Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Марина СОЛОВЕЙЧИК

«К тайнам нашего языка»

1-й класс

Знаю, что у учителей, впервые приступающих к работе по учебнику, возникает много вопросов. Как построить урок по учебнику? Где место проверки знаний и умений, словарной и каллиграфической работы? Как вводить сведения, сообщаемые в рамках? Требовать ли их полного воспроизведения? Что опускать, когда материала слишком много? Как и где проводить уроки, названные в «Методических рекомендациях» резервными?..
Чтобы помочь всем, кто начинает осваивать этот учебник, помочь «войти» в предлагаемую им тональность общения с классом, в рекомендуемую структуру урока, газета уже публиковала серию материалов («Первый урок по учебнику...» № 6/ 2003; «Разные языки: родной и иностранные» № 9/ 2003). Предлагаемая публикация – это несколько страниц из будущей книги «Работаем по учебнику ’’К тайнам нашего языка” (1-й класс)», которую готовят методисты из г. Пензы. Здесь авторы описывают уроки, проводимые по одной из первых тем 1-го класса «Какие бывают слова?». На тему отведено шесть уроков (при пяти часах русского языка в неделю, предусмотренных базисным учебным планом). В число этих уроков включен и тот, который в «Методических рекомендациях» отнесен к числу резервных. В основу описанных уроков положено последнее издание учебника (3-е, доработанное, 2004). Надеюсь, что данные материалы помогут снять некоторые из возникающих вопросов.

Какие бывают слова? (6 уроков)

Урок 1

Тема. Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками.

Оборудование. Учебник «К тайнам нашего языка», 1-й класс; Методические рекомендации.

I. Введение в тему урока

Учитель. На прошлом уроке мы сделали важный вывод: нет речи без слов, а значит, главный работник в речи – это слово. Вы узнали, что речь каждого человека начинается с его первого слова. Кому удалось узнать у взрослых те слова, которые вы сказали первыми? Назовите их.

Выслушиваются короткие ответы детей.

– Вот видите, какие разные слова были у вас первыми! Воспоминания о том, как вы начали говорить, мы послушаем не на уроке, а в свободное время, потому что сейчас нам предстоит большой разговор о словах. Начнем его.
Прочитайте предложение, которое записано на доске.

На доске:

Они получили ее в подарок.

– Все ли вам в нем понятно?

Дети. Нет. Кто получил подарок? Что за подарок?

У. Но все-таки есть слова, значение которых вам ясно?

Д. Получили, подарок.

У. А значение каких слов требует уточнения?

Д. Они, ее.

У. Вот мы еще раз убедились: в языке есть разные слова. На с. 12 учебника вверху прочитайте вопрос, на который мы будем искать ответ.

Д. «Какие бывают слова?»

II. Знакомство с новым материалом

У. Рассмотрите картинку на той же странице. Кто на ней изображен?

Д. Мальчик и девочка.

У. Как их можно назвать одним словом?

Д. Дети, ребята.

У. Давайте о них узнаем. А для этого прочитаем подпись под картинкой.

Класс хором читает.

– Что мы узнали? Какую книгу читают ребята?

Ответы детей.

– Подсчитайте, сколько слов в записи под картинкой.

Д. Одиннадцать.

У. Укажите их количество рядом в скобках.

Дети выполняют задание.

– Слова в этой записи разные. Попробуем распределить их на группы. А поможет нам выполнить работу таблица на странице 13.

У учителя на доске начерчена таблица, аналогичная данной в учебнике. Нужные слова будут вписаны в таблицу.

1. Знакомство со словами-названиями

У. Прочитайте хором первую строчку таблицы.

Д. «Слова называют...»

У. Кого же и что могут называть слова? Что подсказывает заголовок над первым столбиком? Читаем дальше.

Д. Людей, животных.

У. На какой вопрос отвечают такие слова?

Д. На вопрос кто?

У. Поищите их в записи под картинкой.

Д. Ребят, медведя.

У. Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос кто?

Д. Ребята, медведь.

У. Запишем их в первый столбик. Но сначала подготовимся.

Учитель вписывает слово «ребята» в нужное место таблицы и организует подготовку к списыванию. Коллективно находятся и маленькими магнитами отмечаются «опасные места», после чего слово орфографически прочитывается вслух, повторяется, закрывается и под самодиктовку шепотом вписывается в учебник. Учитель напоминает об аккуратности записи в книгу, просит постараться запомнить написание слова.
Слово «медведь» заняло место в таблице на доске, но дети его ради экономии времени в учебник не вписывают.

– Найдем слова для второго столбика. Что они должны называть? На какой вопрос будут отвечать?

Д. На вопрос что?

У. Какие это слова?

Д. Книги, сказки.

