Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ»
(образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
АКАЕМИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ

о Восьмой Международной олимпиаде школ развивающего обучения

(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова),

посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне

Настоящее Положение определяет цели и задачи Восьмой Международной интеллектуально-творческой олимпиады школ развивающего обучения (далее – Олимпиады), порядок ее организации, проведения, ее организационно-методическое обеспечение и финансирование, порядок участия в ней и определение победителей.

1. Цели и задачи Олимпиады

– Поддерживать освоение образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовой педагогической практике через определение достижений, трудностей и проблем учащихся и педагогов.
– Оценить уровень овладения учащимися предметными знаниями и развивающий эффект обучения.
– Выявить наиболее одаренных учащихся, способствовать их поддержке, созданию условий для более полного раскрытия их способностей.
– Способствовать освоению учащимися и педагогами разновозрастного сотрудничества детей в различных формах коллективно-распределенной деятельности.
– Содействовать обмену опытом и повышению квалификации учителей, реализующих образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
– Способствовать распространению, популяризации и пропаганде идей развивающего обучения.
– Расширять общение детей из разных школ развивающего обучения.

2. Организаторы Олимпиады

Олимпиада проводится Международной Ассоциацией «Развивающее обучение» (далее – МАРО), Открытым институтом «Развивающее образование» (далее – ОИРО), Методическим центром развивающего обучения Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – Методический центр АПКиПРО).

3. Участники Олимпиады

3.1. Участниками Олимпиады являются учащиеся 2–6-х классов школ развивающего обучения, реализующих образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3.2. Олимпиада носит командный характер. Количество участников от каждой школы – 8–10 человек. Состав команды определяет школа с учетом условий проведения туров, указанных в п. 5.2. Команду школьников сопровождают два педагога.

3.3. Каждая команда должна иметь название, форму, флаг и эмблему. Должна быть подготовлена презентация команды.

4. Место и время проведения Олимпиады. Порядок подачи заявок на участие

4.1. Олимпиада будет проводиться в ближнем Подмосковье со 2 по 8 мая 2005 г.

4.2. Заезд участников Олимпиады состоится 2 мая 2005 г. Открытие Олимпиады и начало соревнований – 3 мая 2005 г. Закрытие Олимпиады и награждение победителей – 7 мая 2005 г. Отъезд участников – 8 мая 2005 г.

4.3. Заявки на участие в Олимпиаде принимаются Оргкомитетом по почте (121609, г. Москва, ул. Крылатские Холмы, д. 15, корп. 1 Оргкомитет Восьмой олимпиады школ РО) или по электронной почте (cpro@elnet.msk.ru) до 1 февраля 2005 г. Форма заявки приведена в Приложении.

5. Содержание Олимпиады

5.1. Задания Олимпиады соответствуют программе начального образования и младшей ступени (5–6 классы) основной школы по предметам: русский язык, литературное чтение (литература), математика, окружающий мир (природоведение) и изобразительное искусство. В зависимости от тура соревнований задания носят предметный, межпредметный или надпредметный характер.

5.2. Олимпиада проводится в три тура.

Первый тур – групповой межвозрастной. Цель тура – выявить умение команды взаимодействовать в малой разновозрастной группе при решении проектной задачи надпредметного (межпредметного) характера. Состав команды, участвующей в первом туре, 4–5 человек – учащиеся 2–6 классов. В команде может участвовать не более двух учащихся 5–6 классов. Продолжительность тура – 3 часа.

Второй тур – парное интеллектуальное многоборье. Цель тура – выявить умение учащихся, работая в паре, решить за ограниченное время как можно больше задач предметного и межпредметного характера по всем пяти учебным дисциплинам (русский язык, литература, математика, окружающий мир и изобразительное искусство). Тур проводится для двух возрастных категорий участников – пары из учащихся 2–4 классов и пары из учащихся 5–6 классов. Команда школы может выставить как одну, так и две пары, при условии, что они относятся к разным возрастным категориям. Продолжительность тура – 2–3 часа в зависимости от возрастной группы.

Третий тур – индивидуально-предметный. Цель тура – выявить умение учащихся решать конкретно-практические задачи по отдельным учебным дисциплинам. Тур проводится отдельно для каждой возрастной категории учащихся (2–6 классы). В нем могут принять участие все члены команды, но каждый учащийся может участвовать не более чем в двух дисциплинах в соответствии с расписанием соревнований. При распределении участников по предметам следует учитывать, что одновременно будут проводиться соревнования по следующим предметам: а) математика, литературное чтение (литература); б) русский язык, окружающий мир (природоведение), изобразительное искусство. Таким образом, один учащийся может, например, принять участие в соревнованиях по литературе и изобразительному искусству, но не сможет участвовать в соревнованиях по литературе и математике. Продолжительность тура – 2–3 часа по каждому предмету в зависимости от возрастной группы.

