Наталья СВОБОДИНА
Печальные итоги учебного года и
разозленный логопед
Недавно, подводя итоги за прошедший учебный
год, я решила подсчитать, сколько же детей прошло
передо мной за это время на консультациях, на
занятиях и обследованиях в различных
учреждениях города. Цифра оказалась
впечатляющей – 315. Триста пятнадцать историй, в
которых школьные проблемы придавили детей и их
родителей до такой степени, что им пришлось
обращаться за помощью к специалистам на стороне.
Что значит – на стороне? А то и значит, что никто
из этих детей не нашел поддержки и понимания в
своей родной школе. Я приведу несколько отрывков
из своих бесед с родителями на консультациях.
Только, пожалуйста, постарайтесь отнестись к их
словам без обид, попытайтесь взглянуть на
происходящее с их позиции.
История 1
Илья С., 4-й класс, гимназический.
Жалобы родителей на большое
количество ошибок, в том числе и «глупых», в
работах сына, жуткий почерк, нежелание учиться,
плохое чтение. Отдавая ребенка в первый класс,
школу выбирали рядом с домом – очень удобно. Мама
предварительно поинтересовалась, обычная
программа будет у детей или какая-нибудь «с
наворотами». Ее уверили, что самая обычная.
Первый класс был благополучно пройден. А во
втором классе вдруг выясняется, что теперь
программа будет экспериментальной, учебники –
непростыми, а если ребенок «не тянет», пусть
уходит из школы, потому что класс всего один и
теперь он станет гимназическим. Ребенок не ушел,
но с этих пор школьная жизнь для него
превратилась в сплошной бег с препятствиями.
Постепенно дела становились все хуже. Обратились
к школьному психологу – он посоветовал перейти в
коррекционный класс другой школы.
По результатам обследования были выявлены
запущенная дисграфия (у мальчика специфические
ошибки наблюдались со второго класса, и никто ни
разу не сказал маме: «Идите к логопеду – это
логопедические ошибки»), дислексия, а также
заниженная самооценка на фоне повышенного
уровня тревожности и соматическая
ослабленность. Детский психиатр констатировала
школьный невроз. И откуда он, интересно, взялся?
История 2
Вова К., 6 лет, дошкольник.
Когда Вове, как и другим детям в группе,
исполнилось 5 лет, к ним в детский сад два раза в
неделю стала приходить учительница для
проведения занятий по подготовке к школе. Все
было как на настоящих уроках. А в 6 лет мальчик
стал ходить на подготовительные курсы в ту школу,
в которую собирался поступать. На вопрос: зачем
нужны были такие курсы? – мама ответила, что
экзамены при поступлении в первый класс сложные,
не все их выдержат, но тех, кто посещал курсы,
возьмут в школу обязательно. Спрашиваю: к нам-то
зачем пришли? Оказывается, у ребенка «нет желания
учиться, плачет, не хочет идти в школу, одни
игрушки на уме. Что делать?»
Ну, так почему же он не хочет учиться?
Таких примеров за этот год у меня ровно
315! У каждого ребенка своя непростая история.
Но если проанализировать жалобы всех родителей
на школу, то оказывается, что они не столь уж
разнообразны:
– непомерная нагрузка;
– нестабильность в занятиях (частое отсутствие
учителя или замена его другим преподавателем).
Например, в одной школе уже третий год в младших
классах преподает учитель труда;
– настойчивое предложение дополнительных
занятий по русскому языку и негативное отношение
к ребенку при отказе от них;
– унижение детей перед классом. Вы не поверите,
но несколько детей рассказали, как их ошибки
выписывали на доске, и учитель с достаточно
обидными комментариями приглашал весь класс
принять участие в такой постыдной экзекуции;
– недоверие со стороны учителя. Это часто бывает,
когда, позанимавшись с кем-то дополнительно дома
или в другом месте, ребенок начинает улучшать
свои показатели – делает меньше ошибок, решает
сложные задачи. В таких случаях учитель говорит,
что он списывает, и опять ставит двойку.
Примеров можно приводить бесконечно
много. Когда мы разъясняем родителям их права,
говорим о том, что никаких экзаменов в первый
класс не должно быть, показываем им Закон «Об
образовании», они кивают, соглашаются, но при
этом, конечно, защищать своего ребенка не идут.
Самый смелый шаг с их стороны – покинуть стены
школы. Родители боятся защищать своих детей,
потому что знают: они поговорят и уйдут, а ребенок
останется в школе один на один с проблемой и с
педагогом.
А сейчас я хочу рассказать о других
школах, о других детях. У них те же проблемы, но им
повезло: рядом оказался знающий, сопереживающий
учитель. Я не буду называть номера школ и имена
учителей. Каждый из этих педагогов делает что-то
свое, чтобы помочь ребенку. Но если все их
находки, особые методы работы сложить, то
получится не идеальная, но очень позитивная и
вполне реалистичная картина помощи ученику в
решении проблем в обучении. Может быть, что-то
возьмете на вооружение и вы?