У. Поместим их в таблицу.

Учитель на доске размещает два слова, но детям предлагает записать лишь одно – книги. Поскольку слово простое, оно сразу прочитывается орфографически, повторяется и записывается. Таблица заполняется до конца.

– Вот мы и разделили подпись под картинкой на слова, распределили их по группам. Что объединяет все эти слова? Найдите в таблице и хором прочитайте ответ на вопрос.

Д. «Все это слова-названия».

У. Какую же работу выполняют такие слова?

Дети отвечают.

– Повторим, что они могут называть.

Дети хором читают.

2. Знакомство со словами-указателями и словами-помощниками

У. Подсчитайте, сколько слов в нашей таблице.

Д. Семь.

У. А сколько всего было слов в подписи под картинкой?

Д. Одиннадцать.

У. Какие-то слова потерялись. Сумеете их найти?

Под диктовку детей учитель выписывает на доску: у, они, ее, это.

– Догадайтесь, почему мы не записали их в нашу таблицу.

Д. Они ничего не называют и потому не относятся к словам-названиям.

У. Да, в языке есть не только слова-названия. Давайте откроем тайну других слов.

Но сначала вспомните: вы когда-нибудь видели, как милиционер регулирует движение? Он сообщает водителям, куда следует ехать, или только указывает направление?

Д. Нет, он только указывает направление.

У. Вот и среди слов есть такие, которые ничего не сообщают, а только указывают на кого-то или на что-то. А как называют такие слова, вы узнаете, если откроете учебник на странице 14 и прочитаете заголовок в верхней красной рамке.

Д. «Слова-указатели».

У. Какие слова из написанных на доске вы отнесли бы к словам-указателям?

Д. Они, ее, это.

У. Найдем в этих словах «опасные места» и подготовимся к записи.

Дети вписывают слова в учебник под коллективную самодиктовку.

– Какое слово у нас осталось?

Д. Слово у.

У. Попробуйте убрать его и прочитать предложение без него. Можно ли это сделать?

Д. Нет.

У. Это слово-помощник. Такие слова помогают другим словам в предложении соединяться друг с другом. Запишите слово-помощник у во вторую таблицу на странице 14.

III. Обобщение

На доске открывается таблица, аналогичная той, которая представлена перед заданием 18 на с. 15.

У. Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока. Напомните его.

Д. «Какие бывают слова?»

У. Быстро и точно ответить на вопрос нам помогут сведения в рамке на странице 15. Сначала прочитаем первую строчку.

Д. «В речи есть...»

У. А теперь перечислим названия трех главных групп слов – они выделены жирным шрифтом.

Дети хором читают только названия групп.

– Каждую из этих групп слов можно обозначить условным значком – первой буквой названия. Посмотрите подсказку на карточках и в голубой рамке в учебнике. Для какой группы слов подойдет первая буква? Вторая? Третья? Красиво впишите их в таблицу на странице 15.

Учитель пишет на доске.

– Как вы дома расшифруете запись, которая у вас получилась? А что скажете о словах-названиях – кого или что они могут называть?

IV. Первичное освоение новых знаний

У. Переверните страницу учебника и посмотрите на картинку.
Давайте поиграем. Я буду задавать короткие вопросы, а вы, глядя на картинку, отвечайте мне на каждый вопрос одним словом-названием. Приготовились!
Кто?

Д. Щенок. Щенки.

У. Кого называли слова?

Д. Животных.

У. Какой?

Д. Рыжий. Озорной...

У. Что вы назвали с помощью этих слов?

Д. Признаки.

У. Сколько?

Д. Два.

У. Что назвали?

Д. Количество.

У. Что делают?

Д. Бегают. Играют.

У. Что названо этими словами?

Д. Действия.

У. А теперь прочитайте три слова, записанных ниже на странице.

Д. Веселых, щенка, траве.

У. Авторы задумали предложение, но оставили его нам закончить. Догадайтесь, какие слова надо добавить, и устно составьте предложение.

Д. Два веселых щенка играют на траве.
– Два веселых щенка бегают по траве.

У. Подсчитайте, сколько всего слов в предложении.

Д. Шесть.

У. Сколько среди них слов-названий?

Д. Пять.

У. А какое еще есть слово?

Д. Слово-помощник.

V. Подведение итогов урока

У. На какой вопрос урока мы с вами ответили?

Дети отвечают.

– Дома прочитайте взрослым вслух сведения из рамки на странице 15, а потом объясните, что показано в верхней таблице на той же странице.

Продолжение следует.

Приглашаем вас на встречу с автором УМК «К тайнам нашего языка» Мариной Cергеевной Cоловейчик.
Встреча состоится 18 апреля 2005 года на Дне учителя начальной школы.