Марина БИТЯНОВА
Возможности и особенности работы
педагога начальной школы с родителями учащихся
Родитель младшего школьника и
родитель ученика средней школы отличаются друг
от друга не меньше, а может быть, и больше, чем их
дети. Быть родителем ребенка, только что (или
годик-другой назад) отправившегося в школу, – это
особая роль. А построение деловых, продуктивных
отношений с таким родителем – особая
профессиональная работа. Для ее грамотного
выполнения педагог начальной школы должен
многое знать и уметь: представлять себе
психологию родителя, владеть техниками общения,
убеждения, разъяснения, методиками проведения
различного рода встреч, собеседований,
переговоров и т.д. Ему нужно уметь, с одной
стороны привлечь родителя к обсуждению и решению
проблем развития ребенка в школе, а с другой
стороны, выстроить эти отношения так, чтобы
родитель признал право педагога быть
независимым и самостоятельным в выборе стиля
общения с его ребенком. Необходимо сплотить
родительский коллектив (тогда проще сплачивать
детский), но в то же время сохранить за каждой
семьей право воспитывать свое дитя так, как она
считает нужным, занять в отношении «своих»
родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же
самое время педагогическую позицию – т. е.
сохранить за собой право если не учить, то
советовать.
Такая вот непростая работа. Особенно
сейчас, когда «родительская масса» стала заметно
поляризоваться. Появился и закрепился на своих
позициях контингент родителей, проявляющих
серьезный, деятельный интерес к задачам
воспитания и обучения своих чад в школе. Таким
мало быть просто «в курсе» – им хочется влиять на
то, что конкретно происходит в школе. И их
влияние, если его правильно организовать, может
быть чрезвычайно полезным. В то же время
значительная часть родителей в силу разных, но
очень часто вполне убедительных причин
практически устраняется от участия в процессах
образования и развития своего ребенка, ставя его
тем самым в очень сложную, очень болезненную
ситуацию.
Во время встречи с учителями 18 апреля 2005
года в Доме учителя Марина Битянова, кандидат
психологических наук, профессор МГППУ,
предлагает обсудить следующие вопросы: как
строить отношения с тем и другим родительским
отрядом, где заканчивается «зона
ответственности» педагога начальной школы и
начинается «чужая территория», территория СЕМЬИ?
Об этом и многом другом – в рамках нашей встречи.
Вход свободный. Мы ждем вас!
|