Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА

Какое обучение может развивать каждого ребенка?

На этот вопрос прогрессивные педагоги ищут ответ уже сотни лет. Занковцы включились в этот поиск почти 50 лет назад. Их юбилей мы будем отмечать в 2007 году. За это время сложилась целостная дидактическая система, проверенная временем и разными условиями обучения. Таким образом, авторский коллектив, который за последние годы существенно помолодел и разросся, и учителя-занковцы обладают многолетним опытом по реализации современной цели образования: построения обучения, развивающего каждого ребенка.

И сейчас мы можем уверенно сказать, что наша воспитательная система безопасна для личности. Ведь в педагогике, как и в медицине, главное не навредить. Результаты обучения в наших классах отражаются во внешнем облике детей: они спокойны, уверенны в себе, у них особая стать – стать людей, которые не ловят судорожно подсказку, не списывают, не испытывают на уроках удушающего страха. Глядя на них, можно сказать, что эти люди в будущем реализуют свои возможности, с ними захотят иметь дело и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Мы считаем это главным достижением обучения.

Очевидно, что система, которая способствует развитию личности каждого ребенка, должна быть развивающейся системой. Ее дальнейшее развитие мы связываем со знаниями о личности обучаемого, которые мы получаем из смежных наук: психологии, физиологии, дефектологии. На основе этих знаний и изучения школьной действительности авторы вместе с коллегами-учителями ищут наиболее продуктивные пути структурирования содержания учебных предметов и построения процесса обучения.

Известно, например, что наиболее успешно младшие школьники осуществляют мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, абстракцию, обобщение) на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях. Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому мышлению. Поэтому во всех учебниках, разработанных в системе Л.В. Занкова, в заданиях сочетаются вопросы, требующие их решения на разных уровнях осуществления мыслительных операций. Подобная многоуровневость вопросов позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребенку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления. Так постепенно будет складываться опыт рассмотрения одного и того же объекта с разных точек зрения – опыт установления всех возможных связей, которые и создают данный объект или явление.

Проиллюстрируем сказанное примером из учебника русского языка для 1-го класса (автор Н.В. Нечаева):

Запиши, вставляя нужные по смыслу слова.

Выбирай: ручонки, рукавичка, ручища, руки, рукав.

Мама взяла на _______ ребенка.
Он _______обвил ее шею.
И в снег упала маленькая ________.

Расставь ударение в родственных словах. Выдели корень. Послушай, меняется ли звук буквы у под ударением и без ударения.

Поясним: тема «Проверяемый безударный гласный в корне слова» будет изучаться во 2-м классе. Но уже с букварного периода дети слушают гласные звуки в сильной и слабой позициях и сравнивают звуки с буквами, которыми они обозначаются.

В данном случае первоклассники анализируют материал на уровне смысла слов и теории языка, переключаясь с одного аспекта на другой. Но аспекты эти теснейшим образом связаны между собой: на уровне языкового чутья дети устанавливают смысловые различия между родственными словами и делают открытия, что звук у в этих словах ясно слышится и в ударной, и в безударной позициях.

Надо ли пояснять, как ценно подобное рассмотрение материала с разных сторон для становления ученика, когда на любом учебном предмете он постоянно должен переключаться с одного задания на другое, как это ценно для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, как это ценно для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос – ответил на другие в рамках одного задания! И какая это возможность, с одной стороны, для подготовки к усвоению будущего материала, с другой для повторения изученного, включения его в новые связи.

Последовательность изучения материала в учебных предметах выстраивается с опорой на дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний, который требует, чтобы любое практическое содержание было обеспечено теоретическими знаниями. Ясное представление о связи теоретического и практического в учебном предмете позволяет рационально построить обучение и в содержательном плане, и во времени. Перед изучением нового материала определяется уровень теоретической готовности каждого ребенка для его усвоения. Например, за несколько недель до изучения написания буквы проверяемого безударного гласного в корне слова нужно выяснить, владеют ли ученики знаниями, необходимыми для усвоения нового материала: различают ли они гласные и согласные, гласные ударные и безударные, однокоренные слова, выделяют ли корень слова. Анализ полученных работ поможет планировать, какой материал необходимо повторить перед введением новой темы, какой включить для активного наблюдения во время работы над ней, а какой перейдет и в следующую тему.

При таком подходе к структурированию материала повторение, на которое обычно специально выделяется время в начале и в конце учебного года, может целенаправленно использоваться в течение всего учебного года в той мере, которая нужна данному классу и данному ученику в связи с изучением нового материала. В осмыслении учениками взаимосвязей между разными разделами одного учебного предмета мы видим страховку от перегрузки учащихся. Этому способствует переосмысление ими ранее добытых фактов на новом материале.

Вот по какой причине Л.В. Занков решительно отказался от той практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет «основательно» усвоен предыдущий. «Подлинное познание каждого элемента, – пишет Л.В. Занков, – все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах».

Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого его осмысления, поскольку оно включается в широко развернутую систему. Многократное оперирование одним и тем же содержанием в течение длительного времени обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала.

В этой статье мы затронули некоторые аспекты структурирования учебного материала, позволяющие включить каждого ребенка в продуктивную деятельность. Более подробно этот вопрос раскрывается в методических пособиях и в журнале Объединения занковцев «Практика образования».

Во время встречи с учителями 18 апреля 2005 года в Доме учителя мы предлагаем обсудить, как построить процесс обучения, чтобы развивать каждого ребенка, какие конкретно задания позволяют это сделать, каков может быть урок в системе Л.В. Занкова, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников. Вход свободный. Мы ждем вас!