Нина ПЕТКЕВИЧ
Моделирование в процессе формирования
математических понятий и вычислительных навыков
у младших школьников
Одной из целей федерального
компонента государственного стандарта
начального образования является «освоение
системы знаний, умений и навыков, опыта
осуществления разнообразных видов
деятельности».
Основные требования к уровню
подготовки оканчивающих начальную школу гласят:
«В результате изучения математики ученик должен
знать /понимать:
Табличные случаи представляют собой
систему знаний, усвоение которых должно быть
доведено до уровня навыка. Для этого необходима
системная работа с информацией. Согласно
операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже,
любая информация, воспринимаемая человеком,
должна пройти четыре этапа:
сенсорно-моторный;
символьный;
логичный;
лингвистичный.
Факторами обеспечения познавательной
деятельности являются предъявление информации в
удобной для восприятия форме и организация
деятельности по ее усвоению.
В качестве такой формы могут выступить
учебные модели. Модель (лат. modulus – «мера»,
«образец») – это схема, изображение или описание
какого-либо явления или процесса в природе,
обществе (Психолого-педагогический словарь).
«Модели отражают самые существенные,
определяющие, устойчивые свойства объектов,
относительно которых имеются принципиально
неполные знания» (Л.М. Денякина).
Моделирование является составной
частью проектной деятельности и методом
исследования объектов по их моделям. Оно имеет
два аспекта: как содержание, которое учащиеся
должны усвоить, и как учебное действие, средство,
без которого невозможно полноценное обучение. С
помощью моделирования можно свести изучение
сложного к простому, незнакомого – к знакомому,
то есть сделать объект доступным для тщательного
изучения.
Стандартом предусмотрена работа с
«предметными, знаковыми, графическими моделями»,
которая будет способствовать развитию
«образного и логического мышления, воображения».
Предлагаемые нами комплекты
демонстрационных наглядных пособий «Изучение
чисел I и II десятков» и «Таблицу умножения учим с
увлечением» предназначены для формирования
математических понятий и вычислительных навыков
и представляют собой средства для моделирования
или модели, которые являются матрицами. Матрица
– это, по выражению П.М. Эрдниева, «удобная
упаковка информации и более хитроумное
изобретение человека, чем формула». Данные
пособия основаны на пространственно-цветовом
восприятии учебного материала. «Привязывание»
информации к месту ее расположения в натуральном
ряду чисел и окрашивание в определенный цвет
способствует лучшему запоминанию за счет
яркости и графической точности.
Так, комплект «Изучение чисел I и II
десятков» состоит из 11 пособий. Одним из них
является «Сказочный счет» (10 таблиц размером 580 ґ
430). Каждая таблица разделена на три зоны:
графическую, на которой
изображена печатная и прописная цифра,
обозначающая количество героев сказки и рисунок,
«на что она похожа»;
иллюстративную, представляющую предметную
модель в виде количества героев сказки;
знаково-символьную, в которой
объединены две системы: натуральный ряд чисел и
цвета радуги (рис. 1).
Рис. 1
Работа со «Сказочным счетом»
способствует формированию понятия о числах
первого десятка, их составе и месте в натуральном
ряду чисел.
Наличие пособий с подвижными деталями
позволяет учащимся увидеть путь развития знания.
А наличие индивидуальных пособий в виде
«Суперпапки» – самостоятельно пройти этот путь.
Особого внимания заслуживает
организация деятельности учащихся по созданию
моделей, что приводит к интеграции уроков
математики и технологии.
Например, при изучении таблицы
умножения учащиеся путем симметричного
вырезания изготавливают пары каких-то предметов,
при помощи которых создают предметную модель и
записывают ее в виде знаковой (рис. 2).
Рис. 2
2 + 2 + 2 = 6
2 • 3 = 6
Как видим, в обоих приведенных
примерах формирование понятий начинается на
сенсорно-моторном уровне и переходит на
знаково-символьный.
Наиболее удобным материалом для
моделирования являются геометрические тела и
фигуры. В детском саду малыши уверенно строят
разные сооружения из кубов, цилиндров, шаров,
выкладывают мозаику из треугольников,
прямоугольников, ромбов, трапеций. В начальной
школе внимание к этому разделу математики
ослабевает, что отрицательно сказывается на
соблюдении принципа непрерывности в обучении.
