Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина deagoshop.ru, представляющего продукцию от известного во всем мире издательства ДеАгостини. Яркие, красочные и очень интересные печатные издания deAgostini не оставят равнодушными ни одного члена семьи, поскольку затрагивают самые разные сферы жизни человека и его деятельности: раскрывают тайны природы и увлекают в путешествие по страницам истории, помогают расширить кругозор и обогатить новыми знаниями, получить удовольствие от своего хобби. Сильной половине человечества придутся по вкусу партворк "Танк Т-72. Собери радиоуправляемую модель", представленный тут, или различные выпуски, посвященные авиации и автомобилям, от коллекционного набора "Куклы в сказочных костюмах" или выпусков "Дамы эпохи" загорятся газа у маленьких принцесс, а старшее поколение обрадуется сборнику "Православные храмы Москвы". Не отказывайте себе в удовольствии, заходите на сайт http://www.deagoshop.ru/ и заказывайте в интернет-магазине то, что Вам по душе. Подарите радость себе и своим близким!

Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. Это положение вряд ли кто-то станет оспаривать, но с широкомасштабным внедрением его в массовую образовательную практику также возникает много проблем. Не надо быть специалистом в области теории обучения, чтобы понять, что в традиционном образовании продолжают доминировать репродуктивные методы обучения.

Стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически. Но почему оно так редко проявляется в рамках традиционного обучения? Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы искренне хотим его научить, при этом в большинстве случаев сталкиваемся не с ситуацией сотрудничества, а с практикой противоборства.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом нового ХХI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, — они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению исследовательских методов обучения.

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Все это сказывается на постепенном изменении отечественных образовательных приоритетов.

В России ежегодно проводится большое количество конкурсов, выставок, фестивалей, конференций, на которых рассматриваются представленные исследовательские работы и творческие проекты детей разного возраста. Но практически вся эта деятельность разворачивается сверх основной учебной нагрузки. Исследовательская практика ребенка заняла прочное место пока лишь во второй половине школьного дня и в сфере дополнительного образования.

С одной стороны, это не может не беспокоить, с другой – не может не радовать. Пусть после «основных школьных занятий» ребенку – исследователю от природы – все же разрешено и предложено воплощать свою творческую энергию, не только (как раньше) танцуя в самодеятельности или конструируя модели самолетов и кораблей. Он может творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Взрослым интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его психика.

Эта деятельность нуждается в методическом обеспечении. Как должна выглядеть программа учебно-исследовательской деятельности и творческого проектирования в начальной школе? Какими должны быть содержание, формы организации и методы работы с детьми в данном направлении? Поискам ответов на эти вопросы будет посвящен семинар, проводимый газетой «Первое сентября».

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского детского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на нем заостряется внимание.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если его этому специально не обучить. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективней в этом плане окажется специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1) подпрограмма «тренинг» – специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и по развитию умений и навыков исследовательского поиска;

2) подпрограмма «исследовательская практика» – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;

3) подпрограмма «мониторинг» – содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Мастер-класс «Учебные исследования в начальной школе», посвященный методическому обеспечению деятельности по этим направлениям психологов и педагогов начальной школы, состоится 18 апреля 2005 года на Дне учителя начальной школы.
Ведущий доктор пед. наук, доктор псих. наук, профессор МПГУ Александр Ильич САВЕНКОВ