МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «РАЗВИВАЮЩЕЕ
ОБУЧЕНИЕ»
(образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова)
ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
АКАЕМИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ
о Восьмой Международной олимпиаде
школ развивающего обучения
(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова),
посвященной 60-летию Победы в Великой
Отечественной войне
Настоящее Положение определяет цели и
задачи Восьмой Международной
интеллектуально-творческой олимпиады школ
развивающего обучения (далее – Олимпиады),
порядок ее организации, проведения, ее
организационно-методическое обеспечение и
финансирование, порядок участия в ней и
определение победителей.
1. Цели и задачи Олимпиады
– Поддерживать освоение
образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова в массовой педагогической практике
через определение достижений, трудностей и
проблем учащихся и педагогов.
– Оценить уровень овладения учащимися
предметными знаниями и развивающий эффект
обучения.
– Выявить наиболее одаренных учащихся,
способствовать их поддержке, созданию условий
для более полного раскрытия их способностей.
– Способствовать освоению учащимися и
педагогами разновозрастного сотрудничества
детей в различных формах
коллективно-распределенной деятельности.
– Содействовать обмену опытом и повышению
квалификации учителей, реализующих
образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова.
– Способствовать распространению,
популяризации и пропаганде идей развивающего
обучения.
– Расширять общение детей из разных школ
развивающего обучения.
2. Организаторы Олимпиады
Олимпиада проводится Международной
Ассоциацией «Развивающее обучение» (далее –
МАРО), Открытым институтом «Развивающее
образование» (далее – ОИРО), Методическим
центром развивающего обучения Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования (далее – Методический
центр АПКиПРО).
3. Участники Олимпиады
3.1. Участниками Олимпиады являются
учащиеся 2–6-х классов школ развивающего
обучения, реализующих образовательную систему
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
3.2. Олимпиада носит командный характер.
Количество участников от каждой школы – 8–10
человек. Состав команды определяет школа с
учетом условий проведения туров, указанных в п.
5.2. Команду школьников сопровождают два педагога.
3.3. Каждая команда должна иметь
название, форму, флаг и эмблему. Должна быть
подготовлена презентация команды.
4. Место и время проведения
Олимпиады. Порядок подачи заявок на участие
4.1. Олимпиада будет проводиться в
ближнем Подмосковье со 2 по 8 мая 2005 г.
4.2. Заезд участников Олимпиады
состоится 2 мая 2005 г. Открытие Олимпиады и начало
соревнований – 3 мая 2005 г. Закрытие Олимпиады и
награждение победителей – 7 мая 2005 г. Отъезд
участников – 8 мая 2005 г.
4.3. Заявки на участие в Олимпиаде
принимаются Оргкомитетом по почте (121609, г. Москва,
ул. Крылатские Холмы, д. 15, корп. 1 Оргкомитет
Восьмой олимпиады школ РО) или по электронной
почте (cpro@elnet.msk.ru) до 1 февраля 2005 г. Форма заявки
приведена в Приложении.
5. Содержание Олимпиады
5.1. Задания Олимпиады соответствуют
программе начального образования и младшей
ступени (5–6 классы) основной школы по предметам:
русский язык, литературное чтение (литература),
математика, окружающий мир (природоведение) и
изобразительное искусство. В зависимости от тура
соревнований задания носят предметный,
межпредметный или надпредметный характер.
5.2. Олимпиада проводится в три тура.
Первый тур – групповой
межвозрастной. Цель тура – выявить умение
команды взаимодействовать в малой
разновозрастной группе при решении проектной
задачи надпредметного (межпредметного)
характера. Состав команды, участвующей в первом
туре, 4–5 человек – учащиеся 2–6 классов. В
команде может участвовать не более двух учащихся
5–6 классов. Продолжительность тура – 3 часа.
Второй тур – парное
интеллектуальное многоборье. Цель тура –
выявить умение учащихся, работая в паре, решить
за ограниченное время как можно больше задач
предметного и межпредметного характера по всем
пяти учебным дисциплинам (русский язык,
литература, математика, окружающий мир и
изобразительное искусство). Тур проводится для
двух возрастных категорий участников – пары из
учащихся 2–4 классов и пары из учащихся 5–6
классов. Команда школы может выставить как одну,
так и две пары, при условии, что они относятся к
разным возрастным категориям. Продолжительность
тура – 2–3 часа в зависимости от возрастной
группы.
Третий тур –
индивидуально-предметный. Цель тура – выявить
умение учащихся решать конкретно-практические
задачи по отдельным учебным дисциплинам. Тур
проводится отдельно для каждой возрастной
категории учащихся (2–6 классы). В нем могут
принять участие все члены команды, но каждый
учащийся может участвовать не более чем в двух
дисциплинах в соответствии с расписанием
соревнований. При распределении участников по
предметам следует учитывать, что одновременно
будут проводиться соревнования по следующим
предметам: а) математика, литературное чтение
(литература); б) русский язык, окружающий мир
(природоведение), изобразительное искусство.