В детских садах воспитанники работают
с готовым материалом, в начальной школе
целесообразно было бы уделить больше внимания созданию
геометрических моделей своими руками, тогда в
среднем звене школы учащимся будет более понятно
их графическое изображение в виде чертежей.
В нашей педтехнологии изучения
таблицы умножения геометрический материал
используется для построения арифметических
моделей, то есть мы применяем геометрический
способ изучения арифметики, в результате чего
происходит внутрипредметная интеграция
арифметики и геометрии как частей математики.
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Так, за структурную единицу
построения модели «Города умножения» взят
квадрат (рис. 3), «Таблицы произведений с цветовым
кодом» – прямоугольник (рис. 4), «Радужного
цветка» – сектор круга (рис. 5) и т. д.
(Использование геометрического материала для
построения плоскостных и объемных моделей будет
описано в следующих номерах газеты.)
Рис. 5
Одним из условий формирования
пространственного мышления является умение
читать информацию с разных точек отсчета.
Например, в «Городе умножения» и «Таблице с
цветовым кодом» произведения расположены слева
направо и сверху вниз; в «Радужном цветке» – по
дугам и секторам.
Особого внимания заслуживает «Квадрат
с уголком». Данное индивидуальное пособие
используется для закрепления таблицы умножения
и деления, а также демонстрации нахождения
площади прямоугольника. За его основу взят
квадратный дециметр, разделенный на квадратные
сантиметры. По левой вертикальной и нижней
горизонтальной стороне даны значения
множителей, например 5 и 7, – в
результате выделяется прямоугольник, состоящий
из 35 квадратов. Значение произведения – 35 (рис.
6).
Рис. 6
А так как каждое деление равно 1 см, то
при вычислении значения произведения мы
вычислили площадь прямоугольника: 5 см • 7
см = 35 кв. см, который является графической
моделью выражения 5 • 7. 35 находится в
точке пересечения зеленой (5) и синей (7)
линий.
Интересно данное пособие тем, что
знакомая информация (ТУ) переносится на новое
информационное поле – кооординатную сетку, где
первые множители (множимые) располагаются по
горизонтальной линии (оси х), а вторые
множители - по вертикальной (оси y). Точка
отсчета находится на их пересечении в нижнем
левом углу.
Термины (координатная сетка, оси х
и у) давать не следует. Идея изображения
информации в виде точек с приданием им
определенных числовых значений не нова для
учащихся. При изучении чисел первого и второго
десятков они пользовались линейками с
подвижными окошками для счета, сложения,
вычитания, то есть работали в одномерном
геометрическом пространстве.
Таблица умножения поможет им выйти в
двумерное геометрическое пространство. (См. рис.
6.)
Большинство демонстрационных пособий
представляет собой целостную систему знаний по
табличному умножению и делению в готовом виде.
Учащиеся создают аналогичные модели постепенно,
по мере изучения таблицы, следуя принципу «от
простого к сложному».
Так, в «Городе Умножения» каждый домик
является предметной, графической и цветовой
моделью столбика таблицы умножения, где первый
множитель (множимое) представлен количеством
клеток. «Таблица с цветовым кодом» представляет
собой обобщенную модель, полученную путем
наложения «домиков» друг на друга, в результате
чего все произведения располагаются на одном
информационном поле, благодаря чему дети учатся
концентрировать внимание, выделять информацию,
обусловленную заданием.
Произведения выражены числами,
множители – цветовыми кодами.
Под числом 8 четыре полоски –
белая, красная, желтая и фиолетовая. Это значит,
что число 8 делится на 1, 2, 4 и 8.
По данной инфомации можно составить
выражения, уравнения, задачи; продемонстрировать
темы «Пропорции» (1 : 2 = 4 : 8) и «Отношения» (1
• 8 = 2 • 4 – произведение «крайних» равно
произведению «средних»).
Как видим, данные модели выступают как
средства пропедевтики и преемственности.
В процессе моделирования реализуются
разнообразные виды деятельности, способствующие
формированию конструкторских умений,
математических понятий и вычислительных
навыков.
Уважаемые педагоги!
Приглашаем вас на встречу с
педагогом-изобретателем, автором наглядных
пособий по математике и русскому языку Ниной
Владимировной ПЕТКЕВИЧ в Московский городской
дом учителя. Встреча состоится 18 апреля 2005 года
на семинаре «Учим таблицу умножения».
|