Марина СОЛОВЕЙЧИК
«К тайнам нашего языка»
1-й класс
Знаю, что у учителей, впервые приступающих к
работе по учебнику, возникает много вопросов. Как
построить урок по учебнику? Где место проверки
знаний и умений, словарной и каллиграфической
работы? Как вводить сведения, сообщаемые в
рамках? Требовать ли их полного воспроизведения?
Что опускать, когда материала слишком много? Как
и где проводить уроки, названные в «Методических
рекомендациях» резервными?..
Чтобы помочь всем, кто начинает осваивать этот
учебник, помочь «войти» в предлагаемую им
тональность общения с классом, в рекомендуемую
структуру урока, газета уже публиковала серию
материалов («Первый урок по учебнику...» № 6/ 2003;
«Разные языки: родной и иностранные» № 9/ 2003).
Предлагаемая публикация – это несколько страниц
из будущей книги «Работаем по учебнику ’’К
тайнам нашего языка” (1-й класс)», которую готовят
методисты из г. Пензы. Здесь авторы описывают
уроки, проводимые по одной из первых тем 1-го
класса «Какие бывают слова?». На тему отведено
шесть уроков (при пяти часах русского языка в
неделю, предусмотренных базисным учебным
планом). В число этих уроков включен и тот,
который в «Методических рекомендациях»
отнесен к числу резервных. В основу описанных
уроков положено последнее издание учебника (3-е,
доработанное, 2004). Надеюсь, что данные материалы
помогут снять некоторые из возникающих вопросов.
Какие бывают слова? (6 уроков)
Урок 1
Тема. Знакомство с тремя группами
слов: названиями, указателями, помощниками.
Оборудование. Учебник «К тайнам
нашего языка», 1-й класс; Методические
рекомендации.
I. Введение в тему урока
Учитель. На прошлом уроке мы
сделали важный вывод: нет речи без слов, а значит,
главный работник в речи – это слово. Вы узнали,
что речь каждого человека начинается с его
первого слова. Кому удалось узнать у взрослых те
слова, которые вы сказали первыми? Назовите их.
Выслушиваются короткие ответы детей.
– Вот видите, какие разные слова
были у вас первыми! Воспоминания о том, как вы
начали говорить, мы послушаем не на уроке, а в
свободное время, потому что сейчас нам предстоит
большой разговор о словах. Начнем его.
Прочитайте предложение, которое записано на
доске.
На доске:
Они получили ее в подарок. |
– Все ли вам в нем понятно?
Дети. Нет. Кто получил подарок? Что
за подарок?
У. Но все-таки есть слова,
значение которых вам ясно?
Д. Получили, подарок.
У. А значение каких слов требует
уточнения?
Д. Они, ее.
У. Вот мы еще раз убедились: в
языке есть разные слова. На с. 12 учебника
вверху прочитайте вопрос, на который мы будем
искать ответ.
Д. «Какие бывают слова?»
II. Знакомство с новым материалом
У. Рассмотрите картинку на той
же странице. Кто на ней изображен?
Д. Мальчик и девочка.
У. Как их можно назвать одним
словом?
Д. Дети, ребята.
У. Давайте о них узнаем. А для
этого прочитаем подпись под картинкой.
Класс хором читает.
– Что мы узнали? Какую книгу читают
ребята?
Ответы детей.
– Подсчитайте, сколько слов в записи
под картинкой.
Д. Одиннадцать.
У. Укажите их количество рядом в
скобках.
Дети выполняют задание.
– Слова в этой записи разные.
Попробуем распределить их на группы. А поможет
нам выполнить работу таблица на странице 13.
У учителя на доске начерчена таблица,
аналогичная данной в учебнике. Нужные слова
будут вписаны в таблицу.
1. Знакомство со словами-названиями
У. Прочитайте хором первую строчку
таблицы.
Д. «Слова называют...»
У. Кого же и что могут называть
слова? Что подсказывает заголовок над первым
столбиком? Читаем дальше.
Д. Людей, животных.
У. На какой вопрос отвечают
такие слова?
Д. На вопрос кто?
У. Поищите их в записи под
картинкой.
Д. Ребят, медведя.
У. Измените слова так, чтобы они
отвечали на вопрос кто?
Д. Ребята, медведь.
У. Запишем их в первый столбик.
Но сначала подготовимся.
Учитель вписывает слово «ребята» в
нужное место таблицы и организует подготовку к
списыванию. Коллективно находятся и маленькими
магнитами отмечаются «опасные места», после чего
слово орфографически прочитывается вслух,
повторяется, закрывается и под самодиктовку
шепотом вписывается в учебник. Учитель
напоминает об аккуратности записи в книгу,
просит постараться запомнить написание слова.
Слово «медведь» заняло место в таблице на доске,
но дети его ради экономии времени в учебник не
вписывают.
– Найдем слова для второго
столбика. Что они должны называть? На какой
вопрос будут отвечать?
Д. На вопрос что?
У. Какие это слова?
