Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Марина БИТЯНОВА

Возможности и особенности работы педагога начальной школы с родителями учащихся

Родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга не меньше, а может быть, и больше, чем их дети. Быть родителем ребенка, только что (или годик-другой назад) отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых, продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для ее грамотного выполнения педагог начальной школы должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техниками общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч, собеседований, переговоров и т.д. Ему нужно уметь, с одной стороны привлечь родителя к обсуждению и решению проблем развития ребенка в школе, а с другой стороны, выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (тогда проще сплачивать детский), но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении «своих» родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.

Такая вот непростая работа. Особенно сейчас, когда «родительская масса» стала заметно поляризоваться. Появился и закрепился на своих позициях контингент родителей, проявляющих серьезный, деятельный интерес к задачам воспитания и обучения своих чад в школе. Таким мало быть просто «в курсе» – им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе. И их влияние, если его правильно организовать, может быть чрезвычайно полезным. В то же время значительная часть родителей в силу разных, но очень часто вполне убедительных причин практически устраняется от участия в процессах образования и развития своего ребенка, ставя его тем самым в очень сложную, очень болезненную ситуацию.

Во время встречи с учителями 18 апреля 2005 года в Доме учителя Марина Битянова, кандидат психологических наук, профессор МГППУ, предлагает обсудить следующие вопросы: как строить отношения с тем и другим родительским отрядом, где заканчивается «зона ответственности» педагога начальной школы и начинается «чужая территория», территория СЕМЬИ? Об этом и многом другом – в рамках нашей встречи.
Вход свободный. Мы ждем вас!