Таким образом, один учащийся может, например,
принять участие в соревнованиях по литературе и
изобразительному искусству, но не сможет
участвовать в соревнованиях по литературе и
математике. Продолжительность тура – 2–3 часа по
каждому предмету в зависимости от возрастной
группы.
5.3. В ходе Олимпиады организуются
творческое сотрудничество школьников, педагогов
в условиях досуга (представление команд,
творческие конкурсы, спортивно-туристические
соревнования), культурная программа в Москве,
обмен опытом учителей, реализующих систему Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, консультации
специалистов системы.
6. Организационно-методическое
обеспечение Олимпиады
6.1. Для подготовки и проведения
Олимпиады создаются олимпийский и
организационный комитеты, группы разработчиков
заданий и судейская коллегия.
6.2. Олимпийский комитет:
– определяет порядок, сроки и место
проведения Олимпиады;
– разрабатывает Положение об Олимпиаде;
– формирует состав групп разработчиков заданий
первого, второго и третьего туров;
– разрабатывает и утверждает инструкции по
проведению всех туров соревнований;
– формирует состав судейской коллегии;
– утверждает результаты всех трех туров
соревнований по представлению судейской
коллегии;
– анализирует и обобщает итоги Олимпиады;
– рассматривает конфликтные ситуации, возникшие
при проведении Олимпиады.
6.3. Состав олимпийского комитета
формируется из представителей авторских
коллективов, научной общественности, методистов
развивающего обучения, представителей
общественных организаций.
6.4. Группы разработчиков заданий:
– разрабатывают задания всех туров
соревнований;
– разрабатывают методические комментарии к
заданиям;
– создают критерии оценивания работ участников;
– проводят анализ результатов всех туров
соревнований.
6.5. В состав групп разработчиков
заданий входят авторы образовательных программ
и учебных курсов, реализующих систему Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, сотрудники ОИРО,
методисты Методического центра АПКиПРО.
6.6. Судейская коллегия проводит
проверку выполненных заданий, оценивает их
результаты, определяет победителей и
распределяет призовые места, готовит
предложения по награждению победителей,
проводит анализ выполненных заданий совместно
с участниками Олимпиады и
учителями-руководителями команд.
6.7. В состав судейской коллегии
включаются авторы-разработчики образовательных
программ и учебных курсов, методисты и учителя
развивающего обучения.
Все члены судейской коллегии обязаны
пройти специальную подготовку, включающую
ознакомление с общими принципами построения
заданий, критериями оценивания работ.
Заявки на включение в состав судейской
коллегии принимаются от методистов, учителей
развивающего обучения олимпийским комитетом до 1
марта 2005 г. К заявке должна быть приложена
информация об опыте и стаже работы учителя
(методиста), в том числе об участии в проведении
других олимпиад.
6.8. Организационный комитет
обеспечивает организационно-хозяйственную,
организационно-техническую части Олимпиады на
всех этапах ее подготовки и проведения.
Состав организационного комитета
формируется из сотрудников ОИРО.
7. Подведение итогов Олимпиады и
награждение победителей
7.1. По результатам, показанным
участниками Олимпиады, определяются победители
в каждом виде соревнований. Они награждаются
медалями, дипломами и призами.
7.2. На основе результатов, показанных
участниками команд в отдельных видах
соревнований, определяются команды-победители.
Команда, занявшая первое место,
награждается переходящим кубком, медалями,
дипломами и памятными подарками.
Команды, занявшие второе и третье
места, награждаются медалями, дипломами и
памятными подарками.
7.3. Принципы определения мест, занятых
участниками в отдельных видах соревнований и в
командном зачете, будут сообщены руководителям
команд в ходе проведения Олимпиады.
7.4. Список победителей Олимпиады, их
учителей, руководителей школ будет опубликован в
средствах массовой информации.
8. Финансовое обеспечение Олимпиады
8.1. МАРО и ОИРО финансируют расходы на
подготовку и публикацию в СМИ материалов об
Олимпиаде.
8.2. Финансовое обеспечение участников
Олимпиады осуществляется за счет средств школ,
органов управления образования, спонсорских
средств.
8.3. Ориентировочная стоимость участия
в Олимпиаде одного участника составляет 8000
рублей. Эта сумма может быть незначительно
скорректирована после того, как станет известно
примерное количество участников. Два
руководителя команды школы участвуют в
Олимпиаде бесплатно.
8.4. В стоимость Олимпиады входят:
питание и проживание участников Олимпиады,
оргвзнос и культурная программа.
8.5. Команды – участницы Олимпиады
до 1 февраля 2005 г. производят предоплату в размере
50% от стоимости участия команды.
Приглашаем вас принять участие в обсуждении
вопросов перспектив развития системы Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова 19 апреля 2005 года в Доме
учителя на Четвертом Московском педагогическом
марафоне учебных предметов. Ведущий «круглого
стола» – ВОРОНЦОВ Алексей Борисович.
|