Каков вопрос – таков ответ
О развивающем курсе для младших
школьников «РПС»
Однажды известного физика Альберта
Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?»
Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого
нельзя. И вдруг появляется такой человек, который
не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».
Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно,
Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь
дело не в том, чтобы не знать. Знать надо! А дело в
том, чтобы сомневаться, не брать на веру все, чему
учили. Вдруг появляется человек, которого не
останавливает инерция привычных представлений.
Вот он и делает открытие.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок
стал умнее, способнее, одареннее? Конечно, если
развитием умственных способностей заниматься
так же регулярно, как тренируются в развитии
силы, выносливости и других подобных качеств.
Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает
трудные задачи, действует активно,
самостоятельно находит верные решения в
нестандартных ситуациях, результат обязательно
будет. Ведь, по мнению одного из ведущих
исследователей проблем творчества (одаренности)
П. Торренса, «творчество – это значит копать
глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить
сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на
песке, приветствовать будущее».
Более пяти лет в прогимназии № 1758
г. Москвы и ряде других школ Москвы,
Красногорска, Зеленограда проводятся занятия по
специально разработанному курсу РПС (развитие
познавательных способностей младших
школьников). Для проведения занятий разработаны
рабочие тетради на печатной основе для каждого
класса с 1-го по 4-й.
Каковы же особенности занятий по РПС и
в чем их отличие от школьных уроков? Прежде всего,
занятия по РПС отличаются тем, что ребенку
предлагаются задания неучебного характера,
поэтому серьезная работа принимает форму
игровой деятельности, что очень привлекательно
именно для детей младшего возраста.
На этих занятиях не ставятся отметки,
хотя оценивание (устное), конечно,
осуществляется. К тому же ребенок на этих
занятиях сам оценивает свои успехи.
Раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания – вот основные
характеристики занятий.
Важно отметить, что занятия построены
таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу
детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной благодаря частым переключениям с
одного вида деятельности на другой.
Познакомиться с автором этих тетерадей
учителем прогимназии N№ 1758 г. Москвы Ольгой
ХОЛОДОВОЙ, задать свои вопросы вы сможете на
Московском педагогическом марафоне в Доме
учителя 19 апреля 2005 года.
Ждем вас!
|