5.3. В ходе Олимпиады организуются творческое сотрудничество школьников, педагогов в условиях досуга (представление команд, творческие конкурсы, спортивно-туристические соревнования), культурная программа в Москве, обмен опытом учителей, реализующих систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, консультации специалистов системы.

6. Организационно-методическое обеспечение Олимпиады

6.1. Для подготовки и проведения Олимпиады создаются олимпийский и организационный комитеты, группы разработчиков заданий и судейская коллегия.

6.2. Олимпийский комитет:

– определяет порядок, сроки и место проведения Олимпиады;
– разрабатывает Положение об Олимпиаде;
– формирует состав групп разработчиков заданий первого, второго и третьего туров;
– разрабатывает и утверждает инструкции по проведению всех туров соревнований;
– формирует состав судейской коллегии;
– утверждает результаты всех трех туров соревнований по представлению судейской коллегии;
– анализирует и обобщает итоги Олимпиады;
– рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады.

6.3. Состав олимпийского комитета формируется из представителей авторских коллективов, научной общественности, методистов развивающего обучения, представителей общественных организаций.

6.4. Группы разработчиков заданий:

– разрабатывают задания всех туров соревнований;
– разрабатывают методические комментарии к заданиям;
– создают критерии оценивания работ участников;
– проводят анализ результатов всех туров соревнований.

6.5. В состав групп разработчиков заданий входят авторы образовательных программ и учебных курсов, реализующих систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, сотрудники ОИРО, методисты Методического центра АПКиПРО.

6.6. Судейская коллегия проводит проверку выполненных заданий, оценивает их результаты, определяет победителей и распределяет призовые места, готовит предложения по награждению победителей, проводит анализ выполненных заданий совместно с участниками Олимпиады и учителями-руководителями команд.

6.7. В состав судейской коллегии включаются авторы-разработчики образовательных программ и учебных курсов, методисты и учителя развивающего обучения.

Все члены судейской коллегии обязаны пройти специальную подготовку, включающую ознакомление с общими принципами построения заданий, критериями оценивания работ.

Заявки на включение в состав судейской коллегии принимаются от методистов, учителей развивающего обучения олимпийским комитетом до 1 марта 2005 г. К заявке должна быть приложена информация об опыте и стаже работы учителя (методиста), в том числе об участии в проведении других олимпиад.

6.8. Организационный комитет обеспечивает организационно-хозяйственную, организационно-техническую части Олимпиады на всех этапах ее подготовки и проведения.

Состав организационного комитета формируется из сотрудников ОИРО.

7. Подведение итогов Олимпиады и награждение победителей

7.1. По результатам, показанным участниками Олимпиады, определяются победители в каждом виде соревнований. Они награждаются медалями, дипломами и призами.

7.2. На основе результатов, показанных участниками команд в отдельных видах соревнований, определяются команды-победители.

Команда, занявшая первое место, награждается переходящим кубком, медалями, дипломами и памятными подарками.

Команды, занявшие второе и третье места, награждаются медалями, дипломами и памятными подарками.

7.3. Принципы определения мест, занятых участниками в отдельных видах соревнований и в командном зачете, будут сообщены руководителям команд в ходе проведения Олимпиады.

7.4. Список победителей Олимпиады, их учителей, руководителей школ будет опубликован в средствах массовой информации.

8. Финансовое обеспечение Олимпиады

8.1. МАРО и ОИРО финансируют расходы на подготовку и публикацию в СМИ материалов об Олимпиаде.

8.2. Финансовое обеспечение участников Олимпиады осуществляется за счет средств школ, органов управления образования, спонсорских средств.

8.3. Ориентировочная стоимость участия в Олимпиаде одного участника составляет 8000 рублей. Эта сумма может быть незначительно скорректирована после того, как станет известно примерное количество участников. Два руководителя команды школы участвуют в Олимпиаде бесплатно.

8.4. В стоимость Олимпиады входят: питание и проживание участников Олимпиады, оргвзнос и культурная программа.

8.5. Команды – участницы Олимпиады до 1 февраля 2005 г. производят предоплату в размере 50% от стоимости участия команды.

Приглашаем вас принять участие в обсуждении вопросов перспектив развития системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 19 апреля 2005 года в Доме учителя на Четвертом Московском педагогическом марафоне учебных предметов. Ведущий «круглого стола» – ВОРОНЦОВ Алексей Борисович.