Итак, начнем с дошкольного возраста.
Что при этом необходимо помнить?
1. Подготовкой детей к школе не должны
заниматься учителя. Дошкольное детство –
совершенно особая пора, от которой зависит вся
будущая жизнь человека, и эту подготовку должны
брать на себя или специалисты (логопед, детский
практический психолог), или родители. Нельзя
переносить школьные уроки в детский сад. Игра и
еще раз игра – вот что надо малышу. Играя, он
может научиться не только читать и писать, но и
многому другому.
2. Если в вашем классе есть ученики,
допускающие непонятные, «глупые» ошибки, не
относящиеся к определенным правилам, не спешите
их ругать и заваливать двойками. Лучше
посоветуйте родителям сходить на консультацию к
логопеду. Если это нарушение письма, значит,
нужны логопедическая помощь и обязательно
тесный контакт в работе родителей, учителя и
логопеда. Если же ошибки из-за проблем с
вниманием, памятью, то необходимы помощь
психолога и опять-таки тесный контакт всех
взрослых. Главное – вовремя заметьте такого
ребенка, уделите ему повышенное внимание,
поверьте, что он не лодырь, что не всегда он
виноват в своих проблемах.
3. После того как вы установили контакт
со специалистом, необходимо выработать общую
линию работы с ребенком. Здесь важны не только
занятия, которые будут проводиться с ним
индивидуально. Появится масса мелочей, которые
надо будет учесть. Ведь на этом этапе важно, чтобы
не получилось так, что учитель требует одно,
логопед – другое, родители разрываются между
двумя педагогами, а ребенок старается
приспособиться к ситуации. Надо обязательно
договориться о единых требованиях к нему.
Логопед при этом должен учитывать, что класс идет
вперед, и ребенок не должен отставать, что нельзя
ставить ребенка в исключительные условия – это
может отразиться на его отношениях с
одноклассниками, но что, с другой стороны, он
нуждается в индивидуальной оценке знаний по
конфликтному предмету, к более деликатному
подходу на уроках.
4. Мне очень нравятся приемы,
используемые некоторыми учителями на уроках. Вот
они:
а) перед началом первого урока учитель
проводит короткую гимнастику – 5–6 упражнений из
коррекционного нейропсихологического курса,
направленных на тренировку внимания, развитие
межполушарных связей;
б) перед началом любого урока, особенно
перед контрольной работой, учитель проводит
разминку «Скорая помощь»: дети поднимают
заданную руку, одновременно называя
определенный звук (Сиротюк А.Л. Обучение
детей с учетом психофизиологии);
в) учитель не выделяет ошибки в
тетрадях красной ручкой, а замазывает их
корректирующей жидкостью. Ошибки при этом
засчитываются, как и положено, но тетрадь
выглядит не так страшно;
г) учитель вместо ручки красного цвета
использует любую другую – по договоренности с
учениками;
д) дети, имеющие нарушения письма,
работу над ошибками проводят особым образом.
Цель: ребенок не должен видеть неправильно
написанное слово с исправлением. В противном
случае у него зафиксируется в памяти не
правильный вариант, а ошибочный;
е) если у ребенка слишком много
проблем, в том числе и психологических, ему
необходим дополнительный выходной – день для
отдыха и самостоятельной работы дома. Это
делается по договоренности с администрацией, и
здесь особенно важна поддержка учителя;
ж) в идеале учитель должен быть в курсе
того, чем занимается логопед с ребенком, и
напоминать ученику о необходимости выполнения
некоторых правил, которым его научили на
логопедических занятиях. Особенно это касается
письма с проговариванием (на уроках – тихим
шепотом), что является обязательным условием
большинства логопедических методик.
Да, начала я этот разговор с немалой долей
злости. Но мы с вами знаем, что в любой профессии
есть профессионалы, а есть случайные люди.
Встречаясь в течение года с родителями и их
детьми, я поразилась тому, что творится в наших
школах. Такое впечатление, что каждая школа – это
отдельное маленькое государство, а законы,
принимаемые наверху, истолковываются в каждом
таком государстве по-своему. Меня, как и многих
моих коллег, удручают те проблемы, с которыми
сталкиваются дети в школе, потому что мы имеем
дело с последствиями этих проблем и видим, как
они трудно преодолеваются при отсутствии
взаимопонимания учителя и специалистов. Но зато
какое удовольствие, работать в контакте с
понимающими, неравнодушными учителями,
обеспокоенными школьными неудачами своих
подопечных! Такая совместная работа, а главное –
достигаемый хороший результат, приносит
настоящую радость от занятий.
Если вам интересна тема помощи детям с
нарушениями письма и чтения, если у вас появятся
вопросы после прочтения этого материала,
приходите в Дом учителя 19 апреля 2005 года – там вы
сможете получить консультацию логопеда в/к,
практического психолога, почетного работника
образования России Натальи Генриховны
СВОБОДИНОЙ.
P.S. Если у вас есть вопросы по конкретным
детям, приносите с собой их школьные тетради.
|