Пара слов про "ИГРОСЛОВ"
«Игрослов»1, несмотря на свой
небольшой объем, – книга удивительная и очень
содержательная. Подобной книги в нашей детской
литературе, похоже, еще не было: она объединяет в
себе различные игровые жанры, развивающие
языковое чутье и умение свободно владеть родным
языком.
Общеизвестно, что детский возраст
сенситивен к развитию речи. Именно в это время
важно приучить человека быть внимательным к
тому, что, как и с какой целью он говорит. Особенно
успешно этот процесс происходит в игре –
достаточно понаблюдать, с каким упоением дети
играют в лингвистические игры, например,
составляя цепочки метаграмм или разгадывая
увлекательные анаграммы.
Внимание к звуко-буквенному и
знако-смысловому составу слова свойственно
детям, и малейшие изменения в том и другом
составах воспринимаются детьми остро и
творчески активно. Результатами такой
активности становятся более осознанные и
грамотные речь и письмо, интерес к чтению, что
является ныне большой ценностью. Ведь ни для кого
не секрет, что современные дети читают, как
правило, мало и неохотно, предпочитая получать
готовую визуальную картинку видео- и
компьютерного происхождения, вместо того чтобы
добывать визуальные образы с помощью работы
воображения и абстрактного мышления, как это
происходит при чтении. Собственно,
лингвистические игры потому так и стимулируют
творческую потенцию детей, что предоставляют им
более тяжелую, чем обычно, когнитивную нагрузку,
после которой реальная речь воспринимается
легче, высвобождая силы для более свободного и
творческого выбора речевых средств.
В качестве одного из основных
инструментов для поэтико-лингвистических игр с
детьми автор использует ономатопоэйю. Жанры для
этого выбраны самые разнообразные: детские
юмористические, лирические и сказочные стихи,
головоломки, скороговорки, считалки, лимерики,
омонимы, омофоны, логогрифы, палиндромы и т.д.
Словом, в письменной форме дети
впервые начинают оперировать в школе. Уже в
букварный период они окунаются (и хорошо, если не
утонут) в широкий грамматический материал,
узнают, сколько опасностей их ожидает при
переводе устной речи в письменную.
В занимательной, остроумной книжке
«Игрослов», которая в то же время является
вспомогательной рабочей тетрадью по грамматике
для начальной школы, делается удачная попытка в
игровой форме – через стихи, загадки, шарады,
ребусы, кроссворды – заинтересовать ребенка
словом, показать его удивительные, поистине
безграничные возможности. В ней наглядно
демонстрируется, каким образом можно
использовать в речи смысл слова, его
грамматические формы, звуки и буквы.
Автор книги – профессиональный
детский поэт – подает информацию, безусловно,
важную и нужную как для преподавателя, так и для
учащегося.
Причем информация эта поистине
уникальна, ибо впервые в нашей стране под одной
книжной обложкой собраны именно авторские,
оригинальные, по-настоящему творческие и
художественно состоятельные
поэтико-лингвистические развивающие игры.
Кроме стихотворных игр, книгу
составляют и прозаические задания, а также и
веселые, весьма неожиданные, уточняющие материал
вопросы.
«Игрослов», позволит учителю
разнообразить форму подачи материала на уроках,
а ученику – полезно и радостно провести свой
досуг в семье или с друзьями.
1 Белорусец С. Игрослов. Русский
язык: строгие правила в занимательной форме,
Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная
литература», 2003.
Приглашаем на встречу с автором «Игрослова»
Сергеем БЕЛОРУСЦЕМ 19 апреля 2005 года в Дом
учителя.
|