Д. Книги, сказки.
У. Поместим их в таблицу.
Учитель на доске размещает два слова,
но детям предлагает записать лишь одно – книги.
Поскольку слово простое, оно сразу прочитывается
орфографически, повторяется и записывается.
Таблица заполняется до конца.
– Вот мы и разделили подпись под
картинкой на слова, распределили их по группам.
Что объединяет все эти слова? Найдите в таблице и
хором прочитайте ответ на вопрос.
Д. «Все это слова-названия».
У. Какую же работу выполняют
такие слова?
Дети отвечают.
– Повторим, что они могут называть.
Дети хором читают.
2. Знакомство со
словами-указателями и словами-помощниками
У. Подсчитайте, сколько слов в
нашей таблице.
Д. Семь.
У. А сколько всего было слов в
подписи под картинкой?
Д. Одиннадцать.
У. Какие-то слова потерялись.
Сумеете их найти?
Под диктовку детей учитель
выписывает на доску: у, они, ее, это.
– Догадайтесь, почему мы не
записали их в нашу таблицу.
Д. Они ничего не называют и
потому не относятся к словам-названиям.
У. Да, в языке есть не только
слова-названия. Давайте откроем тайну других
слов.
Но сначала вспомните: вы когда-нибудь
видели, как милиционер регулирует движение? Он
сообщает водителям, куда следует ехать, или
только указывает направление?
Д. Нет, он только указывает
направление.
У. Вот и среди слов есть такие,
которые ничего не сообщают, а только указывают
на кого-то или на что-то. А как называют такие
слова, вы узнаете, если откроете учебник на
странице 14 и прочитаете заголовок в верхней
красной рамке.
Д. «Слова-указатели».
У. Какие слова из написанных на
доске вы отнесли бы к словам-указателям?
Д. Они, ее, это.
У. Найдем в этих словах «опасные
места» и подготовимся к записи.
Дети вписывают слова в учебник под
коллективную самодиктовку.
– Какое слово у нас осталось?
Д. Слово у.
У. Попробуйте убрать его и
прочитать предложение без него. Можно ли это
сделать?
Д. Нет.
У. Это слово-помощник. Такие
слова помогают другим словам в предложении
соединяться друг с другом. Запишите
слово-помощник у во вторую таблицу на
странице 14.
III. Обобщение
На доске открывается таблица,
аналогичная той, которая представлена перед
заданием 18 на с. 15.
У. Давайте вернемся к главному
вопросу нашего урока. Напомните его.
Д. «Какие бывают слова?»
У. Быстро и точно ответить на
вопрос нам помогут сведения в рамке на
странице 15. Сначала прочитаем первую строчку.
Д. «В речи есть...»
У. А теперь перечислим названия
трех главных групп слов – они выделены жирным
шрифтом.
Дети хором читают только названия
групп.
– Каждую из этих групп слов можно
обозначить условным значком – первой буквой
названия. Посмотрите подсказку на карточках и в
голубой рамке в учебнике. Для какой группы слов
подойдет первая буква? Вторая? Третья? Красиво
впишите их в таблицу на странице 15.
Учитель пишет на доске.
– Как вы дома расшифруете запись,
которая у вас получилась? А что скажете о
словах-названиях – кого или что они могут
называть?
IV. Первичное освоение новых знаний
У. Переверните страницу
учебника и посмотрите на картинку.
Давайте поиграем. Я буду задавать короткие
вопросы, а вы, глядя на картинку, отвечайте мне на
каждый вопрос одним словом-названием.
Приготовились!
Кто?
Д. Щенок. Щенки.
У. Кого называли слова?
Д. Животных.
У. Какой?
Д. Рыжий. Озорной...
У. Что вы назвали с помощью этих
слов?
Д. Признаки.
У. Сколько?
Д. Два.
У. Что назвали?
Д. Количество.
У. Что делают?
Д. Бегают. Играют.
У. Что названо этими словами?
Д. Действия.
У. А теперь прочитайте три слова,
записанных ниже на странице.
Д. Веселых, щенка, траве.
У. Авторы задумали предложение,
но оставили его нам закончить. Догадайтесь, какие
слова надо добавить, и устно составьте
предложение.
Д. Два веселых щенка играют на
траве.
– Два веселых щенка бегают по траве.
У. Подсчитайте, сколько всего
слов в предложении.
Д. Шесть.
У. Сколько среди них
слов-названий?
Д. Пять.
У. А какое еще есть слово?
Д. Слово-помощник.
V. Подведение итогов урока
У. На какой вопрос урока мы с
вами ответили?
Дети отвечают.
– Дома прочитайте взрослым вслух
сведения из рамки на странице 15, а потом
объясните, что показано в верхней таблице на той
же странице.
Продолжение следует.
Приглашаем вас на встречу с автором УМК «К
тайнам нашего языка» Мариной Cергеевной
Cоловейчик.
Встреча состоится 18 апреля 2005 года на Дне учителя
начальной школы.
|