает, и опять ставит двойку.

Примеров можно приводить бесконечно много. Когда мы разъясняем родителям их права, говорим о том, что никаких экзаменов в первый класс не должно быть, показываем им Закон «Об образовании», они кивают, соглашаются, но при этом, конечно, защищать своего ребенка не идут. Самый смелый шаг с их стороны – покинуть стены школы. Родители боятся защищать своих детей, потому что знают: они поговорят и уйдут, а ребенок останется в школе один на один с проблемой и с педагогом.

А сейчас я хочу рассказать о других школах, о других детях. У них те же проблемы, но им повезло: рядом оказался знающий, сопереживающий учитель. Я не буду называть номера школ и имена учителей. Каждый из этих педагогов делает что-то свое, чтобы помочь ребенку. Но если все их находки, особые методы работы сложить, то получится не идеальная, но очень позитивная и вполне реалистичная картина помощи ученику в решении проблем в обучении. Может быть, что-то возьмете на вооружение и вы?

Итак, начнем с дошкольного возраста. Что при этом необходимо помнить?

1. Подготовкой детей к школе не должны заниматься учителя. Дошкольное детство – совершенно особая пора, от которой зависит вся будущая жизнь человека, и эту подготовку должны брать на себя или специалисты (логопед, детский практический психолог), или родители. Нельзя переносить школьные уроки в детский сад. Игра и еще раз игра – вот что надо малышу. Играя, он может научиться не только читать и писать, но и многому другому.

2. Если в вашем классе есть ученики, допускающие непонятные, «глупые» ошибки, не относящиеся к определенным правилам, не спешите их ругать и заваливать двойками. Лучше посоветуйте родителям сходить на консультацию к логопеду. Если это нарушение письма, значит, нужны логопедическая помощь и обязательно тесный контакт в работе родителей, учителя и логопеда. Если же ошибки из-за проблем с вниманием, памятью, то необходимы помощь психолога и опять-таки тесный контакт всех взрослых. Главное – вовремя заметьте такого ребенка, уделите ему повышенное внимание, поверьте, что он не лодырь, что не всегда он виноват в своих проблемах.

3. После того как вы установили контакт со специалистом, необходимо выработать общую линию работы с ребенком. Здесь важны не только занятия, которые будут проводиться с ним индивидуально. Появится масса мелочей, которые надо будет учесть. Ведь на этом этапе важно, чтобы не получилось так, что учитель требует одно, логопед – другое, родители разрываются между двумя педагогами, а ребенок старается приспособиться к ситуации. Надо обязательно договориться о единых требованиях к нему. Логопед при этом должен учитывать, что класс идет вперед, и ребенок не должен отставать, что нельзя ставить ребенка в исключительные условия – это может отразиться на его отношениях с одноклассниками, но что, с другой стороны, он нуждается в индивидуальной оценке знаний по конфликтному предмету, к более деликатному подходу на уроках.

4. Мне очень нравятся приемы, используемые некоторыми учителями на уроках. Вот они:

а) перед началом первого урока учитель проводит короткую гимнастику – 5–6 упражнений из коррекционного нейропсихологического курса, направленных на тренировку внимания, развитие межполушарных связей;

б) перед началом любого урока, особенно перед контрольной работой, учитель проводит разминку «Скорая помощь»: дети поднимают заданную руку, одновременно называя определенный звук (Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии);

в) учитель не выделяет ошибки в тетрадях красной ручкой, а замазывает их корректирующей жидкостью. Ошибки при этом засчитываются, как и положено, но тетрадь выглядит не так страшно;

г) учитель вместо ручки красного цвета использует любую другую – по договоренности с учениками;

д) дети, имеющие нарушения письма, работу над ошибками проводят особым образом. Цель: ребенок не должен видеть неправильно написанное слово с исправлением. В противном случае у него зафиксируется в памяти не правильный вариант, а ошибочный;

е) если у ребенка слишком много проблем, в том числе и психологических, ему необходим дополнительный выходной – день для отдыха и самостоятельной работы дома. Это делается по договоренности с администрацией, и здесь особенно важна поддержка учителя;

ж) в идеале учитель должен быть в курсе того, чем занимается логопед с ребенком, и напоминать ученику о необходимости выполнения некоторых правил, которым его научили на логопедических занятиях. Особенно это касается письма с проговариванием (на уроках – тихим шепотом), что является обязательным условием большинства логопедических методик.

Да, начала я этот разговор с немалой долей злости. Но мы с вами знаем, что в любой профессии есть профессионалы, а есть случайные люди. Встречаясь в течение года с родителями и их детьми, я поразилась тому, что творится в наших школах. Такое впечатление, что каждая школа – это отдельное маленькое государство, а законы, принимаемые наверху, истолковываются в каждом таком государстве по-своему. Меня, как и многих моих коллег, удручают те проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, потому что мы имеем дело с последствиями этих проблем и видим, как они трудно преодолеваются при отсутствии взаимопонимания учителя и специалистов. Но зато какое удовольствие, работать в контакте с понимающими, неравнодушными учителями, обеспокоенными школьными неудачами своих подопечных! Такая совместная работа, а главное – достигаемый хороший результат, приносит настоящую радость от занятий.

Если вам интересна тема помощи детям с нарушениями письма и чтения, если у вас появятся вопросы после прочтения этого материала, приходите в Дом учителя 19 апреля 2005 года – там вы сможете получить консультацию логопеда в/к, практического психолога, почетного работника образования России Натальи Генриховны СВОБОДИНОЙ.

P.S. Если у вас есть вопросы по конкретным детям, приносите с собой их школьные тетради.