Валерия ЛАЗАРЕВА
«Чтение — вот лучшее учение»
Анализ – это открытие увлекательных
и поражающих ценностей там,
где дети их раньше не замечали.
К.И. Чуковский
Главная цель современной школы –
формирование образованной, культурной личности.
Путь к достижению этой цели – введение учащихся
в культуру, освоение ими культурных и
нравственных образцов, выработанных
человечеством в целом и народом своей страны.
Задача образования, поставленная
сегодня перед школой, качественно иная, чем
задача обучения.Её суть определяется словами
«образование» и «развитие» и состоит в том, что
ученик сам в своей личностно мотивированной
деятельности создает, сотворяет свой образ по
неким нравственным общечеловеческим культурным
образцам. Образцы эти находятся в жизни и в
искусстве, познавая которое ребенок осваивает
нравственные образцы, делает их своими,
усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно
переоценить значение литературного чтения в
решении задач образования, развития и воспитания
учащихся, особенно в наше время, когда
современная жизнь и СМИ скорее разрушают
вековечные нравственные ценности, чем
утверждают их в сознании подрастающего
поколения.
Чтение и полноценное восприятие
детьми художественных произведений русской
классической и современной литературы играет
ключевую роль в их духовно-нравственном
развитии, поскольку через язык и литературу
ребенок приобщается к культурным и нравственным
ценностям своего народа и человечества в силу
особенностей предмета. Литература, с одной
стороны, является частью Культуры, которая
сохраняет и транслирует нравственные ценнности,
выработанные человечеством и народом, а с другой
стороны – это вид искусства, в освоении которого
участвуют и ум, и чувства, и воображение, а значит,
у читателя имеются все предпосылки для глубокого
и личностного восприятия этих ценностей.
Но традиционные уроки чтения, цели
которых ограничивались задачами формирования
достаточного уровня беглости, а работа над
художественными текстами – пересказом и
составлением плана, не могут обеспечить решение
образовательных задач. Поэтому уроки чтения
сегодня меняются и становятся уроками
литературного чтения.
Чтение книг, особенно для ребенка,
познающего мир, полезно всегда, поскольку
открывает перед ним мир, в который он пришел,
причем делает это так, как может искусство: в виде
художественной модели этого мира, зрительно
представляемой и эмоционально переживаемой. Но
осмысление законов и правил этого мира, точности
и яркости картин, нарисованных художниками, сила
эмоционального восприятия зависят от уровня
читательской грамотности ребенка. Особенно
важно это для осмысления и переживания
нравственных проблем, поставленных автором в
произведении, поскольку нравственный потенциал
произведения сам не переходит во внутренний мир
читателя – нравственные ценности «впаяны» в
художественный текст, а не впрямую
сформулированы и извлекаются в процессе
читательской деятельности.
Ребенок уже в первом классе готов к
серьёзной филологической работе, и неосознанное,
художественно-игровое восприятие
художественного текста дошкольником может
замениться к этому времени
художественно-аналитическим. Психологи
утверждают, что уже в семь лет у ребенка могут
сформироваться осознание своих представлений и
переживаний при чтении художественного текста и
осмысление содержания и художественной формы
произведения, а главное, в этом возрасте у него
появляется способность наслаждаться
художественным словом. Значит, с этого времени
ученик-читатель сможет полноценно воспринимать
художественный текст. И задача учителя – научить
его по-настоящему читать художественный текст,
понимая, что это не просто труд, но особая
читательская деятельность, совершающаяся по
законам красоты, «на уровне искусства и по
возможности его методами» (М.А. Рыбникова).
Валерия Алексеевна ЛАЗАРЕВА приглашает
всех желающих на свой семинар «Принципы и
технология анализа художественных произведений
на уроках литературного чтения». Встреча
состоится 19 апреля 2005 года на Четвертом
педагогическом марафоне.
|