Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Валерия ЛАЗАРЕВА

«Чтение — вот лучшее учение»

Анализ – это открытие увлекательных
и поражающих ценностей там,
где дети их раньше не замечали.

К.И. Чуковский

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения.Её суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которое ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ скорее разрушают вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений русской классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребенок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа и человечества в силу особенностей предмета. Литература, с одной стороны, является частью Культуры, которая сохраняет и транслирует нравственные ценнности, выработанные человечеством и народом, а с другой стороны – это вид искусства, в освоении которого участвуют и ум, и чувства, и воображение, а значит, у читателя имеются все предпосылки для глубокого и личностного восприятия этих ценностей.

Но традиционные уроки чтения, цели которых ограничивались задачами формирования достаточного уровня беглости, а работа над художественными текстами – пересказом и составлением плана, не могут обеспечить решение образовательных задач. Поэтому уроки чтения сегодня меняются и становятся уроками литературного чтения.

Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда, поскольку открывает перед ним мир, в который он пришел, причем делает это так, как может искусство: в виде художественной модели этого мира, зрительно представляемой и эмоционально переживаемой. Но осмысление законов и правил этого мира, точности и яркости картин, нарисованных художниками, сила эмоционального восприятия зависят от уровня читательской грамотности ребенка. Особенно важно это для осмысления и переживания нравственных проблем, поставленных автором в произведении, поскольку нравственный потенциал произведения сам не переходит во внутренний мир читателя – нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не впрямую сформулированы и извлекаются в процессе читательской деятельности.

Ребенок уже в первом классе готов к серьёзной филологической работе, и неосознанное, художественно-игровое восприятие художественного текста дошкольником может замениться к этому времени художественно-аналитическим. Психологи утверждают, что уже в семь лет у ребенка могут сформироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик-читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст. И задача учителя – научить его по-настоящему читать художественный текст, понимая, что это не просто труд, но особая читательская деятельность, совершающаяся по законам красоты, «на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А. Рыбникова).

Валерия Алексеевна ЛАЗАРЕВА приглашает всех желающих на свой семинар «Принципы и технология анализа художественных произведений на уроках литературного чтения». Встреча состоится 19 апреля 2005 года на Четвертом педагогическом марафоне.